А ты все та же лес да поле да узорный до бровей

А ты все та же лес да поле да узорный до бровей thumbnail

Из всех деятелей серебряного века очень часто выделяется один поэт. Он смог стать номинальным символом всей поэзии, а его стихи блистают в топах и подборках, так и в школьных учебниках литературы. Приуменьшить его влияние на нашу поэзию было бы неуважительно с моей точки зрения, так что сейчас мы отдадим небольшую дань гению русской поэзии. Представляю вашему вниманию топ 5 стихов Александра Александровича Блока.

5. “Россия”. Блок всегда имел особенный взгляд на мир. Он менялся под давлениями разных факторов, иногда те или иные моменты он освещал по разному или трактовал в своей особенной манере. Единственной вещью, которая не затронула такая особенность мышления стала тема Родины. Отношения Блока и родной земли всегда строилась на любви и бесконечной привязанности. У Александра Александровича есть множество разных стихотворений на тему Родины, но это я выделяю именно этот стих.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

4. Осенний вечер так печален”. Тема осени очень часто проскальзывает в творчестве Блока. Осень очень четко ассоциируется с темой печали. грусти, увядания жизни. Но так же осень имеет под собой тему любви, нежной печали, чувственности и неосязаемости природы. Данный стих прекрасно играет красками и показывает весь литературный талант Блока.

Осенний вечер так печален;
Смежает очи тающий закат…
Леса в безмолвии холодном спят
Над тусклым золотом прогалин.

Озер затихших меркнут дали
Среди теней задумчивых часов,
И стынет всё в бесстрастьи бледных снов,
В покровах сумрачной печали!

3 ” Летний вечер”. Стих рассказывающий о летнем вечере в усадьбе Блока. Молодой блок, закончив все свои дела наслаждается вечером. данный стих передает все красоту юности, ее живительные силы и ту радость, которую Блок испытывает на середине земного пути.

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

2. “О доблестях, о подвигах, о славе”. Данный стих Александр написал после событий расставания со своей женой. Менделеева ушла к другому знаменитому поэту А. Белому. Данный стих любовной лирике стоит отнести к очень печальной и трагичной, перенесенной в серые и пасмурные тона.

Блок со своей женой Любовь Менделеевой

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

1. “Незнакомка”. Сильнейший из стихов любовной лирики Блока. Данный стих был так же написан Блоком после расставания с женой. Он был сильно опечален, грустил, жизнь шла под откос. В этот сложный период он искал смысл жизни, утраченный в печали. И именно в такой момент ему приходит образ незнакомки. Той самой музы, принцессы, которой он пытался добиваться. Обретя в ней новое дыхание, он ищет смысл в наших вещах.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

На этом мы завершаем статью со стихами Блока. Пишите, подборку каких авторов вы хотите увидеть дальше. Подписывайтесь на канал и оставляйте отзывы. Каждое мнение важно, каждый комментарий я читаю. Всего вам лучшего и оставайтесь здоровья.

Источник

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Читайте также:  Чем выше бровь тем красивее лицо

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Анализ стихотворения «Россия» Александра Блока

А. Блок – своеобразный поэт со своим особым взглядом на мир. Его убеждения на протяжении всей жизни часто менялись, но неизменным оставалось одно – любовь к своей стране. В 1908 г. он написал стихотворение «Родина», в котором есть предчувствие надвигающихся ужасов революции и гражданской войны.

Блок относится к России без показного патриотизма и лживого приукрашивания действительности. Его отношение подобно взглядам другого знаменитого поэта и писателя – И. А. Бунина. Блок прекрасно понимает отсталость и низкий уровень развития России. На протяжении веков основной производительной силой остается малограмотное крестьянство. Цивилизация затрагивает лишь крупные города. На бескрайних российских просторах по-прежнему – «расхлябанные колеи».

Все же поэту бесконечно дорога «нищая Россия», представляющая собой огромное множество серых деревень. В ее патриархальности и неспособности к изменениям Блок видит залог устойчивости. Крепкие традиции, мешающие модернизации страны, позволяют сохранить целостность государства. Автор признает, что России в целом присущи врожденные черты русского простого народа: доброта и доверчивость. В стихотворении возникает собирательный образ России – простая русская женщина, которая обладает особой красотой и привлекательностью. Ее легко обмануть какому-нибудь «чародею», что уже не раз случалось в истории.

Но благодаря врожденному инстинкту к самосохранению Россия всегда возрождалась и собиралась с новыми силами. Поэт уверен, что стране еще не раз предстоит стать жертвой обмана, который со временем станет лишь очередной слезой в широкой реке. На удивление врагам раздавленная Россия вновь восстает в своем великом облике. Мысль автора можно считать пророческой, учитывая последующие события.

Стихотворение представляет собой философское размышление автора о судьбе своей Родины. Оно написано в форме обращения лирического героя к России. Выразительные средства подчеркивают незавидное положение страны: эпитеты («нищая», «серые»), сравнения («как слезы»). Многоточия усиливают важность размышления, его бесконечность.

В целом стихотворение «Родина» заканчивается оптимистическим выводом – «Невозможное возможно». Блок уверен, что из всех испытаний, в которые будет повергнута Россия внешними и внутренними врагами, она с честью сумеет выйти. Слабость и бедность – лишь чисто внешние показатели. В глубине страны таятся огромные силы и несгибаемый народный дух, опирающийся на многовековую историю и культуру.

  • Следующий стих → Александр Блок — Русь
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — О красном вечере задумалась дорога

Читать стих поэта Александр Блок — Россия на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

А ты все та же лес да поле да узорный до бровей

Áëîê Àëåêñàíäð Àëåêñàíäðîâè÷ (1880–1921) — ïîýò, îäèí èç ñàìûõ âûäàþùèõñÿ ïðåäñòàâèòåëåé ðóññêîãî ñèìâîëèçìà.

«ÌÈÐÛ ËÅÒßÒ. ÃÎÄÀ ËÅÒßÒ. ÏÓÑÒÀß…»
Ìèðû ëåòÿò. Ãîäà ëåòÿò. Ïóñòàÿ
Âñåëåííàÿ ãëÿäèò â íàñ ìðàêîì ãëàç.
À òû, äóøà, óñòàëàÿ, ãëóõàÿ,
Î ñ÷àñòèè òâåðäèøü, – êîòîðûé ðàç?

×òî ñ÷àñòèå? Âå÷åðíèå ïðîõëàäû
 òåìíåþùåì ñàäó, â ëåñíîé ãëóøè?
Èëü ìðà÷íûå, ïîðî÷íûå óñëàäû
Âèíà, ñòðàñòåé, ïîãèáåëè äóøè?

×òî ñ÷àñòèå? Êîðîòêèé ìèã è òåñíûé,
Çàáâåíüå, ñîí è îòäûõ îò çàáîò…
Î÷í¸øüñÿ – âíîâü áåçóìíûé, íåèçâåñòíûé
È çà ñåðäöå õâàòàþùèé ïîë¸ò…

Âçäîõíóë, ãëÿäèøü – îïàñíîñòü ìèíîâàëà…
Íî â ýòîò ñàìûé ìèã – îïÿòü òîë÷îê!
Çàïóùåííûé êóäà-òî, êàê ïîïàëî,
Ëåòèò, æóææèò, òîðîïèòñÿ âîë÷îê!

È óöåïÿñü çà êðàé ñêîëüçÿùèé, îñòðûé,
È ñëóøàÿ âñåãäà æóææàùèé çâîí, –
Íå ñõîäèì ëè ñ óìà ìû â ñìåíå ï¸ñòðîé
Ïðèäóìàííûõ ïðè÷èí, ïðîñòðàíñòâ, âðåì¸í…

Êîãäà æ êîíåö? Íàçîéëèâîìó çâóêó
Íå ñòàíåò ñèë áåç îòäûõà âíèìàòü…
Êàê ñòðàøíî âñ¸! Êàê äèêî! – Äàé ìíå ðóêó,
Òîâàðèù, äðóã! Çàáóäåìñÿ îïÿòü.

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
«ÊÎÃÄÀ ÒÛ ÇÀÃÍÀÍ È ÇÀÁÈÒ…»
(èç ïîýìû “Âîçìåçäèå”)

Êîãäà òû çàãíàí è çàáèò
Ëþäüìè, çàáîòîé, èëü òîñêîþ;
Êîãäà ïîä ãðîáîâîé äîñêîþ
Âñ¸, ÷òî òåáÿ ïëåíÿëî, ñïèò;
Êîãäà ïî ãîðîäñêîé ïóñòûíå,
Îò÷àÿâøèéñÿ è áîëüíîé,
Òû âîçâðàùàåøüñÿ äîìîé,
È òÿæåëèò ðåñíèöû èíåé,
Òîãäà – îñòàíîâèñü íà ìèã
Ïîñëóøàòü òèøèíó íî÷íóþ:
Ïîñòèãíåøü ñëóõîì æèçíü èíóþ,
Êîòîðîé äí¸ì òû íå ïîñòèã;
Ïî-íîâîìó îêèíåøü âçãëÿäîì
Äàëü ñíåæíûõ óëèö, äûì êîñòðà,
Íî÷ü, òèõî æäóùóþ óòðà
Íàä áåëûì çàïóø¸ííûì ñàäîì,
È íåáî – êíèãó ìåæäó êíèã;
Íàéä¸øü â äóøå îïóñòîø¸ííîé
Âíîâü îáðàç ìàòåðè ñêëîí¸ííûé,
È â ýòîò íåñðàâíåííûé ìèã –
Óçîðû íà ñòåêëå ôîíàðíîì,
Ìîðîç, îëåäåíèâøèé êðîâü,
Òâîÿ õîëîäíàÿ ëþáîâü –
Âñ¸ âñïûõíåò â ñåðäöå áëàãîäàðíîì,
Òû âñ¸ áëàãîñëîâèøü òîãäà,
Ïîíÿâ, ÷òî æèçíü – áåçìåðíî áîëå,
×åì quantum satis* Áðàíäà âîëè,
À ìèð – ïðåêðàñåí, êàê âñåãäà.
. . . . . . . . . . . . . . . . .

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
«ÄÀ, ÒÀÊ ÂÅËÈÒ ÌÍÅ ÂÄÎÕÍÎÂÅÍÜÅ…»
Äà, òàê âåëèò ìíå âäîõíîâåíüå:
Ìîÿ ñâîáîäíàÿ ìå÷òà
Âñ¸ ëüí¸ò òóäà, ãäå óíèæåíüå,
Ãäå ãðÿçü, è ìðàê, è íèùåòà.
È ÿ ëþáëþ ñåé ìèð óæàñíûé:
Çà íèì ñêâîçèò ìíå ìèð èíîé,
Îáåòîâàííûé è ïðåêðàñíûé,
È ÷åëîâå÷åñêè-ïðîñòîé.
È åñëè òû íå æí¸øü, íå ñååøü,
Êîëü òû “òàê ïðîñòî – ÷åëîâåê”,
Òî ÷òî òû çíàåøü? ×òî òû ñìååøü
Ñóäèòü â áåçóìíûé ýòîò âåê?
Òû áûë êîãäà-íèáóäü óíèæåí
Áîëåçíüþ, ãîëîäîì, íóæäîé?
Òû âèäåë ëè äåòåé â Ïàðèæå?
Èëü íèùèõ íà ìîñòó çèìîé? –
Íà íåïðîãëÿäíûé óæàñ æèçíè
Îòêðîé ñêîðåé, îòêðîé ãëàçà,
Ïîêà âåëèêàÿ ãðîçà
Âñ¸ íå ñìåëà â òâîåé îò÷èçíå,
È ïóñòü ðàçèò òâîé ãîðäûé ãíåâ
Íå òåõ, êòî òàùèò æèçíè áðåìÿ…
Èíîé è çëîå ñåÿë ñåìÿ,
Íî íå áåñïëîäåí áûë ïîñåâ…
Îí ïðàâ õîòü òåì, ÷òî æèçíè ýòîé
Ðóìÿíà æèðíûå îòâåðã,
×òî, êàê ïóãëèâûé êðîò, îò ñâåòà
Çàðûëñÿ â çåìëþ, òàì ïîìåðê,
Âñþ æèçíü æåñòîêî íåíàâèäÿ
È ïðîêëèíàÿ ýòîò ñâåò,
Ïóñêàé ãðÿäóùåãî íå âèäÿ,
Äíÿì íàñòîÿùèì ìîëâèâ: Íåò!

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
«Î, ÂÅÑÍÀ! ÁÅÇ ÊÎÍÖÀ È ÁÅÇ ÊÐÀÞ…»
Î, âåñíà! áåç êîíöà è áåç êðàþ –
Áåç êîíöà è áåç êðàþ ìå÷òà!
Óçíàþ òåáÿ, æèçíü! Ïðèíèìàþ!
È ïðèâåòñòâóþ çâîíîì ùèòà!

Ïðèíèìàþ òåáÿ, íåóäà÷à,
È óäà÷à, òåáå ìîé ïðèâåò!
 çàêîëäîâàííîé îáëàñòè ïëà÷à,
 òàéíå ñìåõà – ïîçîðíîãî íåò!

Ïðèíèìàþ áåññîííûå ñïîðû,
Óòðî â çàâåñàõ ò¸ìíûõ îêíà,
×òîá ìîè âîñïàë¸ííûå âçîðû
Ðàçäðàæàëà, ïüÿíèëà âåñíà!

Ïðèíèìàþ ïóñòûííûå âåñè!
È êîëîäöû çåìíûõ ãîðîäîâ!
Îñâåòë¸ííûé ïðîñòîð ïîäíåáåñèé
È òîìëåíèÿ ðàáüèõ òðóäîâ!

È âñòðå÷àþ òåáÿ ó ïîðîãà –
Ñ áóéíûì âåòðîì â çìåèíûõ êóäðÿõ,
Ñ íåðàçãàäàííûì èìåíåì áîãà
Íà õîëîäíûõ è ñæàòûõ ãóáàõ…

Ïåðåä ýòîé âðàæäóþùåé âñòðå÷åé
Íèêîãäà ÿ íå áðîøó ùèòà…
Íèêîãäà íå îòêðîåøü òû ïëå÷è…
Íî íàä íàìè – õìåëüíàÿ ìå÷òà!

Читайте также:  Идеальные брови как сделать картинки

È ñìîòðþ, è âðàæäó èçìåðÿþ,
Íåíàâèäÿ, êëÿíÿ è ëþáÿ:
Çà ìó÷åíüÿ, çà ãèáåëü – ÿ çíàþ –
Âñ¸ ðàâíî: ïðèíèìàþ òåáÿ!

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
«ÏÅÐÅÄ ÑÓÄÎÌ»
×òî æå òû ïîòóïèëàñü â ñìóùåíüè?
Ïîãëÿäè, êàê ïðåæäå, íà ìåíÿ.
Âîò êàêîé òû ñòàëà – â óíèæåíüè,
 ðåçêîì, íåïîäêóïíîì ñâåòå äíÿ!

ß è ñàì âåäü íå òàêîé – íå ïðåæíèé,
Íåäîñòóïíûé, ãîðäûé, ÷èñòûé, çëîé.
ß ñìîòðþ äîáðåé è áåçíàäåæíåé
Íà ïðîñòîé è ñêó÷íûé ïóòü çåìíîé.

ß íå òîëüêî íå èìåþ ïðàâà,
ß òåáÿ íå â ñèëàõ óïðåêíóòü
Çà ìó÷èòåëüíûé òâîé, çà ëóêàâûé,
Ìíîãèì æåíùèíàì ñóæä¸ííûé ïóòü…

Íî âåäü ÿ íåìíîãî ïî-äðóãîìó,
×åì èíûå, çíàþ æèçíü òâîþ,
Áîëåå, ÷åì ñóäüÿì, ìíå çíàêîìî,
Êàê òû î÷óòèëàñü íà êðàþ.

Âìåñòå âåäü ïî êðàþ, áûëî âðåìÿ,
Íàñ âîäèëà ïàãóáíàÿ ñòðàñòü,
Ìû õîòåëè âìåñòå ñáðîñèòü áðåìÿ
È ëåòåòü, ÷òîáû ïîòîì óïàñòü.

Òû âñåãäà ìå÷òàëà, ÷òî, ñãîðàÿ,
Äîãîðèì ìû âìåñòå – òû è ÿ,
×òî äàíî, â îáúÿòüÿõ óìèðàÿ,
Óâèäàòü áëàæåííûå êðàÿ…

×òî æå äåëàòü, åñëè îáìàíóëà
Òà ìå÷òà, êàê âñÿêàÿ ìå÷òà,
È ÷òî æèçíü áåçæàëîñòíî ñòåãíóëà
Ãðóáîþ âåð¸âêîþ êíóòà?

Íå äî íàñ åé, æèçíè òîðîïëèâîé,
È ìå÷òà ïðàâà, ÷òî íàì ëãàëà. –
Âñ¸-òàêè, êîãäà-íèáóäü ñ÷àñòëèâîé
Ðàçâå òû ñî ìíîþ íå áûëà?

Ýòà ïðÿäü – òàêàÿ çîëîòàÿ
Ðàçâå íå îò ñòàðîãî îãíÿ? –
Ñòðàñòíàÿ, áåçáîæíàÿ, ïóñòàÿ,
Íåçàáâåííàÿ, ïðîñòè ìåíÿ!

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
«ÏÐÎÉÄ¨Ò ÇÈÌÀ – ÓÂÈÄÈØÜ ÒÛ…»
Ïðîéä¸ò çèìà – óâèäèøü òû
Ìîè ðàâíèíû è áîëîòà
È ñêàæåøü: “Ñêîëüêî êðàñîòû!
Êàêàÿ ì¸ðòâàÿ äðåìîòà!”

Íî ïîìíè, þíàÿ, â òèøè
Ìîèõ ðàâíèí õðàíèë ÿ äóìû
È òùåòíî æäàë òâîåé äóøè,
Áîëüíîé, ìÿòåæíûé è óãðþìûé.

ß â ýòîì ñóìðàêå ãàäàë,
Âçèðàë â ëèöî ÿ ñìåðòè õëàäíîé
È áåñêîíå÷íî äîëãî æäàë,
 òóìàíû âñìàòðèâàÿñü æàäíî.

Íî ìèìî ïðîõîäèëà òû, –
Ñðåäè áîëîò õðàíèë ÿ äóìû,
È ýòîé ì¸ðòâîé êðàñîòû
 äóøå îñòàëñÿ ñëåä óãðþìûé.

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
«ÐÎÑÑÈß»
Îïÿòü, êàê â ãîäû çîëîòûå,
Òðè ñò¸ðòûõ òðåïëþòñÿ øëåè,
È âÿçíóò ñïèöû ðîñïèñíûå
 ðàñõëÿáàííûå êîëåè…

Ðîññèÿ, íèùàÿ Ðîññèÿ,
Ìíå èçáû ñåðûå òâîè,
Òâîè ìíå ïåñíè âåòðîâûå –
Êàê ñë¸çû ïåðâûå ëþáâè!

Òåáÿ æàëåòü ÿ íå óìåþ
È êðåñò ñâîé áåðåæíî íåñó…
Êàêîìó õî÷åøü ÷àðîäåþ
Îòäàé ðàçáîéíóþ êðàñó!

Ïóñêàé çàìàíèò è îáìàíåò, –
Íå ïðîïàä¸øü, íå ñãèíåøü òû,
È ëèøü çàáîòà çàòóìàíèò
Òâîè ïðåêðàñíûå ÷åðòû…

Íó ÷òî æ? Îäíîé çàáîòîé áîëå –
Îäíîé ñëåçîé ðåêà øóìíåé,
À òû âñ¸ òà æå – ëåñ, äà ïîëå,
Äà ïëàò óçîðíûé äî áðîâåé…

È íåâîçìîæíîå âîçìîæíî,
Äîðîãà äîëãàÿ ëåãêà,
Êîãäà áëåñí¸ò â äàëè äîðîæíîé
Ìãíîâåííûé âçîð èç-ïîä ïëàòêà,
Êîãäà çâåíèò òîñêîé îñòðîæíîé
Ãëóõàÿ ïåñíÿ ÿìùèêà!..

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
«ß ÏÐÈÃÂÎÆÄ¨Í Ê ÒÐÀÊÒÈÐÍÎÉ ÑÒÎÉÊÅ…»
ß ïðèãâîæä¸í ê òðàêòèðíîé ñòîéêå.
ß ïüÿí äàâíî. Ìíå âñ¸ – ðàâíî.
Âîí ñ÷àñòèå ìî¸ – íà òðîéêå
 ñðåáðèñòûé äûì óíåñåíî…

Ëåòèò íà òðîéêå, ïîòîíóëî
 ñíåãó âðåì¸í, â äàëè âåêîâ…
È òîëüêî äóøó çàõëåñòíóëî
Ñðåáðèñòîé ìãëîé èç-ïîä ïîäêîâ…

 ãëóõóþ òåìåíü èñêðû ìå÷åò,
Îò èñêð âñþ íî÷ü, âñþ íî÷ü ñâåòëî…
Áóáåí÷èê ïîä äóãîé ëåïå÷åò
Î òîì, ÷òî ñ÷àñòèå ïðîøëî…

È òîëüêî ñáðóÿ çîëîòàÿ
Âñþ íî÷ü âèäíà… Âñþ íî÷ü ñëûøíà…
À òû, äóøà… äóøà ãëóõàÿ…
Ïüÿíûì ïüÿíà… ïüÿíûì ïüÿíà..

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 30.09.2016. Áàéðîí äæîðäæ ãîðäîí 1788 1824
  • 22.09.2016. Òâîð÷åñêîå âçàèìîîòíîøåíèå Àõìàòîâîé è Öâåòàåâîé.
  • 21.09.2016. Ïîñëåäíåå ñòèõîòâîðåíèå Ì. Öâåòàåâîé
  • 17.09.2016. Âèêòîð Âëàäèìèðîâè÷ Õëåáíèêîâ. Ðóññêèé ïîýò è ïðîç
  • 16.09.2016. Öâåòàåâà, Ìàðèíà Èâàíîâíà.
  • 13.09.2016. Àííà Àíäðååâíà Àõìàòîâà.
  • 12.09.2016. Áëîê À. À. 1880 1921 ïîýò, îäèí èç ñàìûõ…
  • 11.09.2016. Êîíñòàíòèí Äìèòðèåâè÷ Áàëüìîíò. ðóññêèé ïîýò…
  • 09.09.2016. Öàî ×æè – äðåâíåêèòàéñêèé ïîýò, 192 232 ã. í. ý
  • 07.09.2016. Â êîíöåðòå.
  • 04.09.2016. Êîíå÷íûé ïóòü
  • 02.09.2016. ×óäî-ðåá¸íîê, ÷üè ñòèõè ïîðàçèëè âåñü ìèð.
  • 01.09.2016. Æèçíü – îáìàí ñ ÷àðóþùåé òîñêîþ.

Источник

В творчестве почти любого поэта есть линия стихов, посвященная родной стороне. И по одной этой линии многое становится понятно о характере поэта, его взглядах, а также о том, какое послание в вечность о России он хотел бы оставить. Века идут, а по их стихам мы судим о настроениях в обществе во времена поэта. Их же стихи прививают каждому поколению чувство любви или, наоборот, нелюбви к родине.

Я сделала подборку своих любимых стихов о нашей стране, а также добавила некоторые очень интересные творения. Начинается подборка со стихотворения Пушкина, которое в последние годы особенно актуально.

Александр Пушкин

Клеветникам России

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Михаил Лермонтов

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Читайте также:  Чем смыть остатки краски для бровей и ресниц

Сергей Есенин

Гой ты, Русь моя родная

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Запели тесаные дроги

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Письмо к женщине

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!

Александр Блок

Россия

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Анна Ахматова

Родная земля

заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

Не с теми я, кто бросил землю

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.. .
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Иван Бунин

Родине

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Марина Цветаева

Тоска по родине

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

Источник