Адольф лоос дом без бровей

Адольф лоос дом без бровей thumbnail

В издательстве Strelka Press вышел сборник эссе архитектора и мыслителя Адольфа Лооса. Мы выбрали из него самые эффектные цитаты бескомпромиссного австрийца.

Портрет Адольфа Лооса. Оскар Кокошка. 1909 год / artchive.ru

  • Лишь очень малая часть архитектуры относится к искусству — надгробие и памятник. Все прочее, все, что служит некой цели, следует исключить из царства искусства.

  • Если мы увидим в лесу холм длиной в шесть футов и шириной в три, которому лопатой придана пирамидальная форма, мы тотчас загрустим. И что-то в душе подскажет нам: здесь кто-то похоронен. Вот что такое архитектура.

  • Каждый город имеет тех архитекторов, которых заслуживает.

  • Если хотите иметь современное ремесло, современные предметы обихода, отравите архитекторов.

  • Потемкинский город, о котором я собираюсь поговорить здесь, — это наша милая Вена. Тяжелое обвинение, и мне будет тяжело приводить доказательства.

  • Давайте не будем стыдиться, что живем в доме, где снимают квартиры многие другие люди, социально нам равные!

«Дом без бровей», или Лоосхаус, — здание в Вене, построенное по проекту Адольфа Лооса / venagid.ru

  • В начале была одежда.

  • Современный человек, покрывающий себя татуировкой, — преступник или дегенерат.

  • Что ж, флаг вам в руки, герольды имитации, изготовители шаблонных инкрустаций, окон в стиле «изуродуй свой дом», кубков из папье-маше, под старину!

  • Молитва бедной крестьянской девушки с большей силой вознесется к небесам в церкви, воздвигнутой из настоящего материала, нежели в гипсовых стенах, окрашенных под мрамор.

  • Плохая форма простительна, если мода на нее скоро пройдет. Но если халтура сработана на века, она неэстетична вдвойне.

Вилла Мюллера в Праге. Одна из работ Адольфа Лооса

  • О культуре страны можно судить по степени размалеванности стен в сортирах.

  • Величие нашего времени в том и состоит, что мы не в состоянии произвести на свет новый орнамент.

  • Орнамент — это растраченная впустую рабочая сила, а тем самым растраченное здоровье.

  • Если человек идет на концерт, где исполняют Девятую симфонию, а затем садится рисовать узор для обоев, то он либо мошенник, либо дегенерат.

  • Так как ремесленник, человек современный, цивилизованный, не умел рисовать орнаменты, учредили школы, где здоровых молодых людей натаскивали до тех пор, пока они этому не выучивались. Так в Китае маленьких детей засовывают в вазу и годами откармливают, пока эти жуткие уродцы не разломают свою клетку.

  • Роман, который претендует на лавры хорошей драмы, плох как роман и плох как драма.

1 / 3

Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum

2 / 3

Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum

3 / 3

Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum

  • Горжусь, что мои заказчики не узнают на снимках собственных квартир — в точности так, как владелец полотна Моне не узнал бы своей картины в интерьере у Кастана.

  • Хватит носиться с оригинальными гениями! Давайте безустанно повторять самих себя! Пусть один дом будет похож на другой!

  • Пора покончить с фальшивой суетой, верхом которой является игра в крестьянский театр с его пестрыми крестьянскими тканями, слащавыми конфетными узорами, притворной наивностью, вымученным косноязычием вместо свободной речи, со всем этим детским маскарадом.

Источник

10 декабря — день рождения Адольфа Лооса, архитектора, повлиявшего на принципы модернизма. За свою жизнь Лоос спроектировал 56 интерьеров — кафе, магазины, виллы и апартаменты. Почти все его дома представляют собой простейшие объемы белого цвета без какого-либо декора на фасадах. Внутри же них — интерьеры, отделанные самыми дорогими и редкими материалами своего времени. Strelka Mag выбрал 7 самых ярких примеров работы Адольфа Лооса.

 

Café Museum, Вена

Фото: wiki.commons

Café Museum — одна из первых больших работ Лооса. Заведение в 1899 году открыл Людвиг Фриш, раньше содержавший кафе рядом с венским Музеем истории искусств — отсюда название заведения. Адольф Лоос, незадолго до этого опубликовавший серию статей с резкой критикой австрийского дизайна, получил шанс показать свое видение того, как должен выглядеть современный интерьер.

Кафе находилось совсем рядом со зданием Венского Сецессиона — главного художественного объединения в городе, отличавшегося любовью к сложному орнаменту. Лоос же считал, что орнаменту нет места в новой архитектуре. Этот принцип он через несколько лет декларировал в эссе «Орнамент и преступление».

Фото: wiki.commons

Café Museum получило крайне минималистичный дизайн: простые металлические светильники вместо хрустальных люстр, деревянные стулья вместо модных тогда красных плюшевых кресел. Подобные стулья можно купить и сейчас — их спроектировала и до сих пор продает знаменитая мебельная фирма Gebrüder Thonet. Оппозиционное Сецессиону кафе быстро стало местом силы для нового поколения венских художников.

Уже в 1930-х годах интерьер кафе реконструировал Йозеф Зотти, ученик одного из основателей Сецессиона. В 2003 году кафе вернули оригинальный интерьер, однако в 2010 году заведение выкупила сеть туристических кафе. Новые владельцы вернули Café Museum дизайн Зотти и превратили его в популярное место среди гостей города. Таким образом оригинальный интерьер Лооса был окончательно утрачен. Его ученик, Генрих Кулька, назвал Café Museum «Отправной точкой всего современного интерьерного дизайна».

 

Вилла Карма, Монтрё, Швейцария

В 1903 году Теодор Бир, профессор Венского университета, заказал Лоосу домик для сторожа на своей швейцарской вилле. Перестройкой главного здания занимался архитектор Анри Лаванши, но в 1904 году этот проект также отдали Лоосу. Сейчас вилла Карма выставлена на продажу.

Лоос перестроил крышу виллы, превратив ее в террасу, и добавил еще один этаж. Террасы есть и в части дома, обращенной к Женевскому озеру. Внутри помещения образуют сложную сеть, построенную вокруг центрального атриума.

Для оформления интерьеров архитектор использовал дерево, а также черный, белый и розовый мрамор. Пожалуй, самое знаменитое помещение виллы Карма — облицованная черным мрамором ванная комната с бронзовыми дверями. Библиотека украшена витражным окном с абстрактным рисунком. Любовь к дорогим и редким материалам Лоос унаследовал от отца — скульптора и каменщика, умершего, когда архитектору было девять.

 

American Bar, Вена

Фото: TODD EBERLE

Построенный в 1908 году American Bar — самый маленький бар в Вене и первый коктейльный бар в городе, славящимся своими кофейнями. С 1893 по 1896 год Лоос жил в США, что вдохновило его на создание American Bar в Вене.

Фасад украшен четырьмя пилястрами из красно-белого греческого мрамора. Рисунок камня создает иллюзию объема, а светлая нижняя часть пилястр напоминает базу колонны — это отсылка к формам классической архитектуры.

Фото: wiki.commons

Адольф Лоос использовал в маленьком помещении зеркала, чтобы визуально расширить пространство. Потолок и барная стойка покрыты панелями из красного дерева. На полу — плитка из белого и зеленого мрамора. Стены отделаны ониксом — когда на них падает свет с улицы, камень приобретает цвет виски. Мебель покрыта зеленой кожей, как в салонах автомобилей того времени. Интерьер также украшен витражной вывеской призматической формы с рисунком американского флага.

Бар часто сравнивают с полотнами кубистов — современников Лооса. На стене висит портрет писателя Петера Альтенберга, близкого друга архитектора.

В Первую и Вторую мировую войну бар закрывался, и к концу века пришел в состояние упадка. Все изменилось, когда в 1995 году его управляющей стала Марианна Кон — издание Welt называло ее «самой известной барменшей города». По словам Кон, ее предки, изготовители мебели Яков и Йозеф Кон, работали вместе с Адольфом Лоосом.

Фото: wiki.commons

Марианн Кон вернула месту популярность. Здесь снималась реклама Gucci с дочерью Принцессы Монако, а Квентин Тарантино назвал второстепенного персонажа второй части Kill Bill в честь одной из работниц бара. В 2013 году на Манхэттене открылся свой Loos Bar — трибьют American Bar в Вене.

Читайте также:  В какой цвет покрасить брови темно русым

 

Дом Моллер, Вена

В 1927 году Лоос жил в Париже, но время от времени приезжал в Вену. Во время одного из таких путешествий он получил заказ на проект дома от Ханса Моллера, владельца крупного текстильного производства. Архитектор руководил проектом из Вены, а в Париже за работами следили его ученики.

Дом Моллер стоит на холме, что позволило окружить здание нисходящими террасами. Обращенный на улицу фасад имеет строгую геометрическую форму, лишен украшений и покрыт простой белой штукатуркой. Он выполняет роль стены, отделяющей жильцов дома от публики.

Фото: wiki.coomons

Помещения организованы согласно архитектурной теории, разработанной Адольфом Лоосом — она называется Raumplan. В переводе с немецкого это означает «пространственный план». По Raumplan пространство дома проектируется как соединенные переходами и лестницами кубы с разной высотой потолков. Тем самым Лоос разрушает классическое разделение здания на этажи. Также теория Raumplan строго отводит каждой комнате свою функцию — в противовес свободной планировке, предложенной Ле Корбюзье.

В доме используются деревянные панели, а полы покрыты паркетом из эбенового дерева. Прихожая дома Моллер имеет множество лестниц, связывающих ее со всеми частями дома. Во входной части здания Лоос использовал яркие цвета, чтобы обозначить границы между комнатами. На этом уровне находились гардеробная, лобби, комнаты прислуги и гараж. Из лобби можно попасть в гостиную, оттуда открывался вид на сад. На небольшом возвышении в углу комнаты находится отсек с диваном и книжными полками. Гостиная соединена со столовой. Помещение украшено пилястрами из травертина.

Историки архитектуры считают, что пространство дома Моллер организовано таким образом, что его обитатели оказываются в неравном положении. Например, обитатель книжного отсека в гостиной скрыт от посторонних глаз и становятся наблюдателем, в чье поле зрения невольно попадают остальные жильцы. Исследователи сравнивают такой принцип построения помещений с театральной сценой.

 

Вилла Мюллер, Прага

Фото: wiki.commons

Этот построенный в 1928 – 1930 годах дом — одна из самых известных и важных работ Адольфа Лооса. Архитектор жил в Вене, но много работал в Чехии — там он родился и сохранил связь с этой страной. Владелец дома, Франтишек Мюллер, был сооснователем одной из самых крупных строительных фирм в Чехии в период между двумя мировыми войнами.

Вилла Мюллер также построена по принципам теории Raumplan и считается самым ярким ее воплощением. Комнаты в доме обладают различной высотой потолков и сгруппированы вокруг центральной лестницы. Все помещения связаны ступеньками. Вместо несущих стен иногда используются колонны.

1 / 5

Фото: Museum Villa Müller

Raumplan позволил создать в доме полностью проходное пространство. Входная группа покрыта плиткой темного цвета, обладает низкими потолками и открывается в гардеробную с белыми стенами и большим окном. В дальнем конце этой комнату находится маленькая полукруглая лестница, ведущая в гостиную. Вход в нее отмечен мраморными колоннами, а потолки в этом помещении выше в два раза. Дальше проход идет через столовую на верхние этажи. На крыше находится терраса. С одной ее стороны стоит стена с окном, обраляющим вид на Пражский собор.

Чем выше, тем более приватными становятся помещения. На самом верху расположены кабинет и комната хозяйки дома. Это помещение находится в центре дома и снабжено небольшим возвышением, откуда открывается вид на гостиную. В этом доме Лоос также соблюдает принцип театральности пространства.

Фото: wiki.commons

В 1948 году коммунистическое правительство конфисковало виллу. Здание использовали для разных целей. Например, в 1970-х годах там располагался Институт марксизма-ленинизма. После свержения коммунистического правительства в 1989 году дом вернули дочери Франтишека — Еве Мюллер, которая продала здание городу. В 1990-х годах виллу отреставрировали и открыли для широкой публики в 2000 году. Сейчас в доме расположен музей пражской культуры.

 

Апартаменты, Пльзень, Чехия

Фото: adolfloosplzen.cz

Между 1907 и 1932 годами Адольф Лоос создал несколько проектов апартаментов для богатых еврейских семей из чешского города Пльзень. По количеству реализованных интерьеров Лооса Пльзень может сравниться с Веной.

В 1933 году архитектор умер. Во время Второй мировой войны большинство семей стало жертвами Холокоста, а их жилища попали в руки нацистов. Некоторые из них позднее использовались в качестве штаба коммунистического правительства Чехословакии. До наших дней сохранилось лишь восемь апартаментов. В 2015 году Пльзень получил статус Культурной столицы Европы и получил возможность отреставрировать три интерьера Лооса.

Квартира доктора Фогля

Педиатр Йозеф Фогль заказал дизайн Лоосу в 1928 году. Архитектор обустроил в квартире медицинское отделение с комнатой ожидания и рентгеновским кабинетом. Эта часть апартамента не уцелела — из всей квартиры сохранились только гостиная и столовая. Обе комнаты обставили точными копиями мебели, стоявшей в апартаменте изначально. Гостиная обшита шпоном из вишневого дерева с встроенными рамами для японских гравюр. Столовая покрыта желтым травертином, а одна стена целиком зеркальная.

Квартира семьи Краус

Фото: adolfloosplzen.cz

В 1930 – 1931 годах Лоос спроектировал интерьер для химика Вилема Крауса и его жены Гертруды. Самая ценная часть апартамента — зал, соединенный со столовой. Две его противоположные стены украшены зеркалами, создавая своеобразную анфиладу из отражений. Остальные стены покрыты плиткой из зеленого мрамора с белыми прожилками. Встроенная деревянная мебель и кессонированный потолок сделаны из красного дерева.

Дом Бруммель

Фото: adolfloosplzen.cz

Это самый ценный образец работы Лооса в Пльзене, переживший бомбежки и попытки сноса. Заказчик, Ян Бруммель владел бизнесом по продаже пиломатериалов. До проекта Лооса дом представлял собой обычное здание в стиле историзма. Архитектор полностью перестроил дом для Бруммеля, убрав с фасада все декоративные элементы и спрятав двускатную крышу под высоким чердаком.

Внутреннее пространство дома получило необычную планировку, которой славятся наиболее знаменитые работы Лооса. В интерьерах сохранилась оригинальная мебель, спроектированная архитектором. Также здесь можно увидеть такие элементы интерьера, как бетонная копия ренессансного камина. Она была призвана отвлекать внимание жильцов и их гостей от непривлекательного вида из окна.

 

Спальня Лины и Адольфа Лоос

Фото: wiki.commons

В 1903 году Лоос спроектировал спальню для своей первой жены, Лины. Эта работа отличалась обилием текстиля. Паркет был застелен синим ковром, поверх которого лежит еще один ковер — из ангорского кролика. Он покрывал почти всю комнату и даже заходит на кровать. Стены были покрыты белыми батистовыми занавесками. Они начинались на уровне двери. За шторами были спрятаны деревянные шкафы. Этой спальней архитектор пользовался до конца жизни.

Адольф Лоос считал меховые шкуры и ткань прототипом архитектуры. По его мнению, интерьер должен был покрывать своего обитателя так же, как одежда. «Человек искал убежища от непогоды и тепла и безопасности во время сна. Он стремился покрыть себя. Покрывало — самая старая архитектурная деталь. Первоначально оно было сделано из шкур животных или ткани», — писал он в 1898 году. Спальня Лины Лоос — самое яркое олицетворение этого убеждения архитектора.

В 2015 году бюро Hubmann Vass Architekten реконструировало знаменитую спальню на основе воспоминаний современников Лооса и архивных фотографий.

Источник

Имя архитектора Адольфа Лооса связано с борьбой против бессмысленного украшательства в искусстве. Эта борьба прошла через все его творчество. Вплоть до конца своей жизни Лоос проповедовал и в теории и на практике идею очищения искусства – теорию пуризма… 

Адольф Лоос родился 10 декабря 1870 года в Брюнне (Брно) в семье резчика по камню, владевшего мастерской, и мелкопоместной дворянки. В семье было еще двое детей. Когда Адольфу исполнилось десять лет, внезапно умер отец. Мастерской стала управлять мать, женщина суровая и энергичная, требовавшая от детей беспрекословного повиновения. Это породило у сына непонимание матери, а со временем даже ненависть. 

Читайте также:  Краска для бровей estel темно коричневая

Под влиянием отца Адольф с детства «всосал дух всех ручных ремесел». Он всегда стремился в мастерскую отца, где видел тогда много интересного. Но постепенно это отношение изменилось. Вскоре Адольфа отправили в школу, где было гораздо менее интересно, нежели в мастерской. После смерти отца он закончил гимназию монастыря бенедиктинцев в Мельке-на-Дунае и отправился в Рейхенберг, где поступил в Государственную художественно-промышленную школу по классу архитектуры. 

Адольф лоос дом без бровей

В 1889 году Адольф служил в армии. Затем уехал в Вену, и в 1890 году поступил в Технический институт Дрездена, где совершенствовался в архитектуре под руководством профессора Вейсбаха. И все это – вопреки желанию своей матери, которая хотела, чтобы Адольф взял на себя руководство мастерской отца. Но его тянуло к большему, чем управление камнерезной мастерской. 

Закончив в 1893 году Технический институт Дрездена, Лоос с трудом получил согласие матери на путешествие в Северную Америку, где в Филадельфии жил его дядя, часовой мастер по профессии. Мать взяла с Адольфа подписку в том, что он никогда не станет претендовать на мастерскую отца и на наследство, с этими условиями он охотно согласился. Ему не терпелось увидеть открывшуюся в Чикаго Всемирную выставку. 

Пребывание Адольфа Лооса в Америке в 1893-1896 годах связано с посещением им не только Филадельфии, Чикаго, но и Нью-Йорка, Сен-Луи. Деньги у него кончились довольно быстро, он не хотел обременять своих американских родственников и добывал себе средства существования самой различной работой, вплоть до мойщика посуды в баре. Он был молод и полон сил, владел разными ремеслами, не гнушался работой паркетчика, каменщика на стройке. Он жил впроголодь, но был счастлив и жадно впитывал впечатления о жизни незнакомой страны. Лоос внимательно изучал, как строят в Америке, особенно его потрясли работы чикагских архитекторов Адлера, Салливена. Впрочем, он никогда не стремился впоследствии им слепо подражать, хотя и восхищался деловитостью и практичным подходом к делу. Лоос усвоил правило – не подражать никому, он дорожил свободой мысли. 

В 1896 году Лоос возвратился на родину и обосновался в Вене. «Он научился всему, чему мог научиться. В Америке ему нечего больше делать». Первое время он работал сотрудником строительной фирмы Майредера в Вене. Одновременно он начал публиковать статьи по вопросам искусства и ремесла в газетах и в журнале Петера Альтенберга «Искусство». В эти же годы он начал проектировать новые интерьеры квартир в доходных домах. 

Лоос появился в Вене в самый разгар борьбы модернистов во главе с Отто Вагнером против Консервативной линии. Он вступил в нее и «отважился с безумной храбростью открыть войну на два фронта он боролся как против историзма архитектуры Рингштрассе, так и против орнаментализма Сецессиона». Лоос первым увидел в сецессионизме показное фасадничество, «бутафорскую чисто внешнюю декоративность», которая извращала функциональный метод модерна и грозила подменить обновление архитектуры некритическими заимствованиями «новой орнаментики». 

Адольф лоос дом без бровей

Дом Жозефины Бейкер, 1927 год

Лоос принадлежал к более молодому поколению архитекторов, нежели Вагнер, и кое в чем он яснее понимал сущность «современной архитектуры», возможно, не без критического усвоения опыта американского строительству. И Лоос довольно рано сумел отыскать тот путь, который позволил более четко толковать на практике смысл изменения архитектурных форм. В 1903 году Лоос стал членом объединения «Венские Мастерские», однако возобладавший там декоративизм вызвал резко отрицательное отношение Лооса и его скорый уход из мастерских. 

Эстетические воззрения Лооса – это воззрения широко эрудированного специалиста, знающего художественные и технические достижения своего времени в разных областях и умеющего ценить эти достижения. Его взгляды на искусство зависели не столько от чужих идей, сколько от собственного владения разными ремеслами – каменщика и резчика по камню, дереву, паркетчика и т.п. 

С 1898 года Лоос стал помещать в венской печати статьи по вопросам развития искусства и ремесла, которые в 1921 году были объединены в сборник под многозначительным названием «Сказанное в пустоту». Статьи, написанные после 1900 года, были собраны позже в сборник под не менее броским названием «Вопреки». 

В довоенный период Лоос специализируется в области интерьера частных квартир, реже – делового интерьера. Только с 1910 года он начинает возводить здания, ему удается даже построить многоквартирный городской дом. Большие замыслы этой поры у мастера остались лишь в проектах отелей, магазинов, административных зданий. 

Работу Лооса в области интерьера жилища отличает общая для модерна тенденция сближения облика городской квартиры и сельского жилища. Во всех интерьерах Лоос исходит из принципа объединения пространства квартиры. 

Лоос передвинул центр тяжести программы «современной архитектуры» в сторону материала, почти на четверть века опередив Ф.Л. Райта, обратив внимание на такое эстетическое воздействие произведений искусства и ремесла, какое достигается «через материал и форму». В пуризме утверждается непрерывная связь функции и формы через материал. 

Адольф лоос дом без бровей

Кафе «Музей» в Вене

Опередив Ле Корбюзье, еще в 1913-1914 годах Лоос выступил с разъяснением ценности традиций народного искусства – любовного, бережного отношения к труду и к материалу, к «цели» постройки, к удобствам пользования домом. В эти-то традиции и уходит своими корнями рационализм самого Лооса – это рационализм и крестьянина, и ремесленника. 

В статье 1913 года «Правила для тех, кто строит в городах» Лоос попытался показать, какие уроки можно извлечь из народного искусства «Обращай внимание на формы, в которых строит крестьянин. Потому что они есть квинтэссенция прадедовской мудрости. Но изыскивай обоснование формы. Не строй живописно. Предоставь это действие стенам, горам и солнцу. Думай не о крыше, а о дожде и снеге. Будь искренен. Природа дружит только с честностью. Не бойся прослыть несовременным. Изменения старого способа строительства возможны лишь тогда, когда они означают улучшение, иначе лучше оставаться при прежнем способе». 

В этих правилах, похожих на афоризмы, ясно выражен рационалистический дух творческого метода, которым руководствовался Лоос. Это функциональный метод, утверждающий великую традицию верности практическим запросам потребителя. Но как художник Лоос убежден еще в необходимости корректировать эти запросы в соответствии с эстетическим идеалом времени. 

Народной традицией можно назвать и использование открытых балочных деревянных потолков в квартире. Отделка каминной ниши кирпичом – возможно, тоже прием, возникший не в изысканных жилищах аристократов. 

История жизни Адольфа Лооса

За тридцать пять лет Адольф Лоос создал около полусотни жилых интерьеров в квартирах доходных домов репрезентативного типа. Уже в первых своих интерьерах Лоос руководствовался принципом безорнаментальности. Он отстаивал этот принцип в своих публикациях и неуклонно следовал ему на практике. Среди наиболее интересных ранних интерьеров – квартира Гуго Габерфельда (1899), квартира Леопольда Лангера (1901), собственная квартира в Вене (1903). 

В относительно скромной квартире Лангера Лоосом выполнен интерьер столовой. Мастер понимал, что в современных городских квартирах неизбежно разнообразное использование одних и тех же помещений, он наблюдал это и в Америке. Столовая квартиры Лангера является одновременно и кабинетом. Она состоит из двух комнат, связанных широким открытым проемом, образовавшимся на месте убранной стены. С двух сторон комнаты находятся разные по высоте ниши. В одной из них встроен угловой камин. 

Для откосов оконных ниш Лоос применяет мраморную облицовку – ее легко содержать в чистоте. Белая штукатурка верхней части стен и потолка между балками в сочетании с темным тоном мрамора и красным деревом, мягкой мебелью и коврами – все это создает строгий и уютный облик жилища. 

Читайте также:  Как накрасить брови для новичков

Адольф лоос дом без бровей

Адольф Лоос, Chicago. Tribune competition entry, 1922, фото

Не менее интересный образец применения орнаментального декора дает богатая квартира Эмиля Левенбаха в Вене. И жилая комната, и столовая здесь представляют собой роскошные репрезентативные помещения. Жилая комната – вся в белом мраморе облицованных стен, потолок обшит деревом. Стены облицованы мрамором и в столовой, имеющей вид торжественного небольшого зала. Убранство комнаты дополняет старинная мебель. 

Вплоть до конца 1920-х годов интерьеры квартир у Лооса встречаются лишь в зданиях, полностью построенных по его проектам. Специальные работы появляются вновь только в последние годы творчества. Среди этих интерьеров наиболее интересны и цельны интерьеры квартир В. Гирша (1929), Ганса и Лео Бруймелей (1930) в Пльзене (Чехословакия). Поздние интерьеры Лооса носят более рационалистический характер, из них исчезают те детали, которые играли когда-то роль целесообразной декорации. 

Самый ранний деловой интерьер у Лооса – магазин модной мужской одежды Л. Гольдмана на Грабене (1898) в Вене. Здесь преобладают четкие членения, ясность линий, в отличие от жилого интерьера все оборудование магазина сделано встроенным. 

В 1907 году Лоос создал прекрасный образец современного кафе на Кертнердурхганг под названием «Кертнер-бар». В интерьере «Кертнер-бара» также заметно отсутствие орнаментации. Как и в «Кафе-Музеум», Лоос применил здесь материалы, облагороженные отделкой, но более дорогие. Он не использовал ничего, что напоминало бы украшение ради украшения. Балки, простенки, плоские кессоны – все это создало напряженную живописность композиции, впечатление подлинного богатства, какого не достичь с помощью орнаментации. Современники именовали это «английской элегантностью». Но Лоос никому не подражал; все, что он употребил в этом интерьере, явилось результатом его размышлений над применением материалов. 

С особым блеском функциональный метод реализован у Адольфа Лаоса в теме жилища – главной в его искусстве. Ведущее место здесь занял особняк с небольшим озелененным участком. Городской многоквартирный дом у Лооса – явление редкое, и это не случайно мастер выше всего ценил удобства, моральные, санитарно-гигиенические выгоды, какие обеспечивает именно дом-особняк, а не многоквартирный дом. 

При проектировании особняка Лоос не стремился к эффектной оригинальной композиции или демонстрированию состоятельности владельца, а хотел достичь экономичного решения, самого рационального соединения комнат, так называемой экономии пространства. Она создавалась благодаря вдумчивому анализу особенностей функции каждого помещения и выбору соответствующих этой функции площади, высоты комнат. Отправной точкой здесь были гигиенические соображения, но, видимо, использовался и мудрый опыт народного зодчества, в каком разумная экономия была одним из непременных условий удобного устройства жилища. Первой работой Лооса в этой области была вилла Карма на Женевском озере (1904-1906), исполненная совместно с архитектором Гуго Эрлихом. 

Адольф лоос дом без бровей

Адольф Лоос, Haus Reitler, фото

Вереницу созданных Лоосом городских домов-особняков открывает дом Штейнера в Вене (1910). Этот дом стал хрестоматийным примером истории архитектуры 20-го столетия. Он является воплощением тезиса Лооса «Не строй живописно». Автор создал проект в строго рационалистическом духе, но, тем не менее, достиг живописности. Дом Штейнера отличался аскетической оголенностью оштукатуренных фасадов плоскостей; как и беренсовский дом Обенауэра, он по формам близок к промышленным постройкам. Крупные квадратные и лежачие проемы располагались очень редко, несимметрично и были лишены обрамлений. Этот дом явился воплощением чисто функциональной концепции жилья. Его интерьер мало чем отличается от ранних интерьеров квартир Лооса, лишь более широко во внутренней отделке применено дерево, что сблизило особняк с сельским домом. 

Осенью 1918 года в Австро-Венгрии была свергнута монархия и провозглашена республика. Произошло оживление надежд на улучшение жизни. Лоос вступил в свой новый период творчества с расширенным диапазоном работ, с общественными обязанностями в качестве главного архитектора поселений Венской общины. Однако и при новом республиканском режиме он быстро разочаровался в возможностях осуществления проектов поселков и жилищ массового типа. Ему оставалось одно – работа на частного заказчика, который, по крайней мере, был сговорчивее. Вот почему и в новый период творчества дом-особняк остался преобладающей темой. 

В 1922 году в связи с разногласием между Лоосом и советом Венской общины зодчий сложил с себя обязанности ее архитектора и уехал во Францию, где жил до 1928 года, иногда возвращаясь в Вену. Он женился вторично на танцовщице Эльси Альтман и активно содействовал успеху ее выступлений. Мастер сблизился с дадаистами, особенно поэтом Тристаном Цара, художником Робером Делоне. У Лооса появились зарубежные заказчики. 

Среди зарубежных проектов мастера выделился неосуществленный проект дома для знаменитого актера Алессандро Моисеи в Лидо ди Венеция (1923). В нем ощущается близость лоосовской схемы «пространственной планировки» к атриумным домам. Ядром, атриумом этого жилища, по мысли автора, должна стать угловая терраса второго этажа, а не закрытые помещения, как в домах Вены. Учитывая климатические условия Италии, Лоос именно террасу сделал главным помещением дома. Благодаря угловому положению террасы открывается прекрасный вид на море, улучшается проветривание связанных с террасою помещений третьего этажа, где находятся самые высокие комнаты. Кроме того, угловая терраса, с которой можно спуститься по лестнице в сад, необычайно разнообразит композицию. 

В проекте дома Моисеи ярче, чем в других замыслах Лооса, выражено противоречие «технически-рациональных форм» и кустарного их осуществления, возникшее в результате исключительной простоты и оголенности архитектурных элементов. Все формы в проекте дома Моисеи геометричны, близки промышленной архитектуре. Это здание легко вообразить выполненным в железобетоне, но Лоос предусматривал использование кирпича с оштукатуриванием фасадов. 

Кресла дизайна Адольфа Лооса

Заметная работа мастера – проект поселка из двадцати вилл на французской Ривьере (1923). Парижский дом поэта-дадаиста Тристана Цара (1926-1927 годах) на авеню Жюно близ Мулен-де-ла-Галетт – следующий шаг в разработке «пространственного плана». 

Наиболее совершенно «пространственная планировка» выражена в трех поздних произведениях Лооса – доме Моллера в Венг, доме Мюллера в Праге и сельском доме Кунера в Пайербахе. В каждом из этих сооружений Лоос следует своим принципам свободного формирования жилого интерьера. Композиция каждого из этих зданий дает пример виртуозного использования рельефа местности, в особенности ярко это видно на примере сельского дома Кунера. Но облик городского и сельского жилищ – как внутри, так и снаружи – чрезвычайно различен. Вероятно, в конце своего творчества Лоос не стремился сблизить эти два типа жилищ, напротив, подчеркивал их различия. 

Чтение лекций в Сорбонне, выставка проектов в Осеннем салоне Парижа, доклады в Штутгарте на тему «Современный поселок» и в Граце на тему «Социальный человек и его архитектура» – таков был характер работы Лооса во время его жизни во Франции, не считая работ в области архитектуры индивидуального жилища и проектирования общественных зданий. Это период громкой известности Лооса и приобретения им международного авторитета. 

В связи с тяжелой болезнью к концу 1920-х годов Лоос практиковал все меньше, у него исчез слух. Как уроженец Чехословакии, в 1930 году он получил от буржуазной республики права гражданства и пенсию. В 1931 году Лоос разработал проект рабочего поселка Баби в городе Находе Северной Чехии. 

Адольф лоос дом без бровей

Адольф Лоос, Дом без бровей

Рационалист и строгий ревнитель верности функциональным требованиям, Адольф Лоос не смог полностью освободиться от влияния традиционной архитектурной концепции – традиционализма. Он успешно преодолел его в области жилища и в отделке интерьеров, но в проектах общественных зданий исходил большей частью из модернизации – часто менее радикальной, чем у Вагнера, нередко оставаясь, таким образом, позади этого мастер?