Что такое макияж и когда он появился
Макияж – привычное для большинства поколений людей явление. Но какова его история, в каких культурах, в какую эпоху он появился и для чего?
Из глубины веков
Вероятно, история макияжа началась в связи с проведением магических ритуалов. Узоры и рисунки наносились шаманами на лицо и другие части тела людей для защиты от злых сил, перед войной, для привлечения помощи из потустороннего мира, а также для устрашения противника. Шаманы для проведения обрядов также покрывали себя особыми узорами, а египетские фараоны подводили глаза, чтобы защититься от злых духов, способных проникнуть в человеческую душу через органы зрения. Благодаря некоторым племенам Африки, Южной Америки и других континентов, продолжающим вести традиционный образ жизни, мы можем наблюдать это многотысячелетнее ритуальное явление. С другой стороны, Ветхий Завет запрещает наносить на себя письмена (татуировки), как это делают язычники.
Пожалуй, считать родиной косметики (от греч. kosmetike, что значит «искусство украшения») можно Древний Восток. Красились как мужчины, так и женщины, причем представления о том, как украшать лицо и тело у разных народов было специфическим. Весьма активно заботились о внешности египтянки: уголь – вместо карандаша для бровей, кровь черных быков – в качестве темной краски для волос (этим не брезговала и сама Клеопатра, дабы скрыть седину), лак для ногтей, помада, средства для отбеливания зубов из минералов с растениями, толчеными костями и зубами животных и т. п. Макияж использовали и в медицинских целях: египтяне считали, что, подводя глаза, они предотвращают загноение глаз и воспаление век от суховеев и жаркого слепящего солнца. Сборник подобных косметических средств составила упомянутая выше Клеопатра, в нем содержались рецепты и куда менее приятные для современной девушки. Чего только стоят ванны из молока ослицы или размельченный помет крокодила, смешанный с белилами, – лишь бы кожа оставалась нежной и белесой.
Древние греки приписывали изобретение косметических средств богине Афродите. Однако яркий макияж был уделом исключительно гетер – публичных женщин. И подобное отношение к яркому макияжу повторялось в истории не раз. Ксенофонт Афинский писал, что применение красок для лица сродни мошенничеству, ведь это вводит в заблуждение относительно настоящего облика женщины.
Знатные древние римлянки среди других косметических причуд старались всеми средствами сохранить белизну кожи, ведь загар мог быть только у того, кто много работает под солнцем: у раба или простолюдина. «Визажисты» были и в Древнем Риме, назывались они косметами и находились в положении рабов. Косметы покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, прыщи и бородавки прятали под мушками. Правда, о свойстве свинца оседать в организме, накапливаться и медленно отравлять его в те времена не знали.
Средние века и Новое время
Когда в Европе наступила эпоха Средневековья, косметика перестала приветствоваться, ведь все, что от плоти и ради плоти, – «от дьявола». Но для светской жизни высших сословий это имело мало значения. При весьма низком уровне гигиены модники и модницы покупали в Италии помады, благовония, средства для грима и прочее. Кстати, в разные периоды Средневековья европейские барышни могли то увеличивать высоту лба, выбривая волосы на несколько сантиметров к макушке, то, наоборот, скрывать лоб. Бледный оттенок лица показывал принадлежность к высшему обществу, а испанские проститутки специально красили лица в розовый цвет, чтобы подчеркнуть свое отличие от бледнолицего высшего сословия. Со временем искусством макияжа овладела Франция. В XVIII веке эталоном женской красоты там служила столь тонкая кожа, через которую бы просвечивали жилки. Достичь необходимого эффекта позволяли белила, поверх которых рисовались эти самые жилки.
Елизавета I Тюдор
На Руси традиционными косметическими средствами были мука и мел – в качестве белил, свекла – в качестве румян, малина и вишня – в качестве помады, уголь и сажа – в качестве подводки. Лицо умывали водой с кислыми ягодами, например калиной или клюквой. Конечно, средства могли различаться в зависимости от статуса и богатства женщины, а также в зависимости от исторического этапа, обусловленного проникновением иной культуры и моды. Так, в XIX веке в Россию пришла мода на все французское, и уже в 1843 году московская фабрика Альфонса Ралле начала промышленный выпуск косметики.
Искусство макияжа в ХХ веке стремительно набирало обороты и менялось с каждым десятилетием. На его развитие влияли люди, история и стиль жизни. Предлагаю вместе со мной заглянуть в прошлое и посмотреть на модные тенденции в макияже разных лет. Может быть нам захочется применить какой-то образ на себя?
10-е года ХХ века.
В моде оставалась аристократическая бледность ХIХ века, женщины придерживались принципов умеренности и естественности: розоватые губы, светлый тон лица, темные брови. В ходу была уловка покусывать губы, чтобы к ним приливала кровь и делала их естественно-яркими. Так вот тон помады должен быть не насыщеннее этого цвета. Часто губную помаду заменял обычный вазелин. На тот период пришелся разгул оспы, и если она не забирала жизнь, то на лице оставляла ужасные шрамы, которые женщины активно маскировали пудрой.
20-е года ХХ века.
В послевоенное время женщины почувствовали некоторую свободу и возвращались к нормальной жизни, отчасти выражая себя в ярком макияже. Это время дерзкой женщины-вамп: акцент на яркие губы и глаза. Модно было рисовать губы бантиком, а глаза красить темными тенями и густым слоем туши.
30-е года ХХ века.
Макияж оставался ярким, но стал более сдержанным. В моду вошли тонкие изогнутые брови. Их даже специально сбривали, чтобы каждое утро рисовать. Губы-бантики остались в прошлом, сейчас старались зрительно увеличить верхнюю губу. Палитра теней значительно расширилась.
40-е года ХХ века.
Годы Второй мировой войны. Макияж в то время считался чуть ли не гражданским долгом каждой представительницы прекрасного пола, так как красивые женские лица вдохновляли фронтовиков и поддерживали их боевой дух. Губы стали глянцевыми — поверх матовой помады наносился вазелин, на глаза наносилась только тушь, брови приобрели естественную форму, в моду вошли более яркие и темные румяна.
50-е года ХХ века
Послевоенное время ознаменовалось тягой ко всему женственному и сексуальному. Акцент делался либо на губы (ярко-красная помада), либо на глаза (густо-накрашенные или накладные ресницы). Для придания образу большей кокетливости стали использоваться “мушки”.
60-е года ХХ века.
В этот период акцент делался на глаза: подводка, тушь, тени различных оттенков. Глаза старались сделать “кукольными”. Тон лица и губ максимально естественный.
70-е года ХХ века.
Это время появления субкультур — хиппи, панки. Акцент в макияже делался либо на глаза, либо на лице создавался полный хаос. На глазах рисовали невообразимые стрелки. Губы красили помадой естественного цвета или, наоборот, темной (панки).
80-е года ХХ века.
Период макияжа в стиле диско. Пропагандировался активный, здоровый образ жизни. Никаких акцентов, все части лица ярко накрашены в равной степени, причем цвета могли абсолютно не сочетаться между собой. Цвет лица — здоровый и свежий.
90-е года ХХ века.
В моде было смешение стилей, тенденция к индивидуальности, некоторая “неряшливость” в макияже. Лицо как будто умытое, максимально естественного цвета с легким румянцем. Все цвета приглушенные, постельных тонов, на губах — блеск.
2000-е года ХХI века.
Характерные черты — роскошь, гламур, клубная жизнь. В моде — загар, четко выраженные скулы. Насыщенный макияж глаз, на губах — блеск или помада яркого оттенка.
2010-е года ХХI века.
В наши дни в макияже мы используем все стили и направления прошлых лет: и естественный тон лица, и яркие губы или глаза, и стрелки, и густо накрашенные ресницы. Современные женщины экспериментируют, пробуют разные приемы и хитрости. Основное требование — аккуратность. Сейчас “не модно гнаться за модой”: создавайте свою неповторимую индивидуальность и подчеркивайте природную красоту, скрывая недостатки (которых у нас, конечно, и вовсе нет 🙂 ).
Макияж – это нанесение косметики на кожу (обычно на лицо). Цель макияжа – подчеркнуть нашу красоту и скрыть недостатки на лице (теле). Искусство макияжа известно давно, уже в древнем Египте женщины красили лицо красителями, использовали пудру для румян и губную помаду. В древней Греции, с момента появления театрального искусства, оно улучшило черты лица актеров, играющих там (сегодняшнее очертание).
Макияж использовался в различных религиозных ритуалах, он часто ассоциировался с ритуалами и имел большое символическое значение. Военный макияж также известен – военные цвета наносились на лицо перед битвой, до сегодняшнего дня сохраняется обычай раскраски лица, например, до подкраски спичек перед матчами, уже ставшей традицией Всемирной лиги. Искусство макияжа было также известно в древней Японии – оно принадлежало тайным знаниям и находилось под пристальной охраной священников. Характерный макияж гейши, белое лицо и красные карандашные глаза были больше похожи на макияж, чем на современный японский макияж.
Макияж изменился на рубеже веков, адаптировавшись к нынешним канонам красоты в данный период, но идея макияжа осталась прежней. С его помощью мы подчеркиваем красоту или серьезность ситуации, например, свадебный макияж – специально подобранный макияж призван подчеркнуть нашу красоту, он должен быть долговечным и элегантным и хорошо выглядеть на свадебных фотографиях. С помощью макияжа мы можем подчеркнуть или даже изменить черты лица, форму глаз или контур губ – важно, чтобы он был выбран для нашего типа красоты и ситуации.
================================================================
Типы макияжа.
- Ежедневный макияж – в этом макияже мы придерживаемся умеренности и избегаем преувеличений, он должен быть осторожным и мягко подчеркивать нашу красоту, а ежедневный макияж должен помнить о важности сезонов – зимой мы используем более яркие цвета, потому что они более заметны, чем летом, когда наша кожа дубления. Летом мы можем использовать более яркие цвета – но мы должны помнить, что резкий свет дня выявит каждый недостаток.
- Вечерний макияж – этот вид макияжа позволяет использовать более насыщенные цвета и более сильные блики глаз и губ. Мы должны помнить, чтобы наносить основу или пудру на выровненные и открытые места, например, на плечи, спину или шею. Вечерний макияж может быть сильнее для карнавального бала или любого другого мероприятия, происходящего в зале, чем, например, для светского мероприятия или ужина в частной квартире.
- Свадебный макияж – должен предшествовать тестовый макияж, который выбирает цвета и изделия, соответствующие индивидуальным потребностям женщины. В этой косметике важны качество и долговечность применяемых продуктов, ключевой вопрос заключается в том, чтобы нанести фиксатор для фиксации макияжа – косметика помогает нам выглядеть свежо на протяжении всей свадьбы и хорошо выглядеть на свадебных фотографиях.
- Перманентный макияж – это вид татуировки, однако, не превышающий эпидермиса, макияж длится 2-5 лет. Идеально подходит для женщин, носящих очки – для которых точный и независимый макияж сложно сделать. Перманентный макияж также идеально подходит для людей, которые часто пользуются тренажерным залом и бассейном, а также является хорошим решением во время отпуска, когда мы хотим хорошо выглядеть на пляже.
- Причудливый макияж – мы обычно делаем его для костюма или балов в масках. Это обычно дополняет нашу маскировку и может дополнять характеристики костюма или эпоху, из которой происходит наша маскировка.
- Театральный грим – это характеристика, направленная на то, чтобы настроить лицо и внешний вид актера под ту роль, которую он играет. Эта косметика также адаптирована к освещению и аудитории, например, клоунская косметика – она обычно красочная и веселая и выглядит как дополнение к одежде.
- Телевизионная косметика – незаметная, идеальная косметика, максимально приближенная к естественной, – камера улавливает любые недостатки.
- Фотографическая косметика – естественно и идеально сделанная косметика, подобранная к правильному освещению – это обычно устраняет необходимость в ретуши фотографий.
- Камуфляж (форма макияжа) – предназначен для маскировки любых дефектов кожи, например, обесцвечивания, рубцов, сосудистых изменений. Этот тип макияжа подбирается индивидуально с учетом потребностей и цвета лица человека, с которым он будет выполняться.
================================================================
Макияж может (но не обязан) иметь психологическое значение для людей, которые его используют.
Люди, которые излишне подчеркивают свою красоту или скрывают свои недостатки, могут иметь низкую самооценку, связанную с ощущением недостаточной привлекательности.
Макияж является отражением нашей личности и дополняет наш имидж, используемый при умеренности позволяет нам подчеркнуть наши сильные стороны – проблема возникает, когда мы не можем обойтись без выхода на улицу, в течение 3 минут на улице.
Надевать нашу маску каждый день в виде макияжа и прятаться за ней – это признак того, что у нас есть проблема с нашей самооценкой, которую не решит даже самый красивый и совершенный макияж, потому что проблема в нашем сознании.
================================================================
Пожалуйста, поделитесь этим с друзьями и семьей, и дайте нам знать, что вы думаете в комментариях ниже.
Нажимайте палец вверх, Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать полезные советы , а также читать интересные статьи!
Макияж практически всегда был важным атрибутом повседневной жизни женщины. Правда, с древних времен он заметно эволюционировал. Давайте заглянем в историю, чтобы узнать, какой макияж предпочитали древние дамы.
Откуда ноги растут
Все началось с появления пудры в Древнем Египте. Первая пудра представляла собой порошок с матирующим эффектом, который позволял скрыть различные дефекты кожи.
Чтобы подчеркнуть природную красоту, древние египтянки использовали сажу в качестве подводки, медный купорос как тени для век, кармин (яркая красная краска, добываемая из насекомого) вместо помады. В почете были всевозможные природные красители, например, соки некоторых растений.
Основной упор в макияже древнеегипетских красавиц был сделан на глаза. Древние женщины перетирали кохль или сурьму, смешивали их с масляной основой и получали натуральное и стойкое косметическое средство для глаз, бровей и ресниц.
Излюбленный прием египтянок – длинные стрелки. Они придают лицу выразительности, драматизма и загадочности. Для свадьбы или иного торжества это был идеальный вариант.
Кстати, в древности верили, что яркий макияж глаз отпугивает злых духов, поэтому чем ярче была накрашена женщина, тем в большей безопасности она находилась. Мужчины Древнего Египта использовали макияж с теми же целями. Нанесение макияжа было своего рода ритуалом, который, кстати, мог позволить себе не только знатный, но и обычный человек.
Древний мир
Римлянки использовали сажу и графит для глаз и бровей, рыбий жир и красные водоросли – в качестве румян. Для губ применяли смешанную с глиной краску, чаще красного цвета. На свадьбу девушки белили руки и грудь, наносили пудру и румяна, подводили глаза, а на веки наносили золотую краску.
В Древней Индии женщины использовали макияж в первую очередь для обольщения мужчин. Они отбеливали свою смуглую от природы кожу, глаза жирно подводили сурьмой, в качестве румян использовали киноварь, а на губы наносили краску золотого цвета.
В Древнем Китае основной акцент был на щеках и бровях. Женщины добивались белизны кожи с помощью белин. На щеках рисовали красные яркие круги, густо очерчивали брови. Макияж китаянок был и остается настоящим искусством.
Свадебный макияж древнерусских красавиц был немыслим без румян (для этого использовали свеклу и морковь) и густо накрашенных бровей и глаз (с помощью сажи или коричневой краски). Кожу лица тоже отбеливали: мелом или мукой. Помадой служил ягодный сок (вишни или малины).
Эволюция взглядов
В Средние века макияж стал считаться уделом дам легкого поведения. Невесты, к примеру, выходили замуж в абсолютно естественном виде. Единственным украшением девушки был колпак на голове из легкой прозрачной ткани, который позже трансформировался в привычную нам фату.
Но времена менялись. В Европе 13 века помада считалась роскошью и была доступна лишь знатным особам. Очень любили яркую помаду испанские женщины.
В Эпоху Возрождения было популярно мнение, что косметика вредит женскому здоровью. И не напрасно – были случаи летального исхода, так как определить заранее воздействие того или иного материала для косметики на организм было невозможно. Женщинам было рекомендовано добавлять в качестве макияжа лишь легкий румянец.
К косметике относились настороженно вплоть до середины 19 века. И только с развитием химической промышленности макияж стал считаться “уделом настоящей женщины”.
Вполне вероятно, что первые проявления интеллектуальной деятельности принадлежат женским представителям человеческой расы. Попытки изменения своего внешнего вида – прообраз макияжа, для привлечения противоположного пола, были настолько успешными, что постепенно переросли в вид определенной деятельности.
Тысячелетия назад мужчина мало оправдывал название «человек разумный», гоняясь за мамонтом, бизоном или оленем. Голод и охота за пищей полностью занимали его интеллект.
Вызвать интерес к себе у такого озабоченного экземпляра, «венца природы» – задача, которая успешно решалась женщинами изменением своей внешности, и в первую очередь, своего лица.
Макияж женщин в древности – это роспись лица и частей тела с помощью цветных глин, сажи и других натуральных красителей. Цель одна – привлечь внимание, показать уровень развития женских достоинств, добиться ответной реакции.
Боевая раскраска мужчин древности (американские и бразильские индейцы, индейцы майя, африканские племена) очень схожая по исполнению с макияжем. Однако цели этой раскраски совершенно противоположные: испугать, подавить, вызвать ужас.
В начале нашей эры женщины древних Греции и Рима использовали мел для отбеливания лица и черную краску для бровей и ресниц. В Персии красавицы пользовались хной. Румяна для щек входили в набор тогдашних модниц. Мужчин украшали шрамы, и макияж был только женским уделом.
В культуре древнего Востока служители религии владели секретами мазей и жидкостей для создания на своем лице определенной мимики. Эти ухищрения вызывали благоговение людей, пришедших в храмы.
Опыт служителей культа с успехом перенимался женщинами. Раздражающий сок ириса вызывал румянец на щеках древних египтянок.
Отбеливая кожу лица мелом, красавицы древности создавали эффектный контраст румян и белил. Чернение порошком сурьмы бровей усиливало этот контраст.
Отношение к «накрашенным» женщинам не всегда было лояльным. Были периоды полного неприятия и презрения. Макияж в Англии в 19-м веке означал принадлежность к проституткам или актрисам и полностью отрицался в высшем обществе.
Спрос на изменение внешности со стороны женской половины человечества был настолько велик, что макияж превратился в вид искусства. Огромным толчком в его развитии послужило появление косметических средств.
В косметических рецептах, мазях, духах, пудре и различных притираниях в средние века использовали ртуть и окислы свинца. Токсичность такой косметики вызывала негативные последствия для ее пользователей. Плата за временную красоту была очень высокой: преждевременное увядание кожи, воспаления и кожные болезни.
20-ый век дал макияжу научную базу – косметологию. Достижения химии, дерматологии, физиотерапии легли в основу современного макияжа. Появляются профессии: врач-косметолог, визажист.
В терминологии современного макияжа есть понятия: утренний, дневной и вечерний. Макияж связывают с прической, украшениями и одеждой, со временем года, и торжественностью момента (официальный прием, свадьба, банкет).
Пик развития современного макияжа – это перманентный макияж и хирургическая косметология. Массаж, наружная косметика и физиотерапия уступают место подкожным инъекциям красящих веществ и скальпелю.
Макияж будущего основан на проникновении генной инженерии в косметологию и … деградации мужской части человечества.
Успехи генетиков позволят химикам и биологам создать мази и кремы, надолго изменяющие внешность без хирургического вмешательства. Омоложение, как факт генетического макияжа, будет в обиходе визажистов завтрашнего дня.
Парады геев, проходящие во многих странах, не могут обойтись без яркого макияжа их участников. Только макияж подсказывает в однополых парах, кто из них «женщина». Узаконивание таких связей повсеместно приведет к повышению спроса на специфический макияж.
Взгляд в прошлое и будущее макияжа приводит к выводу, что макияж, как способ изменения внешности, всегда применялся с единственной целью: привлечь внимание к своей внешности представителей противоположного пола. А развитие и его мощные перспективы в будущем, говорят о том, что макияж – вечен.