Дом без бровей в вене

Дом без бровей в вене thumbnail

В издательстве Strelka Press вышел сборник эссе архитектора и мыслителя Адольфа Лооса. Мы выбрали из него самые эффектные цитаты бескомпромиссного австрийца.

Портрет Адольфа Лооса. Оскар Кокошка. 1909 год / artchive.ru

  • Лишь очень малая часть архитектуры относится к искусству — надгробие и памятник. Все прочее, все, что служит некой цели, следует исключить из царства искусства.

  • Если мы увидим в лесу холм длиной в шесть футов и шириной в три, которому лопатой придана пирамидальная форма, мы тотчас загрустим. И что-то в душе подскажет нам: здесь кто-то похоронен. Вот что такое архитектура.

  • Каждый город имеет тех архитекторов, которых заслуживает.

  • Если хотите иметь современное ремесло, современные предметы обихода, отравите архитекторов.

  • Потемкинский город, о котором я собираюсь поговорить здесь, — это наша милая Вена. Тяжелое обвинение, и мне будет тяжело приводить доказательства.

  • Давайте не будем стыдиться, что живем в доме, где снимают квартиры многие другие люди, социально нам равные!

«Дом без бровей», или Лоосхаус, — здание в Вене, построенное по проекту Адольфа Лооса / venagid.ru

  • В начале была одежда.

  • Современный человек, покрывающий себя татуировкой, — преступник или дегенерат.

  • Что ж, флаг вам в руки, герольды имитации, изготовители шаблонных инкрустаций, окон в стиле «изуродуй свой дом», кубков из папье-маше, под старину!

  • Молитва бедной крестьянской девушки с большей силой вознесется к небесам в церкви, воздвигнутой из настоящего материала, нежели в гипсовых стенах, окрашенных под мрамор.

  • Плохая форма простительна, если мода на нее скоро пройдет. Но если халтура сработана на века, она неэстетична вдвойне.

Вилла Мюллера в Праге. Одна из работ Адольфа Лооса

  • О культуре страны можно судить по степени размалеванности стен в сортирах.

  • Величие нашего времени в том и состоит, что мы не в состоянии произвести на свет новый орнамент.

  • Орнамент — это растраченная впустую рабочая сила, а тем самым растраченное здоровье.

  • Если человек идет на концерт, где исполняют Девятую симфонию, а затем садится рисовать узор для обоев, то он либо мошенник, либо дегенерат.

  • Так как ремесленник, человек современный, цивилизованный, не умел рисовать орнаменты, учредили школы, где здоровых молодых людей натаскивали до тех пор, пока они этому не выучивались. Так в Китае маленьких детей засовывают в вазу и годами откармливают, пока эти жуткие уродцы не разломают свою клетку.

  • Роман, который претендует на лавры хорошей драмы, плох как роман и плох как драма.

1 / 3

Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum

2 / 3

Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum

3 / 3

Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum

  • Горжусь, что мои заказчики не узнают на снимках собственных квартир — в точности так, как владелец полотна Моне не узнал бы своей картины в интерьере у Кастана.

  • Хватит носиться с оригинальными гениями! Давайте безустанно повторять самих себя! Пусть один дом будет похож на другой!

  • Пора покончить с фальшивой суетой, верхом которой является игра в крестьянский театр с его пестрыми крестьянскими тканями, слащавыми конфетными узорами, притворной наивностью, вымученным косноязычием вместо свободной речи, со всем этим детским маскарадом.

Источник

Вы увидите все главные места и символы города: роскошную императорскую резиденцию Хофбург, цветущий сад Бурггартен, могучий и одновременно изящный Собор св. Стефана, легендарное здание Оперы и барочную церковь св. Петра. Я легко и увлекательно раскрою историю Вены, ее тайны и легенды. А также поделюсь ценными советами: где купить необычные сувениры, что попробовать из местной кухни и куда сходить в свободное время.

Индивидуальная экскурсия для
1–10 человек

€ 128за экскурсию

Цена за 1-10 человек, независимо от числа участников

Гарантия лучшей ценыЕсли вы найдете цену ниже, мы вернем разницу.
Подробнее

Что вас ожидает

Галерея Альбертина, венская опера и царские интриги
Экскурсия начнется с прогулки по чудесному старинному центру Вены и самых интересных фактов о его ключевых достопримечательностях. Я расскажу историю государственной Оперы, куда стремятся попасть любители музыки со всего мира, и всю правду о знаменитой императрице Сисси. Вы узнаете, как один из красивейших дворцов Вены «Альбертина» стал музеем с почти миллионным собранием работ великих художников. А еще я раскрою любопытные подробности о том, как династия Габсбургов завершила правление, а хрупкая эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия смогла противостоять влиятельным венценосным особам того времени.

Величественный Хофбург и знаменитый торговый променад
Вы пройдетесь по торговой улице Кернтнерштрассе и впечатлитесь огромным дворцовым чудо-комплексом Хофбург. Это бывшая зимняя резиденция императорской семьи, ныне ставшая домом для дюжины музеев, канцелярии Президента и ареной для выступлений белоснежных лошадей липицианской породы. Я расскажу, какой из музеев-близнецов расположился по правую и левую руку правительницы Марии-Терезии, почему император «встал на колени», а Фиакр был признан королем венского транспорта.

Читайте также:  Какого цвета у вас брови и ресницы

«Золотая подкова» и Собор святого Стефана
На Михаэлер-платц вы узнаете о римских следах и увидите «дом без бровей». Зайдете в сад Бурггартен и восхититесь пальмовым павильоном-оранжереей, ставшим домом для сотен тропических растений и экзотических бабочек. Далее мы прогуляемся по пешеходным улицам Грабен и Кольмаркт, которые вместе с Кертнерштрассе образуют «золотую подкову» — центральную прогулочную зону. Я покажу церковь святого Петра, которая заинтересует любителей органной музыки, и Собор святого Стефана — грандиозное сооружение в самом сердце Вены с ласковым прозвищем «Штефль».

Место встречи

Начало экскурсии у входа в отель «Bristol». Точное место встречи вы узнаете сразу после бронирования.Обзорные23

Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия
    на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 23% стоимости,
    а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы до оплаты.

Гид в Вене

Обычно отвечает в течение 9 часов

О гиде

Дорогие путешественники! Меня зовут Наталья, я лицензированный гид по Австрии. С удовольствием помогу вам максимально эффективно и с пользой провести время в Вене. Моя цель — уникальные, разнообразные, интересные и в тоже время содержательные экскурсии, которые надолго вам запомнятся. До встречи в блистательной австрийской столице!

Подробнее

4 отзыва
путешественников

Написать отзыв могут только посетившие экскурсию путешественники

Если хотите академичной экскурсии с датами и именами – вам сюда. Очень формально, хотелось бы чуть поживее и поинтереснее изложение известных фактов. В целом, не очень поняла, гид не представилась, и нас не спросила, сразу начала рассказ. Все по делу, структурно, но формально и не всегда понятно было.

Читать дальше

Рассказывает интересно, информации много. но нетчеткой последовательности в изложении материала. перескакивает с одной темы на другую.

Читать дальше

Спасибо Наталье за экскурсию. Умение заинтересовать подростков- это мастерство.!

Читать дальше

Для первой встречи 1,5 часа экскурсии это , конечно, очень мало . Но мы были с двумя детьми , они утомились , поэтому нам было достаточно . Наталья постаралась максимально информативно провести экскурсию в столь сжатые сроки , показала и рассказала основные достопримечательности . Но , повторюсь , 1,5 часа это очень мало для такого большого и интересного города .

Читать дальше

Гид
в Вене

Обычно отвечает в течение 9 часов

Индивидуальная экскурсия для
1–10 человек

€ 128за экскурсию

Цена за 1-10 человек, независимо от числа участников

Гарантия лучшей ценыЕсли вы найдете цену ниже, мы вернем разницу.
Подробнее

Источник

Sat, Dec. 3rd, 2011, 12:44 pm
Венский модерн

Раз уж

пошла такая пьянка

сложилась такая традиция, сделаю подборку некоторых архитектурных сооружений Вены в стиле модерн. Он же – ар-нуво, он же – югендштиль, он же – сецессион, как, собственно, это направление и называлось в Вене, которая считается одним из его главных центров и мест его зарождения. Не то что бы модерн встречается в Вене на каждом шагу, но все же его там достаточно много, есть на что поглядеть.

Главное здание венского сецессиона – это тот самый “Сецессион” и есть, то есть здание, построенное в 1898 г. для выставок нового художественного объединения, отколовшегося от основного мэйнстримного течения (отсюда и название “Сецессион” – отделение, раскол), и поначалу возглавлявшегося небезызвестным Густавом Климтом. К сожалению, собственноручного снимка Сецессиона у меня нет – мы оказывались около него только в темное время суток. Поэтому для репрезентативности выложу снимок, утащенный из “Википедии”.

Ироничные венцы тут же обозвали здание “Золотой капустой”. Сейчас там проводятся временные выставки, и лишь в подвале постоянно экспонируется странноватый “Бетховенский фриз” работы того же Климта.

(Кстати сказать, я еще не видел города, который в сувенирной и прочих сферах был бы так узко зациклен всего на трех персонажах из своей богатой истории. Куда ни пойдешь, в какую сторону ни бросишь взор, всюду только трое – Моцарт, императрица Сисси и Климт. Как будто больше никого у них не было. Хоть бы Штрауса какого вспомнили, или того же Фрейда…)

Дальше идут уже мои фотографии.

Модерн на центральной торговой улице Вены – Грабен (что означает “ров”).

То же, покрупнее.

То же, еще крупнее.

Соседний дом.

Дом с гусаром на коне на углу Грабен и другой крупной улицы – Кольмаркт.

На Кольмаркт.

Кольмаркт выходит на площадь Михаэлерплатц, на которой стоит это здание, одна из главных архитектурных достопримечательностей Вены – радикальный “дом без бровей”, построенный в 1909 г. архитектором Адольфом Лоосом. Дом, возведенный прямо напротив дворца Хофбург – резиденции императора Франца-Иосифа – настолько шокировал престарелого кайзера, что тот отказывался выглядывать в окна, выходящие в ту сторону. Пойдя навстречу императору и общественному вкусу, к фасаду дома приделали ящики с цветами – изначально он выглядел еще радикальнее.

Читайте также:  Брови растут в разном направлении

А вот это что за украшательство, на соседней Кертнерштрассе, я даже не берусь сказать…

Самое большое в Вене витринное окно.

Где-то в центре города.

Красивый дом на углу Ронтентурмштрассе.

Неоготика на улице Богнергассе.

Рядом – вот такая аптека.

Одна из главных достопримечательностей венского модерна – часы Ankeruhr на площади Хоэр-Маркт. Фигуры, выдвигающиеся каждый час, изображают разных персонажей венской истории. А в полдень, говорят, выезжают все 12 разом.

Потолок арки под этими часами.

Там же.

Это, пожалуй, уже ар-деко…

Станция метро “Шенбрунн”. Станции венского метро на рубеже XIX-XX вв. строил главный венский архитектор того времени Отто Вагнер (а может, не только он).

Симпатичный дом на площади Шварценбергерплатц.

Рядом, в начале улицы Реннвег – еще два дома постройки Отто Вагнера. А напротив них – воздвигнутый в 1945 г. памятник солдатам Красной армии.

Станция метро Kettenbruckengasse. Тоже Отто Вагнер.

Рядом – еще два его творения. Это…

…и вот это, так называемый “майоликовый дом”.

По соседству – здание страховой компании австрийских железных дорог, которым я и завершу эту подборку.

Sat, Dec. 3rd, 2011 11:54 am (UTC)
lord_k

Симпатичный дом на Шварценбергплац – это французское посольство, построенное в 1904-1912 по проекту французского же архитектора Жоржа Шедана (Georges Chedanne), чья самая известная работа – универсальный магазин Galeries Lafayette на бульваре Османн в Париже.

Sat, Dec. 3rd, 2011 12:53 pm (UTC)
nicolya

Спасибо за уточнение:-)

Sat, Dec. 3rd, 2011 12:58 pm (UTC)
lord_k

На здоровье.
Что же касается Отто Вагнера, то он разработал типовые проекты станций Дампфштадтбана, которые потом дорабатывал и “привязывал” либо сам, либо силами своих многочисленных учеников.
И еще кое-что:
Декор Майоликахуса во многих источниках (в том числе в прекрасной книге Wien 1900, изданной Музеем Леопольда) называют работой Коломана Мозера. Но в действительности эскизы растительных орнаментов выполнил ученик Вагнера Алоиз Людвиг, а Мозер оформлял соседний “Золотой дом” (№38 по Линке Винцайле).

Источник

Маргарете Шутте-Лихотски

Еще одно интересное имя их 20-30х годов. Маргарете, в кругу ее звали Грета, известна нам в первую очередь как создательница франкфуртской кухни (имеется ввиду стандартно-привычное расположение встык газовой / электрической плиты, разделочной поверхности и мойки, а также встроенную кухонную мебель и навесные шкафчики.), первая австрийская женщина-архитектор, деятельница антифашистского движения.

Грета

Находясь под большим влиянием стиля “баухаус” и лично – патриарха “баухауса” Вальтера Гроппиуса, Маргарете создавала интерьеры, состоящие из простых прямых линий. Эта эстетика и стоящие за ней рационализаторские идеи вполне соответствовали духу социального утопизма, властвовавшему в те годы над многими умами.
Еще до получения диплома в Австрийской школы прикладных искусств (Kunstgewerbeschule) она сотрудничала с Оскаром Штрнадом, одним из первых архитекторов, разрабатывавших проекты «социального жилья». Начало профессиональной работы Греты совпадает с особым периодом в жизни австрийской столицы – деятельностью правительства социал-демократов, определявшего городскую социальную политику с 1919 г. вплоть до переворота 1934 г. Этот период был назван «Красной Веной»; именно под этим именем он вошел в историю Европы – и в историю архитектуры.

студенческие годы

В 1927 году для франкфуртских рабочих Грете Шутте-Лихотски разработала проект кухни, получившей название “Франкфуртская кухня”. В это время она уже узнала о системе научного подхода к затратам времени на рабочем месте и задумалась о том, как жилищное строительство может сократить работу домохозяйки. Маргарете взяла секундомер, просчитала время, требующееся на разные кухонные дела, и поняла, что из-за нерационального устройства кухонного пространства много времени теряется зря. Чтобы больше не было этих потерь, она и спроектировала свою “франкфуртскую кухню”, умещавшуюся на площади 6,5 кв. м, состоявшую из модульных секций и не имевшую ни одного пустующего квадратного сантиметра.

на стрелках показано как хозяйка двигается по кухне. План австрийской кухни.

В квартирах того времени в основном было 2 комнаты. парадная и кухня. Кухни тогда были местом, где спали,ели и мылись.
В парадной принимали гостей, трапезничали.

Она предложила устроить над плитой вытяжное отверстие и ставить лишившуюся ножек кухонную мебель на бетонное основание, то есть встраивать ее в интерьер, не теряя при этом ни одного квадратного сантиметра. Проект Греты — идеальное совмещение функции и формы — по максимуму сохранял энергию и время работающей хозяйки. Эту кухню отличал стандартный, жестко закрепленный набор мебели: слева — двойная мойка, справа – плита, навесные шкафы со скользящими дверцами, а у короткой стены, у окна — рабочий стол. Здесь же — вертящийся табурет и навесная лампа. Кухня была оборудована 18-ю практичными “шюттенками” – нечто среднее между выдвижными ящечками, контейнерами для хранения припасов и мерным стаканчиками. В своей кухне Шутте-Лихотски сделала раздвижные двери, чтобы из кухонной зоны мать имела возможность наблюдать за детьми, находящимися в обеденной зоне.

Читайте также:  Перманентный макияж бровей через месяц

На этой кухне уже отсутствовала печь — а значит, не нужно было искать место для складирования угля. В ней царила “чистая” техника, работающая на газе и электричестве, которое несмело пробиралось в частные дома, освещая их, разогревая пищу и питая первые бытовые приборы.

печь

На “франкфуртской кухне” не было холодильника — он пришел в Европу только после второй мировой войны. Для хранения продуктов была выделена специальная кладовка, в которой, благодаря уличному воздуху, поддерживалась низкая температура.

Несмотря на то, что кухня была крошечных размеров, на ней было удобно работать, мебель и все необходимое впервые располагаются компактно. Именно поэтому модель приобрела неслыханную популярность: в одном только Франкфурте было построено несколько десятков тысяч таких кухонь. Кухня выпускалась в различных вариантах по размерам и степени оснащенности. Она стала первым протопипом современных кухонь: встроенная мебель, общие принципы функциональности и экономичного использования пространства.

Еще до франкфуртского проекта Лихоцки в группе архитекторов, руководимых Адольфом Лоосом, участвовала в постройке одного из лучших сооружений «Красной Вены» – многоэтажного комплекса Винарски-Хофф. Адольф Лоос (1870-1933 ) – главный архитектор Вены с 1921 по 1924 г., был патриархом движения, которое потом назовут функционализмом – это ему принадлежит девиз «не строй живописно». Еще при империи Лоос построил в Вене  на Михаеленплатц знаменитый «Дом без бровей», «простотой» которого был так недоволен император.

Дом без бровей

После постройки этого дома вся Вена была шокирована необычным для того времени домом. Даже император Франц Иосиф закрывал окна дворца, чтобы не смотреть на уродливый дом и называл его “неуважение к городу”.  

В 1927 г. Маргарете Лихоцки вышла замуж за архитектора Вильгельма Шютте. Она много и успешно проектировала, – в частности, участвовала в обширных франкфуртских проектах Эрнста Мая, стала заметной фигурой в женском движении, публиковала статьи и выступала с лекциями.
В 1930 г. группа немецких и австрийских архитекторов во главе с Эрнстом Маем получила приглашение на работу в СССР. В Европе кризис был уже в разгаре, так что приглашение это было принято, и Шютте, муж Лихоцки, тоже вошел в состав этой группы.
Задачей группы было участие в строительстве новых социалистических городов, причем преимущественно в промышленных районах СССР – в частности, длительное время немецкая бригада работала в Магнитогорске, позже супруги Шютте работали в Макеевке.
Судя по довольно обширной литературе, посвященной пребыванию группы Мая в Стране Советов, эта поездка в целом не была удачной – прежде всего из-за общего хаоса в СССР. Для некоторых участников экспедиция и вовсе окончилась трагически – впрочем, это уже другая тема.
Супруги Шютте пробыли в СССР до осени 1937 г., причем Маргарете в основном занималась проектированием зданий для детских учреждений, включая дизайн мебели и прочего оборудования. В 1934 г. они с мужем посетили Китай и Японию. В Москве Лихоцки сотрудничала с Академией архитектуры и разными советскими исследовательскими учреждениями, занимавшимися разработкой типовых зданий школ и детсадов и оборудования для них.
В 1937 г. у супругов Шютте кончалась их рабочая виза, и они предприняли попытку устроиться в Европе, но кризис зашел уже слишком далеко, так что они приняли приглашение на работу в Стамбул. С учетом внутриполитической обстановки в Турции, «младотуркам» немаловажно было пригласить туда именно столь известную женщину-архитектора.
В Стамбуле Маргарете познакомилась с архитектором Гербертом Айхольцером, членом группы австрийского антифашистского сопротивления. Лихоцки не просто присоединилась к Сопротивлению, но вступила в австрийскую компартию.
В 1940 г. Лихоцки отправилась в Вену для налаживания связей с антифашистским подпольем, но вскоре была арестована. Схваченный гестапо Герберт Айхольцер был казнен в 1943 г. Лихоцки, благодаря активным хлопотам самых разных влиятельных лиц, была приговорена всего лишь к 15 годам каторжной тюрьмы….

есть воспоминания о сопротивлении 1938-1945

Она пробыла в заключении вплоть до прихода американских войск в 1945 г. В тюрьме у Маргарете опять открылся туберкулез, так что после освобождения ей пришлось некоторое время лечиться. В 1946 г. она уже проектировала детский сад в Софии, куда к ней из Стамбула смог, наконец, приехать муж, после чего они вместе вернулись в Вену.
Маргарете Шютте-Лихоцки предстояло еще полвека активной творческой жизни. Она оставалась привержена социалистическим убеждениям, ездила на Кубу и строила там, участвовала во всех международных архитектурных конгрессах и многих выставках, которые нередко проектировала как дизайнер. Особенно много внимания она уделяла проектированию и дизайну детских учреждений, пропагандируя, в частности, методы Монтессори.
Маргарете Шютте-Лихоцки умерла в 2000 г., не дожив нескольких дней до своего 103-го юбилея.

Источник