Движение головой и насупленные брови

Движение головой и насупленные брови thumbnail

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лицаЭмоциональные состояния
ГневПрезрениеСтраданиеСтрахУдивлениеРадость
Положение ртаРот открытРот закрытРот открытРот обычно закрыт
ГубыУголки губ опущеныУголки губ приподняты
Форма глазГлаза раскрыты или суженыГлаза суженыГлаза широко раскрытыГлаза прищурены или раскрыты
Яркость глазГлаза блестятГлаза тусклыеБлеск глаз не выраженГлаза блестят
Положение бровейБрови сдвинуты к переносицеБрови подняты вверх
Уголки бровейВнешние уголки бровей подняты вверхВнутренние уголки бровей подняты вверх
ЛобВертикальные складки на лбу и переносицеГоризонтальные складки на лбу
Подвижность лицаЛицо динамичноеЛицо застывшееЛицо динамичное

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST  (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.

В профессиональной психотехнике мимика используется для:

  • усиления речевого высказывания;
  • воздействия на собеседника;
  • установления психологического контакта;
  • формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
  • маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
  • улучшения самочувствия.

Мимика динамична и, как правило, отражает:

  1. отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
  2. психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
  3. отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
  4. отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
  5. некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.

Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица:

  • выражение глаз;
  • направление взгляда;
  • особый рисунок носогубных складок;
  • особый рисунок складок лба;
  • общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
  • разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).

2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движенияТрактовкаНеобходимо
Подъем головы и взгляд вверхПодожди минуту, подумаюПрервать контакт
Движение головой и насупленные бровиНе понял, повториУсилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головыПонимаю, мне нечего добавитьПродолжить контакт
Ритмичное кивание головойЯсно, понял, что тебе нужноПродолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседникуХочу подчинить себеДействовать по обстановке
Взгляд в сторонуПренебрежениеУйти от контакта
Взгляд в полСтрах и желание уйтиУйти от контакта
Читайте также:  Как приподнять бровь с помощью косметики

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

  1. коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;
  2. модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;
  3. описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

  • Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).
  • Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).
  • Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).
  • Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).
  • Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.
  • Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).
  • Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).
  • Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).
  • Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).
Читайте также:  Краска для бровей тон темно коричневый

Источник

Этозрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесикаизучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.

Жесты– разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Жесты, общие для всех культур

Вид жеста Назначение Примеры
1. Коммуникативные С их помощью осуществляется общение Жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запрета, утвердительные, отрицательные, вопросительные.
2. Модальные Отражают оценку и отношение Жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности.
3. Описательные Имеют смысл в контексте речевого высказывания Жесты указания размера, формы, направления.

При общении часто наблюдаются следующие жесты:

1) жесты оценки:почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; вставание и прохаживание; наклоненная голова;

2) жесты уверенности:соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;

3) жесты нервозности и неуверенности:переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице, сумочке;

4) жесты самоконтроля:руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье; поза человека, сидящего на стуле вцепившись руками в подлокотники или сжав кулаки, лодыжки при этом сведены вместе;

5) жесты запрета:сложенные или скрещенные на груди руки; корпус, отклоненный назад; манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами, дужка очков во рту;

6) жесты ожидания:потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

7) жесты доминирования:выставление больших пальцев рук напоказ; резкие взмахи руками сверху вниз;

8) жесты неискренности и сомнения:защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;

9) жесты разочарования и враждебности:сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными пальцами могут лежать на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении).

Мимика – этодвижения мышц лица (см. таблицу 4).

Таблица 4 – Мимические коды эмоциональных состояний

Части лица и мимика
Мимика выражается в
Эмоциональные состояния
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
1. Положение рта
(открыт или закрыт)
Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
2. Губы
(уголки подняты или опущены)
Уголки губ опущены Уголки губ подняты
3. Форма глаз
(раскрыты, широко раскрыты, прищурены, сужены)
Глаза раскрыты или сужены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищуре
ны
4. Яркость глаз(блестят, тусклые, не выражено) Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
5. Положение бровей(сдвинуты к переносице, подняты вверх) Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
6. Уголки бровей
(внешние уголки бровей подняты вверх, внутренние уголки подняты вверх)
Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
7. Лоб(вертикальные складки на лбу и переносице, горизонтальные складки) Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки
8. Подвижность лица и его частей(динамичное, застывшее) Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное

На рисунке 2 представлены эмоции, выражаемые мимикой.

Движение головой и насупленные брови

Движение головой и насупленные брови

Рисунок 2 – Эмоции и состояния, выражаемые мимикой

В специальной литературе встречается более 20000 описаний выражения лица. Следует отметить, что главной характеристикой мимики выступает ее целостность и динамичность. Мимика выражает шесть основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость – все движения лица скоординированы.

Когда о человеке говорят, что у него «добрые глаза», «упрямый рот», «тупое выражение лица», «умный взгляд» и т.д., то подразумевают не анатомические особенности, а выражение в мимике психологических особенностей данного человека. Исследования показали, что при малоподвижном и невыразительном лице в процессе общения теряется до 10-15% информации. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к статусу других присутствующих лиц (люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные).

Поза заключается в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику и свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Различают «закрытые» и «открытые» позы (см. рисунок 3).

Движение головой и насупленные брови

Рисунок 3 – Закрытая и открытая позы

Позы:

1) Закрытые,когда человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

Читайте также:  Что означает если у меня в брови растет

2) Открытыеже воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

3) позы раздумья (например, поза роденовского мыслителя);

4) позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к веку).

5) «наполеоновская» поза:

стоя, когда руки скрещены на груди и;

сидя, когда обе руки упираются в подбородок.

Походкастиль передвижения. Исследования показывают, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка при страдании.

Взгляд (визуальный контакт)наиболее естественное средство невербального общения – направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т.е. показывает, как собеседник относится к сообщению.

Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Такое распределение взглядов объясняется тем, что тот, кто говорит, – тот активен, а кто слушает, – пассивен, расположен к восприятию. Говорящий смотрит на собеседника, чтобы придать своим словам больше выразительности и убедительности. Когда говорит партнер, то ни в коем случае не нужно вступать с ним в единоборство взглядов, ибо это пробуждает агрессивность, которую следует избегать. В деловом общении, когда говорит партнер, нужно концентрировать свой взгляд на его губах, тем самым внушая ему на подсознательном уровне, что внимательное слушанье еще не означает позволение оказывать влияние.

Взгляд используется для установления взаимоотношений (т.е. визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению). Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. То, как люди смотрят друг на друга, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать взгляд, определяет комфортное и дискомфортное самочувствие в процессе общения.

Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60-70%всего времени общения. Меньшее время контакта (например, встреча с глазами собеседника около 30%) свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор.

Когда взгляды собеседников встречаются в процессе общения редко, то это означает, что партнер к своему собеседнику или к содержанию его сообщения относится негативно. Если же взгляд собеседника обращен на партнера часто и длительно, то это может означать следующее:

– он считает его очень интересным и привлекательным – зрачки его глаз расширены;

– его очень интересует предмет беседы – зрачки глаз также расширены;

– он настроен враждебно по отношению к партнеру и невербально посылает вызов – зрачки его глаз сужены.

Глаза передают самые точные сигналы о состоянии человека: расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

В деловом общении важно обращать внимание, куда направлен взгляд, поскольку направленность взгляда имеет определенные сигнальные значения и оказывает влияние на результаты общения.

Различают следующие виды взглядов:

1) деловой взгляд – направлен на область лба собеседника (такая направленность взгляда создает серьезную атмосферу, а партнер по общению чувствует деловое отношение); такой взгляд целесообразно использовать при высказывании критического замечания, при жесткой формулировке своей позиции;

2) социальный взгляд – направлен на центральную область лица собеседника; этот взгляд характерен для спокойной, дружеской беседы и неуместен, когда представляются серьезные претензии к партнеру по общению, он может просто не обратить внимание на слова, с какими бы интонациями они не произносились;

3) интимный взгляд –проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника, показывая тем самым заинтересованность в собеседнике отнюдь не делового характера;

4) взгляд искоса передает интерес или враждебность собеседника.

В таблице 5 представлены основные виды взглядов в процессе коммуникации, их трактовка и рекомендуемые действия.

Таблица 5 – Трактовка взглядов в процессе коммуникации

Взгляд и сопутствующие
движения
Трактовка Необходимо
1. Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
2. Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
3. Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
4. Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Продолжить контакт
5. Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
6. Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
7. Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта

Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Америки имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею. В связи с этим, прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общающихся.

Источник