Есенин не грусти и не печаль бровей есенин

* * *

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

‹1925›

Примечания

В «Красной газете» и «Вечерней Москве» стихотворение опубликовано с ошибкой в ст. 5: вместо «До свиданья, друг мой, без руки, без слова» — «До свиданья, друг мой, без руки и слова». С этой ошибкой стихотворение печаталось во всех изданиях (кроме сб. «Избранное». М., 1946, сост. С. А. Толстая-Есенина) вплоть до Собр. соч. В 5-ти т. (М., 1966—1968), где в последнем томе (с. 374) дана следующая поправка: «В т. 3 на стр. 228 первую строку второй строфы следует читать: «До свиданья, друг мой, без руки, без слова».

Вместе с тем еще в 1926 году в журн. «Красная нива» (№ 4, 24 янв., с. ‹8›) было помещено факсимиле автографа с пояснением: «Мы воспроизводим здесь снимок этого последнего стихотворения Есенина. Стихотворение написано на клочке бумаги, вероятно, первом, попавшемся под руку».

Печатается по недатированному автографу (ИРЛИ). Автограф написан кровью.

В конце 80-х годов этот факт, а также авторство Есенина подверглись в ряде публикаций сомнению. В связи с этим комиссия Есенинского комитета Союза писателей организовала экспертизу автографа экспертно-криминалистическими и судебными экспертами. Выводы:

1. «Рукописный текст стихотворения ‹…› выполнен самим Есениным Сергеем Александровичем».

2. «Этот текст исполнен Есениным Сергеем Александровичем под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние С. Есенина (волнение, алкогольное опьянение и др.) и использование им пишущего прибора и красителя, обладающих плохими расписывающими свойствами» (Заключение от 15 апреля 1992 г., № 374/010).

(Вывод почерковедческой экспертизы, произведенной в конце 1920-х годов: «Предсмертное письмо Есенина (стихи) характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находился в момент писания» — Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. 2-е испр. и доп. изд. М., 1930, с. 87).

3. «Микроспектральным методом, проведенным в лаборатории, установлено, что стихотворение написано кровью» (Заключение от 15 июня 1992 г., № 2028).

Датируется по свидетельствам Е. А. Устиновой и В. И. Эрлиха.

Утром 24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер» («Интернационал»), где уже проживали знакомые поэта — супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы. Сюда в гости к Есенину приходили Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие литераторы.

Е. Устинова вспоминала: «27-го я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет.

Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут.

Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.

Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.

Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.

Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил:

— Потом прочтешь, не надо!» (Устинова Е. Четыре дня Сергея Александровича Есенина. — Сб. «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания». Под ред. И. В. Евдокимова. М.; Л., 1926, с. 236).

Сам В. И. Эрлих, описывая события утра 27 декабря, так рассказывал о передаче ему листка из блокнота: «Сергей нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Затем говорит, складывая листок вчетверо и кладя мне в карман пиджака: «Это тебе. Я еще тебе не писал ведь? Правда… И ты мне тоже не писал!» Устинова хочет прочитать. Я тоже. Тяну руку в карман.

— Нет, ты подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь» (Эрлих Вольф. Четыре дня. — Сб. «Памяти Есенина». М., 1926, с. 95).

Стихотворение было прочитано В. И. Эрлихом только 28 декабря.

Источник

В этой статье мы не будем пробегаться по биографии поэта и говорить о его взлётах и падениях – мы перейдём к самой сути. Утром 24 декабря 1925 года Сергей Есенин приезжает в Ленинград. Многие вспоминают, что в этот период Есенин очень много говорил о своих дальнейших планах и очень мечтал увидеть прижизненного собрание сочинений, которое мало какой поэт видел.

Сергей Есенин в 1925 году

В Ленинграде поэт планировал начать новую жизнь, поэтому есть версия, что из Москвы он уехал надолго и не рассчитывал возвращаться (может быть даже и “махнуть за границу” как он сам же сообщал друзьям, когда лежал а клинике). Самое главное, что нужно было Есенину в этот период – это восстановить свои силы и отдохнуть от суеты. Трещал по швам его брак с внучкой Льва Толстого Софьей, а в Москве в это время проходит XIV съезд КПСС, где большевики делят власть, а Троцкий стремительно теряет своё влияние.

И в это время многим совсем не до Есенина.

Сергей Есенин любил быть в центре внимания и эпатировать публику, но в конце 1925 года он вряд ли мог всерьёз кого-то заинтересовать своими новыми скандалами, да и последний скандал в поезде с Альфредом Рога давал о себе знать. Тот, видимо, испытывал личную неприязнь к поэту и всеми силами пытался наказать его по всей строгости. Есенин это понимал. И хотя он имел на руках подписку о невыезде – в Ленинград всё равно поехал. С большой долей вероятности об этой поездке сразу же узнали в ЧК, ведь Есенин был под наблюдением властей уже не первый год. Наблюдать за поэтом было кому от друга-чекиста Вольфа Эрлиха до сторонних сотрудников ЧК проживающих в гостинице Англетер.

Но почему Есенин остановился именно в Англетере?

Гостиница Англетер в 20-е годы XX в.

Читайте также:  Болит голова над бровями почему

Некоторые знакомые предлагали ему комнату или даже поселиться временно у них, но поэт выбрал именно злополучную гостиницу Англетер, которая в это время являлась чуть ли не главным штабом ленинградского ЧК.

Дальше всё шло по стандартной схеме. Пили и гуляли. К Есенину приходило множество гостей, например, были у него Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие. По свидетельству Устиновой уже утром 27 декабря у Есенина на руке были 2 глубоких пореза, значит стихотворение «До свидания, мой друг, до свидания» Есенин написал примерно 26 декабря в ночь. А это за 2 дня до гибели, значит это вряд ли могла быть его прощальная записка.

Номер в котором жил поэт

По версии Вольфа Эрлиха Есенин посвятил это стихотворение ему, так как поэт якобы сам об этом сказал, когда передавал ему рукопись, написанную кровью. Удивлять Есенин любил и умел – он был склонен к подобным поступкам.

Но вот хотел ли он уйти из жизни добровольно?

Если попойка в Англетере началась ещё 25 или 24 числа, значит к 27 декабря поэт мог находится в подавленном состоянии (кто пил, тот знает, как тяжко бывает на третий день гулянки). Опять же по опросу жильцов из номера постоянно слышались крики. Видимо “литераторы”, приходившие к Есенину, о чём-то с ним спорили. У Есенина был грубый и громкий голос, поэтому его ругань хорошо слышалась на этаже.

Но вернёмся к стихотворению.

Уже в 1926 году Вольф Эрлих уже говорил, что стихотворные скорее всего посвящено не ему, Есенин просто подарил ему рукопись, так как в это время он оказался рядом. В 80-х годах XX века стало ходить мнение, что адресатом стихотворения могла быть женщина – возможно Галина Бениславская, с которой Есенин был в соре на момент своего пребывания в Ленинграде.

Вольф Эрлих

То, что это есенинский текст тоже ни у кого не вызвало сомнения. В конце XX века был собран есенинский комитет, который занимался и этим вопросом. Была произведена экспертиза, которая показала, что текст написан именно рукой Сергея Есенина. Но в 1925 году стихотворение произвело эффект бомбы, особенно хорошо он смотрелся на фоне трагического события 28 декабря 1925 года.

Автограф стихотворения написанный кровью

Что случилось с Есениным в эту ночь никто не знает точно. Сколько бы версий его ухода не выдвигали до правды достучаться невозможно. Также существует множество фактов как в пользу убийства поэта, так и в пользу самоубийства, причём ко второй (официальной) версии склоняются многие есениноведы.

В 2019 году у писателя Захара Прилепина в серии ЖЗЛ вышла книга о Сергее Есенине, где автор довольно скрупулёзно и досконально анализирует весь творческий путь и жизнь поэта. Вот что писатель говорит об уходе поэта:

Напомню, что ни один из современников Есенина, ни одна из его жен, никто из его ближайших друзей никогда не сомневался в самоубийстве Есенина. Ни его мать, ни его дети – никто. Первым из публичных людей вслух усомнился… писатель Василий Белов шестьдесят с лишним лет спустя.

На данный момент эта самая подробная биография Есенина

Мне важно доказать правду, а не то, что он покончил с собой. Мне кажется, когда мы обманываем себя в этом случае, истово желая, чтоб Есенина не хоронили, образно говоря, “за оградой”, как самоубийцу, – мы не идем к Богу, а бежим от него. Нельзя бежать от правды. Потому что мы бежим от поэзии Есенина, от его души, от его трагедии. Мы закрываем глаза, мы обдуриваем самих себя. Зачем? Я вообще не понимаю, как можно читать Есенина и не слышать, как ужасно он кричал от боли. И как стоически, смиренно он подошел к своему финалу. Но ведь поэзию, как и музыку, зачастую не объяснишь. Поэтому я просто взял и разобрал все эти бесконечные “версии” его убийства, показывая их полную абсурдность просто с точки зрения здравого смысла.

Дело в том, что даже после довольно логических доказательств в пользу официальной версии будут те, кто будет считать иначе. Кто-то просто хочет верить, что до поэта дотянулись грязные руки ЧК или его случайно убили в пьяной драке какие-то непонятные гости. По крайне мере если не появятся более веские доказательства в пользу убийства поэта никто официальную версию отменять не будет.

Но и выводы Захара Прилепина принимать за истину в последней инстанции тоже не стоит.

Сам Есенин говорил так:

Поэт должен думать о смерти, чтобы острее чувствовать жизнь.

До свиданья, друг мой, до свиданья…

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

А что думаете вы?

Лайк и подписка – лучшая награда для канала!

Читайте также:  Как красиво и просто накрасить брови

Источник

Биография

Сергей Есенин (1895-1925 )

Русский поэт , представитель новокрестьянской поэзии

и лирики , а в более позднем периоде творчества имажинизма ,

считавшие в том что поэзия заключается в создании образа

По некоторым версиям он начал писать стихи с 5 лет ,по другим версиям с 7 лет

в 18 лет приезжает в Питербург ,в начале не получаетьсяч опубликовать стихи и отец ему говорит ”Слушай сынок не поэт ты ”а Сергей в ответ я не грузчик я поэт и начал жить у Клюева

Им было выпущено в детском журнале ‘’Мирок ‘’в 1914 году несколько

стихотворений

В 1916 г издается сборник Радуница вместе с ново крестьянскими поэтами

С 1918-1920 сближается с имажинистами .

В период увлечения Есенина имажинизмом выпускается несколько сборников

стихов –‘’Трерядница ‘’,’’Исповедь хулигана ‘’, ‘’стихи Скандалиста’’,

‘’Москва кабацкая ‘’, ‘’поэма Пугачев’’.

1922 жениться на Айседоре Дункан ,путешествует с ней по Европе в письме Марингофа писал что он не счастный

1923 развод с Дункан

1924-1925 путешествие по Грузии

1925 г смерть поэта

Он считал ,что поэма должна быть Лиричной , она полна любви

и вы убедитесь в том когда я буду исполнять .

Cтихи

Любовь

1 СТИХ

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осенье,

Эта прядь волос белесых —

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,

Где цветут луга и чащи.

В городской и горькой славе

Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше

Вспоминало сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень…

Клен и липы, в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.

Месяц на простом погосте

На крестах лучами метит,

Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,

Перейдем под эти кущи.

Все волнистые дороги

Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

2 стих мне грустно на тебя смотреть

Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая жалость!

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли

Твое тепло и трепет тела.

Как будто дождик моросит

С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.

Иная радость мне открылась.

Ведь не осталось ничего,

Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после.

Как кладбище, усеян сад

В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы

И отшумим, как гости сада…

Коль нет цветов среди зимы,

Так и грустить о них не надо.

3 стих

Ну, целуй меня, целуй,

Хоть до крови, хоть до боли.

Не в ладу с холодной волей

Кипяток сердечных струй.

Опрокинутая кружка

Средь веселых не для нас.

Понимай, моя подружка,

На земле живут лишь раз!

Оглядись спокойным взором,

Посмотри: во мгле сырой

Месяц, словно желтый ворон,

Кружит, вьется над землей.

Ну, целуй же! Так хочу я.

Песню тлен пропел и мне.

Видно, смерть мою почуял

Тот, кто вьется в вышине.

Увядающая сила!

Умирать так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать.

Чтоб все время в синих дремах,

Не стыдясь и не тая,

В нежном шелесте черемух

Раздавалось: «Я твоя».

И чтоб свет над полной кружкой

Легкой пеной не погас —

Пей и пой, моя подружка:

На земле живут лишь раз!

4 стих

Клен ты мой опавший

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Читайте также:  Болит над бровью при насморке

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

5 стих

До свиданья, друг мой…

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

3 Анализ стихов

Есенин хочет сказать ,что любовь это чувство , готовность отдавать ,

предлагать помощь , переживать за свою половинку и готовность пожертвовать,

что он показывает в стихе ‘’Мне грустно на тебя смотреть’’, ‘’До свиданья друг

мой , до свиданья милый мой ‘’.

Выткался на озере алый свет зари…

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зар

Не криви улыбку, руки теребя…

Не криви улыбку, руки теребя,-

Я люблю другую, только не тебя.

Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо –

Не тебя я вижу, не к тебе пришел.

Проходил я мимо, сердцу все равно –

Просто захотелось заглянуть в окно.и.

Я помню, любимая, помню…

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос…

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней…

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

“Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда”.

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь

И грустно другую любя,

Как будто любимую повесть

С другой вспоминает тебя.

1925 г.

Шаганэ ты моя, Шаганэ…

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

1924 г.

Цветы мне говорят — прощай…

Цветы мне говорят — прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

И потому, что я постиг

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, —

Я говорю на каждый миг,

Что все на свете повторимо.

Не все ль равно — придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленной и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.

27 Октября 1925

Год написания: 1925

Сергей Есенин – Хороша была Танюша

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

Вышел парень, поклонился кучерявой головой:

«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».

Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

Душегубкою-змеею развилась ее коса.

«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».

Не заутренние звоны, а венчальный переклик,

Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.

Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,

На виске у Тани рана от лихого кистеня.

Алым венчиком кровинки запеклися на челе,

Хороша была Танюша, краше не было в селе.

Сергей Есенин – Плачет метель, как цыганская скрипка…

Плачет метель, как цыганская скрипка.

Милая девушка, злая улыбка,

Я ль не робею от синего взгляда?

Много мне нужно и много не надо.

Так мы далеки и так не схожи —

Ты молодая, а я все прожил.

Юношам счастье, а мне лишь память

Снежною ночью в лихую замять.

Я не заласкан — буря мне скрипка.

Сердце метелит твоя улыбка.

Источник