История макияжа в древнем египте

История макияжа в древнем египте thumbnail

«Женщина без косметики, что пища без соли»
Платон (древнегреческий философ)

История косметики так же длинна, как и история человечества. При этом в разные времена косметике придавалось совершенно различное значение. Косметика могла использоваться и в религиозных, и в декоративных целях, ее могли наносить как мужчины, так и женщины. Или же наоборот – она могла быть запрещена.

Само слово «косметика» греческое. И, как и слово «космос», в переводе означает «порядок» – порядок во вселенной и порядок на лице. В Древней Греции были косметы – рабы, в чьи обязанности входило купание греческих граждан в специальных ваннах с душистыми маслами, а также они занимались массажем. Слово же «косметика» для обозначения средств для нанесения макияжа впервые было использовано на Международной выставке в Париже в 1867 году. Именно в этот год мыловары и парфюмеры начали представлять свою продукцию отдельно от продукции фармацевтов.

Косметика в Древнем Египте

Косметика в Древнем Египте

Косметику использовали еще в Древнем Египте и странах Месопотамии. Так, в Месопотамии уже 5000 лет тому назад была известна губная помада. Красили губы и древние египтянки. В Древнем Египте в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска и красного пигмента или же красную глину. Помада в Древнем Египте чаще всего имела темные оттенки. Кроме помады, египтянки также использовали тени для век, подводку для глаз, красили ногти и волосы.

Глаза в Древнем Египте подводили как мужчины, так и женщины, при этом совсем не с целью украсить себя. В те времена считалось, что подводка защищает глаза от проникновения через них в душу человека злых духов. Для подводки глаз египтяне использовали краски из сурьмы (кохль – до сих пор используется в качестве подводки в мусульманских странах, это черный камень, растолченный в порошок и разведенный обычно касторовым маслом) и сажи.

Косметика в Древнем Египте

Веки красили тертым малахитом, смесью зеленой меди и сернистым свинцом, рудой. К слову, свинец еще и отпугивал насекомых. Румяна в Древнем Египте делали из сырья растений и кустарников.

На головах египтяне носили масляные ароматные конусы, ношение которых уже было связано с практическими нуждами, – они защищали от насекомых, которых в жарком климате Древнего Египта было множество.

Ногти египтяне красили хной, о чем сохранились сведения в упоминаниях о самой известной египетской царице Клеопатре. К слову, Клеопатра очень любила косметику и даже написала целый трактат о косметических средствах под названием «Лекарства для кожи».

Первые письменные сведения о косметике также связаны с Древним Египтом – папирус Эберта – первый письменный документ, в котором содержатся советы по использованию косметических средств.

Макияж в Древнем Египте

Косметика в Древней Греции

В Древней Греции также любили косметику. О косметических средствах можно прочитать и в «Одиссее» Гомера, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, который описывал ряд средств, позволяющих стать женщинам еще краше.

Гречанки красили губы, румянили щеки, осветляли волосы. Тушь для ресниц греческие девушки делали из сажи, помаду из кошенили (травяная тля) или же с добавлением пигментов сурик, киноварь, которые, к слову, ядовиты.

О ядовитости некоторых косметических средств, а соответственно их вреде, уже позже, во времена Древнего Рима, будет писать врач Клавдий Гален. Ведь киноварь – это ртутный минерал, а сурик – минерал, содержащий в своем составе не менее вредный для здоровья свинец. Тем не менее, римлянки все равно будут использовать свои помады.

Всемирная история косметики

Древний Рим и история косметики

В Древнем Риме, в отличие от Греции, косметику использовали не только женщины, но и мужчины – подводили губы и румянили щеки. В Древнем Риме в качестве краски для век использовался уголь, фукус (морская водоросль), в основном, красного цвета — для щёк и губ, воск — в качестве средства для удаления волос, ячменная мука и масло — для удаления прыщей, а пемза — для отбеливания зубов.

Римляне проводили много времени в банях, следя за чистотой тела, а также в соляриумах, принимая солнечные ванны.

История макияжа в древнем египте

Косметика Древней Японии и Древнего Китая
В Японии женщины белили лица, выбривали брови и на их месте делали две густые черты черной тушью или же рисовали черные круги. Лоб по краям у линии роста волос подводили тушью и ярко красили губы. Использовалась помада зеленого цвета. Замужние женщины могли красить зубы черным лаком.

Мужчины также использовали косметические средства – рисовали небольшие усики, использовали ароматические вещества, ухаживали за пальцами рук и ног, применяя паровые ванны.

Женщины Древнего Китая также, как и японки, белили лица и наносили румяна на щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

Косметика Древней Японии и Древнего Китая

Современный макияж с элементами китайского стиля

Средневековье и косметика
В Средневековой Европе модными считались бледные, нетронутые загаром лица, а католическая церковь была настроена решительно против любого использования косметики. Ведь главное – это красота душевная, но никак не физическая. Но, тем не менее, женщины все же подкрашивали губы и румянили щеки. В моду также вошла высокая линия лба – и волосы надо лбом могли сбриваться, выщипывались брови и ресницы. Мода на высокую линию лба сохранится и позже – в период Возрождения.

Читайте также:  Макияж который сделает темнее серые глаза

макияж XV века

Возрождение
Во времена Возрождения (Ренессанса) лица красили свинцовыми белилами, использовали помаду, а также пудру.

Продавалась в те времена в Италии и пудра на мышьяковой основе. Такую пудру можно было купить в косметической лавке госпожи Туфании из семейства Тофана. Весьма сообразительные покупательницы могли использовать такую пудру не только в косметических целях, но и в качестве яда – растворив ее в воде.

Свою жизнь госпожа Туфания закончила на костре. Но ее дело продолжила Теофания ди Адамо также из семейства Тофана. Теофания считается изобретательницей яда «аква Тофану», секрет которого так и не был раскрыт до сих пор. Данный яд был ядом без вкуса и запаха. При этом он убивал постепенного, а признаки отравления легко можно было спутать с признаками болезни, к примеру, брюшного тифа. Жертвами яда «аква Тофану» в основном становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.

XVII-XVIII века
В XVII и XVIII веках – периоды барокко и рококо – моду задает французский двор. Косметику в те времена использовали в больших количествах. Использовали как мужчины, так и женщины – красили яркой помадой губы, румянили щеки, белили лица – бледный цвет лица по-прежнему в моде, пудрили парики, использовали разнообразные ароматические вещества и духи в огромных количествах. В том числе и для того, чтобы заглушить запах немытого тела, так признавалась испанская королева, правда еще в XV веке Изабелла Кастильская – за всю жизнь она мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

Людовик ХIV, французский король XVII века, король-солнце, также мылся несколько раз в жизни – и то по совету врачей. В те времена дворяне лишь омывались – во дворцах были тазики с водой, в которых они поласкали руки и лицо. Поэтому французские аристократы и дамы тех времен благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. К слову сказать, на Руси всегда любили мыться в русской бане, даже простые мужики.

косметика период рококо

В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но еще и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И все это в сочетании с прическами невероятных размеров.

В Англии времен Королевы Елизаветы I (период царствования 17 ноября 1558 — 24 марта 1603 года) косметику наоборот старались не использовать, считая ее вредной для здоровья. В то время бытовало поверье, что косметика не дает коже испарять влагу. Не любили косметику англичане и периода правления королевы Виктории (XIX век). Впрочем, англичанки, чтобы придать щекам хоть какой-то румянец перед выходом в свет нещадно пощипывали их и кусали губы, с целью придать им более яркий цвет.

Винтажная декоративная косметика

Косметика в XIX веке
В XIX веке косметикой будут пользоваться повсеместно, при этом не только знатные и богатые женщины, как это было ранее, но и женщины со средним доходом. Косметика же станет уделом женщин, но не мужчин, а ее цвета перестанут быть яркими и насыщенными, и приблизятся к естественным природным цветам, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет.

Чрезмерное использование косметики и яркий макияж будут всячески осуждаться. При этом яркий и вызывающий макияж станет признаком женщин легкого поведения. Подобное убеждение сохранилось в сознании многих и по сей день, хотя на дворе давно XXI век.

Всемирная история косметики

Помада
Корни слова фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum — яблоко, цвет помады – как цвет спелого яблока.

Первая помада в форме карандаша была представлена в 1883 году в Амстердаме, она была завернута в шелковую бумагу. Помаду в тюбике впервые представила фирма GUERLAIN. В 1915 году в США появилась помада в металлической упаковке, что сделало ее использование весьма удобным. А уже в 1949 году также в США появляются машины для выпуска помады в металлических, а позже и в пластиковых тюбиках. В таком виде помада выпускается и по сей день.

Тушь для ресниц впервые была выпущена в XIX веке английским торговцем родом из Франции Юджином Риммелом. А слово «rimmel» и по сей день во многих языках – турецкий, румынский, португальский – обозначает тушь. Тени для век начала выпускать компания Max Factor, первые тени для век компанией Max Factor были разработаны на основе хны.

Первый тональный крем также был разработан компанией Max Factor в 1936 году.

Винтажная декоративная косметика

Источник

Даже представители древнейших цивилизаций испытывали потребность в украшении своего лица и тела. Древние египтяне тоже не отказывали себе в возможности улучшить свою красоту. Их макияж имел не только эстетическое, но и… магическое значение. Многие предметы фараонов в буквальном смысле имели «волшебный облик».

Царица Клеопатра

Читайте также:  Шкатулка для макияжа своими руками

За тысячи лет до постройки пирамид и до изобретения современной туши для ресниц мужчины, женщины и дети всех слоев египетского общества наносили макияж. Более того, они были абсолютно уверены, что даже смерть не освобождает от обязанности краситься.

Глубоко веря в то, что загробная жизнь не очень отличается от временной и что в ней необходимы аналогичные предметы, подданные фараонов брали косметику и аксессуары для макияжа в загробный мир, которые археологи находят в гробницах во время раскопок. Были обнаружены, например, сланцевые палитры, датируемые 3300 годом до нашей эры.

Египтяне были талантливыми химиками, они любили макияж и создавать косметические средства, такие как увлажняющие крема, румяна и даже лак для ногтей из смесей различных веществ. Они клали порошок, полученный из натуральных веществ – молотых орехов или минералов – на тарелку и смешивали его с животным или растительным жиром, чтобы придать смеси правильную структуру.

Древнеегипетский набор для макияжа.

Полученная таким образом консистенция должна была помочь косметике держаться на коже как можно дольше, что было непросто под палящим солнцем. Также очень важно было поддерживать макияж в приличном состоянии, так как он служил многим целям.

Он считался украшением, но также имел магическое и религиозное значение. Самым важным и заметным элементом египетского макияжа был уход за глазами.

Глаза

У большинства персонажей в искусстве той эпохи четко и сильно подчеркнуты глаза и брови. Это хорошо видно, например, на фресках в Долине царей.

Спустя многие тысячелетия характерный макияж глаз проник в поп-культуру. Его носила Клеопатра с лицом Лиз Тейлор из монументального фильма 1963 года и из фильма о приключениях Астерикса и Обеликса. Именно появление Лиз Тейлор в «Клеопатре» вдохновило безумную моду на «египетский макияж» шестидесятых. Как возникла эта сильная линия?

Косметику которую использовали древние египтяне, представляла собой сложную смесь многих ингредиентов. Среди них наиболее важными были: металлический порошок (сурьма), жареный миндаль, свинец, окисленная медь, охра, ясень, малахит, хризоколла.

Все эти смешанные вещества хранились в специальных сосудах. Перед использованием их смачивали водой или маслом, а затем наносили специальным аппликатором.

Бюст Нефертити

Как мы можем прочитать в «Древнеегипетской энциклопедии», этой части лица уделялось большое внимание. Это было также связано с религиозными причинами – были предприняты попытки воссоздать глаз Ра, который является защитным талисманом. Макияж оттенка малахита обеспечил связь с богиней Хатор, известной как «Владычица Малахита».

Египетские женщины пытались придать своим глазам миндалевидную форму. Они делали это, нанеся макияж вокруг линии ресниц и расширив угол до брови. Брови также были сильно обозначены и вытянуты в соответствии с естественным направлением линии. Подобный макияж делали и мужчины, и женщины.

Интересно, что хотя образ египетской черной линии утвердился в поп-культуре, глаза также были окрашены в зеленый цвет. Это подтверждают археологические находки – в гробницах появляются оба вида косметики (черная и зеленая).

Рот

Раскопки в Египте доказывают, что карьера красной помады выходит далеко за пределы 20 века. В этот цвет губы красили несколько тысяч лет назад. Исследователи обнаружили капилляр, который, вероятно, содержит помаду. При внимательном осмотре выяснилось, что на треть он состоит из красного красителя – охры. Среди других ингредиентов – смола и жир.

Ученые предполагают, что текстура помады того времени напоминала сегодняшнюю и наносилась кистью или шпателем.

Лицо

Женщины из королевской семьи и из высших сословий максимально защищали лицо от солнца. Также они обеспечивали хорошее увлажнение, о чем свидетельствуют сохранившиеся рецепты кремов. Несмотря на палящее солнце, египетские женщины старались сохранить кожу максимально светлой, а в случае необходимости были готовы помочь природе, искусственно осветлив ее. Это отразилось на росписях гробниц, где они были изображены с почти белым цветом лица.

Бледное лицо было признаком благородного происхождения – это доказывало, что женщина может позволить себе не работать физически и слишком долго находиться на солнце.

Египтяне не наносили толстый слой пудры на лицо, но, как показывают картины той эпохи, могли ее использовать. Рельеф, который сейчас находится в Британском музее в Лондоне, изображает женщину, которая наносит пудру специальным аппликатором.

Лиз Тейлор в роли Клеопатры в фильме 1963 года.

Косметическое средство, сделанное из охры, было найдено в гробницах вместе с палитрами для растирания. Когда смотришь на знаменитый бюст Нефертити, оказывается, что ее лицо раскрашено так, будто это кисть розового цвета. Может даже сложиться впечатление, что контур лица изобрели древние египтяне.

Ногти

К тому же красить ногти – отнюдь не современное изобретение. Окрашивание ногтей было популярно в Египте. Лаков в современном понимании еще не было. Ногти красили преимущественно хной, что позволяло получить желтый или оранжевый оттенок.

Цветной маникюр был признаком высокого статуса, а темный – уделом династий и придворных. Говорят, что Клеопатре нравились ржаво-красные ногти, а Нефертити – рубиново-красный.

Источник

Тайны древних египтян огромны, но их уловки красоты не секрет. Макияж может показаться современным феноменом, который перерос в триллион долларов, но косметика была не менее важна для повседневной жизни в древнем мире. С самой ранней эры египетской империи (около 6000 г. до н.э.) мужчины и женщины из всех социальных слоев свободно применяли подводку для глаз, тени для век, помаду и румяна.

Образ египетской цивилизации во многом связан с тем, как мы воспринимаем ее двух самых известных цариц: Клеопатру и Нефертити.

Читайте также:  Где можно сделать перманентный макияж в вологде

В 1963 году Элизабет Тейлор определила шикарный египетский образ, когда она изобразила Клеопатру в одноименном эпосе. В 2017 году, Рианна усовершенствовала ее , когда она платила дань Нефертити на обложке из Vogue Аравии. На изображении обе иконы красоты имели насыщенные голубые тени для век и толстую темную подводку для глаз.

Фрагмент картины из гробницы Нахта, изображающей трех дам на празднике. Они носят ароматные шишки в своих волосах и сложные ожерелья. Египет, 18 династия, ок. 1421–1413 гг. до н.э. 52, Западные Фивы. (Фото Вернера Формана / Universal Images Group / Getty Images).

И все же древние египтяне наносили макияж не только, чтобы улучшить свою внешность – косметика также имела практическое применение, ритуальные функции или символические значения. Тем не менее, они серьезно относились к своим процедурам красоты: иероглифический термин для визажиста происходит от корня «sesh», что переводится как «писать или гравировать», предполагая, что для нанесения подводки для глаз или губной помады требовалось много навыков.

Самые изысканные ритуалы красоты проводились в туалетах состоятельных египетских женщин. Типичный режим для такой женщины, жившей во времена Среднего царства (около 2030–1650 гг. до н.э.), действительно был превосходным.

Перед нанесением макияжа женщина сначала подготавливала свою кожу. Она могла нежиться в молочной ванне; молочно-медовые маски были очень популярны. Она могла наносить ладанные шарики на подмышечные области в качестве дезодоранта и масла с добавлением цветов или специй, чтобы смягчить ее кожу. Египтяне также изобрели естественный метод нанесения смеси меда и сахара. «Sugaring», как его называют сегодня, был восстановлен косметическими компаниями как менее болезненная альтернатива горячему воску.

Косметическая ложка в форме плавающей женщины, держащей блюдо , ок. 1390–1352 гг. до н.э. Музей Метрополитен

После всего этого прислужница приносила много ингредиентов и инструментов, необходимых для создания и нанесения макияжа. Эти приспособления сами были предметами искусства, которые передавали социальный статус.

В банках из кальцита держали косметические средства и духи; контейнеры для глазной краски и масел были изготовлены из дорогих материалов, таких как стекло, золото или полудрагоценные камни; а палитры из алеврита, используемые для измельчения материалов для теней для век были вырезаны так, чтобы напоминать животных, богинь или молодых женщин.

Служанка создавала тени для век, смешивая порошкообразный малахит с животным жиром или растительными маслами. Пока дама сидела в своем туалете перед полированным «бронзовым» зеркалом, служанка использовала длинную палку из слоновой кости – возможно, с вырезанным изображением богини Хатор – чтобы натереть насыщенный зеленый пигмент. Точно так же, как женщины делают сегодня, тени для век сопровождались толстой линией вокруг глаз.

Расчески с резными животными, ок. 3900–3500 гг. до н.э. Предоставлено Музеем Метрополитен.

Эта часть рутины имела практические цели помимо украшения владельца. Подводка для глаз использовалась обоими полами и всеми социальными классами, чтобы защитить глаза от яркого света пустынного солнца.

Кроме того, токсичный минерал на основе свинца, из которого он был изготовлен, обладал антибактериальными свойствами.

Последними штрихами к макияжу этой леди, конечно же, была красная помада – классический вид даже сегодня. Чтобы сделать краску, охра обычно смешивалась с животным жиром или растительным маслом, хотя Клеопатра, как было известно, использовала жуков для ее прекрасного оттенка красного. Эти высокотоксичные смеси, часто смешанные с красителями, извлеченными из йода и бромного маннита, могли привести к серьезному заболеванию, а иногда и к смерти – возможно, из-за этого и появилось выражение «поцелуй смерти».

Пинцет-бритва, ок. 1560–1479 гг. до н.э. Предоставлено Музеем искусств Метрополитен.

После смерти, личность также имела решающее значение для египетской идентичности. Места захоронений, обнаруженные с самого начала истории общества, в преднастические времена, показывают, что египтяне обычно оставляли в могилах предметы повседневного обихода, такие как расчески, ароматические мази, украшения и косметику (многие были найдены с макияжем, все еще находящимся в них).

Мы могли бы тесно связать египтян с их драматической красотой во многом из-за их плодотворного использования на мумиях и масках смерти. Вместо того, чтобы изображать реальные черты своих подданных, маски и деревянные гробы изображают идеализированных юношей с гладкой кожей и глазами в кольцевой оправе.

Фактически, сама мумификация происходила из ежедневных ритуалов гигиены, которые египтяне выполняли при жизни. Средства для смягчения кожи приобретали религиозное значение, когда они использовались для помазания тела, и даже иногда применялась косметика.

Уникальная египетская эстетика – от архитектуры до искусства и макияжа – захватила современное воображение своей элегантностью, экзотикой и стилем. Тем не менее, влияние древнего царства на наши идеалы красоты более непосредственно через их изобретения, вплоть до подводки для глаз и губной помады, которые мы все еще любим носить.

Источник