Иван купала брови автор музыки и слов

ИВАН КУПАЛА

Дело было на исходе века, когда уже всем пресытились, и ничего нового не ожидалось. И вдруг из всех приёмников зазвучало – “Кострома, Кострома, государыня моя… У Костромушки кисель с молоком, с молоком, у Костромушки блины с творогом…” Кто это исполняет?! Группа “Иван Купала”. О, это был какой-то прорыв! Нет, фолк-рок и раньше был, можно вспомнить и Марину Капуро, и Жанну Бичевскую, из поздних – Егора Летова с “Дурачком”, и Чижа с его “Капелью”. Но “Иван Купала” –  отдельная тема. Это чисто этническая музыка, и электронное сопровождение нисколько не раздражает, не довлеет и не заглушает глубинного смысла. Напротив, придает оттенок сказочности, мифологичности. Популярность на рубеже веков у этих исполнителей была просто невероятной. Наверное, к тому времени объелись уже биг-маков и капучино, захотелось чего-то своего, исконного… Русского! Не понимаю порой, почему меня-то так взволновала эта музыка? Мама моя была украинкой, точнее – “хохлушкой” или даже “хохлушечкой”,  и никогда на это прозвище не обижалась, ибо в русском языке это слово никогда не несло негативного подтекста. Батя, помню, любил восклицать, то в восхищении, то в негодовании – “Вот ведь хохлушка, а?!” Мамы у ж нет, батя жив, ему 75. Он у меня мордвин, точнее – эрзя. А я, дитя их любви (папа с мамой женились именно что по любви, и всю жизнь прожили душа в душу) – кто по национальности? Выходит, русский)). В.И. Даль, автор первого русского толкового словаря, по крови был сыном датчанина и немки, но трудно найти более “русского” человека, так понимавшего нашу культуру и язык. Он так определял национальную принадлежность – на каком языке человек думает, той он и национальности. Так что цепляет меня эта музыка, пробирает до глубины души, и просто физически ощущаю, как шевелятся там, в глубине, мои славянские корни)).

Читайте также:  Как поднять брови выше ботоксом

А,  может, не даёт мне  покоя моё историческое образование? Ведь прелесть этого проекта в том, что при работе были использованы настоящие, аутентичные записи, полученные  в ходе этнографических экспедиций советскими фольклористами в 70-80-х годах прошлого века. И если мало-мальски знаешь историю, то в этих песнях открывается новый смысл. Взять упоминавшуюся песню про Кострому – это ведь не просто любовь к родному краю, и  Кострома – это не только город. Еще это русская обрядовая кукла, персонаж из древней, языческой истории. Во время летних гуляний её изготовляли из соломы в человеческий рост, девушки пели ей величальные песни, “Кострома, Кострома, государыня моя” – это про неё… а после, в конце праздника, пускали по реке. Ну, или сжигали, где как. Так что это радостная песня песня про щедрую и теплую пору, про устоявшееся лето. Православная церковь нещадно боролась с языческими пережитками, и просто чудо, что отголоски тех обрядов дошли до нас хотя бы в песнях.

Или взять такую песню,как “Ящер”. Парк Юрского периода здесь не при чём. Если кто не в курсе, был у славян-язычников такой бог, заведовавший подземным и подводным миром. Ящер, Йеша, Юша. Изображался в виде змея либо дракона о нескольких головах, или даже в виде крокодила. И эта песня – тоже отголосок тех древних лет, этакая пугалка для детей, дабы слушались)) А уж как бабушки складно читают этот речитатив – любо-дорого послушать, а нынешним “прыг-скокерам” удавиться от зависти можно))  Какой ритм: “И сидит ящер, ладу-ладу, На ореховом кусте, ладу-ладу, Орешки лущит, ладу-ладу, И очками плёщет, ладу-ладу”. Электронный аккомпанемент только добавляет прелести, осовременивает эту старинную вещь.

Читайте также:  У меня шелушится кожа в области бровей

А “Воротечки”?  Тоже древняя обрядовая песня, при выдаче невесты замуж полагалось плакать – чтобы семейная жизнь у девушки удалась. Сердце какого отца, выдававшего замуж взрослую свою дочь, не дрогнет при словах “Ты живи, живи, батюшко, век без меня, век без меня”? Я через это уже прошёл))

Впрочем, не будем о грустном) Есть у “Ивана Купалы” масса веселых, плясовых композиций, которые с успехом звучали даже на дискотеках, вспомнить хотя бы незабвенного “Заиньку” – и за это отдельное спасибо аранжировщикам, за популяризацию народной музыки. Да, кстати – их зовут  Алексей Иванов, Алексей Румянцев и Денис Фёдоров. Группа была создана 17 августа 1998 года в Санкт-Петербурге, и пусть в её дискографии всего три альбома, но она уже вписала себя в историю русской популярной музыки – на долгие годы, надеюсь))

за сим прощаюсь, с вами был Учаев А.Н. – он же “Забугорец”.

Источник