Как делали макияж в ссср

Как делали макияж в ссср thumbnail
При нынешнем косметическом изобилии иногда невольно вспоминаются старые (не)добрые времена тотального дефицита, когда женщинам тоже страшно хотелось быть красивыми, да было нечем.
И, тем не менее, что-то все-таки было и чем-то наши мамы, а потом и мы пользовались.
Ностальгически поужасаемся отчественному макияжу прошлых лет.

Все наверняка помнят эпизод из “Служебного романа” (1977 г.), в котором, только придя на работу, “статистические красавицы” наводят марафет.
Уже по этому эпизоду понятно, как скромен был в те времена косметический ассортимент: все женщины наносят на веки серо-голубые тени, подводят глаза и тонко выщипанные брови карандашами, подозрительно напоминающими обычные для рисования, а губы подкрашивают помадой невнятного красно-розового тона.
Примерно с таким макияжем предстает затем и преобразившаяся Людмила Прокофьевна.

Кстати, абсолютно с таким же макияжем появлялась на экране двумя годами раньше Надя из “Иронии судьбы” (1975 г.)

Но каким бы скромным ни был выбор косметики, советских экранных красавиц нельзя назвать отставшими от западной моды того времени.
На рекламном плакате Maybelline мы видим очень похожий макияж: голубые тени почти до бровей, брови тонким полукругом, достаточно яркие красноватые румяна и помада в тон.

Очень похожий макияж был и на роковой блондинке Светлане Светличной в “Бриллиантовой руке” (1968 г.), вот только глаза актрисы были подведены яркими “стрелками” по моде 60-хх.

Пристрастие к серо-голубым теням вообще отличало макияж конца 60-70-хх годов. Правда, для советских женщин это был не столько вопрос вкуса, сколько пресловутого выбора – почему именно этот оттенок был представлен в продаже чаще всего.

Наталья Кустинская в фильме “Иван Васильевич меняет профессию” (1973 г.)
Легендарное “Якин бросил свою кикимору!”.

В этом же фильме актриса демонстрирует культовый косметический продукт советских женщин – тушь в брусочке, в которую следовало плевать.

В тушь плевали, а затем самые отчаянные ещё и разделяли ресницы иголками или шпильками.
Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к ещё одной устрашающей процедуре – подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой.

Прославленная тушь “Ленинградская”

Ровный тон лица обеспечивал ещё один легендарный косметический продукт – тональный крем “Балет” от фабрики “Свобода”, ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски.

Кстати, крем не так давно пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен “Балет 2000”, по слухам, очень неплохой.

Затем кожу припудривали – иногда просто тем, что было под рукой. Например, в провинциальных городах женщины использовали для этих целей обычный тальк или зубной порошок.

На бумаге все, как обычно, звучало значительно шикарнее: “Пудру различают по ряду признаков. По консистенции она бывает порошковая (наиболее распространенная), в виде таблеток (компактная), мазеобразная (крем-пудра) и жидкая. Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делится на четыре группы: высшего качества — «Восток, «Бархатистая», «Балет» и др.; группы А (хорошего качества) — «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка» и др.; группы Б (средняя)—«Маска», «Камелия», «Шипр» и др.; группы В (массовая) — «Кармен», «Сирень», «Фиалка» и др. По назначению пудру выпускают для кожи жирной («Шипр», «Белая ночь», «Ленинград» и др.) и сухой («Бархатная», «Магнолия», «Красный мак», «Крем-пудра» и др.); по цвету — белую, розовую (для блондинок), рашель № 1, 2 и 3, цвета загара (для шатенок и брюнеток).”

Гордые представители группы А – духи и пудра “Красная Москва”.

Очаровательные бумажные круглые коробочки из-под “массовой” пудры.

“Кармен”

“Гвоздика” и “Ландыш”

Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: “Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки не гигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном.”

Пудра “Ленинградская” для нормальной и жирной кожи (1985 г. выпуска, цена 85 копеек).

А помните жирные румяна в пластиковых коробочках?
У моей мамы были точно такие же, только весьма ядреного розового цвета.

Кстати, многие женщины уже тогда своим умом дошли до модного нынче среди визажистов приема – использовать в качестве румян помаду.
Помада на моей памяти вся сплошь выпускалась в пластиковых футлярах, примерно таких.

Грифель карандашей “Косметика” – черного, коричневого, синего и зеленого цветов – был ничуть не мягче, чем дерево, из которых эти карандаши делались. Поэтому для того, чтобы подвести глаза, карандаши было необходимо активно смачивать слюной. В результате линии получались толстые и неровные.
А иногда и таких карандашей было не достать. Тогда в ход шли самые обычные, благо что разница между ними и косметическими была не так уж велика.

Образ дополнял лак для ногтей, чаще всего матовый и примерно того же красноватого оттенка, что и помада героинь “Служебного романа”. Но случался и перламутровый, сияющий отчаянным блеском.

Лак для ногтей 70-хх годов

Ну, и конечно, парфюм.
Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики.
Помню, в далеком детстве пределом моих мечтаний был собственный флакон духов “Наташа” (фабрика “Новая заря”, 1 руб. 50 копеек).

А ещё у мамы были духи “Злато скифов”, которые казались мне самыми восхитительными в мире! Выпускала их все та же “Новая заря”.

Мода 80-хх требовала совершенно гипертрофированного образа: яркие и блестящие ткани, люрекс, массивные украшения из пластика и поддельного “золота”, пышные прически и “боевая раскраска” немыслимых оттенков.

Читайте также:  Возрастной макияж глаз нависшее веко

Безумные начесы щедро заливались лаком для волос “Прелесть”, так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес – тем краше!

Губы было необходимо подкрашивать блестящей помадой ядовитых цветов. А особым шиком считались подведенные по контуру коричневым карандашом губы, подкрашенные бледной перламутровой помадой.

В “валютных” магазинах, куда было не попасть простым смертным, начала появляться косметика западных марок.
Все женщины начали мечтать о “золотых розочках” Ланком и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Диор.

Румяна “Эсте Лаудер” из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям.

В конце 80-хх – начале 90-хх в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы.

Мой первый макияж выглядел примерно вот так, только тени были зелеными, а губы и щеки – малиновыми.

Но теперь добиться модного образа стало значительно проще – рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Необходимый атрибут образа – лаки для ногтей все цветов радуги. Особой любовью пользовалась американская марка KiKi, выпускавшая сверкающие блестками лаки самых невероятных оттенков, из-за которых ногти слоились, желтели и ломались (лично у меня в конечном итоге ноготь на большом пальце правой руки треснул “до мяса”), но ради чего только не пойдешь во имя красоты.

А потом Советский Союз кончился, и началась совсем другая история.

(c) мой, Елены Кушнир

Источник

Сегодня я хочу сравнить советских женщин разных десятилетий. Как менялся макияж и как менялось отношение к макияжу?

Во времена когда строился коммунизм, женщины работали так же тяжело, как и мужчины. Их образ жизни был аскетичным, не было места роскошным нарядам и украшениям, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. Не было времени и сил задумываться о способах сделать себя более привлекательными при помощи косметики. Одежда должна была быть удобной и универсальной, подходящей и женщинам, и мужчинам.

Агитационный плакат

Агитационный плакат

И только в 30-х годах двадцатого века руководящий аппарат страны принял решение обратить внимание на вопросы личной гигиены: появляется образ женщины, которая может и работать и следить за собой. Именно в это время, появляются первые косметические кабинеты, фабрики по производству грима для кино и театра, открылся даже Институт Красоты. Декоративная продукция производилась в больших количествах и стоила дешево. Цель – научить население страны ухаживать за собой. Давайте посмотрим на образы Советских актрис того периода:

Советская актриса театра и кино Любовь Орлова

Советская актриса театра и кино Любовь Орлова

Советская актриса театра и кино Любовь Орлова

Советская актриса театра и кино Любовь Орлова

Советская актриса театра и кино Любовь Орлова

А вот начало 40-х годов – самое сложное и тяжелое время. Военное время, которое подвергло людей жестоким физическим и психоэмоциональным пыткам, тогда было не до макияжа и украшения себя.

Послевоенные годы – время возрождения разрушенного и динамического роста экономики. Не смотря на все трудности, женщины по-прежнему стремились к красоте. И в 1947 году начала выпускаться первая ленинградская тушь для ресниц, которая продаётся и по сей день. Её нужно смочить перед применением. Но она была не всем по карману и поэтому, девушки придумали рецепт (пробка, воск и мыло) и сами варили такую тушь. 

Ленинградская тушь

В 50-х открываются ещё несколько косметических фабрик и ситуация потихоньку начинает улучшатся. Но женщины либо вообще не красились, либо красились совсем немного. 

Рекламные плакаты того времени

Рекламные плакаты того времени

60-е годы считаются самым светлым периодом советской истории: полет Гагарина в космос стал победой и достижением всего народа, внушил веру в то, что все возможно. Подъем науки и культуры, так же утвержденная в то время Хрущевым пятидневная рабочая неделя – все это прибавляло поводов для радости. На Западе в это время бушевала культурная и сексуальная революция – The Beatles, Элвис, рок-н-ролл и мини-юбки. Советским людям лишь слегка удавалось подсматривать за ней со своей стороны «железного занавеса», и от влияния Запада не куда было деться.

Если хотите прочувствовать атмосферу того времени, обязательно посмотрите фильм “Стиляги”

Если хотите прочувствовать атмосферу того времени, обязательно посмотрите фильм “Стиляги”

Плюс новая эра химической промышленности – на пике популярности «космического футуризма» самым модным стало искусственное. Это касается и новых синтетических тканей: нейлон, винил, лайкра и многие другие. И крашеных волос, причем, у обоих полов. Специальные краски появятся в стране не раньше конца десятилетия, так что в начале ухищрялись, как могли – смешивали в разных пропорциях хну и басму, тонировали волосы отваром из луковой шелухи, «отбеливали» перекисью водорода.

Ключевое значение в 60х приобрели стрелки и голубые тени. Самыми модными были радикально широкие и длинные, как у Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке».

Светлана Светличная в фильме “Бриллиантовая рука”

Светлана Светличная в фильме “Бриллиантовая рука”

Про 70-е судим по таким фильмам, как «Иван Васильевич меняет профессию», «С легким паром», «Служебный роман». Макияж похож на 60-е, но стрелочек либо нет, либо маленькие и скромные. Полукруглые брови, выщипанные до ниточки. Все такие же голубые тени, густо накрашенные ресницы. Тональным кремом почти не пользовались так, как он был больше похож на затирку. Ценился естественный цвет кожи и поэтому, кожу только припудривали. Цвет помады выбирали морковный или коричневый. Потом, что другие цвета было достать очень сложно.

Кадры из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «С легким паром», «Служебный роман»

Читайте также:  Как сделать макияж на лице в аватарии

В 80-х появляется больше возможностей себя в красить. Приходят латино-американские сериалы с которых девушки брали пример причёсок и макияжа. Появляется много модных журналов с западной и американской модой. Это, конечно, внесло свои коррективы и началось буйство красок: розово-фиолетовые, сливовые, ярко-голубые тени, цветные туши, перламутровые ядовитых цветов помады.

В конце 80-хх – начале 90-хх в моде по-прежнему царила яркость. Синие, зеленые, фиолетовые блестящие тени до бровей, густая карандашная подводка, лихорадочные пятна румян и заметные за километр губы. Если в 80-е акцент восстании делали на глазах, то в 90-е выделяли и глаза, и губы. Брови делали, либо тонкими и прямыми, либо с чётко очерченным уголком. Также стало можно высветлять кожу. 

А потом Советский Союз закончился и  началась совсем другая история. 

Мода какого десятилетия вам нравится больше всего? Естественность или кричащие, яркие цвета?

Источник

«Парикмахерские тоже переживают кризис. Во многих столичных парикмахерских нет ни одеколона, ни шведской воды, ни бриолина. После бритья лицо „освежают“ простой водой, а волосы мочат какой-то сомнительной помадой. Хорошо еще, что есть мыльный порошок для бритья и пудра. По-видимому, недалеко то время, когда каждому обывателю придется поневоле отпустить бороду. Бритые физиономии отойдут в область предания» — так писали петроградские газеты в августе 1917 года. После Октябрьской революции ситуация стала еще хуже. Горожанам пришлось изменить своим привычкам в области гигиены и красоты.

Английский писатель Герберт Уэллс посетил Петроград в 1920-е и был поражен тем, что произошло с городом. Опустел Невский проспект, где прежде шла оживленная торговля. Литературовед Виктор Шкловский рассказал Уэллсу о корабле, который незадолго до этого привез в Петроград немного еды и коробки с парфюмом из Парижа:

«Мы эти духи меняли на продукты, хорошие французские духи…»

Духи стали бесценной валютой — ведь после революции в России уцелело всего два предприятия, которые производили косметику. Первая — бывшая фабрика Товарищества Альфонса Ралле, а теперь фабрика «Свобода». Вторая — фабрика Брокара, ставшая «Новой зарей». Однако в первое время вместо духов, пудры и помады они стали производить тоннами обычное хозяйственное мыло. «Чистота — это лучшая красота», — заявляла новая власть и старалась убедить население: в новом мире нет времени думать о таких глупостях, как косметика.

Сфера красоты очень быстро становится сферой политического влияния. Отныне нет просто женщин — есть рабочие и комсомолки, и их внешний вид должна регулировать линия партии. В журнале «Работница» появлялось много публикаций на эту тему. Так, сотрудницы одной из фабрик в 1924 году постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой». В другом номере «Работница» провозглашала:

«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».

Как делали макияж в сссрРеклама косметики. 1920-е. Источник

Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.

Как делали макияж в сссрБелая ночь. Реклама. 1930-е. Источник

«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?

Как делали макияж в сссрКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. ИсточникКак делали макияж в сссрКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. ИсточникКак делали макияж в сссрКадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник

Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:

«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет [сестра, Эльза Триоле]
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».

Как делали макияж в ссср«Москвичка». Реклама. 1930-е. Источник

Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:

«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».

Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.

Как делали макияж в ссср«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник

В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:

«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».

Как делали макияж в сссрКосметология в СССР. Маска для лица. Источник

Читайте также:  Кейт миддлтон макияж на свадьбе

Существует мнение, что институт был создан специально, чтобы поддерживать красоту актрисы Любови Орловой.

Это не совсем так. Институт был создан в 1930-е, а Орлова сделала первую пластическую операцию ближе к 1960-м. Благодаря этой операции пожилая Орлова смогла сыграть в фильме «Скворец и лира» 40-летнюю женщину.

Как делали макияж в сссрЛюбовь Орлова в фильме «Скворец и лира». Источник

Любопытно, что именно Орлова на экране стала клиенткой настоящего советского визажиста. В фильме «Весна» (1947) героиня Рины Зеленой примеряет ей с помощью стекла разную форму губ, пока не останавливается на одной, наиболее подходящей. «Сексапил номер 4!» — радостно провозглашает она.

Фрагмент из фильма «Весна»

Послевоенное время возвращает в моду идеалы скромности и чистоты. Использование косметики клеймится как нечто неприличное.

Показателен эпизод из фильма «Большая семья» (1954). Пожилой рабочий заходит в гости к девушке-инженеру. Оглядывает ее комнату, туалетный столик: «Духи, значит? Может, у тебя и пудра есть?» Та поспешно оправдывается: «Что вы, Илья Матвеевич, я не крашусь».

Злоупотребление косметикой становится излюбленным объектом внимания советских сатириков. Карикатуры на эту тему появляются в журнале «Крокодил».

Как делали макияж в сссрКарикатура из журнала «Крокодил». Источник

Тем же, кто все-таки хотел иногда выглядеть нарядно, приходилось идти на известные ухищрения. В 1950–1960-х советские женщины уже не пудрились мукой и не красили щеки свеклой, но косметическая индустрия всё еще не могла удовлетворить потребности всех желающих.

Тушь в СССР была только одна, она называлась «Ленинградская». В коробочку с тушью надо было плевать, а потом терпеливо разделять иголкой склеенные ресницы.

Как это делалось, можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где любовница режиссера плюет в коробочку, чтобы сухой черный брусок начал отдавать цвет щеточке. При невозможности купить тушь в ход шли домашние рецепты: например, тушь можно было сварить в домашних условиях из пробки, свечки и мыла.

Ленинградская тушь. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Вместо привычных нам щипцов женщины использовали для завивки ресниц раскаленную вилку или обычный… столовый нож. В романе Андрея Битова «Пушкинский дом» лирический герой с удовольствием разглядывает, как прихорашивается его возлюбленная:

«…Его радовала закопченная железная вилка, которую Фаина уходила калить в кухню на газе и бегом возвращалась, отставив слегка руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на эту вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной ловкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла по отдельности ресницы, уже накрашенные… Эта возня с колющими и режущими предметами (у самых глаз!) казалась Леве рискованной и опасной, а то спокойствие и деловитость, с каким Фаина это всё проделывала, и восхищали, и пугали его, как смелость артиста в цирке».

Как делали макияж в сссрКадр из фильма «Служебный роман». Источник

Пластическая хирургия в Советском Союзе была темой, о которой не принято распространяться, но встречались и исключения. В 1965 году выходит комедия «Дети Дон-Кихота» о многодетной семье врача-акушера, чья жена работает врачом-косметологом. В одном из эпизодов к ней в кабинет врывается бывший пациент по фамилии Сазонов, который требует вернуть ему обратно уши:

«Вера Петровна, умоляю, верните мне назад мои лопоухие уши… — Сазонов, голубчик, я же вас предупреждала. Вы же себе представить не можете, что такое повторная операция. — У меня семья распадается. Дети смеются, родная мать не узнает».

Следом врывается еще одна пациентка: «Скажите пожалуйста, вы можете сделать римский или греческий профиль? — Могу, девушка, только подождите минуточку».

Как делали макияж в сссрКадр из фильма «Дети Дон-Кихота». Источник

Теоретически услуги пластических хирургов были доступными. Цены устанавливались государством, а поэтому стоило всё недорого. Пластика носа — около 40 рублей, пластика лица и шеи — около 50. Эта сумма равнялась примерно половине средней зарплаты.

Правда, чтобы сделать такую операцию, нужно было попасть на консультацию, затем встать в очередь, дальше дело могло затянуться на два-три года.

Хитом советского проката 1960-х становится фильм «Бабетта идет на войну». Подражая Бриджит Бардо, советские женщины делают эффектные начесы, которые моментально получают название «Бабетта».

Как делали макияж в сссрКадр из фильма «Бабетта идет на войну». Источник

Такая прическа обычно делалась в парикмахерской и не расчесывалась в течение недели. Для фиксации ее обильно поливали лаком, который можно было изготовить самостоятельно. Для этого мебельный лак разводили одеколоном, а потом разбрызгивали из пульверизатора. Использование пива для укладки тоже было обычным делом: им мыли волосы или мочили пряди, завивая их на бигуди.

Как делали макияж в сссрИрина Муравьева в фильме «Карнавал». Источник

Советская реклама. Помада

Помады в СССР производили несколько фабрик, из которых лучшими считались «Северное сияние», «Новая заря», «Свобода» и «Невская косметика». В 1970-е выпускалось уже примерно 5 млн тюбиков помады в год, но этого всё равно не хватало. Да и стоила помада недешево — около 5 рублей, поэтому к ней относились очень бережно.

После того как основная часть помады заканчивалась, остатки выковыривались спичкой. А еще можно было собрать остатки нескольких помад, переплавить на водяной бане и слить в баночку. Получался новый уникальный оттенок, который наносили на губы кисточкой — почти как сейчас.

В 1980-е всё большей популярностью начинает пользоваться косметика из братских стран, которая понемногу смягчает отечественный дефицит. В Москве и Петербурге пределом мечтаний модниц была польская косметика фирмы «Поллена»: духи Вус Moze («Быть может»), перламутровый лак для ногтей и помада с модным сливовым оттенком. Гэдээровский крем для бритья марки «Флорена» практически не имел альтернатив в Советском Союзе.

Но дефицит и очереди, стояние в которых не гарантировало покупки, были неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому девушки продолжали выдумывать диковинные рецепты: тени для век делали из детских мелков, контур губ наводили карандашами для рисования, а пряди волос подкрашивали копиркой. Все эти лайфхаки женщины использовали вплоть до начала 1990-х.

Источник