Кому есенин посвятил вечер черные брови насопил
- Анализ стихотворений
- Есенин
- Вечер черные брови насопил
Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…»
Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая его бумаги, библиографы выяснили, что самые светлые и нежные чувства поэт питал к своей односельчанке Анне Сардановской. Эта девушка пленила его в далекой юности, но не смогла сделать своего избранника счастливым. Сперва Есенин уехал покорять Москву, совершенно забыв о своей возлюбленной и связав свою жизнь с Анной Изрядновой, от которой вскоре родился сын. Когда же поэт спустя несколько лет побывал в родном селе Константиново, то выяснил, что его подруга детства уже замужем. А вскоре из дома пришло трагическое известие – Анна Сардановская скончалась во время родов. По-видимому, именно тогда Есенин и осознал, что в его жизни не было более близкого и родного человека.
В последние годы жизни поэт часто обращался в мыслях к своей возлюбленной и посвящал ей стихи. Так, в 1923 году было опубликовано произведение «Вечер черные брови насопил…». в котором сам себе задает вопрос: «Не вчера ли я молодость пропил? Не вчера ли тебя разлюбил?». Автор понимает, что вернуть прошлое уже невозможно, и испытывает чувство безысходности, так как не в состоянии ничего исправить ни в собственной, ни в чужой жизни. Лишенный каких-либо стремлений и духовных ценностей, поэт предчувствует собственную смерть, так как понимает всю бессмысленность дальнейшего существования. «Наша жизнь пронеслась без следа», — отмечает поэт, словно бы подводя итоги. Для себя он дальше видит два пути – внезапную смерть, благодаря которой он уйдет «исцеленный навек, слушать песни дождей и черемух». Другой вариант его откровенно пугает, так как поэту чудится «больничная койка», которая станет для него последним пристанищем. Такого поворота судьбы Есенин и врагу не пожелает, так как не понаслышке знает, что такое советская больница. Ему неоднократно приходилось лечиться от запоев в одной из московских клиник, поэтому меньше всего на свете он желает закончить свою жизнь на казенных простынях. Тем не менее, автор готов покориться судьбе и принять любой ее дар. Обращаясь к вершителям человеческих судеб, он просит лишь о том, чтобы его не лишили воспоминаний о возлюбленной, образ которой он до сих пор хранит в своем сердце.
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была.
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
1923
«Вечер черные брови насопил…» С.Есенин
«Вечер черные брови насопил…» Сергей Есенин
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…»
Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая его бумаги, библиографы выяснили, что самые светлые и нежные чувства поэт питал к своей односельчанке Анне Сардановской. Эта девушка пленила его в далекой юности, но не смогла сделать своего избранника счастливым. Сперва Есенин уехал покорять Москву, совершенно забыв о своей возлюбленной и связав свою жизнь с Анной Изрядновой, от которой вскоре родился сын. Когда же поэт спустя несколько лет побывал в родном селе Константиново, то выяснил, что его подруга детства уже замужем. А вскоре из дома пришло трагическое известие – Анна Сардановская скончалась во время родов. По-видимому, именно тогда Есенин и осознал, что в его жизни не было более близкого и родного человека.
В последние годы жизни поэт часто обращался в мыслях к своей возлюбленной и посвящал ей стихи. Так, в 1923 году было опубликовано произведение «Вечер черные брови насопил…», в котором сам себе задает вопрос: «Не вчера ли я молодость пропил? Не вчера ли тебя разлюбил?». Автор понимает, что вернуть прошлое уже невозможно, и испытывает чувство безысходности, так как не в состоянии ничего исправить ни в собственной, ни в чужой жизни. Лишенный каких-либо стремлений и духовных ценностей, поэт предчувствует собственную смерть, так как понимает всю бессмысленность дальнейшего существования. «Наша жизнь пронеслась без следа», — отмечает поэт, словно бы подводя итоги. Для себя он дальше видит два пути – внезапную смерть, благодаря которой он уйдет «исцеленный навек, слушать песни дождей и черемух». Другой вариант его откровенно пугает, так как поэту чудится «больничная койка», которая станет для него последним пристанищем. Такого поворота судьбы Есенин и врагу не пожелает, так как не понаслышке знает, что такое советская больница. Ему неоднократно приходилось лечиться от запоев в одной из московских клиник, поэтому меньше всего на свете он желает закончить свою жизнь на казенных простынях. Тем не менее, автор готов покориться судьбе и принять любой ее дар. Обращаясь к вершителям человеческих судеб, он просит лишь о том, чтобы его не лишили воспоминаний о возлюбленной, образ которой он до сих пор хранит в своем сердце.
Вечер черные брови насопил.
Стихотворение Сергея Есенина
Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? Не храпи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может, завтра больничная койка Упокоит меня навсегда. Может, завтра совсем по-другому Я уйду, исцеленный навек, Слушать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет человек. Позабуду я мрачные силы, Что терзали меня, губя. Облик ласковый! Облик милый! Лишь одну не забуду тебя. Пусть я буду любить другую, Но и с нею, с любимой, с другой, Расскажу про тебя, дорогую, Что когда-то я звал дорогой. Расскажу, как текла былая Наша жизнь, что былой не была. Голова ль ты моя удалая, До чего ж ты меня довела?
Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва, “Детская литература”, 1969.
Другие стихи Сергея Есенина
Есенин С – Вечер черные брови насупил (чит. В. Аксенов)
Сергей Есенин
Вечер чёрные брови насопил.
Вечер чёрные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцелённый навек,
Слушать песни дождей и черёмух,
Чем здоровый живёт человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари. ”, “Дымом половодье. ”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима – аукает. ”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится. ” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Послушайте стихотворение Есенина Вечер черные брови насопил
Темы соседних сочинений
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
Анализ стихотворения «Вечер черные брови насопил» Есенина
Произведение Сергея Александровича Есенина «Вечер черные брови насопил» посвящено Августе Леонидовне Миклашевской.
Стихотворение написано в 1923 году. Его автору исполнилось 28 лет, он признанный поэт, женился на американской танцовщице А. Дункан и отправился с ней в путешествие по Европе и Америке. По возвращении поэт от жены отдалился, а спустя какое-то время вновь влюбился, в артистку театра А. Миклашевскую. У нее самой была запутанная личная жизнь, подрастал сын. Как говорил сам поэт, свою историю он прожил с ней в стихах, а не в жизни. По жанру – элегия, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 6 строф. Лирический герой – сам автор. Уже с первой строки – метафора с олицетворением. Во второй появляется образ тройки. «Чьи-то кони»: уж не сам он куда отправляется, мчатся другие. Или ждут его, но ехать совсем не хочется. Два простых вопроса на композиционном стыке строки: молодость пропил, тебя разлюбил. И случилось это не сегодня, а еще «вчера». Во 2 строфе почти пушкинский мотив «Телеги жизни». Время действительно гонит лошадей. Тема болезни особенно часто появляется в поздней лирике С. Есенина. Он чувствует, что с тройки пришла пора пересаживаться на «больничную койку». Третья строфа оборачивается гимном надежды: я уйду, исцеленный навек. Прошлое безнадежно и герой сомневается, что можно исправить ошибки. Однако «завтра» наверняка сделает его «здоровым». «Может» становится рефреном, анафорой, почти заклинанием. «Песни дождей и черемух»: оригинальная, чисто есенинская метафора. Он хотел бы спастись от терзающих его «мрачных сил», страстей, привычек, окружения. Умоляющее обращение с повтором: облик ласковый! Облик милый! Поэт обещает, что, хотя пути их разошлись, едва сойдясь, он не забудет ее доброту, терпение, подобие семейного очага, которое ненадолго обрел. Откровенно герой признается, что полюбит – или уже любит – еще, опять. Он уверен, что «другая» захочет понять его нежелание забывать, расставаться душой. Тем более, существует цикл стихов, где запечатлена их история. Лексическими повторами он старается передать непередаваемое, ускользающее (вся 5 строфа) и часть последней: былая, былой не была… И невеселое обращение к себе самому: голова удалая. Финальная строка перекликается с общемировым воплем людей, и причастных искусству, и нет: до чего ж ты меня довела? «Насопил»: в значении насупил, нахмурился. Эпитеты: запоздалая, мрачные, ласковый.
С. Есенин посвятил А. Миклашевской ряд стихотворений. «Вечер черные брови насопил» он читал ей лично в одну из последних встреч.
- Следующий стих → Сергей Есенин — Мир таинственный
- Предыдущий стих → Сергей Есенин — Матушка в купальницу по лесу ходила
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Сергей Есенин — Вечер черные брови насопил на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Pishi-stihi.ru »
Сергей Есенин
* * *
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
Сборник «Москва кабацкая», цикл «Любовь хулигана», 1923 г.
Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…»
Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая его бумаги, библиографы выяснили, что самые светлые и нежные чувства поэт питал к своей односельчанке Анне Сардановской. Эта девушка пленила его в далекой юности, но не смогла сделать своего избранника счастливым. Сперва Есенин уехал покорять Москву, совершенно забыв о своей возлюбленной и связав свою жизнь с Анной Изрядновой, от которой вскоре родился сын. Когда же поэт спустя несколько лет побывал в родном селе Константиново, то выяснил, что его подруга детства уже замужем. А вскоре из дома пришло трагическое известие – Анна Сардановская скончалась во время родов. По-видимому, именно тогда Есенин и осознал, что в его жизни не было более близкого и родного человека.
В последние годы жизни поэт часто обращался в мыслях к своей возлюбленной и посвящал ей стихи. Так, в 1923 году было опубликовано произведение «Вечер черные брови насопил…», в котором сам себе задает вопрос: «Не вчера ли я молодость пропил? Не вчера ли тебя разлюбил?». Автор понимает, что вернуть прошлое уже невозможно, и испытывает чувство безысходности, так как не в состоянии ничего исправить ни в собственной, ни в чужой жизни. Лишенный каких-либо стремлений и духовных ценностей, поэт предчувствует собственную смерть, так как понимает всю бессмысленность дальнейшего существования. «Наша жизнь пронеслась без следа», – отмечает поэт, словно бы подводя итоги. Для себя он дальше видит два пути – внезапную смерть, благодаря которой он уйдет «исцеленный навек, слушать песни дождей и черемух». Другой вариант его откровенно пугает, так как поэту чудится «больничная койка», которая станет для него последним пристанищем. Такого поворота судьбы Есенин и врагу не пожелает, так как не понаслышке знает, что такое советская больница. Ему неоднократно приходилось лечиться от запоев в одной из московских клиник, поэтому меньше всего на свете он желает закончить свою жизнь на казенных простынях. Тем не менее, автор готов покориться судьбе и принять любой ее дар. Обращаясь к вершителям человеческих судеб, он просит лишь о том, чтобы его не лишили воспоминаний о возлюбленной, образ которой он до сих пор хранит в своем сердце.
7 стихотворений входят в этот цикл и, как известно, посвящены они были Августе Миклашевской. Но почему-то печатаются они без посвящения, говорят, Есенин снял его … Читая эти стихи, почему-то думается иногда, что все-таки, не все они были для Августы .. А вы как считаете???
========
“Заметался пожар голубой”
“Ты такая же простая как все”
“Пускай ты выпита другим”
“Дорогая, сядем рядом”
“Мне грустно на тебя смотреть”
“Ты прохладой меня не мучай”
“Вечер черные брови насопил”
=====================
* * *
“Заметался пожар голубой…”
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
1923
* * *
“Ты такая ж простая, как все…”
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.
Потому и грущу, осев,
Словно в листья в глаза косые…
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
1923
* * *
“Пускай ты выпита другим…”
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
1923
* * *
“Дорогая, сядем рядом…”
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.
Там теперь такая ж осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,
Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.
Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
1923
* * *
“Мне грустно на тебя смотреть…”
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
1923
* * *
“Ты прохладой меня не мучай…”
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет.
Было время, когда из предместья
Я мечтал по-мальчишески — в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.
Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.
И известность моя не хуже, —
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.
И любовь, не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.
Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть — не беда!
Золотей твоих кос по курганам
Молодая шумит лебеда.
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески — в дым.
Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.
1923
* * *
“Вечер черные брови насопил…”
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
1923