Макияж как у дэвида боуи
О значении Дэвида Боуи в истории музыки и моды можно говорить бесконечно. Однако мало кто задумывался, что музыкант родом из Брикстона также оказал мощное влияние и на развитие трендов в макияже и сценическом гриме. Сегодня весь мир отмечает печальную годовщину — годовщину смерти музыканта. В память о легенде рок-музыки рассказываем, как традиции театра кабуки повлияли на формирование его образа, кто такой Пьер ЛяРош и зачем Дэвид Боуи какое-то время носил пиратскую повязку.
Линдси Кемп и японский театр кабуки
В 1960-х Дэвид Боуи был учеником и участником труппы знаменитого танцора и хореографа Линдси Кемпа, выступления которого были основаны на стилистических приемах пантомимы, буто, бурлеска, драга и кабуки. Именно у традиционного японского театра Линдси Кемп и его труппа переняли прием оннагата — когда исполнители мужского пола играют женщин. Помимо переодеваний в женскую одежду, мужчинам-актерам также необходимо было наносить определенный макияж — лицо и руки участников забеливались гримом, а контуры глаз и губ подчеркивались с помощью подводки. Искусству этого традиционного макияжа кабуки Дэвид Боуи учился у одного из самых легендарных оннагата Тамасабуро Бандо. Поэтому крайне сложно не заметить влияние аутентичных японских техник в макияже на сценические образы Боуи. Как и в кабуки, большинство мейкапов артиста созданы поверх выбеленного лица с четкой прорисовкой геометрии лица.
Life On Mars — 1971
Пьер ЛяРош и Дэвид Боуи на съемках клипа «Life On Mars»
Первые эксперименты с макияжем Дэвид Боуи начал проводить на рубеже 1960−1970-х. А уже в клипе на песню «Life On Mars» предстал перед поклонниками с голубыми тенями, коралловой помадой и агрессивным контурингом на скулах. И весь этот макияж, конечно же, был нарисован словно поверх идеального холста — выбеленного лица. Кстати, именно во время разработки этого образа Боуи познакомился с визажистом Пьером ЛяРошем, сыгравшем огромную роль в истории глэм-рока.
Пьер ЛяРош и Aladdin Sane
Пожалуй, самый значимый и весомый результат сотрудничества Дэвида Боуи с Пьером ЛяРошем — это персонаж артиста Аладдин Сейн. Если на музыканта оказала мощное влияние Япония, то на его приятеля визажиста — арабские страны. Детство Пьера ЛяРоша прошло в Алжире, отсюда его непреходящая любовь подчеркивать контур глаз плотной линией кайала и темных теней, на манер арабских женщин.
До того как познакомиться с Дэвидом Боуи в начале 1970-х, Пьер ЛяРош некоторое время проработал с основательницей одноименной косметической империи Элизабет Арден. Кстати, не удивительно, что без крема Eight Hour Cream от Elizabeth Arden Дэвид Боуи никогда не выходил на сцену. Музыкант наносил его на губы и веки, чтобы придать им больше блеска.
Логично, что результатом такого всепоглащающего понимания между Дэвидом Боуи и Пьером ЛяРошем стало рождение, пожалуй, самого известного сценического персонажа артиста — Зигги Стардаста. «Зигги был наполовину персонажем научно-фантастического рока, наполовину героем японского театра. Наряды же его по тем временам просто были убийственными — никто до этого не видел ничего подобного», — рассказывал Боуи о своем альтер эго.
Пьер ЛяРош делает макияж Дэвиду Боуи, 1973
Золотой астральный круг на лбу, нарисованный специальной базой под макияж от одного немецкого бренда, которую Боуи купил сам в Нью-Йорке, ярко-черная подводка и плотные цветные тени — все это в сочетании с фантазийно-космическими костюмами от Кансая Ямамото и составляли образ феноменального Зигги. А уже спустя несколько месяцев Дэвид Боуи предстал в новом имидже — с пересекающей все лицо молнией — на фотографии Брайана Даффи, которая стала обложкой альбома Aladdin Sane 1973 года. Этот культовый образ Боуи также придумал совместно с Пьером ЛяРошем: сидя в студии Брайана Дафии визажист вспомнил принт в виде молнией на ранних костюмах Зигги Стардаста и предложил музыканту обыграть его уже в макияже.
Дэвид Боуи в образе Аладдина Сейна, 1973
«У него идеальное лицо. У него очень четкие черты, высокие скулы и очень правильная форма рта. Однако в работе с Дэвидом мне приходится быть осторожным. У него очень тонкая кожа, и ей могут навредить некоторые пудровые средства», — рассказывал в одном из интервью ЛяРош. После такого продуктивного сотрудничества о визажисте Боуи, как это часто бывает, узнали многие другие музыканты. Уже в 1975 году Пьер ЛяРош стал личным «make up man» Мика Джаггера в рамках тура Rolling Stones по Америке.
Пьер ЛяРош красит ногти Дэвиду Боуи перед концертом, 1973
После Зигги Стардаста
Закончив работать с Пьером ЛяРошем, Боуи не прекратил эксперементировать с макияжем и гримом. Так, в 1974 году музыкант выступал с пиратской повязкой. Интересно, что закрыть один глаз Дэвид Боуи решил не для того, чтобы создать нового сценического персонажа, а по причине болезни. Надеть пиратскую повязку на левый глаз его вынудил обострившийся коньюктивит. Впрочем, не знавшие этих подробностей поклонники восприняли это, как очередную необычную деталь в образе кумира.
В 1979 году Дэвид Боуи выпустил клип на песню «Boys Keep Swinging», где предстал в образе трансвистита. Парик из рыжих сияющих локонов, накладные ресницы, яркий макяиж глаз, красный маникюр и отражающие сотни бликов бриллианты и платье в пайетках — в таком смелом амплуа выступил музыкант, в очередной раз подтвердив, что он вовсе не боится экспериментировать со своей внешностью.
Дэвид Боуи в клипе «Boys Keep Swinging»
А уже через год Боуи выпускает самый дорогой на тот момент клип в истории музыки — видео на песню «Ashes To Ashes» обошлось артисту в более чем полмиллиона долларов (именно с выхода этого клипа появился рейтинг «Самых дорогих клипов»). В видео Дэвид Боуи вновь возвращается к эстетике мимов и кабуки. На этот раз рок-музыкант предстает в образе Пьеро — белый грим, красные губы, четкий контуринг на висках и скулах синим и красным цветами и пересекающий левую сторону лба тонкий шрам.
Дэвид Боуи в образе Пьеро в клипе «Ashes To Ashes», 1980
Однако уже в 1980-х Боуи все реже и реже выходит на сцену с ярким макияжем. В какой-то момент вовсе отказавшись от косметики и грима в рамках концертов, музыкант не спешил переворачивать страницу. Так, в фильме «Лабиринт» 1986 года Дэвид Боуи исполнил главную роль короля гоблинов Джарета, воспев в создании грима этого персонажа традиции японского театра.
Дэвид Боуи в фильме «Либиринт», 1986
Текст: Юлия Вахонина
О значении Дэвида Боуи в истории музыки и моды можно говорить бесконечно. Однако мало кто задумывался, что музыкант родом из Брикстона также оказал мощное влияние и на развитие трендов в макияже и сценическом гриме. 10 января весь мир отметил печальную годовщину — годовщину смерти музыканта. В память о легенде рок-музыки рассказываем, как традиции театра кабуки повлияли на формирование его образа, кто такой Пьер ЛяРош и зачем Дэвид Боуи какое-то время носил пиратскую повязку.
Линдси Кемп и японский театр кабуки
В 1960-х Дэвид Боуи был учеником и участником труппы знаменитого танцора и хореографа Линдси Кемпа, выступления которого были основаны на стилистических приемах пантомимы, буто, бурлеска, драга и кабуки. Именно у традиционного японского театра Линдси Кемп и его труппа переняли прием оннагата — когда исполнители мужского пола играют женщин. Помимо переодеваний в женскую одежду, мужчинам-актерам также необходимо было наносить определенный макияж — лицо и руки участников забеливались гримом, а контуры глаз и губ подчеркивались с помощью подводки. Искусству этого традиционного макияжа кабуки Дэвид Боуи учился у одного из самых легендарных оннагата Тамасабуро Бандо. Поэтому крайне сложно не заметить влияние аутентичных японских техник в макияже на сценические образы Боуи. Как и в кабуки, большинство мейкапов артиста созданы поверх выбеленного лица с четкой прорисовкой геометрии лица.
Life On Mars — 1971
Первые эксперименты с макияжем Дэвид Боуи начал проводить на рубеже 1960−1970-х. А уже в клипе на песню «Life On Mars» предстал перед поклонниками с голубыми тенями, коралловой помадой и агрессивным контурингом на скулах. И весь этот макияж, конечно же, был нарисован словно поверх идеального холста — выбеленного лица. Кстати, именно во время разработки этого образа Боуи познакомился с визажистом Пьером ЛяРошем, сыгравшем огромную роль в истории глэм-рока.
Пьер ЛяРош и Aladdin Sane
Пожалуй, самый значимый и весомый результат сотрудничества Дэвида Боуи с Пьером ЛяРошем — это персонаж артиста Аладдин Сейн. Если на музыканта оказала мощное влияние Япония, то на его приятеля визажиста — арабские страны. Детство Пьера ЛяРоша прошло в Алжире, отсюда его непреходящая любовь подчеркивать контур глаз плотной линией кайала и темных теней, на манер арабских женщин.
До того как познакомиться с Дэвидом Боуи в начале 1970-х, Пьер ЛяРош некоторое время проработал с основательницей одноименной косметической империи Элизабет Арден. Кстати, не удивительно, что без крема Eight Hour Cream от Elizabeth Arden Дэвид Боуи никогда не выходил на сцену. Музыкант наносил его на губы и веки, чтобы придать им больше блеска.
Логично, что результатом такого всепоглощающего понимания между Дэвидом Боуи и Пьером ЛяРошем стало рождение, пожалуй, самого известного сценического персонажа артиста — Зигги Стардаста. «Зигги был наполовину персонажем научно-фантастического рока, наполовину героем японского театра. Наряды же его по тем временам просто были убийственными — никто до этого не видел ничего подобного», — рассказывал Боуи о своем альтер-эго.
Золотой астральный круг на лбу, нарисованный специальной базой под макияж от одного немецкого бренда, которую Боуи купил сам в Нью-Йорке, ярко-черная подводка и плотные цветные тени — все это в сочетании с фантазийно-космическими костюмами от Кансая Ямамото и составляли образ феноменального Зигги. А уже спустя несколько месяцев Дэвид Боуи предстал в новом имидже — с пересекающей все лицо молнией — на фотографии Брайана Даффи, которая стала обложкой альбома Aladdin Sane 1973 года. Этот культовый образ Боуи также придумал совместно с Пьером ЛяРошем: сидя в студии Брайана Дафии визажист вспомнил принт в виде молнией на ранних костюмах Зигги Стардаста и предложил музыканту обыграть его уже в макияже.
«У него идеальное лицо. У него очень четкие черты, высокие скулы и очень правильная форма рта. Однако в работе с Дэвидом мне приходится быть осторожным. У него очень тонкая кожа, и ей могут навредить некоторые пудровые средства», — рассказывал в одном из интервью ЛяРош. После такого продуктивного сотрудничества о визажисте Боуи, как это часто бывает, узнали многие другие музыканты. Уже в 1975 году Пьер ЛяРош стал личным «make up man» Мика Джаггера в рамках тура Rolling Stones по Америке.
После Зигги Стардаста
Закончив работать с Пьером ЛяРошем, Боуи не прекратил экспериментировать с макияжем и гримом. Так, в 1974 году музыкант выступал с пиратской повязкой. Интересно, что закрыть один глаз Дэвид Боуи решил не для того, чтобы создать нового сценического персонажа, а по причине болезни. Надеть пиратскую повязку на левый глаз его вынудил обострившийся коньюктивит. Впрочем, не знавшие этих подробностей поклонники восприняли это, как очередную необычную деталь в образе кумира.
В 1979 году Дэвид Боуи выпустил клип на песню «Boys Keep Swinging», где предстал в образе трансвестита. Парик из рыжих сияющих локонов, накладные ресницы, яркий макияж глаз, красный маникюр и отражающие сотни бликов бриллианты и платье в пайетках — в таком смелом амплуа выступил музыкант, в очередной раз подтвердив, что он вовсе не боится экспериментировать со своей внешностью.
А уже через год Боуи выпускает самый дорогой на тот момент клип в истории музыки — видео на песню «Ashes To Ashes» обошлось артисту в более чем полмиллиона долларов (именно с выхода этого клипа появился рейтинг «Самых дорогих клипов»). В видео Дэвид Боуи вновь возвращается к эстетике мимов и кабуки. На этот раз рок-музыкант предстает в образе Пьеро — белый грим, красные губы, четкий контуринг на висках и скулах синим и красным цветами и пересекающий левую сторону лба тонкий шрам.
Однако уже в 1980-х Боуи все реже и реже выходит на сцену с ярким макияжем. В какой-то момент вовсе отказавшись от косметики и грима в рамках концертов, музыкант не спешил переворачивать страницу. Так, в фильме «Лабиринт» 1986 года Дэвид Боуи исполнил главную роль короля гоблинов Джарета, воспев в создании грима этого персонажа традиции японского театра.
Видео дня. Привычки, которые гробят здоровый сон
Альтернативная музыка с первых дней своего появления идет рука об руку с эпатажем. И порой дело не только в призывающих к бунту текстах, не в поведении на сцене — музыканты могут вдохновить нас на перемены одним внешним видом. Для них косметика никогда не имела гендерной окраски — макияж и грим были способом самовыражения. Вспоминаем музыкантов, чья любовь к косметике смогла изменить мир.
New York Dolls
wikimedia
Для New York Dolls макияж был не просто сценическим образом, а частью жизни. Нью-йоркские протопанки (пока еще не совсем панки, но до зарождения жанра оставалось совсем чуть-чуть), по воспоминаниям гитариста Сильвена, даже в супермаркет выходили при полном параде — с косметикой на лице, в обуви на высокой платформе и в леопардовых легинсах. Все помады и румяна они доставали в косметичках своих подружек. Обложка дебютного альбома New York Dolls, пожалуй, лучшая задокументированная демонстрация их стиля — выведенная розовой помадой надпись New York Dolls, под которой сидят участники группы с накрашенными губами, стрелками на веках и гипертрофированным румянцем.
Kiss
wikimedia
Сценический макияж участников Kiss — значимое явление для современной поп-культуры. Если фанаты группы и музыкальные критики знают, как выглядят музыканты без грима, то в сознании многих они навсегда останутся обладателями черно-белых нарисованных масок. Группа Kiss формировалась в Нью-Йорке 70-х, где мужской макияж был довольно привычным явлением (спасибо, New York Dolls). Сначала они просто пользовались косметикой, но, по воспоминаниям фронтмена Джина Симмонса, в один момент стихийно появилась идея создать маски — свою он нарисовал, сидя перед зеркалом у себя дома.
Дэвид Боуи
wikimedia
Красная молния на половину лица или золотой круг на лбу — все мы без раздумий поймем, что речь идет о Дэвиде Боуи. Он всем своим видом стирал границы гендерных стереотипов, и, перевоплощаясь в Зигги Стардаста или Алладина Сейна, по максимуму пользовался возможностями косметики. Боуи создавал идеальный белый тон лица с помощью рисовой пудры и оттенял щеки рубиновыми румянами, пользовался голубыми тенями и ярко красил губы. Каждый его образ до сих пор можно встретить в современной культуре, будь то мейкап-туториалы или обложкиглянцевых журналов.
Misfits и Mayhem
wikimedia
Американские панки Misfits всю свою историю заигрывали с загробной тематикой. Вдохновение для песен они черпали в классических американских хоррорах, после чего ожидаемо пели про восставших из могил подружек и бордели, которые принадлежат самому дьяволу. Misfits дали начало отдельному поджанру панк-рока — хоррор-панку, и отличались от собратьев не только содержанием куплетов, но и внешностью. На сцену они не выходили (да и сейчас не выходят) без корпспэйнта (англ. Corpsepaint) — макияжа мертвеца с выбеленным лицом и темными кругами под глазами.
Пока в Америке Misfits просто кричали со сцены «Die, Die, My Darling» (пер. Salt Mag — «умри, умри, моя дорогая»), в тихой Норвегии, среди фьордов и лесов зарождался настоящий ужас. Имя ему — black metal (пер. Salt Mag. — черный металл). Весь классический норвежский black metal — про горящие христианские церкви, язычество, заигрывание с нацизмом, убийства и литры крови. Вокалист группы Mayhem, известный фанатам под кличкой Dead (от англ. — Мертвец) к теме смерти относился серьезно — не ел, чтобы выглядеть истощенным, закапывал свою одежду в землю перед концертом, дожидаясь ее разложения, и носил майку с рекламой ритуальных услуг. Для него корпспэйнт не был просто частью шоу, Dead действительно хотел походить на мертвеца. Сейчас утрированный, и оттого более жуткий корпспэинт — один из самых узнаваемых символов блэк-метала.
Дженезис Пи-Орридж
Getty Images
Жизнь создателя музыкального стиля industrial (от англ. — промышленный) Дженезиса Пи-Орриджа — история большой любви. По сути, это масштабный арт-перформанс, где тема определения гендера стала одной из важнейших глав. Вместе со своей женой, Леди Джей, Дженезис изучал и демонстрировал слияние мужского и женского начал, сводя их к однополому состоянию пандрогинности*. По задумке пары, глядя в зеркало, пандрогин должен видеть себя и свою вторую половину. Пи-Орридж мечтал слиться со своей возлюбленной Леди Джей в единое целое, в чем ему на первых порах помогал макияж, а потом пластические операции и грудные импланты.
«Мы пришли к выводу, что бунт должен осуществляться не через отличия, а через тождественность», — объяснял Пи-Орридж в одном из интервью
Роберт Смит
wikimedia
Фронтмена The Cure Роберта Смита многие называют отцом-основателем жанра и субкультуры готов. Впоследствии готика трансформировалась в нечто театральное и крайне гротескное, с практически карнавальными нарядами и сложным макияжем, но Роберт Смит продолжает традиции старого времени. Его прическа такая же пышная, как и раньше, а макияж (черная подводка и красная помада) — все так же небрежен.
Билли Джо Армстронг
wikimedia
Группа Green Day дала новый толчок популярности американского панк-рока, а их вокалист Билли Джо Армстронг возвел в культ черную подводку. Его образ не был перенасыщен сложными деталями, потому как Армстронг сосредоточился лишь на глазах — обильно подводя их черным. В 2017 году Кэт Вон Ди в коллаборации с Билли Джо выпустила черную подводку для глаз — чтобы каждый смог почувствовать себя немного панк-звездой.
Билл Каулитц
wikimedia
Появление в музыкальном эфире группы Tokio Hotel вызвало сильнейший резонанс. Подростки, ведомые новым стилем «эмо», бросились переодеваться в черно-розовую одежду, а количество групп с крайне эмоциональными текстами превышало все разумные нормы (да, здесь должна быть шутка «верни мне мой 2007-й»). Постерами с вокалистом Tokio Hotel были увешаны стены в комнатах, наверное, всех прогрессивных молодых людей, и многие мечтали о макияже и прическе, как у Каулитца, пока другие плели себе дреды, подражая его более брутальному брату-близнецу Тому. Неизвестно, пользовался ли Билл услугами визажиста, но если нет, то его мейкап-способности явно заслуживают похвалы — взгляните на идеальные смоки музыканта.
Джош Дан
@joshuadun / Instagram
Фаната группы Twenty One Pilots всегда выдает красная шапка на голове, которую часто носят и участники группы Тайлер Джозеф и Джош Дан. У них явно прослеживается тяга к красному цвету — особенно у барабанщика Дана, который часто появляется на публике с макияжем. Его выбор — красные тени, которыми Дан выделяет глаза. Учитывая то, какой популярностью сейчас пользуются красные тени, можно решить, что Дан тоже внес свою лепту в этот тренд.
*Пандрогинность — концепция, разработанная Дженезисом Пи-Орриджем и его женой Леди Джей, согласно которой возлюбленные должны стать полностью идентичны, стирая сексуальные и гендерные границы.