Макияж когда появился в россии

Макияж когда появился в россии thumbnail

Макияж – привычное для большинства поколений людей явление. Но какова его история, в каких культурах, в какую эпоху он появился и для чего?

Из глубины веков

Вероятно, история макияжа началась в связи с проведением магических ритуалов. Узоры и рисунки наносились шаманами на лицо и другие части тела людей для защиты от злых сил, перед войной, для привлечения помощи из потустороннего мира, а также для устрашения противника. Шаманы для проведения обрядов также покрывали себя особыми узорами, а египетские фараоны подводили глаза, чтобы защититься от злых духов, способных проникнуть в человеческую душу через органы зрения. Благодаря некоторым племенам Африки, Южной Америки и других континентов, продолжающим вести традиционный образ жизни, мы можем наблюдать это многотысячелетнее ритуальное явление. С другой стороны, Ветхий Завет запрещает наносить на себя письмена (татуировки), как это делают язычники.

Макияж когда появился в россии

Пожалуй, считать родиной косметики (от греч. kosmetike, что значит «искусство украшения») можно Древний Восток. Красились как мужчины, так и женщины, причем представления о том, как украшать лицо и тело у разных народов было специфическим. Весьма активно заботились о внешности египтянки: уголь – вместо карандаша для бровей, кровь черных быков – в качестве темной краски для волос (этим не брезговала и сама Клеопатра, дабы скрыть седину), лак для ногтей, помада, средства для отбеливания зубов из минералов с растениями, толчеными костями и зубами животных и т. п. Макияж использовали и в медицинских целях: египтяне считали, что, подводя глаза, они предотвращают загноение глаз и воспаление век от суховеев и жаркого слепящего солнца. Сборник подобных косметических средств составила упомянутая выше Клеопатра, в нем содержались рецепты и куда менее приятные для современной девушки. Чего только стоят ванны из молока ослицы или размельченный помет крокодила, смешанный с белилами, – лишь бы кожа оставалась нежной и белесой.

Древние греки приписывали изобретение косметических средств богине Афродите. Однако яркий макияж был уделом исключительно гетер – публичных женщин. И подобное отношение к яркому макияжу повторялось в истории не раз. Ксенофонт Афинский писал, что применение красок для лица сродни мошенничеству, ведь это вводит в заблуждение относительно настоящего облика женщины.

Макияж когда появился в россии

Знатные древние римлянки среди других косметических причуд старались всеми средствами сохранить белизну кожи, ведь загар мог быть только у того, кто много работает под солнцем: у раба или простолюдина. «Визажисты» были и в Древнем Риме, назывались они косметами и находились в положении рабов. Косметы покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, прыщи и бородавки прятали под мушками. Правда, о свойстве свинца оседать в организме, накапливаться и медленно отравлять его в те времена не знали. 

Средние века и Новое время

Когда в Европе наступила эпоха Средневековья, косметика перестала приветствоваться, ведь все, что от плоти и ради плоти, – «от дьявола». Но для светской жизни высших сословий это имело мало значения. При весьма низком уровне гигиены модники и модницы покупали в Италии помады, благовония, средства для грима и прочее. Кстати, в разные периоды Средневековья европейские барышни могли то увеличивать высоту лба, выбривая волосы на несколько сантиметров к макушке, то, наоборот, скрывать лоб. Бледный оттенок лица показывал принадлежность к высшему обществу, а испанские проститутки специально красили лица в розовый цвет, чтобы подчеркнуть свое отличие от бледнолицего высшего сословия. Со временем искусством макияжа овладела Франция. В XVIII веке эталоном женской красоты там служила столь тонкая кожа, через которую бы просвечивали жилки. Достичь необходимого эффекта позволяли белила, поверх которых рисовались эти самые жилки.

Макияж когда появился в россии

Елизавета I Тюдор

На Руси традиционными косметическими средствами были мука и мел – в качестве белил, свекла – в качестве румян, малина и вишня – в качестве помады, уголь и сажа – в качестве подводки. Лицо умывали водой с кислыми ягодами, например калиной или клюквой. Конечно, средства могли различаться в зависимости от статуса и богатства женщины, а также в зависимости от исторического этапа, обусловленного проникновением иной культуры и моды. Так, в XIX веке в Россию пришла мода на все французское, и уже в 1843 году московская фабрика Альфонса Ралле начала промышленный выпуск косметики.

Источник

История косметики в РоссииИстория косметики в России также полна курьезов и интересна, как и мировая (История косметики: интересное, курьезное, забавное).

Читайте также:  Что использовать как базу под макияж

– как отмечают иностранные путешественники, русские красавицы грешили неимоверно обильным пользованием пудры и румян. Лицо таких дам напоминало неподвижную маску, и во время увеселительных мероприятий необходимо было постоянно подправлять грим, иначе он начинал подсыхать и отваливаться прямо во время танцев.

– в деревнях девушки использовали для украшения своей внешности подручные средства – румянили щеки свеклой и чернили брови и ресницы сажей или углем. Так что сцена из фильма «Морозко» с украшением Инны Чуриковой имеет под собой вполне реальную основу.

– из проживающих на территории многочисленных народов, как утверждает история косметики, больше всех увлекались украшательством внешности татары: они красили брови, ресницы, губы, румянились и пудрились, красили хной ногти. Один из путешественников сравнил их с «размалеванными куклами», которые без этих косметических ухищрений выглядели гораздо привлекательнее;

История косметики в России: татары

– не надо лишний раз доказывать, что очень удобно пользоваться наборами косметики, где подобрана палитра теней, румян, кисточек и т.д. Но если вы думаете, что такие косметические наборы – это изобретение наших дней, то вы ошибаетесь. История косметики нам поведала следующий факт.

Более 100 лет назад на Нижегородской ярмарке в 9 часов утра открылся магазин известной в то время русской косметической фирмы «Брокар и К», в который завезли косметические наборы. И уже в 3 часа дня было продано 2 тысячи коробок с этими наборами. Полиция в приказном порядке заставила хозяев закрыть магазин, т.к. у полицейских просто не было сил сдерживать толпу, жаждущую приобрести вышеназванный товар. В набор входило 10 предметов: помада, пудра, духи, мыло, одеколон и т.д. А стоила такая нарядная коробочка – 1 рубль.

– в Советской России к декоративной косметике относились крайне отрицательно, как явлению буржуазному и несовместимому с моральным обликом советского человека. История косметики того времени – это в основном различные методы санпросвещения, привитие навыков гигиены, а все остальное считалось лишним. Даже на комсомольских собраниях поднимался вопрос о недопустимости пользования декоративной косметикой: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой».

– Однако, желание женщин выглядеть красивыми и приятно пахнуть невозможно остановить. И в 1925 г. на Всероссийской хозяйственной выставке фабрика «Новая заря» представила духи «Красная Москва», аромат этих духов до сих пор считается советским запахом. А между тем, как рассказывает история косметики, аромат «Красной Москвы» был позаимствован у парфюмера А. Мишеля, который еще в 1913 году составил его и назвал «Любимый букет императрицы» в честь 300-летия дома Романовых.Духи "Красная Москва"

– в 30-40-е гг. производство парфюмерии и косметики в Советской России расширяется. Фабрика «Северное сияние» среди множества ароматов выпускает духи под названием «XXIII годовщина Октября». История косметики умалчивает, чем пахла XIII годовщина Октября, но известен факт, что выпускалась она в тандеме: мужской и женский.

– несмотря на то, что ассортимент гигиенической продукции, ароматов и кремов расширяется, по-прежнему медленно внедряется в быт советских женщин декоративная косметика. Официальная позиция в отношении декоративной косметики была весьма консервативной и поэтому советским женщинам приходилось прибегать кразличного рода ухищрениям, чтобы украсить свою внешность.

Конечно, они не пудрились мукой и не румянили щеки свеклой. Зато, поведала нам история косметики, они исправно варили тушь из свечки, пробки и мыла. А еще ловко управлялись с раскаленным ножом для завивки ресниц и обычной иголкой для их разделения.

– первая крупная клиника по косметологии и пластической хирургии открылась в Ленинграде в 1960-х годах. Она носила название Бальнео-физио-косметическая поликлиника.

История косметики в Советской РоссииКроме стандартных косметологических процедур, таких, как маски, гигиенический массаж, эпиляция, медленное шелушение, быстрое шелушение, здесь проводились и хирургические операции. Удалялись доброкачественные опухоли, пигментные пятна, рубцы, исправлялись дефекты ушных раковин, корректировались носы и губы при врожденном дефекте. А еще делалась подтяжка лица, уменьшались или увеличивались молочные железы и даже делалось нечто подобное липоксации.

Как видите, история косметики в России не менее интересна, чем мировая.

А я, после написания двух статей об истории косметики, радуюсь, что живу в 21 веке и имею огромные возможности и средства по уходу за лицом, волосами и всеми частями тела.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Источник

Макияж когда появился в россии

Декоративной косметикой в царской России пользовались не только женщины, но даже мужчины. Модники белили и румянили лица, припудривали волосы. О том, что косметика часто была губительна для здоровья, догадывались. Но отказаться от нее великосветские дамы себе не позволяли: макияж указывал на статус.

Читайте также:  Кисти для макияжа в ассортименте

1. Прообразы «Морозко»

Образ Марфушеньки далеко не вымышленный. /Фото: kino-teatr.ru

Образ Марфушеньки далеко не вымышленный. /Фото: kino-teatr.ru

Документально засвидетельствовано, что женщины уделяли внимание коже лица и тела еще во времена Древней Руси. Девушки умывали лица утренней росой, придающей свежесть и заряжавшей энергией.

Вся косметика для лица базировалась на натуральных ингредиентах природного происхождения. Например, волосы мыли яйцом, ополаскивая их настоями трав. Эластичности кожи добивались с помощью кисломолочных продуктов, смягчали и восстанавливали – жирами и маслами. В качестве румян русские барышни использовали свеклу, ягоды вишни и малины, белизну лицу придавали мукой, а брови с ресницами выделяли углем и сажей. Зачастую делали это чрезмерно щедро, поэтому макияж из подручных средств скорее походил на кукольный грим. Так что фрагмент из советского «Морозко» с украшением героини Инны Чуриковой имеет под собой абсолютно реальную основу.

2. Допетровский грим

Главное условие макияжа 17-18 веков – яркие румяна на выбеленном лице. /Фото: s.mediasole.ru

Главное условие макияжа 17-18 веков – яркие румяна на выбеленном лице. /Фото: s.mediasole.ru

Иная картина наблюдалась в 15-16 веках. В этот период косметика превращается в модный товар. В Москве она продается в специальных белильных отделах. И уже мало какая уважающая себя горожанка выходила в люди ненакрашенной. Единственное, по-прежнему хромало чувство меры.

О том, как смотрелись тогдашние женщины Московии, писал российский посол Англии при Иване Грозном Дженкинсон. Он недоумевал, зачем женщины, наделенные природной изящностью и красотой лица, искажают свои лица до неузнаваемости. По его утверждению, маски из красок на них можно было разглядеть на расстоянии выстрела.

И даже спустя десятилетия подобная картина зафиксирована врачом государя Алексея Михайловича Самуэлем Коллинзом. Он замечал, что пудра и румяна русских женщин напоминают краски, которыми покрывают трубы домов. Вторил ему и путешественник Олеарий, обвинявший городских женщин в грубом и чересчур броском внешнем виде. Подобную ситуацию попытался обосновать бывавший в Москве англичанин Джайлс Флетчер. Он предположил, что виной всему печи, у которых женщины проводят большую часть времени. Сморщенные от жара лица, по его мнению, можно было замаскировать только обильной косметической маской.

3. Излишки – под нож

В допетровской Руси миловидные мужские лица высмеивались, а бороды не брились. /Фото: img.yandex.ru

В допетровской Руси миловидные мужские лица высмеивались, а бороды не брились. /Фото: img.yandex.ru

Свинцовые белила того периода были губительными для здоровья, но никого это не останавливало. В XVII веке косметические средства в России использовались особенно широко. Перед балами пудру и румяна накладывали толстым слоем. Если тональная маска получалась слишком обильной, в ход шел специальный нож, соскребающий излишки. На танцах дамам неоднократно приходилось поправлять макияж, так как подсыхая белила отваливались с лица кусками. Следующее столетие обозначилось массовым мануфактурным производством косметики. Стоили такие средства очень дорого, при этом оставаясь опасными для здоровья. Фиксировались даже случаи отравления губной помадой.

4. Петровские тренды и мужской макияж

В 18 веке в России красились все, причем мужчины не были исключением. Князь Голицын. /Фото: b1.culture.ru

В 18 веке в России красились все, причем мужчины не были исключением. Князь Голицын. /Фото: b1.culture.ru

Борьбу с чрезмерным увлечением декоративной косметикой начал Пётр I. Общаясь с юности с иностранными барышнями, Петр отмечал их умеренность в традициях макияжа. После его указа «О ношении венгерского платья» переродились и подходы к украшению лица. Плотная маска из белил и румян сдавала позиции, а макияж становился легким и прозрачным. Эталоны женской красоты медленно, но верно возвращались к естественной индивидуальности.

Краситься в традициях бабушек для щеголихи современности считали немыслимым. Расширился и ассортимент косметических средств – румяна теперь выпускались в нескольких оттенках и подбирались к лентам и платью. В обществе появилась новая тенденция – косметикой начали пользоваться мужчины. Перенимая европейские традиции, франты смело румянились, белились, присыпали парики душистой пудрой и подводили глаза. Причем стоимость «декоративки» была весьма высокой, что только повышало спрос и интерес.

5. О чем рассказала эксгумация

 А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г. /Фото: cp12.nevsepic.com.ua

А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г. /Фото: cp12.nevsepic.com.ua

Но дороговизна белил и румян была не самой пугающей особенностью косметики того периода. Дело в том, что в состав большинства средств входили опасные для жизни ядовитые соединения. Свинец, ртуть, цинк и негашеная известь постепенно накапливались в организме, приводя к страшным последствиям. В ходе эксгумации тел матери и супруги Ивана Грозного был проведен химический анализ их останков. Исследователи склонялись к тому, что женщины стали жертвами насильственной смерти. Содержание тяжёлых металлов в костях значительно превышало максимально допустимые нормы, а в волосах обнаруживались следы ртути. Все свидетельствовало о тяжелом отравлении. Теперь уже ясно, что русские женщины веками убивали себя косметикой. Свинцовая пудра разъедала кожу и оставляла тёмные пятна, которые замазывались ещё активнее. Брови с ресницами чернились ядовитой сурьмой.

Читайте также:  База под макияж air cotton make up base

При этом, конечно, мало кто связывал необъяснимые недомогания и внезапные смерти молодых красавиц с макияжем. Температуру, кишечную боль, тошноту и бессонницу проще было объяснить сглазом и порчей. «Свинцовая колика» на тот момент не диагностировалась, и помочь модницам лекари не могли.

6. Ускользнувший румянец и борьба за качество

В 19 веке победила натуральность. /Фото: b1.culture.ru

В 19 веке победила натуральность. /Фото: b1.culture.ru

В XIX веке яркая декоративная косметика окончательно вышла из моды. Женщинам полюбились легкие платья в светлых тонах, а правильным цветом лица считалась лёгкая бледность. Яркие щёки теперь напоминали о пышущей крестьянской грубости. Приветствовалось едва тронутое белилами лицо, помада в самых нежных тонах, а от румян отказывались вовсе. Популярными стали различные осветляющие кожу лосьоны, средства для удаления веснушек и пигментных пятен. Главной косметической тенденцией конца XIX века считалось её научное усовершенствование. Наконец потребители обратили внимание на качество продуктов. Модные дома состязались друг с другом, чьи средства более безопасны, а женские журналы публиковали рекомендации исследователей о способах проверки «притираний» на наличие в составе вредных соединений.

В современном мире есть другая проблема – производители косметики заставляют нас напрасно тратить деньги.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Макияж в царской России делали не только женщины, но и мужчины: франты белили и подрумянивали лицо и в обязательном порядке пудрили искусственные волосы.

Косметика зачастую была вредна для здоровья, но не пользоваться ею великосветские дамы не могли: наличие макияжа указывало на статус.

Фактрум с интересом разбирает женские косметички XVIII века.

Макияж на Руси

Макияж на Руси

Конечно, к искусственному украшательству лиц женщины прибегали ещё до Петра I, однако настоящий расцвет мейкап-искусства наступил именно в петровские и елизаветинские времена. При этом красились повсеместно и дамы в возрасте, и совсем юные девицы. Белила, румяна, пудра — обязательная часть ежедневного туалета. Качественную косметику, как водится, привозили из-за границы. Дамы зачастую просили привезти им «жемчужные помады», придающие лицу «великую белизну», знакомых дипломатов и путешествующих родственников.

По воспоминаниям одной из дворянок XVIII века, румяниться женщины начинали ещё с утра, хотя бы немного, для «свежести», а к вечеру, особенно если предстояло ехать на бал, необходимо было это сделать как следует. Сурьма на бровях плюс белила не очень одобрялись в порядочном обществе, а вот «обтирать» шею и лицо пудрой было хорошим тоном.

Купчихи старательно подражали великосветским дамам. Венесуэльский дипломат Франсиско де Миранда в своих воспоминаниях о России второй половины XVIII века так рассказывал о девицах из купеческого сословия: «Лица у всех… накрашены… они в этом нимало не нуждаются… природа наделила их весьма привлекательной внешностью».

Макияж 19 века

Свинцовые белила и нож-скребок для удаления излишков мейка

Все знали о том вреде, который несли для здоровья белила, изготавливаемые на основе свинца, но продолжали ими пользоваться: альтернативные им меловые белила или косметика на основе крахмала и висмута были не так эффективны и хуже скрывали недостатки. В дамских журналах модницам рекомендовалось перед нанесением вредной косметики делать специальные притирки, а перед сном всё тщательно с лица удалять. При этом совершенно обычным средством для удаления мейкапа был специальный нож-скребок.

Пудрой дамы высшего света пользовались наравне с мужчинами — не только приводя в порядок лицо, но и закрепляя высокие причёски и парики. На замысловатые «многоэтажные» конструкции — например, в виде кораблей уходило до полукилограмма пудры. Для того, чтобы вместе с прической не засыпать себя с головы до ног, надевали специальные маски и накидки. Лишние слои с лица соскребали ножом и жёсткой кистью.

Изготавливали пудру из муки, при этом выпускалась она в нескольких оттенках. Интересно, что отдельной популярностью пользовалась светло-серая пудра — дамы находили, что этот оттенок особенно подчёркивает свежесть лица.

Важная роль отводилась румянам: «Не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». При этом румяна наносили и на виски, и около губ, и даже на глаза — своеобразный приём «скульптурирования». Яркое косметическое средство сначала изготавливали из кармина или более дешевого аналога — киновари, но затем в моду вошли румяна на шафране: они меньше вредили здоровью кожи и отличались многообразием оттенков. Выпускались румяна в виде порошков, помады или же пропитанных кусочков бумаги и ткани — ими необходимо было натирать лицо.

В конце XVIII — начале XIX века дамы всё чаще стали отказываться от белил и использовать в разы меньше пудры. Румяна выпускались более приглушенных и натуральных оттенков, и пользовались в основном ими дамы в летах. В моду входит естественность.

Читайте также: Откуда появилась традиция заплетать косу и какие обряды были с этим связаны

Источник