Макияж когда появился в россии
Макияж – привычное для большинства поколений людей явление. Но какова его история, в каких культурах, в какую эпоху он появился и для чего?
Из глубины веков
Вероятно, история макияжа началась в связи с проведением магических ритуалов. Узоры и рисунки наносились шаманами на лицо и другие части тела людей для защиты от злых сил, перед войной, для привлечения помощи из потустороннего мира, а также для устрашения противника. Шаманы для проведения обрядов также покрывали себя особыми узорами, а египетские фараоны подводили глаза, чтобы защититься от злых духов, способных проникнуть в человеческую душу через органы зрения. Благодаря некоторым племенам Африки, Южной Америки и других континентов, продолжающим вести традиционный образ жизни, мы можем наблюдать это многотысячелетнее ритуальное явление. С другой стороны, Ветхий Завет запрещает наносить на себя письмена (татуировки), как это делают язычники.
Пожалуй, считать родиной косметики (от греч. kosmetike, что значит «искусство украшения») можно Древний Восток. Красились как мужчины, так и женщины, причем представления о том, как украшать лицо и тело у разных народов было специфическим. Весьма активно заботились о внешности египтянки: уголь – вместо карандаша для бровей, кровь черных быков – в качестве темной краски для волос (этим не брезговала и сама Клеопатра, дабы скрыть седину), лак для ногтей, помада, средства для отбеливания зубов из минералов с растениями, толчеными костями и зубами животных и т. п. Макияж использовали и в медицинских целях: египтяне считали, что, подводя глаза, они предотвращают загноение глаз и воспаление век от суховеев и жаркого слепящего солнца. Сборник подобных косметических средств составила упомянутая выше Клеопатра, в нем содержались рецепты и куда менее приятные для современной девушки. Чего только стоят ванны из молока ослицы или размельченный помет крокодила, смешанный с белилами, – лишь бы кожа оставалась нежной и белесой.
Древние греки приписывали изобретение косметических средств богине Афродите. Однако яркий макияж был уделом исключительно гетер – публичных женщин. И подобное отношение к яркому макияжу повторялось в истории не раз. Ксенофонт Афинский писал, что применение красок для лица сродни мошенничеству, ведь это вводит в заблуждение относительно настоящего облика женщины.
Знатные древние римлянки среди других косметических причуд старались всеми средствами сохранить белизну кожи, ведь загар мог быть только у того, кто много работает под солнцем: у раба или простолюдина. «Визажисты» были и в Древнем Риме, назывались они косметами и находились в положении рабов. Косметы покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, прыщи и бородавки прятали под мушками. Правда, о свойстве свинца оседать в организме, накапливаться и медленно отравлять его в те времена не знали.
Средние века и Новое время
Когда в Европе наступила эпоха Средневековья, косметика перестала приветствоваться, ведь все, что от плоти и ради плоти, – «от дьявола». Но для светской жизни высших сословий это имело мало значения. При весьма низком уровне гигиены модники и модницы покупали в Италии помады, благовония, средства для грима и прочее. Кстати, в разные периоды Средневековья европейские барышни могли то увеличивать высоту лба, выбривая волосы на несколько сантиметров к макушке, то, наоборот, скрывать лоб. Бледный оттенок лица показывал принадлежность к высшему обществу, а испанские проститутки специально красили лица в розовый цвет, чтобы подчеркнуть свое отличие от бледнолицего высшего сословия. Со временем искусством макияжа овладела Франция. В XVIII веке эталоном женской красоты там служила столь тонкая кожа, через которую бы просвечивали жилки. Достичь необходимого эффекта позволяли белила, поверх которых рисовались эти самые жилки.
Елизавета I Тюдор
На Руси традиционными косметическими средствами были мука и мел – в качестве белил, свекла – в качестве румян, малина и вишня – в качестве помады, уголь и сажа – в качестве подводки. Лицо умывали водой с кислыми ягодами, например калиной или клюквой. Конечно, средства могли различаться в зависимости от статуса и богатства женщины, а также в зависимости от исторического этапа, обусловленного проникновением иной культуры и моды. Так, в XIX веке в Россию пришла мода на все французское, и уже в 1843 году московская фабрика Альфонса Ралле начала промышленный выпуск косметики.
История косметики в России также полна курьезов и интересна, как и мировая (История косметики: интересное, курьезное, забавное).
– как отмечают иностранные путешественники, русские красавицы грешили неимоверно обильным пользованием пудры и румян. Лицо таких дам напоминало неподвижную маску, и во время увеселительных мероприятий необходимо было постоянно подправлять грим, иначе он начинал подсыхать и отваливаться прямо во время танцев.
– в деревнях девушки использовали для украшения своей внешности подручные средства – румянили щеки свеклой и чернили брови и ресницы сажей или углем. Так что сцена из фильма «Морозко» с украшением Инны Чуриковой имеет под собой вполне реальную основу.
– из проживающих на территории многочисленных народов, как утверждает история косметики, больше всех увлекались украшательством внешности татары: они красили брови, ресницы, губы, румянились и пудрились, красили хной ногти. Один из путешественников сравнил их с «размалеванными куклами», которые без этих косметических ухищрений выглядели гораздо привлекательнее;
– не надо лишний раз доказывать, что очень удобно пользоваться наборами косметики, где подобрана палитра теней, румян, кисточек и т.д. Но если вы думаете, что такие косметические наборы – это изобретение наших дней, то вы ошибаетесь. История косметики нам поведала следующий факт.
Более 100 лет назад на Нижегородской ярмарке в 9 часов утра открылся магазин известной в то время русской косметической фирмы «Брокар и К», в который завезли косметические наборы. И уже в 3 часа дня было продано 2 тысячи коробок с этими наборами. Полиция в приказном порядке заставила хозяев закрыть магазин, т.к. у полицейских просто не было сил сдерживать толпу, жаждущую приобрести вышеназванный товар. В набор входило 10 предметов: помада, пудра, духи, мыло, одеколон и т.д. А стоила такая нарядная коробочка – 1 рубль.
– в Советской России к декоративной косметике относились крайне отрицательно, как явлению буржуазному и несовместимому с моральным обликом советского человека. История косметики того времени – это в основном различные методы санпросвещения, привитие навыков гигиены, а все остальное считалось лишним. Даже на комсомольских собраниях поднимался вопрос о недопустимости пользования декоративной косметикой: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой».
– Однако, желание женщин выглядеть красивыми и приятно пахнуть невозможно остановить. И в 1925 г. на Всероссийской хозяйственной выставке фабрика «Новая заря» представила духи «Красная Москва», аромат этих духов до сих пор считается советским запахом. А между тем, как рассказывает история косметики, аромат «Красной Москвы» был позаимствован у парфюмера А. Мишеля, который еще в 1913 году составил его и назвал «Любимый букет императрицы» в честь 300-летия дома Романовых.
– в 30-40-е гг. производство парфюмерии и косметики в Советской России расширяется. Фабрика «Северное сияние» среди множества ароматов выпускает духи под названием «XXIII годовщина Октября». История косметики умалчивает, чем пахла XIII годовщина Октября, но известен факт, что выпускалась она в тандеме: мужской и женский.
– несмотря на то, что ассортимент гигиенической продукции, ароматов и кремов расширяется, по-прежнему медленно внедряется в быт советских женщин декоративная косметика. Официальная позиция в отношении декоративной косметики была весьма консервативной и поэтому советским женщинам приходилось прибегать кразличного рода ухищрениям, чтобы украсить свою внешность.
Конечно, они не пудрились мукой и не румянили щеки свеклой. Зато, поведала нам история косметики, они исправно варили тушь из свечки, пробки и мыла. А еще ловко управлялись с раскаленным ножом для завивки ресниц и обычной иголкой для их разделения.
– первая крупная клиника по косметологии и пластической хирургии открылась в Ленинграде в 1960-х годах. Она носила название Бальнео-физио-косметическая поликлиника.
Кроме стандартных косметологических процедур, таких, как маски, гигиенический массаж, эпиляция, медленное шелушение, быстрое шелушение, здесь проводились и хирургические операции. Удалялись доброкачественные опухоли, пигментные пятна, рубцы, исправлялись дефекты ушных раковин, корректировались носы и губы при врожденном дефекте. А еще делалась подтяжка лица, уменьшались или увеличивались молочные железы и даже делалось нечто подобное липоксации.
Как видите, история косметики в России не менее интересна, чем мировая.
А я, после написания двух статей об истории косметики, радуюсь, что живу в 21 веке и имею огромные возможности и средства по уходу за лицом, волосами и всеми частями тела.
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Декоративной косметикой в царской России пользовались не только женщины, но даже мужчины. Модники белили и румянили лица, припудривали волосы. О том, что косметика часто была губительна для здоровья, догадывались. Но отказаться от нее великосветские дамы себе не позволяли: макияж указывал на статус.
1. Прообразы «Морозко»
Образ Марфушеньки далеко не вымышленный. /Фото: kino-teatr.ru
Документально засвидетельствовано, что женщины уделяли внимание коже лица и тела еще во времена Древней Руси. Девушки умывали лица утренней росой, придающей свежесть и заряжавшей энергией.
Вся косметика для лица базировалась на натуральных ингредиентах природного происхождения. Например, волосы мыли яйцом, ополаскивая их настоями трав. Эластичности кожи добивались с помощью кисломолочных продуктов, смягчали и восстанавливали – жирами и маслами. В качестве румян русские барышни использовали свеклу, ягоды вишни и малины, белизну лицу придавали мукой, а брови с ресницами выделяли углем и сажей. Зачастую делали это чрезмерно щедро, поэтому макияж из подручных средств скорее походил на кукольный грим. Так что фрагмент из советского «Морозко» с украшением героини Инны Чуриковой имеет под собой абсолютно реальную основу.
2. Допетровский грим
Главное условие макияжа 17-18 веков – яркие румяна на выбеленном лице. /Фото: s.mediasole.ru
Иная картина наблюдалась в 15-16 веках. В этот период косметика превращается в модный товар. В Москве она продается в специальных белильных отделах. И уже мало какая уважающая себя горожанка выходила в люди ненакрашенной. Единственное, по-прежнему хромало чувство меры.
О том, как смотрелись тогдашние женщины Московии, писал российский посол Англии при Иване Грозном Дженкинсон. Он недоумевал, зачем женщины, наделенные природной изящностью и красотой лица, искажают свои лица до неузнаваемости. По его утверждению, маски из красок на них можно было разглядеть на расстоянии выстрела.
И даже спустя десятилетия подобная картина зафиксирована врачом государя Алексея Михайловича Самуэлем Коллинзом. Он замечал, что пудра и румяна русских женщин напоминают краски, которыми покрывают трубы домов. Вторил ему и путешественник Олеарий, обвинявший городских женщин в грубом и чересчур броском внешнем виде. Подобную ситуацию попытался обосновать бывавший в Москве англичанин Джайлс Флетчер. Он предположил, что виной всему печи, у которых женщины проводят большую часть времени. Сморщенные от жара лица, по его мнению, можно было замаскировать только обильной косметической маской.
3. Излишки – под нож
В допетровской Руси миловидные мужские лица высмеивались, а бороды не брились. /Фото: img.yandex.ru
Свинцовые белила того периода были губительными для здоровья, но никого это не останавливало. В XVII веке косметические средства в России использовались особенно широко. Перед балами пудру и румяна накладывали толстым слоем. Если тональная маска получалась слишком обильной, в ход шел специальный нож, соскребающий излишки. На танцах дамам неоднократно приходилось поправлять макияж, так как подсыхая белила отваливались с лица кусками. Следующее столетие обозначилось массовым мануфактурным производством косметики. Стоили такие средства очень дорого, при этом оставаясь опасными для здоровья. Фиксировались даже случаи отравления губной помадой.
4. Петровские тренды и мужской макияж
В 18 веке в России красились все, причем мужчины не были исключением. Князь Голицын. /Фото: b1.culture.ru
Борьбу с чрезмерным увлечением декоративной косметикой начал Пётр I. Общаясь с юности с иностранными барышнями, Петр отмечал их умеренность в традициях макияжа. После его указа «О ношении венгерского платья» переродились и подходы к украшению лица. Плотная маска из белил и румян сдавала позиции, а макияж становился легким и прозрачным. Эталоны женской красоты медленно, но верно возвращались к естественной индивидуальности.
Краситься в традициях бабушек для щеголихи современности считали немыслимым. Расширился и ассортимент косметических средств – румяна теперь выпускались в нескольких оттенках и подбирались к лентам и платью. В обществе появилась новая тенденция – косметикой начали пользоваться мужчины. Перенимая европейские традиции, франты смело румянились, белились, присыпали парики душистой пудрой и подводили глаза. Причем стоимость «декоративки» была весьма высокой, что только повышало спрос и интерес.
5. О чем рассказала эксгумация
А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г. /Фото: cp12.nevsepic.com.ua
Но дороговизна белил и румян была не самой пугающей особенностью косметики того периода. Дело в том, что в состав большинства средств входили опасные для жизни ядовитые соединения. Свинец, ртуть, цинк и негашеная известь постепенно накапливались в организме, приводя к страшным последствиям. В ходе эксгумации тел матери и супруги Ивана Грозного был проведен химический анализ их останков. Исследователи склонялись к тому, что женщины стали жертвами насильственной смерти. Содержание тяжёлых металлов в костях значительно превышало максимально допустимые нормы, а в волосах обнаруживались следы ртути. Все свидетельствовало о тяжелом отравлении. Теперь уже ясно, что русские женщины веками убивали себя косметикой. Свинцовая пудра разъедала кожу и оставляла тёмные пятна, которые замазывались ещё активнее. Брови с ресницами чернились ядовитой сурьмой.
При этом, конечно, мало кто связывал необъяснимые недомогания и внезапные смерти молодых красавиц с макияжем. Температуру, кишечную боль, тошноту и бессонницу проще было объяснить сглазом и порчей. «Свинцовая колика» на тот момент не диагностировалась, и помочь модницам лекари не могли.
6. Ускользнувший румянец и борьба за качество
В 19 веке победила натуральность. /Фото: b1.culture.ru
В XIX веке яркая декоративная косметика окончательно вышла из моды. Женщинам полюбились легкие платья в светлых тонах, а правильным цветом лица считалась лёгкая бледность. Яркие щёки теперь напоминали о пышущей крестьянской грубости. Приветствовалось едва тронутое белилами лицо, помада в самых нежных тонах, а от румян отказывались вовсе. Популярными стали различные осветляющие кожу лосьоны, средства для удаления веснушек и пигментных пятен. Главной косметической тенденцией конца XIX века считалось её научное усовершенствование. Наконец потребители обратили внимание на качество продуктов. Модные дома состязались друг с другом, чьи средства более безопасны, а женские журналы публиковали рекомендации исследователей о способах проверки «притираний» на наличие в составе вредных соединений.
В современном мире есть другая проблема – производители косметики заставляют нас напрасно тратить деньги.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Макияж в царской России делали не только женщины, но и мужчины: франты белили и подрумянивали лицо и в обязательном порядке пудрили искусственные волосы.
Косметика зачастую была вредна для здоровья, но не пользоваться ею великосветские дамы не могли: наличие макияжа указывало на статус.
Фактрум с интересом разбирает женские косметички XVIII века.
Макияж на Руси
Конечно, к искусственному украшательству лиц женщины прибегали ещё до Петра I, однако настоящий расцвет мейкап-искусства наступил именно в петровские и елизаветинские времена. При этом красились повсеместно и дамы в возрасте, и совсем юные девицы. Белила, румяна, пудра — обязательная часть ежедневного туалета. Качественную косметику, как водится, привозили из-за границы. Дамы зачастую просили привезти им «жемчужные помады», придающие лицу «великую белизну», знакомых дипломатов и путешествующих родственников.
По воспоминаниям одной из дворянок XVIII века, румяниться женщины начинали ещё с утра, хотя бы немного, для «свежести», а к вечеру, особенно если предстояло ехать на бал, необходимо было это сделать как следует. Сурьма на бровях плюс белила не очень одобрялись в порядочном обществе, а вот «обтирать» шею и лицо пудрой было хорошим тоном.
Купчихи старательно подражали великосветским дамам. Венесуэльский дипломат Франсиско де Миранда в своих воспоминаниях о России второй половины XVIII века так рассказывал о девицах из купеческого сословия: «Лица у всех… накрашены… они в этом нимало не нуждаются… природа наделила их весьма привлекательной внешностью».
Свинцовые белила и нож-скребок для удаления излишков мейка
Все знали о том вреде, который несли для здоровья белила, изготавливаемые на основе свинца, но продолжали ими пользоваться: альтернативные им меловые белила или косметика на основе крахмала и висмута были не так эффективны и хуже скрывали недостатки. В дамских журналах модницам рекомендовалось перед нанесением вредной косметики делать специальные притирки, а перед сном всё тщательно с лица удалять. При этом совершенно обычным средством для удаления мейкапа был специальный нож-скребок.
Пудрой дамы высшего света пользовались наравне с мужчинами — не только приводя в порядок лицо, но и закрепляя высокие причёски и парики. На замысловатые «многоэтажные» конструкции — например, в виде кораблей уходило до полукилограмма пудры. Для того, чтобы вместе с прической не засыпать себя с головы до ног, надевали специальные маски и накидки. Лишние слои с лица соскребали ножом и жёсткой кистью.
Изготавливали пудру из муки, при этом выпускалась она в нескольких оттенках. Интересно, что отдельной популярностью пользовалась светло-серая пудра — дамы находили, что этот оттенок особенно подчёркивает свежесть лица.
Важная роль отводилась румянам: «Не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». При этом румяна наносили и на виски, и около губ, и даже на глаза — своеобразный приём «скульптурирования». Яркое косметическое средство сначала изготавливали из кармина или более дешевого аналога — киновари, но затем в моду вошли румяна на шафране: они меньше вредили здоровью кожи и отличались многообразием оттенков. Выпускались румяна в виде порошков, помады или же пропитанных кусочков бумаги и ткани — ими необходимо было натирать лицо.
В конце XVIII — начале XIX века дамы всё чаще стали отказываться от белил и использовать в разы меньше пудры. Румяна выпускались более приглушенных и натуральных оттенков, и пользовались в основном ими дамы в летах. В моду входит естественность.
Читайте также: Откуда появилась традиция заплетать косу и какие обряды были с этим связаны