Макияж маргариты из мастера и маргариты

Макияж маргариты из мастера и маргариты thumbnail

Фотосессия в стиле Мастер и МаргаритаХотите сделать фотосессию в стиле Мастер и Маргарита в профессиональной фотостудии? У нас Вы найдете лучших профессиональных фотографов Москвы, осуществляющих фотосъемку Master and Margarita!

Что такое стиль Мастер и Маргарита?

Всем известный роман Булгакова до сих пор будоражит сердца своих читателей таинственной историей про легендарного Мастера и красавицу Маргариту. Если вы задумали примерить на себя образ героев произведения, нет ничего лучше, чем обратиться к Нам за помощью!

Одежда

Мастер и Маргарита – это герои, по которым невозможно определить их окончательный образ. То таинственный незнакомец надевает элегантные костюмы моды двадцатого века, то пребывает в образе бедного писателя в тёмных одеяниях. В любом случае, образ мужчины в этом произведении всегда сдержан и неприхотлив, что показывает его целостную мужскую натуру.

В случае с Маргаритой дело обстоит сложнее. На протяжении всего романа образы девушки меняются в одно мгновение: то красавица пребывает в образе утончённой дамы, то в образе разбушевавшейся ведьмы, то преклоняет колено в железных доспехах.

Проводя фотосессию в стиле Мастера и Маргариты, важно учитывать совпадение стиля героев: если дело разворачивается в скромной столице, то важно создать гармоничный образ интеллигентной пары; если же вы хотите создать фотографии возвращения героев из мира чудес – образ пары в целом должен быть соответствующим.

Реквизит

Роман «Мастер и Маргарита» имеет одну отличительную особенность, которую важно передать при оформлении обстановки для фотосессии: тёмные тона, ощущение заброшенности, страха и ужаса. Особых проблем при подборе реквизитов не произойдёт, так как создать ощущение вечернего города довольно-таки просто.

Макияж и причёска

Судя по многосерийному фильму о Мастере и Маргарите, наиболее подходящей причёской для представительницы прекрасного являются длинные кудри тёмного цвета. Они должны свободно спадать с головы и создавать лёгкий беспорядок.

Что касается макияжа, здесь важно сделать акцент на аристократическом цвете кожи, лицо должно отдавать белоснежным оттенком. А тёмные глаза и ярко красные губы завершат таинственный, но одновременно с этим, привлекающий образ томной красавицы.

Позы для фотосессии

Позы для фотосессии в стиле «Мастер и Маргарита» могут проводиться как в паре, так и в отдельных образах. Если Мастер может показать себя в качестве гордого мужчины, широко расправив плечи или приняв задумчивый вид, то Маргарита может стоять позади своего мужчины и элегантными движениями рук, горделивой походкой и игривым взглядом показывать обольстительность и утончённость натуры.

Образы, примеры фотографий в стиле Master and Margarita

Стоимость фотосессии Мастер и Маргарита

Как мы делаем тематические фотосесии

Услуги

Стоимость

Аренда Фотостудии без нашего фотографа

  • Можно прийти со своим фотографом или фотографироваться самостоятельно
  • Минимальный заказ 30минут/300руб

600р/час

Фотосессия с нашим фотографом в студии

  • В стоимость входит аренда студии (фон до пола, интерьер, реквизит и т.д.)
  • Минимальный заказ 30 минут/1500р
  • Съемка на профессиональную фототехнику Canon
  • Запись всего отснятого материала на диск или Вашу флешку
  • Общая цветокореекция наиболее удачных фото. (это НЕ детальная ретушь)
  • Рассчитано на съемку не более 2х человек

2 900р/час

Фотосессия с нашим фотографом на выезд

  • Минимальный заказ от 2х часов (только по предоплате!)
  • Съемка на профессиональную фототехнику Canon
  • Запись всего отснятого материала на диск или Вашу флешку
  • Рассчитано на любое кол-во людей
  • Общая цветокореекция наиболее удачных фото. (это НЕдетальная ретушь)

2 500р/час

Предметная фотосъемка

  • Стоимость указана за один предмет (стоимость может увеличится до 300р для особо сложных задач)
  • Минимальный заказ от 20 предметов

100р

Услуги стилиста/визажиста

  • Стоимость указана за один образ (стоимость может увеличится для особо сложных задач). Прическа + 1000р

2 900р

Профессиональная ретушь фотографий

  • Отбеливание зубов
  • Омолаживание/разглаживание кожи
  • Устранение дефектов кожи (морщины, родинки,
  • Изменение цвета глаз
  • Загар
  • Устранение бликов с кожи
  • Корректировка фигуры (сброс/набор веса)

300р/фото

Слайдшоу из фотографий

  • Можно использовать любые фотографии/видео/музыку
  • Длительность ролика не более 12минут

2 900р

Подарочный сертификат на Фотосессию

от 5 000р

Источник

Этот блог посвящен тому, как одеты литературные герои. Сегодня обсуждаем наряды Маргариты из романа Булгакова.

Итак, главная героиня романа “Мастер и Маргарита” прочно ассоциируется с чёрным цветом. Ну вот вы когда-то прочли этот роман, потом, вероятно, посмотрели фильм, а то и не один. Посетили спектакль-другой. И у вас лично тоже в голове есть некий образ Маргариты. Возможно, и ваша Маргарита тоже носит чёрный. И, возможно, мы с вами, режиссеры, иллюстраторы и художники по костюмам – словом, все, кто представляет себе этот образ, исходим из… сюжета. Ну не в розовом же будет ходит сложная, драматичная натура. И не в голубом же она выйдет из дома в тот день, когда примет предложение демона смерти и пустыни Азазелло! В одной из ранних версий романа Маргарита должна была быть на балу в перчатках: “Розовые, или я ни за что не отвечаю!” – кричал Бегемот, а Коровьев настаивал на чёрных. Сошлись на фиолетовых. Цвет – это не только символ, это не только психологическая характеристика персонажа, но это еще и сложная комбинация социокультурных аспектов. Давайте поговорим о чёрном цвете в гардеробе Маргариты.

Чёрный цвет в гардеробе Маргариты – это в первую очередь приказ самого автора. Был ли этот приказ продиктован одежными предпочтениями музы автора, Елены Сергеевны Булгаковой, или сам автор ориентировался на эстетику готического черного (отсылка к “Фаусту” Гете) – это всё одна тема. А вот во вторую очередь уже, чёрный цвет – просто модный цвет 1920-х – 1930-х годов.

вечернее платье дома Жанны Ланвен, 1926 год

Истории чёрного цвета в культуре посвящена целая монография Мишеля Пастуро, пересказывать которую здесь нет смысла. Но, согласно его мнению, в период между двумя мировыми войнами чёрный цвет получил новое значение – современности. “Это не роскошный княжеский цвет позднего Средневековья, и не грязный, нищенский цвет больших промышленных городов; он строгий, но изысканный, элегантный и функциональный, яркий и радостный: одним словом, современный”. С чёрным экспериментируют Жак Дусе и Поль Пуаре. В чёрное одета элегантная и современная героиня Пруста Одетта де Кресси. Маленькое чёрное платье Габриэль Шанель – только верхушка айсберга, и далеко не единичный случай, когда актуальный предмет изготавливается в чёрном цвете. Итак, Маргарита Николаевна предпочитает чёрный. Он, без сомнения идет к ее драматическим чертам – но волей или неволей она следует тренду на модный чёрный цвет.

Черное платье из кружевной ткани с плиссированной юбкой и черное пальто, отделанное лисой, 1932

Читайте также:  Красивый макияж с синим оттенком

В чёрном пальто Маргарита идёт по улице в день встречи с Мастером. Ненавистные желтые цветы должны были ярко выделяться на этом фоне. В разговоре с Иванушкой Мастер назовет это тревожным знаком. В чёрном платье и в чёрных туфлях приходила Маргарита к Мастеру в то лето. Последнее, что он помнит о ней – её чёрный силуэт с белым свертком на пороге.

“А потом, когда приходил ее час и стрелка показывала полдень, оно (сердце, прим. авт.) даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти совсем бесшумно, не равнялись с окном туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками.

Иногда она шалила и, задержавшись у второго оконца, постукивала носком в стекло. Я в ту же секунду оказывался у этого окна, но исчезала туфля, черный шелк, заслоняющий свет, исчезал, – я шел ей открывать”.

накладки (клипсы) на туфли в виде бантов, 1920-е годы

“И вот, последнее, что я помню в моей жизни, это – полоску света из моей передней, и в этой полосе света развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза. Еще помню черный силуэт на пороге наружной двери и белый сверток”. Тут не указан цвет берета, но предположим, что и он был чёрным.

Преобладает чёрный цвет и в сцене сбора Маргариты на бал. Вспомним, что со слов Азазелло, она звана на вечер к некому иностранцу. А судя по набору предметов, которые готовит Наташа к выходу, изначально Маргарита собиралась выбрать вечерний туалет.

“В спальне Маргариты Николаевны горели все огни и освещали полный беспорядок в комнате. На кровати на одеяле лежали сорочки, чулки и белье, скомканное же белье валялось просто на полу рядом с раздавленной в волнении коробкой папирос. Туфли стояли на ночном столике рядом с недопитой чашкой кофе и пепельницей, в которой дымил окурок, на спинке стула висело черное вечернее платье. В комнате пахло духами, кроме того, в нее доносился откуда-то запах раскаленного утюга. <…>

С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню, и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами. И тотчас все эти вещи, деревянные плечики с платьем, кружевные платки, синие шелковые туфли на распялках и поясок – все это посыпалось на пол, и Наташа всплеснула освободившимися руками”.

Как видно из описания, Маргарита продумала, а Наташа подготовила вечерний туалет в черно-синей гамме. Черное вечернее платье, синие шёлковые туфли и – вероятно, синий же кружевной платок. Такие шали из кружев были в моде, особенно для вечера. Как мы помним, действие происходит в мае, и выезд предполагает не тяжелое манто поверх вечернего наряда, а, скажем, платок или шаль, чисто символически, чтобы прикрыть обнаженные плечи.

синие атласные вечерние туфли, 1930-е годы

Вечернее платье, 1931 год

синий кружевной платок, 1920-е годы

Сочетание чёрного с синим тоже нашло отклик в творчестве модных дизайнеров того времени:

вечернее платье с бахромой, конец 1920-х, Дом Шанель

Итак, чёрный цвет играет большую роль в гардеробе Маргариты. Она его любит, и он – так удачно – в моде. Чёрный первой половины ХХ века ассоциируется с элегантностью и современностью. Более того, этот цвет тесно связан с генетикой романа, отсылая читателя к готическому чёрному, к “Фаусту”.

О сути чёрного спорили философы и ученые всех эпох. Он и отсутствие цвета, он же и совмещение всех цветов. Пожалуй, лучший вариант для Маргариты Николаевны!

Больше статей об одежде героев романа “Мастер и Маргарита”:

Шутки Коровьева – 1. Модная обувь в романе

Шутки Коровьева – 2. Дамские пижамы

Мастер до Маргариты. Платье полосатое, музей

Источник

Автор

Алексей Пантыкин

17 мая 2016

По случаю 125-летия со дня рождения Михаила Булгакова «РБК Стиль» пофантазировал, как могли бы выглядеть герои бессмертного романа «Мастер и Маргарита» спустя 76 лет после его написания.

Как и положено повелителю сил Тьмы, Воланд появляется в разнообразных обличьях, контраст между которыми зачастую комичен. Все его выходы отличаются откровенно театральными эффектами: мы видим Воланда то подобным гетевскому Мефистофелю — в черном одеянии со шпагой, — то, вдруг, облаченным в грязную ночную рубашку с заплаткой на плече. Его первое появление на страницах романа под видом иностранца, прогуливающегося на Патриарших прудах, оказывается особенно запоминающимся. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя…». Вычислить в хорошо одетом господине иностранца не представляло труда: в молодом советском государстве, где обувь и одежда местного производства, как и продовольствие, доставались в основном по карточкам, так могли одеваться лишь те, кто мог позволить себе индивидуальный пошив, либо номенклатурная верхушка, имеющая возможность привозить вещи из-за границы. 

Читайте также:  Золотая подводка в макияже глаз

«Немец», — подумал Берлиоз.

«Англичанин, — подумал Бездомный, — ишь, и не жарко ему в перчатках».

Костюм, рубашка, галстук, Reiss | Обувь, Officine Creative | Берет, Gucci | Булавка для галстука, Lanvin | Перчатки, Dents | Трость, Comoy’s of London | Антикварный портсигар из золота (1stdibs.com)

© Пресс-служба

Судя по всему, к этому кругу и принадлежала Маргарита Николаевна, возлюбленная Мастера, которую Булгаков описывает как «хорошо одетую женщину». Она умела шить и была замужем за неким «очень крупным специалистом», сделавшим открытие государственного значения. «Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится», — писал Булгаков. В романе мы застаем ее «в черном весеннем пальто», видим «руку в черной перчатке с раструбом», «туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками», «ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови» и «парикмахерскую завивку».

Мы решили пофантазировать, что сегодняшняя Маргарита могла бы выбрать для бала у Воланда. О прежней кое-что знаем наверняка: она была обнажена, на ногах носила туфли из лепестков бледной розы, украшенные золотыми пряжками, в волосах — королевский алмазный венец, а на груди — тяжелую цепь с черным пуделем. Когда все было кончено, на ней оказался шелковый черный плащ.

Платье, Haider Ackermann  |  Босоножки, Sophia Webster  |  Диадема, Graff  |  Серьги, Chaumet  |  Антикварный медальон из золота, бриллиантов и эмали (1stdibs.com)  |  Браслет, Cartier  |  Платье-накидка, Valentino

© Пресс-служба

Гелла, вечно обнаженная рыжеволосая красавица с уродливым шрамом на шее, была ведьмой и служанкой Воланда. Одетой она появляется лишь однажды (если не считать «кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове», а также золотых туфелек) во время сеанса черной магии в варьете. «Рыжая девица в вечернем черном туалете», неожиданно возникшая на сцене с «хозяйской улыбкой», выступала в качестве живой рекламы тех предметов женского гардероба, которыми были соблазнены сотни зрительниц.

«Пол сцены покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещенные зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в них зрители в веселом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женские платья. Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — черных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. Между туфель появились футляры, и в них заиграли светом блестящие грани хрустальных флаконов. Горы сумочек из антилоповой кожи, из замши, из шелка, а между ними — целые груды чеканных золотых продолговатых футлярчиков, в которых бывает губная помада».

Платье, Balmain  |  Туфли, Valentino  |  Клатч, Chanel  |  Браслет, Chanel  |  Ободок, Chaumet

© Пресс-служба

Мастера, автора романа о Понтии Пилате, на протяжении всего произведения мы видим лишь в психиатрической лечебнице, где он и умирает. Все описания того, во что он был одет, повторяются: «Он был в своем больничном одеянии — в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался…» Булгаков особенно выделяет «черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М», которую герою собственными руками сшила Маргарита. Мы решили домыслить образ Мастера в контексте модной уже не первый сезон тенденции носить домашнюю одежду или пижаму как часть выходного гардероба.

Халат, пижамные брюки, La Perla |  Футболка, Kenzo  |  Сандалии, Saint Laurent |  Шапка, Press to MECO

© Пресс-служба

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2016; проверки требуют 33 правки.

Маргари́та — литературный персонаж, главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Описание[править | править код]

Елена Булгакова (в то время Елена Шиловская) в 1928 году

Из текста романа известны только её имя и отчество — Маргарита Николаевна. Красивая, сильная и мужественная женщина. Бездетная. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого не любит, но относится к нему с уважением. Семья обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет «Мастером», исполняет роль королевы и хозяйки бала Сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его последнего приюта.

На создание образа Маргариты, по мнению исследователей, повлияли как литературные источники, так и реально существовавшие женщины, в том числе из окружения писателя. По мнению большинства булгаковедов, основным прототипом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова, третья и последняя жена писателя, которую он называл: «Моя Маргарита»[1].

По мнению исследователей, героиню романа Булгакова и Маргариту де Валуа сближает «дерзость в любви и решительность в поступках»[2]

Назвав будущего Мастера в ранней редакции Фаустом, Булгаков затем отказался от идеи прямого указания на трагедию немецкого поэта, однако имя героини гётевского произведения (Гретхен-Маргарита) менять не стал[3]. Работая над романом, Михаил Афанасьевич собирал и изучал материалы ещё о двух носительницах этого имени — Маргарите Наваррской и Маргарите де Валуа[4].

По словам Лидии Яновской[кто?], на Маргариту была похожа третья жена писателя, с которой Булгаков познакомился в 1929 году; их роднят даже такие детали, как «косящий разрез глаз» (у Елены Сергеевны) и «чуть косящая на один глаз ведьма» (героиня романа).
Анна Ахматова, жившая в эвакуации в комнате, которую до неё занимала Елена Булгакова, в 1943 году посвятила своей «предшественнице» строчки: «В этой горнице колдунья / До меня жила одна: / Тень её ещё видна / Накануне новолунья»[5].
Согласно воспоминаниям Владимира Лакшина, в 60-х годах, договорившись по телефону встретиться с Твардовским в редакции «Нового мира», Елена Сергеевна появилась в кабинете через несколько минут — «в весеннем чёрном пальто, в шляпке с легкой вуалью, изящная, красивая»; на вопрос, с помощью какого транспортного средства она столь быстро преодолела расстояние, Булгакова спокойно ответила: «На метле»[6].

Читайте также:  До и после макияжа нюша

По версии Владимира Муравьёва, эпизод первой встречи Мастера с возлюбленной («Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы») является откликом на знакомство Булгакова с Маргаритой Петровной Смирновой — состоятельной замужней дамой, которую он увидел «весной 1930 или 1931 года» на 1-й Мещанской улице[7]. В то же время Мариэтта Чудакова считала, что история, изложенная Смирновой через сорок шесть лет после смерти Булгакова, относится к легендам, ходившим вокруг писателя, а в сознании Маргариты Петровны переплелись реальные воспоминания и более поздние впечатления, возникшие после чтения романа[8].

В книге о любви главных героев говорится так:

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга…

Булгаковская героиня горяча и безоглядна в своих чувствах, поэтому автор, рассказывая о её любви к Мастеру, порой использовал «вульгарную экспрессию»[2]; её реплики, адресованные врагам возлюбленного, резки и эмоциональны[9]. Точно так же Елена Сергеевна, стремясь защитить мужа от нападок, в гневе обещала, что отравит критика Осафа Литовского — автора статьи «Против булгаковщины. Белая гвардия сквозь розовые очки»[10][11].

Исследователи сравнивают всепоглощающую страсть Маргариты с преданностью Левия Матвея по отношению к Иешуа, отмечая, что её любовь, «как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива»:

Маргарита стала прекрасным, обобщённым и поэтическим образом Женщины, которая Любит… Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью её расправы над врагом Мастера Латунским, с её нежной готовностью к материнству, с этим полётом её в ночи… Женщины, которой ничего не стоит сказать чёрту: «Милый, милый Азазелло!» — потому только, что он заронил в её сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного[12].

По одной из версий, одним из возможных московских адресов, куда Булгаков поселил Маргариту, является особняк Листа в Глазовском переулке[13].

Актрисы, игравшие Маргариту[править | править код]

Кинематограф и телевидение

  • Мимси Фармер — фильм 1972 года (Югославия, Италия)
  • Анна Дымна — минисериал 1989 года (Польша)
  • Анастасия Вертинская — фильм 1994 года (Россия)
  • Анна Ковальчук — телесериал 2005 года (Россия)
  • Вера Свешникова — мюзикл 2014 года (Россия)
  • Анастасия Макеева — мюзикл 2014 года (Россия)
  • кирилло мен — мюзикл 2014 года (Россия)
  • Мария Берсенева — театр, 2016 год (Россия)

Модели для иллюстраций к книгам

  • Изабель Аджани — фотопроект «Мастер и Маргарита» (выставка фотоиллюстраций к роману) 2008 года (Франция, Россия)[14][15]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Булгаковская Энциклопедия. Маргарита Архивировано 12 сентября 2010 года.
  2. 1 2 Лесскис, 1999, с. 352.
  3. ↑ Яновская, 1983, с. 284.
  4. ↑ Соколов, 1997, с. 263.
  5. ↑ Яновская, 1983, с. 289.
  6. Лакшин В. Я. Эскизы к трем портретам // Дружба народов. — 1978. — № 9. — С. 217.
  7. Муравьёв В. Б. [www.litmir.co/br/?b=65955&p=163 Святая дорога]. — М.: Изографус, Эксмо, 2003. — ISBN 5-94661-035-X.
  8. ↑ Лесскис, 1999, с. 336.
  9. ↑ Лесскис, 1999, с. 353.
  10. ↑ Лакшин, 1991, с. 692.
  11. ↑ Яновская, 1983, с. 291.
  12. ↑ Яновская, 1983, с. 292.
  13. ↑ Мельниченко, 2012.
  14. ↑ Французский взгляд на “Мастера и Маргариту”. Дата обращения: 9 декабря 2019.
  15. ↑ Фотомастер и Маргарита // Коммерсантъ.

Литература[править | править код]

  • Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988. — 496 с. — ISBN 5-212-00078-5.
  • Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид; Миф, 1997. — ISBN 5-320-00143-6.
  • Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Булгакова Е. С., Ляндрес С. А. Вступ. ст. В. Я. Лакшина. Послесл. М. О. Чудаковой. — М.: Советский писатель, 1988. — ISBN 5-265-00315-0.
  • Булгаков М. А. «Я хотел служить народу…» / Сост., крат. биохроника Б. С. Мягкова; вступ. ст. П. С. Попова. — М.: Педагогика, 1991. — ISBN 5-7155-0517-8.
  • Неизвестный Булгаков / Государственная библиотека СССР имени Ленина / Сост. и коммент. В. И. Лосева. — М.: Книжная палата, 1992. — ISBN 5-7000-0254-X.
  • Вулис А. З. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М.: Художественная литература, 1991. — ISBN 5-280-01453-2.
  • Лесскис Г. А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. — М.: ОГИ, 1999. — ISBN 5-900241-35-1.
  • Мельниченко В. Арбат, 9 (феномен дома в истории Москвы арбатской). — М.: Агентство печати «Столица», 2012. — С. 525. — 800 с. — ISBN 978-5-98675-010-1.
  • Соколов Б. В. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». — М.: Яуза; Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-10759-2.
  • Лакшин В. Я. Пути журнальные. Из литературной полемики 60-х годов. — М.: Советский писатель, 1990. — ISBN 5-265-01500-0.
  • Мягков Б. С. Булгаков на Патриарших. — М.: Алгоритм, 2008. — ISBN 978-5-9265-0429-0.
  • Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Советский писатель, 1983.
  • Сушко Ю. М. Юрий Любимов: Прощение Таганки. — М.: Эксмо, 2014. — ISBN 978-5-699-73209-8.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник