Макияж женщин в древней греции

Макияж женщин в древней греции thumbnail

Макияж – это использование косметики для придания лицу выразительности и красоты или скрытие имеющихся недостатков. Для этого применяют помаду для губ, румяна для щек, тени для век, карандаш для бровей, подводка для глаз и т. д.

С помощью декоративной косметики происходит зрительная коррекция форм лица, подчёркивается его привлекательность и красота.

Макияж и косметика в Древней Греции

Макияж – это древнее искусство, которое восходит к доисторическим временам, включая шаманские обряды и погребение.

В Древней Греции макияжем пользовались уже в 3 веке до нашей эры. Гречанки применяли порошок из сурьмы для окрашивания бровей, свинцовые белила для белизны кожи, старались избегать солнечных лучей.

Женщины из низших социальных слоев не использовали макияж. Воины красили свои лица, чтобы запугать врага. Макияжем пользовались актёры в древнегреческом театре.

В Древней Греции белизне кожи придавалось огромное значение, она означала идеальную красоту и аристократичность. В погоне за красотой применяли совсем не полезные материалы. Многие металлы, такие как свинец и ртуть, были токсичными и повреждали кожу, вызывая преждевременное старение, а иногда раннюю смерь. Со временем материалы были заменены на менее разрушительные.

Деликатность и гармония — эти качества характеризовали макияж и внешний вид древнегреческих женщин. Они считали, что косметикой пользовалась сама богиня Афродита и Елена Прекрасная.

Главной особенностью древнего макияжа был баланс между чертами лица в сочетании с естественной простотой.

Достигнув с помощью белил светлой кожи, при этом кожа должна была выглядеть естественно, приступали к окрашиванию щёк, бровей, глаз.

Макияж женщин в древней греции

Щеки оттеняли и подчеркивали светло-красным цветом, который придавал коже жизненную силу, утраченную в результате нанесения белой основы. Красный пигмент происходил из плодов, цветов, а иногда и корней различных растений, в частности, алканны красильной. Цвет был скорее землисто-красным, чем розовым, его наносили на щёки.

Губы красили в тот же цвет, что и румянец, в то время как в определённых случаях женщины сильно окрашивали свои губы. Помады того времени были сделаны из растительных веществ, таких как морские водоросли и ягоды. Следует отметить, что женщины, имевшие хорошую репутацию, наносили помаду со вкусом и изяществом, а проститутки, наоборот, красили губы более яркими и насыщенными цветами.

Глаза были очерчены тонкой черной линией, а верхнее веко было покрыто черными или красновато-коричневым тенями, в то время как область арки бровей была освещена тёмно-зеленым цветом.

Ресницы окрашивали в черный цвет, если они были тусклыми или просто полировались. Для получения устойчивой формы, пользовались смесью из яичного белка, смолы и аммиака. Некоторые женщины носили накладные ресницы, брови красили черной сажей. Мужчины также подстригали и окрашивали волосы и бороды.

После прихода крестоносцев, косметика распространилась в Северную Европу, где она использовалась только в ритуальных целях. С тринадцатого века дворяне стали использовать краски для волос и духи. В шестнадцатом веке женщины использовали красную охру и красили губы смесью улиткового красителя. Глаза, в отличие от древних времен, не подводились, чтобы предать им свойство «зеркала души». В 17 веке макияж был широко распространен во всех сферах жизни.

Косметическая палитра

С середины 19 века косметику стали производить с учетом возможных последствий для здоровья. Использование белого свинца сокращается и заменяется оксидом цинка, диоксидом титана, нитритом бора, рисовой мукой и тальком. Красные цвета производили из шафрана или кармина. Также популярен Schnouda, бесцветная смесь аллоксана (из мочевой кислоты) с жирным кремом, который окрашивал кожу в красный цвет. С изобретением губной помады в 1915 году косметическая индустрия получает новый импульс. Стоимость косметики резко растет. Особенно стали популярны помады, тени для век и тушь.

В Древней Греции, помимо макияжа, были разработаны прекрасные способы окрашивания волос, а также ухода за кожей и ногтями.

Волосы:

Древние греки использовали ароматические масла для своих волос, старались придать им светлые тона и создать красивую причёску. Особое предпочтение отдавалось светлым волосам. Полагая, что солнечные лучи осветляют цвет волос, они сидели на солнце около 1 часа с непокрытой головой, чтобы получить желаемый результат.

Гигиена полости рта:

Для ухода за зубами и в целом для хорошей гигиены полости рта древние греки использовали мастику, которая давала здоровье и блеск зубам, защищала десны, излечивала воспаления полости рта и так далее. Мастика в те времена стоила очень дорого из-за её антибактериальных свойств и приятного запаха, поэтому не всем она была по карману.

Тело:

В греческих домах находилась каменная ванна с огромными кувшинами воды и всевозможными маслами, которыми греки пользовались после принятия ванны, чтобы стимулировать кровообращение и смягчить кожу. Как женщины так и мужчины пользовались парфюмерией. Мужчины использовали духи, которые пахли довольно сильно.

Читайте также:  Основа компактная матирующая под макияж

Тату:

Татуировка была очень давним обычаем. Древние греки делали несмываемые рисунки на теле по религиозным и эстетическим причинам. Они использовали цветную иглу с особой тщательностью и, таким образом, смогли наносить различные узоры на теле. Сегодня технология позволяет делать тату проще и менее болезненной, хотя техника остается прежней.

Источник

По одной из легенд краситься не чуралась даже богиня любви Афродита. После того как она выиграла в первом «конкурсе красоты» и получила от Париса приз-яблоко с надписью «Прекраснейшей», Афина и Гера подняли большой скандал. Они заявили, что Афродита воспользовалась косметикой — т. е., по их мнению, сжульничала.

Кстати, поначалу считалось, что рядовой гречанке — матери и хранительнице домашнего очага — красить своё лицо не пристало. Это могли позволить себе лишь профессиональные любовницы — гетеры. Однако после походов Александра Македонского на Восток отношение к косметике изменилось. На греков произвели сильное впечатление женщины Китая и Индии, которые превращали свои лица в настоящие полотна.

Например, знойные индийские красавицы густо чернили и без того тёмные брови и глаза. Контур глаз делали как можно более вытянутым, а уголки подкрашивали красной краской. Красной краской наносили на лоб и знаменитую «бинди» (капельку), которая была одновременно и украшением, и священным знаком. Символических значений у «бинди» масса: восходящее солнце, полная луна, «третий глаз», шестая чакра…

Также у индианок считалось привлекательным чернить зубы и золотить губы. Весь этот «гламур» довершало обилие золотых украшений — от традиционной серьги в носу до тяжёлых серёжек в ухе (недаром крупные мочки считались одним из достоинств индийской красавицы).

Что касается японок и китаянок, то слой косметики на их лицах был таким, что они напоминали застывшие бесстрастные маски (обнажать зубы даже при смехе считалось вульгарным, поэтому их прикрывали рукой). Уши и рот должны были быть миниатюрными, а вот лицо — как можно, больше и округлее. Пытаясь добиться «луноликости», женщины сильно выбеливали кожу рисовым крахмалом, сбривали волосы на лбу, делая его выше, и тушью подчёркивали эту границу.

Собственные брови китаянки безжалостно выщипывали, а на их месте рисовали новые — в виде высокой дуги (этот «удивлённый» изгиб бровей вновь войдёт в моду в 1930-е годы). Японки же предпочитали рисовать брови чёрточками — короткими и поставленными углом.

А вот гречанки и римлянки свои брови пытались соединить в одну «монобровь» (считалось, что так женщина выглядит не только красивее, но и умнее).

Как известно, греки всегда были не прочь «поверить алгеброй гармонию», поэтому рассчитали пропорции идеального лица. По их мнению, красивое лицо должно делиться на три равных части: от верхнего края лба до бровей, от верхушки бровей до кончика носа, и от верней каймы губы до конца подбородка.

Лоб должен быть невысоким, рот — небольшим, нос — прямым с высокой переносицей (такие носы до сих пор зовут «греческими»). Глаза же ценились крупные, слегка выпуклые и широко расставленные — с дугообразными веками и широким межвековым разрезом. Недаром эпитет «волоокая» (глаза с поволокой, как у коровы) был у греков явным комплиментом (так, например, называли Геру — жену Зевса).

Появилась в Греции и новая специальность — «косметы». Так называли девушек, которые приводили вашу внешность в порядок («порядок» — собственно, так и переводится греческое «kosmet», откуда недалеко до термина «косметика»).

В стремлении стать краше античные женщины пользовались всеми подручными средствами и буквально не щадили здоровья. Именно тогда в моду входят крайне опасные белила, изготовленные на основе мела и свинца (ими будут пользоваться вплоть до XIX века). Стоили свинцовые белила немало, поэтому женщины победнее пудрили своё лицо бобовой или пшеничной мукой. Царица Клеопатра даже не брезговала добавлять в белила измельчённый крокодилий помёт.

Основой для туши надолго стала сажа, обычно смешанная с яичным желтком, воском или светлой смолой. От такой туши ресницы слипались и казались гуще и толще. Большую популярность имела и сурьма — порошок из растолчённого чёрного камня. Недаром библейский Иов, обличая свою дочь в злоупотреблении косметикой, называл её «сосудом с сурьмой». Да и римские сатирики шутили, что от обилия краски лица модниц могут распасться на части.

А вот римский комедиограф Плавт, напротив, настаивал на том, что «женщина без краски, как еда без соли».

Ахилл Татий, «Левкиппа и Клитофонт», II век н.э.:
«И блеск павлиньих перьев, казалось мне, не мог сравниться со сверкающей красотой Левкиппы. Лицо её было цвета нарциссов, розы цвели на её ланитах, фиалковым цветом мерцали её глаза, а кудри вились пышнее, чем плющ. Все цветы цвели на луге её лица».

Читайте также:  Макияж перевоплощение из уродины в красавицу

Были времена, когда импорт косметических препаратов с Востока достигал в Риме такого объёма, что сенату приходилось его ограничивать. Плиний писал: «По самым скромным подсчетам, Индия, Китай и страны Аравийского полуострова ежегодно выкачивают из нашей империи сто миллионов сестерций. Вот во что обходятся предметы роскоши и женский пол!»

Кроме декоративной, в Риме начинают активно использовать и гигиеническую косметику. Огромную популярность приобретают бани, где кожу ублажали разнообразными притираниями и мазями (особенно ценилась мазь из Египта, придающая коже золотистый оттенок). Любимым ингредиентом в уходе за кожей становится ослиное молоко, которым некоторые модницы умывались до 70 раз в день. Знатные патрицианки во время путешествий даже водили с собой целые стада ослиц, в молоке которых купались.

Продолжение следует…

Источник

Раз уж мы говорим о женщинах ранних цивилизаций, было бы преступлением промолчать о гречанках.

Прежде всего хотелось бы отметить, что в Греции женщина не обладала практически никакими правами. В отличии от египтянок и римлянок, бедные гречанки даже жили не с мужем в одном доме, а в отдельной женской секции этого дома. Вся роль женщины сводилась к материнству. То что никакой любви между мужем и женой в Древней Греции не было и в помине, было явлением обыденным и увы, нормальным.

Идеал красоты греческой женщины, в те времена был схож с представлениями о красоте в Риме. Прямой нос, крупные глаза, небольшой рот. Разве, что фигуру греки предпочитали более спортивную, и на ширину бедер смотрели не так подобострастно как Римляне. Но талия и длинные ноги, приветствовались в обоих государствах.

Идеал греческой красоты воплощен в статуе Афродиты.

Афродита Книдская. фото взято с сайта nearyou.ru

К слову тотальное помешательство на ЗОЖЕ в наши дни, это все хорошо забытое старое. В Древней Греции всегда существовал культ физической культуры, и натренированного тела.

Точно также как и римляне, греки высоко ценили светлую кожу, голубые глаза и золотистые волосы, или волосы с пепельным отливом.

В отличии от египтянок, предпочитавших яркий боевой раскрас, гречанки в основном выбирали уходовую косметику, и подчеркивали естественность. Вероятнее всего сказывается положение гречанок в обществе, положение которого до определенного момента можно сказать и не было.

Не даром Античное воплощение Греции – это истоки современного классического стилевого пространства.

А яркие смелые образы Древнего Египта – корни современного Драматического стилевого пространства.

Длинные волосы – всегда считались показателем красоты, греческие рабыни – все были острижены, а свободные (насколько это было возможно) женщины гордо носили длинные волосы, собранные в разнообразные прически. Как и римлянки, гречанки стремились их осветлить – уксусом, смесью различных трав и соков.

Макияж гречанок сводился к подчеркиванию бледности, и естественности. Как видим бледность и блондинистые волосы были настоящим фетишем в Греции и Риме. В этом плане очень отличался Египет, где темные волосы считались предметом красоты (что впрочем не мешало египтянкам любить парики), а желтая кожа у женщин была наиболее желанным оттенком.

Если римляне принесли в этот мир настоящее искусство войны (насколько это можно назвать искусством), то греки само искусство и культуру. Греки высоко чтили культуру собственного тела: гимнастика, гигиена, косметология культивировались в Греции всегда. В качестве примеров для подражания, у них имелся целый пантеон атлетично сложенных богов.

Женская греческая мода была довольно похожа на римскую: основным одеянием греков были тоги, а у римлян -туники. Одеяния были очень схожи, но все же отличия имелись. Помимо тог и туник, было много других предметов одежды, состоящих преимущественно из плащей, и драпировок – но эта тема отдельного поста.

Настоящим феноменом в женской греческой среде считались Гетеры, которые вопреки всеобщим убеждениям – они не являлись куртизанками в полном смысле этого слова.

Об этих незаурядных дамах вы сможете прочитать другом посте.

Источник

Был ли у древних греков аналог современного понятия «гламур»? Да, у них имелось слово «калокагатия» (варианты перевода: «красивый и добрый», «прекрасный и хороший»), означавшее гармонию внешней красоты и внутренних достоинств. О такой гармонии рассуждали известные философы: Сократ, Платон и Аристотель. В чём же должна была проявляться внешняя красота древнегреческих женщин?

Афродита Милосская, II в. до н.э.

Читайте также:  Макияж на выпускной для смуглой кожи

В первую очередь в гармонии телесных пропорций. В отличие от диких варваров и восточных народов, предпочитавших пышнотелых красоток, греки считали идеальным спортивное, и в то же время женственное телосложение. Одна из самых известных античных скульптур, статуя Афродиты Милосской работы Праксителя, отражает именно этот идеал. Это стройная женщина с грациозной осанкой, ростом в 164 см. Размеры её груди, талии и бёдер: 86, 69 и 93 см.

Афродита работы Каллимаха, римская копия с оригинала V в. до н.э.

Великий математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип так называемого «золотого сечения», согласно которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей. Через век после него древнегреческий скульптор Поликлет рассчитал идеальный канон красоты. Идеальное тело должно иметь следующие размеры: голова составляет седьмую часть роста, кисть руки — десятую, ступня — шестую. Пупок делит тело на две части, соотношение между ними должно быть близким к «золотому сечению». Идеальные пропорции у мужчин при этом составляют 8 к 13, а у женщин — 5 к 8.

Голова Афродиты, римская копия греческой скульптуры IV в. до н.э.

Большое внимание в античности уделялось и лицу. По канонам греческой красоты, прекрасное лицо сочетало прямую линию носа, переходящего в лоб (так называемый «греческий профиль») большие глаза, дугообразные веки. Расстояние между глазами — не менее длины глаза, а идеальный рот в полтора раза больше этого расстояния. Линия бровей должна быть округлой, лоб невысоким. Подбородок прямой и не слишком выраженный.

Причёска коримбос на голове Афродиты Книдской работы Праксителя, IV в. до н.э.

Женские причёски в античной Греции не отличались разнообразием, являясь вариациями на тему так называемой коримбос, она же «греческий узел». При этом самым красивым считался «золотистый» цвет волос. Или любой другой светлый («пепельный», к примеру), поэтому гречанки стремились отбеливать или красить свои волосы, если от природы они были тёмными. Волосы у женщин Греции должны были быть только на голове, всю прочую растительность на теле античные красотки тщательно удаляли.

Античная девушка на картине Дж.У. Годварда, 1920 г.

Светлой должна была быть и кожа. Загар считался признаком деревенщины, поскольку крестьянки были вынуждены трудиться под палящим средиземноморским зноем. Поэтому кожу также отбеливали всеми возможными способами: купанием в ослином молоке, мазями, пилингом (для чего применялся мелкий речной песок, пропитанный соком лотоса). Знали в древней Греции и маски для лица. Например, маска из ячменного теста придавала коже интересную бледность, а от веснушек и морщин применялась маска из смеси лебединого жира, мёда и уксуса.

Сосуд и кисточка для нанесения пудры. Современная реплика античной косметики.

Слово «косметика» имеет греческое происхождение, его корень — слово «космос», то есть порядок и гармония, противостоящие «хаосу». В макияже античные дамы прекрасно разбирались и активно им пользовались. Изначально замужним особам украшать свой лик привозной (лучшие составы доставлялась из Индии, Аравии и Египта) и поэтому весьма дорогой косметикой считалось не слишком приличным, лишь гетеры могли себе такое позволить. Но со временем эти предрассудки ушли в прошлое, и косметику применяли все гречанки.

Кадр из фильма «Александр», 2004 г.

Большой популярностью пользовались свинцовые белила, в качестве румян применялся краситель кармин, который делался из кошенили, или более дешёвая киноварь. Пудра из мела и губная помада на основе красной глины также были известны в античной Греции. Брови чернили сажей, ресницам придавали блеск при помощи смеси светлой смолы и яичного белка. Щеки и губы подкрашивали сурьмой. Также существовал особый состав для подводки глаз из золы и сурьмы, разведенных в настое шафрана.

«Греческая красавица». Дж.У. Годвард, 1909 г.

В древней Греции появилась специальная профессия парикмахера, их называли «каламистры». Этому ремеслу обучали рабов, поскольку богатые заказчицы вовсе не хотели, чтобы уникальными секретами красоты пользовались их соперницы. Для придания волосам блеска и объёма применялись специальные мази, лосьоны и пчелиный воск. В торжественных случаях волосы сверху посыпали золотым порошком. А с IV века до н.э. появляются и парики.

Современная реконструкция облика древнегреческой женщины

Так что древнегреческие женщины в стремлении к красоте ничуть не уступали женщинам любой другой страны и эпохи.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев

Источник