Мамаш ты ей брови замажь
В сборник вошли известные афоризмы, цитаты и фразы из фильма «Морозко»:
Явился — не запылился.
Ах, бабка-бабка, лучше бы и мне ослепнуть.
Хочу жениха! Хочу богатства! Хочу! Хочу! Хочу!
А Марфушка-то — квашня квашней!
Ты — естеством, а я — колдовством!
Зовут меня Настенькой. А кличут все по-разному: батюшка родимый — Настенькой, сестрица — Настькой, мачеха — ведьмой проклятой да змеей подколодной.
Стояла себе избушка задом, так ему, видите ли не тем фасадом!
Прынцесса! Как есть прынцесса!… Не, не прынцесса… А хто жа? Королевна!
В тоже утро, в тот же день..
Ох, я дурень старой, голова с дырой.
Вязать я тебе приказывала, а вот спицами стучать, медовенькая, не приказывала.
Ограбим не ограбим… Пожрём не пожрём… Мы побьём нас побьют… (Разбойники гадают на ромашках)
За сохой неплохой и в бою не стою.
Не был бы ты невежей, не ходил бы с мордой медвежьей.
Молчу… молчу…
А-а, Иван! Явился! Не ждан, не зван. Повернул избушку, эхх, разбудил старушку!
Каждому кланяться — голова отвалится.
Марфушеньку-душеньку комарики кусают, спать-почивать мешают.
Колдую помаленьку.
Мальчики, так это же наши дубинки!
Кому рожь кому пшеница, он парнишка холостой. Хоть сейчас готов жениться, не на этой, а на той.
Мамаш, ты ей брови-то замажь!
Какое доброе дело сделать?
Медведь будет мне в ножки кланяться, а согнется твоя спина.
Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом!
Нам что мясо, что рыба — за все спасибо.
Знать, одного пятака для доброго дела мало!
Не, не прынцесса – королевна!
Душегубчики-голубчики!
Ох, и голодно нам! Ох, и холодно нам!
Вот тебе, киска, сметаны миска! …Ну, и ты молодец заслужил холодец!
Подайте сиротке безродному, голодному и холодному, слепому, хромому и глухонемому!
Разорили старушку!
Ах я, дурень старой, голова с дырой!
Тулупчик-то совсем новый! Вернуть не забудь!
А у Настьки коса лучше моей! Твоя дороже, твоя на ярмарке куплена!
У нашей дуры ни ума, ни фигуры! Вся в папеньку!
Я и спать не могу!.. Я и жрать не могу!..
Бывало, Настьку за косу схватишь, на себя попятишь и сердце разом отойдёт!
— Зря ты, Иван, стараешься, ножками упираешься. Все равно я тобой пообедаю.
— Да я, бабулечка-ягулечка не нарочно.
— Не нарочно?
— Никто меня на лопату не саживал. Покажи мне, Ягуся, как нужно на лопату садиться.
— Слазь. Эх, молодежь пошла. Чему вас учат?
— Мать, а у Настьки коса лучше моей.
— Твоя дороже, твоя на базаре куплена.
— Нет, не принцесса.
— А кто же?
— Королевна.
— Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
— Ты чего, дед, совсем очумел? Жениха гони и приданое!
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
— Мать, а у Настьки коса лучше моей.
— Твоя дороже, твоя на базаре куплена.
— Нет, не принцесса.
— А кто же?
— Королевна.
— Говори, старая, как мне Настеньку найти!
— Ой, найти, найти, найти…
— Говори, ведьма, как мне Настеньку спасти!
— Ой, спасти, спасти, спасти…
— Обратите внимание на мои страдания!
Подайте подаяние на пропитание.
Сиротинке безродному, холодному и голодному.
Слепому, хромому и глухонемому.
— Сколько у тебя в кружке?
— Ни одной полушки.
— А раз так, получай пятак.
Знать, одного пятака для доброго дела мало.
— А у Настьки коса лучше моей.
— Твоя дороже, твоя на ярмарке куплена!
— Отрежь ей косу под самый корень!
— За что же я ее таскать буду?! Мы ей косу под тряпку спрячем.
— Ну, ладно, спрячь.
— Ой, прынцесса!
— Правда?
— Ага.
— Прынцесса…
— Чего же это дубинки обратно не падают?
— А вы, разбойнички, не торопитесь. Глядишь, к зиме и упадут.
— Это надо такую силищу иметь! (К зиме дубинки вернулись, упав на головы разбойников)
Крылатые фразы и цитаты из фильма «Морозко». Фильм-сказка, снят в 1964 году, по мотивам русских народных сказок (Иван с медвежьей головой). Режиссёр картины Александром Роу, фильм получил несколько международных наград, а по мнению Стивена Спилберга — фильм «Морозко» был предтечей многих кино шедевров Голливуда.
– Ах, бабка-бабка, лучше бы и мне ослепнуть.
– А Марфушка-то – квашнёй!
– А ты никак колдун, дедушка?
– Колдуем помаленьку.
– А у Настьки коса лучше моей
– Твоя дороже, твоя на ярмарке куплена!
– Ах я дурень старой, голова с дырой!
Бывало, Настьку за косу схватишь, на себя попятишь — и сердце разом отойдёт! А тебя, старый, за что таскать? Головенка плешивая, бороденка паршивая!
– Вот тебе, голубчик, овчинный тулупчик!
Вот тебе, киска, сметаны миска! Ну, и ты молодец заслужил холодец!
– Вязать я тебе приказывала, а вот спицами стучать, медовенькая, не приказывала.
– Душегубчики-голубчики!
– За сохой – неплохой, и в бою – не сбою, и плясун, и работник, и рыбак, и охотник!
– Знать, одного пятака для доброго дела мало!
– Зовут меня Настенькой. А кличут все по-разному: батюшка родимый Настенькой, сестрица – Настькой, мачеха — ведьмой проклятой да змеей подколодной.
– Каждому кланяться – голова отвалится.
– Какое доброе дело сделать?
– Кому рожь, кому пшеница,
– Он парнишка холостой.
Хоть сейчас готов жениться,
Не на этой, а на той.
– Кто до посоха моего коснётся – никогда не проснётся.
– Мальчики, так это же наши дубинки!
– Мамаш, ты ей брови-то замажь!
– Марфушеньку-душеньку комарики кусают, спать-почивать мешают.
– Медведь будет мне в ножки кланяться, а согнется твоя спина.
– Молчу… молчу…
– Нам что мясо, что рыба – за все спасибо.
– Не был бы ты невежей, не ходил бы с мордой медвежьей.
– Ограбим – не ограбим… Пожрём – не пожрём… Мы побьём — нас побьют… (Разбойники гадают на ромашках)
– Подайте, касатики, сестрички и братики, папаши-мамаши, благодетели наши, обратите внимание на мои страдания, подайте подаяние на пропитание, сиротинке безродному, холодному и голодному, сущему-неимущему, слепому, хромому и глухонемому!..
– Пусть тебе медведь в ножки кланяется!
– Ох, и голодно нам! Ох, и холодно нам!
– Ох и плохо мне! Ох и худо!
Не горячка у меня, не простуда!Губит бедную старушку не хвороба,
Губит, душит сиротинку злая злоба!
– Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу!
Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!
— Прынцесса! Как есть прынцесса!… Не, не прынцесса…
— А хто жа?
— Королевна!
– Разорили старушку! Тунеядцы!
– Стояла себе избушка задом, так ему, видите ли, не тем фасадом
– Тепло ли тебе, девица? Да ты что, старый, очумел, что ли?! – Вишь, у меня руки и ноги замерзли!
– Тулупчик-то совсем новый! Вернуть не забудь!
Ты – естеством, а я – колдовством!
– У нашей дуры ни ума, ни фигуры! Вся в папеньку!
– Хочу жениха! Хочу богатства! Хочу! Хочу! Хочу!
– Чу-фырь! Чу-фырь!
– Это ты, кобылица, за день намаешься — спишь, не просыпаешься, а Марфушенька-душенька целый день продремала, хребта не ломала – теперь она от самого бесшумного шороха проснуться может!
– Я тебя стрелой убил, а ты меня пером погубил…
© Copyright: Светлана Командровская, 2020
Свидетельство о публикации №220010100547
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Светлана Командровская
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Светлана Командровская
Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Автор:
19 августа 2020 12:57
Миллионы зрители знают Инну Чурикову по блестяще сыгранным ролям в таких фильмах, как: «Морозко», «В огне брода нет», «Начало», «Тот самый Мюнхгаузен», «Васса», «Мертвые души» и др. Несмотря на то, что сейчас Инну Михайловну называют глыбой отечественного кинематографа, когда-то ее считали чуть ли не главной «дурнушкой» среди прочих актрис.
Однако это ничуть не помешало Чуриковой сняться в семи десятках фильмов и сыграть десятки знаковых ролей на театральных подмостках.
На своем собственном примере она доказала, что внешность для настоящей артистки вторична. Гораздо большее значение играет талант, харизма и самоотдача. С ранних лет Инне Михайловне внушали, что она откровенно некрасива, и рассчитывать на выгодное замужество ей точно не стоит. Об этом постоянно твердили бабушки-соседки, близкие друзья семьи, приятели родителей. Правда, мама девочки с детства говорила ей, что ее красоту просто нужно внимательно разглядеть. Это хоть как-то давало ей возможность справляться с комплексами. Вопреки всему, Чурикова мечтала о сцене и карьере актрисы.
Источник:
Сразу после школы она предприняла дерзкую попытку поступить в театральный вуз. Те унижения, которые ей пришлось пережить в тот момент, Инна Михайловна помнит до сих пор. Члены приемной комиссии не подбирали слов в выражениях относительно ее внешности. Один из педагогов даже назвал Чурикову «уродиной», которой место где-то на заводе, а не на сцене. Он всерьез порекомендовал ей задуматься о смене рода занятий. В целом, вузовские преподаватели с недоверием отнеслись к идее Чуриковой стать актрисой. Женщина-педагог даже спросила, смотрела ли она в зеркало, прежде чем прийти на вступительные экзамены в театральный вуз, и как вообще она могла до такого додуматься.
Источник:
Однако в знаменитой «Щепке» ей все-таки дали попытку реализовать свой творческий потенциал. Один из педагогов вуза – Вениамин Цветков однажды сказал: «Эта девушка либо дура, либо гений. Третьего не дано». Время показало, что педагоги не ошиблись в своем выборе. Чурикова доказала, что она заслуженно заняла свое место в числе студентов. В 1965 году Инна Михайловна окончила Щепкинское театральное училище с «красным» дипломом. Сниматься в кино она начала еще в годы студенчества. Примерно в то же время ее имя прогремело на весь Советский Союз.
Источник:
Одной из первых ярких ролей Чуриковой стала роль Марфушки в киносказке «Морозко». Правда, работа на съемочной площадке ленты далась ей непросто. Поговаривают, что Чурикова разрыдалась, когда впервые увидела себя в зеркале в образе Марфушки.
Источник:
Вскоре она стала служить в Театре юного зрителя, на сцене которого часто появлялась в образе Бабы-Яги и прочей нечисти. Именно здесь Чурикову впервые увидел ее будущий муж – режиссер Глеб Панфилов. Покоренный талантом актрисы, он пригласил ее в свой новый фильм «В огне брода нет», который стал знаковым в карьере Инны Михайловны. С этой картины началось ее становление в качестве глубокой драматической актрисы. Вскоре между ними завязались отношения.
Источник:
В 1970 году влюбленные поженились. Спустя восемь лет у них родился сын – Иван, который стал продюсером. Пара счастливо живет в браке уже полвека. Вот уже поистине не родись красивой. Хочется пожелать Инне Михайловне здоровья и долгих лет жизни.
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
«Морозко», 1965 год. © / Кадр из фильма
«Тепло ль тебе, девица?»
Летом «Морозко» снимали под Звенигородом, зимой – под Мурманском, за полярным кругом. Жила съёмочная группа в гостинице г. Оленегорска, а на натуру выезжала в лес – туда, где лежали белоснежные сугробы и деревья были покрыты инеем. В общем, киношники попали в настоящее царство Морозко и в полной мере ощутили на себе, что такое трескучий мороз. Иванушка (Эдуард Изотов) бегал по сугробам в льняной рубашке-косоворотке, у Бабы-яги (Георгий Милляр) был костюм из одних лохмотьев, а Настенька (Наталья Седых) мёрзла под сосной в лёгком сарафане.
«Мамаш, ты ей брови-то замажь!»
«Мне было всего 15 лет, поэтому со мной на съёмках была мама, которая отогревала меня горячим кофе из термоса, – рассказывает Наталья Седых, исполнившая роль Настеньки. – Но бытовые трудности и холод воспринимала как данность. Я попала в сказку, вот что было главное! И произошло это совершенно случайно.
Меня попросили выступить на ледовом празднике с красивым номером «Умирающий лебедь» (в детстве я занималась фигурным катанием), но я уже училась в школе при Большом театре, а балеринам запрещалось кататься на коньках, лошадях и велосипеде… Однако я решила рискнуть и правильно сделала: балетные ничего не узнали, а Александр Роу увидел меня по телевизору и пригласил на пробы. Правда, когда в финал вышла вместе с Надеждой Румянцевой, поняла: шансов никаких. Кто я такая? Юная балерина, актёрского опыта нет да ещё пищу, словно мышь (так говорили некоторые представители худсовета). Александр Роу настоял на моей кандидатуре, но сказал гримёрам: «Сделайте с ней что-нибудь, а то она выглядит совсем как ребёнок». Глаза мне накрасили синими тенями, губы сделали ярко-алыми, а для зимних сцен создавали белоснежные ресницы. Вот это был настоящий кошмар! Роль инея играл… клей, которым обычно клеили усы и бороды актёрам. До сих пор с ужасом вспоминаю, как сдирала его с ресниц».
Наталья Седых. Кадр из фильма
Экранная Настенька не скрывает, что на съёмках влюбилась в своего Иванушку и с большим волнением ждала финала фильма, в котором ей предстояло целоваться с партнёром, – это был первый поцелуй в жизни юной красавицы.
«Наташа не выставляла свои чувства напоказ, но вся съёмочная группа видела, как она страдает и мучается, – вспоминает ассистент режиссёра картины Людмила Пшеничная. – Изотову говорили: «Смотри, как тебя девушка любит!» Но он к тому времени был женат на актрисе Инге Будкевич и, несмотря на то что был очень хорош собой и любил внимание женщин, на сторону не ходил».
Кадр из фильма
«Не прынцесса… Королевна!»
В отличие от Настеньки Марфушу (Инну Чурикову) гримёры изуродовали: сделали ей бесцветные ресницы, сальные волосы, нарисовали крупные конопушки… «Помню, когда Инна увидела себя в зеркале, она чуть не расплакалась: «Неужели я такая страшная? Я же теперь никогда замуж не выйду!» – рассказывает помощник режиссёра. – Инна тогда была студенткой театрального училища, и это была одна из первых её ролей в кино. Впрочем, Инна брала не красотой, а потрясающим юмором, талантом, очарованием. На съёмках в смешную Марфушу влюбилась вся съёмочная группа».
Инна Чурикова. Кадр из фильма
«Помните сцену, в которой Марфушка сидит под деревом и ест в ожидании Морозко? – вспоминает Наталья Седых. – Инна должна была грызть яблоки, но их забыли, а на дорогу из леса в гостиницу ушло бы 2 часа. Поэтому бедная Марфуша дубль за дублем ела репчатый лук и запивала его разбавленным молоком… На что не пойдёшь ради сказки! Кстати, Александр Артурович был настоящим сказочником – добрым, по-детски наивным и при этом строгим. У него все по струнке ходили. Помню, на меня накричал в первый и последний раз, когда снимали сцену в пруду… Инна уже давно сидела в воде, солнце уходило, а я никак не могла решиться прыгнуть в грязный и холодный водоём с пиявками – три раза подбегала… Но, как только Роу прикрикнул на меня, сразу сиганула в воду».
Инна Чурикова. Кадр из фильма
«Ох! Радикулит замучил!»
«Главного героя сказки – Морозко – сыграл Александр Хвыля. Помню, он вечно на всех бурчал. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», – вспоминает помощник режиссёра. «А мне Хвыля показался настоящим Дедом Морозом, – говорит Наталья-Настенька. – Он был таким добрым, могучим человеком. И относился ко мне как к внучке».
Ещё один важный персонаж любой сказки Роу – Баба-яга в исполнении Георгия Милляра. В «Морозко» он изобразил бабушку в восьмой раз, а ещё сыграл роль одного из разбойников и озвучил петуха в картине. «Если в «Василисе Прекрасной» моя бабуля – этакая дачница с повязочкой на голове, то в «Морозко» она уже постарела: подряхлела, ослабла, да и радикулит её замучил», – говорил Милляр. Георгий Францевич сам придумывал свой образ, изобретал ужимки, походку, реплики Бабы-яги.
По словам знакомых Милляра, у него были две слабости, из-за которых Александру Роу приходилось его прикрывать: мужчины (как известно, в СССР за нетрадиционную ориентацию светила статья) и спиртное. В запои актёр не уходил и съёмки не срывал, но часто был немного подшофе…
«В деревню под Звенигородом приезжала автолавка, – рассказывал «АиФ» Юрий Сорокин, режиссёр документального фильма о Г. Милляре. – Роу запретил продавать актёру спиртное, поэтому Георгий Францевич пошёл на хитрость. На виду у съёмочной группы двигался к машине с бидончиком – якобы за молочком. Возвращался и через пять минут уже был пьяненьким. Оказывается, он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко».
«Роу говорил Милляру: «Ладно, всё тебе прощаю, потому что ты лучшая Баба-яга на свете!» – вспоминает Л. Пшеничная.
Кстати, именно благодаря Милляру «Морозко» увидели и полюбили тысячи детей во всём мире. Во время зимних съёмок в Оленегорске прорвало трубы и затопило подвал гостиницы, в котором хранился отснятый материал. Группа работала в лесу, а Баба-яга не была задействована в съёмках. Когда киношники подъехали, они увидели такую картину: в одних трусах, по колено в воде, Милляр вытаскивает коробки с плёнкой на мороз… Картина была спасена.
Как сложилась судьба героев?
Иванушка: В 1983 г. Эдуарда Изотова арестовали на ул. Горького (сейчас Тверская) за валютные махинации. Одни киношники говорят, что он давно промышлял долларами, другие считают, что это было единожды: актёру не хватало денег на строительство дачи. После 3 лет тюрьмы Иванушка вернулся с подорванным здоровьем. Через пару лет случился первый инсульт, потом второй, третий… Всего их было пять. Конец жизни актёр провёл в психоневрологическом пансионате. В 2003 г. его не стало.
Настенька: Наталья Седых снялась в сказке А. Роу «Огонь, вода и… медные трубы», где сыграла Алёнушку. Потом было ещё несколько картин. 20 лет отработала в Большом театре, а когда вышла на балетную пенсию, 10 лет играла в театре «У Никитских ворот».
Марфуша: Зря Инна Чурикова расстраивалась, что не найдёт жениха. Актриса вышла замуж
за режиссёра Глеба Панфилова и снялась во многих его картинах. Играет в «Ленкоме».
Морозко: Благодаря съёмкам в «Морозко» Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Прожил актёр после съёмок фильма всего 12 лет.
Баба-Яга: Георгий Милляр снимался во всех фильмах А. Роу, а когда режиссёра в 1973 г. не стало, сказка для актёра закончилась. Милляр играл эпизодические роли в кино, озвучивал мультфильмы. Скончался летом 1993 г., немного не дожив до 90-летия.
https://www.aif.ru/culture/movie/baba-yaga_morozko_spasla