Мифы древней греции гера макияж

Мифы древней греции гера макияж thumbnail

Цитата сообщения XP0H0METP

Мифы и Легенды * Гера

Гера

Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra возм. «охранительница, госпожа») — в древнегреческой мифологии богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из 12 Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса.

Римский аналог Геры — богиня Юнона.

Мифы


Гера, третья дочь Кроноса и Реи, cестра Деметры, Гестии, Зевса, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.

Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды (в будущем она будет мирить дядю и тетку в их ссорах).

Брак и дети


Юпитер и Юнона (Аннибале Карраччи (1560–1609)

Зевс сидит на ложе, его обнимает Юнона. Оба могут быть полуобнаженными. Рядом изображены орел и павлин, символы обоих богов. Юнона может быть опоясана поясом Венеры.

Является женой Зевса, своего брата — третьей после Метиды и Фемиды. Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причем именно Гера играла в ней активную роль.

Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры. (Кукушку называют «царицей Египта»). Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм.

Гера родила мужу Гебу (по некоторым авторам, Гера родила её от латука), Илифию и Ареса По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса) — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея). По легенде, увидев слабого и уродливого младенца Гефеста, Гера в гневе сбросила его с Олимпа. Но Гефест выжил и, став искусным кузнецом, выковал трон для матери. Только Гера воссела на трон, стала заложницей Гефеста. Позже Гефест простил мать и освободил её из плена.

Также среди детей называют Аргу и Ангелу. У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба.

Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют.

Ревность и ссоры

Гера Людовизи (Antonia_minor_pushkin)

Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.

* Она наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак.

* Погубила Семелу, мать Диониса от Зевса — насоветовала ей попросить Зевса явиться во всем   своем божественном блеске, и девушка погибла испепелённой.

* Сестра Семелы — Ино, взявшая на воспитание младенца, обезумела

* Преследовала Ио, превращенную в корову, приставила к ней сторожем Аргуса

* Прокляла нимфу Эхо, которая стала повторять слова бесконечно.

* Не давала беременной Лето родить на твердой земле.

* Царица Ламия была превращена ею в чудовище.

* Нимфу Каллисто превратила в медведицу

Кормила своим молоком Гермеса, не зная, кто это, а затем оттолкнула, и из молока возник Млечный Путь (по другой версии, кормила младенца Геракла).

Римская богиня Юнона, кормит младенца Геркулеса (Я. Тинторетто XVI в)

Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.

Геракл


Основная статья: Геракл

Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).

По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла. Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой веревке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер). (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое). Гера была ранена Гераклом под Пилосом.

В конце концов, после вознесения и обожествления Геракла помирилась с ним и отдала ему руку своей дочери Гебы.

Троянская война


Участвовала в суде Париса, где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.

Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.

Прочее


Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.

Гера помогла Ясону во время похода аргонавтов.

Уговорила Эола наслать ветра на Одиссея.

Наслала на Тиресия слепоту (по другой версии это сделала Афина). Наслала безумие на дочерей Пройта за их похвальбу.

Наказание Иксиона

Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс создал облако, которое её изображало, и подсунул Иксиону. Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение кентавров (или героя Кентавра), а затем в наказание был привязан в Аиде к колесу.

Эпитеты Геры


Анфия. Эпитет Геры.

* Гениоха («Возница»). Эпитет Геры.
* Гополосмия. Эпитет Геры в Элиде.
* Горгас. Эпитет Геры.
* Европия. Эпитет Геры в Аргосе.
* Зигия (Дзигия). Имя Геры. Устраивает браки.

Культ


Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Ее помощь во время родов — древнейшая функция Геры.

Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).

Деревянный фетиш Геры находился на острове Самос, что свидетельствует о ее древности. Вероятно, Гера — первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище — Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герайон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

Анализ

Гера

Брак Геры с братом — рудимент древней кровно-родственной семьи. Хотя супружество Геры определяет ее власть над другими олимпийскими богинями, по сути, в этом образе видны черты великого женского божества доолимпийского периода. Его черты — самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с верховным божеством, ревность, гнев. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии.

Архаичность Геры заметна в том, что ее ребенком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдает ее связь с хтоническими силами). Древность ее также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов — ее сын.

Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает ее эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений ее в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой».).

Читайте также:  Тени для век какие макияжи

При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов.

Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).

Храмы

Пифагорея и храм Геры на острове Самос

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.

* Иреон (Герайон) — название храмов в честь Геры.

На острове Самос был широко распространен культ богини Геры, а ее святилище очень почитаемо. Руины Герайона – храма Геры, одного из самых больших в Греции, находятся в 9 км от Пифагореи. На Ионических островах он стал образцом для других. Возведенный в 8 веке до н. э., храм Геры был почти полностью разрушен землетрясением, сохранилась только одна колонна.
 
В Археологическом музее Самоса хранится большая коллекция религиозных даров из святилища Геры, греческих и римских статуй (среди которых «курос» – мраморная статуя юноши 6 века до н. э.).
 
Пифагорея и храм Геры были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

Изображения

Юнона и павлин (Wenzel Hollar (1607–1677)

Юнона отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадема или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.

Среди античных скульптур Геры:
 

* Гера Барберини
* Гера Боргезе
* Гера Фарнезе (копия греческого оригинала 5 в. до н. э.).
* Гера Людовизи — в Новое Время эта статуя считалась наилучшей из античных статуй Геры, однако позже оказалось, что это идеализированный портрет Антонии Младшей.

На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.

В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.

Атрибуты

Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу.

Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает ее неотразимой.

В античности ей придавали еще два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была ее священной птицей.

Новое Время


В сценах любовных похождений Зевса она может изображаться подглядывающей из-за облаков, либо же подъезжающей на колеснице, чтобы прервать его.

Распространено изображение Геры в сцене «Суд Париса», в сценах из мифов о Геракле, Ио.


Гермес приносит Юноне голову стоглазого Аргуса

Известно изображение финального эпизода истории Ио: стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа, убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мертвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина (Х. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.).

Встречается сцена «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс),
«Юнона просит Эола выпустить ветры на гибель Одиссею»,

Эол и Юнона (Lucio Massari)

«жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо), а также «Юнона в Царстве Гипноса», куда она отправилась для помощи в обольщении Зевса в истории с горой Ида.

В аллегорическом изображении Четырех элементов она персонифицирует стихию Воздуха (так как была подвешена в воздухе с наковальнями).

Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи».

Как подательница изобилия она выступает в садовой пластике эпохи барокко.

В литературе


Ей посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние (фр.168 Радт), а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры.

Сочинение Лукиана «О сирийской богине» посвящено богине, которую он называет Герой ассирийской.

Новое Время


Валерий Брюсов «Иксион и Зевс»

В музыке


«Умиротворённая Юнона» И. И. Фукса и др. оперы

кантаты «Новое состязание Юноны и Паллады» Дж. Б. Бонончини

«Юнона и Паллада» С. Майра

В астрономии


В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт 7 сентября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США

Серия сообщений “Мифы древней Греции 1”:
Часть 1 – Мифы и Легенды * Пигмалион и Галатея
Часть 2 – Мифы и Легенды * Орфей и Эвридика

Часть 47 – Мифы и Легенды * Европа
Часть 48 – Мифы и Легенды * Гефест
Часть 49 – Мифы и Легенды * Гера

Источник

Типы и атрибуты богини Геры (Юноны). — Богиня радуги Ирида. — Миф о кукушке богини Геры. — Миф о наказании богини Геры. — Миф об обольщении богиней Герой Зевса посредством пояса Афродиты. — Павлин — птица богини Геры: миф об Ио и стоглазом Аргусе. — Дочери Геры — богини Геба и Илифия. — Маленький урок древнегреческого языка: кукушка по-древнегречески — копчик по-английски.

Типы и атрибуты богини Геры (Юноны)

Богиня Гера (по-древнегречески, или Юнона по-латыни), сестра и супруга Зевса-Юпитера, есть тот женский тип в античной мифологии, который соответствует по своим качествам и свойствам властелину неба — богу Зевсу (Юпитеру).

Гера Барберини, Юнона

Так называемая Гера Барберини, римская копия греческого оригинала. II в. от Р.Х., Ватиканские музеи. {Фото: (Creative Commons license): Tirch}

Богиня Гера-Юнона, прежде всего, — покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, в то время как бог Зевс-Юпитер является охранителем общественных учреждений. Древние греки первые ввели единобрачие (моногамию), тогда как до них всюду царило многобрачие (полигамия). Поэтому богиня Гера, как покровительница моногамии, является у греков как бы олицетворением протеста против полигамии.

В поэтических произведениях античности богиню Геру представляют обладательницей гордого, упрямого и сварливого характера; искусство же придает Гере всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является богиня Гера с покрывалом; сначала это покрывало окутывало всю ее фигуру. Древнегреческий скульптор Фидий в своем парфенонском фризе изобразил богиню Геру уже с откинутым назад покрывалом. Главные атрибуты богини Геры — это:

  • покрывало,
  • диадема,
  • павлин,
  • кукушка.

Гера-Юнона всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены. Богиня Гера высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота Геры строгая и величавая. У богини Геры роскошные волосы и большие широко открытые глаза, почему в мифах Древней Греции, в частности в поэмах Гомера, Геру называли волоокая (по-древнегречески — βοῶπις), то есть имеющая коровьи глаза. «Волоокая госпожа Гера», — так говорит Гомер о супруге Зевса в «Илиаде»: таков устойчивый эпитет богини в гомеровском эпосе.

Читайте также:  Макияж для моделей для показа

Самым замечательным и типичным античным изображением богини Геры считается колоссальная статуя древнегреческого скульптора Поликлета, изваянная им для храма в честь богини Геры в Аргосе. Вот как описывает статую Геры работы Поликлета римский поэт Марциал: «Поликлет, эта Юнона — чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, — сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями, и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Юпитер не любил своей Юноны, он бы полюбил твою!». Колоссальная статуя Юноны, находящаяся теперь в Риме, считается лучшим изображением богини Геры-Юноны, сохранившимся до наших дней.

Богиня радуги Ирида

богиня радуги Ирида

Ирида, богиня радуги, и Гера.

Толкователи мифов Древней Греции считали, что богиня Гера олицетворяет в физическом порядке влагу или, скорее, влажность воздуха, и поэтому богиня Ирида, олицетворение радуги, рассматривалась в античных мифах как ее прислужница. Богиня Ирида одевает Геру и приготовляет ей ванну. Главная же обязанность богини Ириды, согласно античной мифологии, — исполнять поручения царицы неба. Богиня Ирида носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга.

В искусстве античности Ирида изображается крылатой молодой девушкой. Подобно вестнику богов — Гермесу-Меркурию, у Ириды крылья на пятках и кадуцей (жезл Гермеса) в руках. Лишь на нескольких очень древних античныз памятниках сохранились изображения богини Ириды.

Миф о кукушке богини Геры

кукушка и богиня Гера, миф

Богиня Гера и посвященная ей в античной мифологии птица — кукушка.

Изображение кукушки на верхушке скипетра богини Геры объясняется следующим греческим мифом.

Гордая Гера долго не соглашалась уступить просьбам Зевса сделаться его супругой. Тогда повелитель богов, желая умолить Геру, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый, прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться.

Сострадательная богиня Гера, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда Зевс принял свой обычный вид, а Гера, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала женой Зевса.

С тех пор, как бы в воспоминание этого мифологического происшествия, кукушка является на памятниках античного искусства одним из отличительных признаков богини Геры.

Миф о наказании богини Геры

Корреджо, наказание Юноны, мифологическая фреска

Наказание Юноны. Корреджо, 1519 г. Фреска на потолке, монастырь Сан-Паоло, Парма.

Несмотря на то, что, согласно античной мифологии, богиня Гера-Юнона — основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Зевсом, которому приходится останавливать и даже наказывать Геру.

В особенности в «Илиаде», первом памятнике древнегреческой литературы, богине Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер. Гера гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, она предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Богиня Гера часто противоречит повелителю богов — своему супругу Зевсу. Так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью богиня Гера прибегает к хитрости.

Однажды в сообщничестве с богом Посейдоном (Нептуном) решила Гера лишить Зевса верховной власти. Им удалось даже заключить Зевса в оковы, но Фетида, одна из Нереид, призвала на помощь Зевсу страшного великана Бриарея, один вид которого заставил Геру отказаться от ее замысла. Разгневанный Зевс повесил Геру на золотой цепи между небом и землей, привесив к ногам тяжелую наковальню. Этот античный миф о наказании Геры-Юноны изобразил Корреджо на одной из своих картин, находящейся теперь в Парме.

Миф об обольщении богиней Герой Зевса посредством пояса Афродиты

Во время Троянской войны богиня Гера относилась враждебно к троянцам и покровительствовала грекам.

Видя, что троянский герой Гектор побеждает греков и те почти уже гибнут, богиня Гера решилась помочь им, но Зевс, запретив богам принимать участие в Троянской войне, с вершины горы Гарган зорко следил за послушанием богов. Богиня Гера придумала тогда следующую хитрость: она попросила у богини любви Афродиты ее пояс, обладающий даром придавать той, на которой он был надет, поразительную и неотразимую красоту. Надев пояс Афродиты, богиня Гера отправилась к Зевсу, не привыкшему видеть свою строптивую супругу такой ласковой и пленительной. Зевс заснул, усыпленный ласками Геры, которая воспользовалась этим, чтобы помочь грекам, и троянцы очень быстро потеряли все свои преимущества. Проснувшись, Зевс увидел, что произошло во время его сна, понял все козни богини и пригрозил Гере тем же наказанием, какому она уже раз подвергалась. Но зло, причиненное богиней Герой троянцам, было уже непоправимо.

Павлин — птица богини Геры: миф об Ио и стоглазом Аргусе

Главной причиной всех супружеских несогласий между богами Герой и Зевсом была ревность Геры, вызываемая любовными похождениями Зевса и его бесчисленными браками с разными богинями, нимфами и даже простыми смертными женщинами.

Юпитер, Ио

Юпитер и Ио. Корреджо, 1532 г. Бог Юпитер в виде темного облака (чтобы укрыться от глаз супруги) обнимает и целует Ио.

Ревности богини Геры обязан павлин тем, что считается в античной мифологии птицей Геры-Юноны. Однажды богиня Гера, не видя Зевса на его обычном месте, на Олимпе, стала искать его и вскоре заметила на земле, близ реки Инах, необыкновенно темное облако. Богиня Гера спустилась на землю, желая рассеять это облако и посмотреть, что там происходит. Зевс, действительно, находился там, преследуя прекрасную Ио, дочь бога реки Инах. Зевс окружил себя темным облаком, чтобы скрыться от глаз своей ревнивой супруги — богини Геры. Заметив, что облако рассеивается, и подозревая, что богиня его открыла, Зевс превратил Ио в белую корову. На вопрос Геры Зевс рассказал ей, что любуется этой коровой, которую только что произвела земля. Богиня пожелала ее иметь, и Зевс, не имея причин отказать Гере в таком, по-видимому, ничтожном подарке, должен был отдать Ио.

Гера (Юнона) поручила стоглазому великану Аргусу стеречь корову. Стоглазый Аргус закрывал всегда только два глаза, а остальные следили за бедной Ио повсюду. Античное искусство не могло никак олицетворить этот миф, не поддающийся пластическому искусству, и на античных камеях Аргус представлен лишь под видом старика, пасущего корову.

Зевс, возмущенный этим постоянным надзором, захотел избавить от него несчастную Ио. Зевс призвал бога Гермеса (Меркурия) и приказал ему убить Аргуса.

Вот как рассказывает об этом римский поэт Овидий: бог Меркурий, исполняя приказание своего повелителя, спустился на землю, взяв с собой свой жезл (кадуцей), обладающий свойством усыплять. Меркурий стал пасти коз, играя на флейте, неподалеку от Аргуса, которому эти звуки доставили большое удовольствие, а потому он пригласил Меркурия занять место подле него, говоря, что Меркурию не найти лучшего пастбища и более тенистого места. Меркурий принял это предложение стоглазого Аргуса и продолжал играть. Замечая, что сон почти одолевает Аргуса, Меркурий пустил в ход свой жезл, и вскоре сон закрыл все глаза бдительного стража. Тогда, взяв свой меч, Меркурий отрезал Аргусу голову. Богиня Юнона, огорченная потерей своего верного служителя, собрала все глаза Аргуса и разместила их на крыльях и хвосте птицы, с тех пор посвященной Юноне, где они блестят подобно звездам (павлин).

Читайте также:  Как сделать яркий черный макияж глаз

Несколько античных камей изображают миф об убийстве Аргуса, но самая интересная — та, где изображен Меркурий, отрезывающий голову Аргуса, туловище которого испещрено его многочисленными глазами; вдали убегает корова, ужаленная слепнем, а павлин сидит на дереве.

Гермес убивает стоглазого Аргуса.
NB Сотня глаз Аргуса распределена по всей поверхности его тела.

Неумолимая богиня и тут не прекратила своих преследований; Гера приказала одной из Эриний (Фурий) под видом слепня беспрестанно жалить Ио. Тщетно пытаясь избавиться от насекомого, Ио достигла берегов Нила, где она, изнемогая от усталости, упала. Тогда Зевс стал просить Геру прекратить свои преследования; богиня согласилась с тем только условием, чтобы Ио никогда больше не возвращалась в Грецию.

По мифам Древней Греции, Ио осталась в Египте, где ей стали воздавать божеские почести под именем богини Изиды. Этим мифом древние греки хотели объяснить, почему эмблема египетской богини Изиды — корова.

павлин Юноны, глаза Аргуса

Юнона и Аргус. Петер-Пауль Рубенс, 1611 г. Богиня Юнона и ее спутница Ирида собирают с головы Аргуса его многочисленные глаза и усеивают ими перья павлиньих хвостов. Обезглавленное Меркурием тело Аргуса лежит на переднем плане картины. NB Над головой богини Ириды — радуга.

Древнегреческий миф о превращении нимфы Ио в корову, а главным образом миф о Гермесе (Меркурии) и Аргусе служили темой для многих произведений новейших веков. Тициан выбрал для своей картины тот момент, когда Юнона видит Ио, превращенную в корову. Рубенс повторял несколько раз свою знаменитую картину (теперь в Дрезденской галерее): «Меркурий убивает Аргуса». Веласкес передал по-своему этот рассказ: Аргус изображен у него под видом молодого испанского пастуха, уснувшего под звуки флейты, а Меркурий осторожно подкрадывается к нему, чтобы отрезать ему голову; Ио под видом коровы равнодушно смотрит на них.

Дочери Геры — богини Геба и Илифия
Геба, богиня юности

Геба, богиня юности, и Гера, ее мать.

У античной богини Геры-Юноны было двое сыновей — бог Арес (Марс) и бог Гефест (Вулкан) и две дочери — богини Геба и Илифия.

Богиня Геба — это олицетворение юности. В мифах Древней Греции Геба подает богам божественный напиток нектар, благодаря которому боги не знают ни болезней, ни старости. Геба стала супругой Геракла (Геркулеса) после обоготворения этого героя. Античная камея изображает Гебу в виде молодой девушки, ласкающей орла Зевса-Юпитера.

Скульптор Канова представил богиню Гебу во всем блеске молодости и красоты, стройную, полную грации, с поднятой рукой, как бы готовой наполнить кубки богов. Датский скульптор Торвальдсен придал Гебе более спокойные, величавые движения и формы, более согласные с представлениями о ней древних греков.

Илифия — богиня счастливых родов. Илифия, по греческой мифологии, осталась девственницей и проводила все свое время, помогая женщинам в родах. Послушная дочь, богиня Илифия исполняет все приказания своей матери Геры, которая часто заставляла Илифию служить орудием своей мести. Когда наступило время родов богини Латоны, которую Гера преследовала, Илифия, следуя приказаниям матери, удалилась на вершину Олимпа, где провела девять дней и ночей, не допуская несчастную Латону, страшно мучившуюся все это время, до родов. Наконец, тронутая мольбами богини радуги Ириды, богиня родов Илифия отправилась на остров Делос, и Латона благополучно родила близнецов — бога Аполлона и богиню Артемиду (Диану).

Илифия, богиня родов

Богиня родовспоможения Илифия помогает Зевсу (сидит) родить Афину из его головы. Справа от Зевса: Илифия, Геракл, Арес. Слева от Зевса: Гефест (бежит), Гера, Посейдон, Аполлон. NB Над головой богини Геры летит кукушка — мифологический атрибут супруги Зевса.

Древние римляне называли Илифию богиней Люциной и часто смешивали ее с Юноной, которая иногда носила у римлян то же имя и считалась богиней родов и охранительницей детства. Прекрасная римская статуя в Ватикане, сохранившаяся до наших дней, изображает Юнону-Люцину кормящей грудью бога Марса.

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.


уроки древнегреческого языка в спб, преподаватель древнегреческого в спбДополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя

Мифы Древней Греции в русской поэзии: хрестоматийное стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» (1828 г.) с упоминанием Гебы и Зевесова орла

Фёдор Тютчев

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Маленький урок древнегреческого языка: кукушка по-древнегречески — копчик по-английски

Как мы уже знаем, кукушка — это птица, посвященная в греческой мифологии богине Гере, супруге Зевса.

А как называли кукушку древние греки?

Мы знаем, что в русском языке слово кукушка — звукоподражательное: ку-ку — кукушка.

Не будут исключением в этом отношении и многие другие языки. В немецком кукушка обозначается словом der Kuckuck, во французском — le coucou, в английском — cuckoo. Наконец, даже в латыни кукушка — это cucūlus.

Древнегреческий язык не оказался в стороне от звукоподражательной впечатлительности в этом плане. По-древнегречески кукушка называлась словом κόκκυξ /ко́ккюкс/   (им. пад.), κόκκῡγος /ко́ккюгос/   (род. пад.) — от характерного крика кукушки κόκκῡ /ко́ккю/   ‘ку-ку’.

Но этого мало… Англоманы знают, что по-английски слово coccyx [ˈkɒksɪks] — анатомический термин, обозначающий копчик. А ведь coccyx — это не что иное, как транслитерация латиницей древнегреческого слова κόκκυξ кукушка. В переносном, анатомическом значении копчика это слово употреблялось уже в древнегреческой медицинской литературе: человеческий копчик якобы напоминал древним грекам клюв кукушки.

Прихотливость древнегреческого ассоциативного мышления была бы невероятной, если бы не прямая параллель из русского языка: русское слово копчик происходит от слова кобчик ‘маленький сокол’!

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — текст, перевод с древнегреческого языка, научная редактура, ученая корректура; все права сохранены.

Источник