Милый друг не печаль бровей
* * *
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
‹1925›
Примечания
В «Красной газете» и «Вечерней Москве» стихотворение опубликовано с ошибкой в ст. 5: вместо «До свиданья, друг мой, без руки, без слова» — «До свиданья, друг мой, без руки и слова». С этой ошибкой стихотворение печаталось во всех изданиях (кроме сб. «Избранное». М., 1946, сост. С. А. Толстая-Есенина) вплоть до Собр. соч. В 5-ти т. (М., 1966—1968), где в последнем томе (с. 374) дана следующая поправка: «В т. 3 на стр. 228 первую строку второй строфы следует читать: «До свиданья, друг мой, без руки, без слова».
Вместе с тем еще в 1926 году в журн. «Красная нива» (№ 4, 24 янв., с. ‹8›) было помещено факсимиле автографа с пояснением: «Мы воспроизводим здесь снимок этого последнего стихотворения Есенина. Стихотворение написано на клочке бумаги, вероятно, первом, попавшемся под руку».
Печатается по недатированному автографу (ИРЛИ). Автограф написан кровью.
В конце 80-х годов этот факт, а также авторство Есенина подверглись в ряде публикаций сомнению. В связи с этим комиссия Есенинского комитета Союза писателей организовала экспертизу автографа экспертно-криминалистическими и судебными экспертами. Выводы:
1. «Рукописный текст стихотворения ‹…› выполнен самим Есениным Сергеем Александровичем».
2. «Этот текст исполнен Есениным Сергеем Александровичем под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние С. Есенина (волнение, алкогольное опьянение и др.) и использование им пишущего прибора и красителя, обладающих плохими расписывающими свойствами» (Заключение от 15 апреля 1992 г., № 374/010).
(Вывод почерковедческой экспертизы, произведенной в конце 1920-х годов: «Предсмертное письмо Есенина (стихи) характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находился в момент писания» — Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. 2-е испр. и доп. изд. М., 1930, с. 87).
3. «Микроспектральным методом, проведенным в лаборатории, установлено, что стихотворение написано кровью» (Заключение от 15 июня 1992 г., № 2028).
Датируется по свидетельствам Е. А. Устиновой и В. И. Эрлиха.
Утром 24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер» («Интернационал»), где уже проживали знакомые поэта — супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы. Сюда в гости к Есенину приходили Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие литераторы.
Е. Устинова вспоминала: «27-го я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет.
Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут.
Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.
Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.
Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.
Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил:
— Потом прочтешь, не надо!» (Устинова Е. Четыре дня Сергея Александровича Есенина. — Сб. «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания». Под ред. И. В. Евдокимова. М.; Л., 1926, с. 236).
Сам В. И. Эрлих, описывая события утра 27 декабря, так рассказывал о передаче ему листка из блокнота: «Сергей нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Затем говорит, складывая листок вчетверо и кладя мне в карман пиджака: «Это тебе. Я еще тебе не писал ведь? Правда… И ты мне тоже не писал!» Устинова хочет прочитать. Я тоже. Тяну руку в карман.
— Нет, ты подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь» (Эрлих Вольф. Четыре дня. — Сб. «Памяти Есенина». М., 1926, с. 95).
Стихотворение было прочитано В. И. Эрлихом только 28 декабря.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
- Следующий стих → Сергей Есенин — За горами, за желтыми долами
- Предыдущий стих → Сергей Есенин — Я целую синими губами
Читать стих поэта Сергей Есенин — До свиданья, друг мой, до свиданья на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Ëèñòîê áóìàãè ñ ïðîùàëüíûìè ñòðîêàìè Ñåðãåÿ Åñåíèíà, íàïèñàííûìè êðîâüþ, ïðèí¸ñ â ãîñòèíèöó «Àíãëåòåð» 28 äåêàáðÿ 1925 ãîäà åãî äðóã, äâàäöàòèòð¸õëåòíèé ïîýò Âîëüô Ýðëèõ è îáúÿñíèë, êàê îí ó íåãî îêàçàëñÿ. Îäíàêî ñëåäîâàòåëü íå ñòàë èñïîëüçîâàòü ýòî ïðîùàíèå â äåëå î ãèáåëè èçâåñòíîãî ðóññêîãî ëèðèêà, îïàñàÿñü íåíóæíûõ âîïðîñîâ è ïîäîçðåíèé. È äåéñòâèòåëüíî: ìíîãèå äåòàëè â âåðñèè ñàìîóáèéñòâà, íàïðèìåð, ïîðåçû íà ïðàâîé ðóêå, ñäåëàííûå íå ëåâøîé, âûãëÿäåëè íåïðàâäîïîäîáíî. Íå îáíàðóæèëè â íîìåðå è ðó÷êè, êîòîðîé ïèñàëèñü êðîâàâûå ñëîâà.
Ñåðãåé Åñåíèí ïîääåðæèâàë äðóæåñêèå îòíîøåíèÿ ñ ïîýòîì Ýðëèõîì ñ àïðåëÿ 1924 ãîäà, è êàçàëîñü ñòðàííûì, ÷òî èìåííî ê ýòîìó ìîëîäîìó ÷åëîâåêó, âñòðå÷àâøåìóñÿ ñ íèì â ãîñòèíèöå «Àíãëåòåð», îí îáðàùàëñÿ ïî÷åìó-òî íà áóìàãå ñ ïðîùàëüíûìè ñëîâàìè:
“Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ.
Ìèëûé ìîé, òû ó ìåíÿ â ãðóäè.
Ïðåäíàçíà÷åííîå ðàññòàâàíüå
Îáåùàåò âñòðå÷ó âïåðåäè.
Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, áåç ðóêè, áåç ñëîâà,
Íå ãðóñòè è íå ïå÷àëü áðîâåé,
 ýòîé æèçíè óìèðàòü íå íîâî,
Íî è æèòü, êîíå÷íî, íå íîâåé”.
1925
Êîìèññèÿ Åñåíèíñêîãî êîìèòåòà Ñîþçà ïèñàòåëåé îðãàíèçîâàëà â êîíöå 80-õ ãîäîâ ýêñïåðòèçó àâòîãðàôà ýêñïåðòíî-êðèìèíàëèñòè÷åñêèìè è ñóäåáíûìè ýêñïåðòàìè è ñäåëàëà âûâîä, ÷òî çàïèñêà äåéñòâèòåëüíî íàïèñàíà êðîâüþ Åñåíèíûì Ñåðãååì Àëåêñàíäðîâè÷åì “… ïîä âëèÿíèåì íåîáû÷íûõ âíóòðåííèõ è âíåøíèõ ôàêòîðîâ, «ñáèâàþùèõ» ïðèâû÷íûé ïðîöåññ ïèñüìà è íîñÿùèõ âðåìåííûé õàðàêòåð”.
Óòðîì 24 äåêàáðÿ 1925 ãîäà Åñåíèí èç Ìîñêâû ïðèåõàë â Ëåíèíãðàä è îñòàíîâèëñÿ â ãîñòèíèöå «Àíãëåòåð» («Èíòåðíàöèîíàë»), ãäå ïðîæèâàëè çíàêîìûå ïîýòà ñóïðóãè Ã. Ô. è Å. À. Óñòèíîâû. Ñþäà ê Åñåíèíó ïðèõîäèëè ìíîãèå ëèòåðàòîðû: Í. Êëþåâ, Â. Ýðëèõ, È. Ïðèáëóäíûé, Â. Èçìàéëîâ, Ä. Óøàêîâ è äðóãèå. Ïî âîñïîìèíàíèÿì Å.Óñòèíîâîé îíà âñòðåòèëà 27-ãî äåêàáðÿ “… Åñåíèíà íà ïëîùàäêå áåç âîðîòíè÷êà è áåç ãàëñòóêà, ñ ìî÷àëêîé è ñ ìûëîì â ðóêàõ. Îí ïîäîøåë êî ìíå ðàñòåðÿííî è ãîâîðèò, ÷òî ìîæåò âçîðâàòüñÿ âàííà: òàì áóäòî áû â òîïêå ìíîãî îãíÿ, à âîäû â êîëîíêå íåò. ß ñêàçàëà, ÷òî êîãäà âñå áóäåò èñïðàâëåíî, åãî ïîçîâóò. ß çàøëà ê íåìó. Òóò îí ìíå ïîêàçàë ëåâóþ ðóêó: íà êèñòè áûëî òðè íåãëóáîêèõ ïîðåçà.
Ñåðãåé Àëåêñàíäðîâè÷ ñòàë æàëîâàòüñÿ, ÷òî â ýòîé «ïàðøèâîé» ãîñòèíèöå äàæå ÷åðíèë íåò, è åìó ïðèøëîñü ïèñàòü ñåãîäíÿ óòðîì êðîâüþ. Ñêîðî ïðèøåë ïîýò Ýðëèõ. Ñåðãåé Àëåêñàíäðîâè÷ ïîäîøåë ê ñòîëó, âûðâàë èç áëîêíîòà íàïèñàííîå óòðîì êðîâüþ ñòèõîòâîðåíèå è ñóíóë Ýðëèõó âî âíóòðåííèé êàðìàí ïèäæàêà. Ýðëèõ ïîòÿíóëñÿ ðóêîé çà ëèñòêîì, íî Åñåíèí åãî îñòàíîâèë: Ïîòîì ïðî÷òåøü, íå íàäî!» (Óñòèíîâà Å. ×åòûðå äíÿ Ñåðãåÿ Àëåêñàíäðîâè÷à Åñåíèíà. Ñá. «Ñåðãåé Àëåêñàíäðîâè÷ Åñåíèí. Âîñïîìèíàíèÿ». Ïîä ðåä. È. Â. Åâäîêèìîâà. Ì.; Ë., 1926, ñ. 236).
Ïî èðîíèè, èìåííî ýòî ïðîùàíèå ñïóñòÿ ñåìü äåñÿòèëåòèé íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè áóäóò ñ÷èòàòü îñíîâíûì äîêàçàòåëüñòâîì äîáðîâîëüíîãî óõîäà ïîýòà èç æèçíè. Ëèòåðàòóðîâåäû æå ñòàíóò óâåðÿòü, ÷òî ýòî èñêóñíàÿ ôàëüøèâêà: òàêèå ñòðîêè, ìîë, ïî ñòèëèñòèêå íå ìîãëè áûòü íàïèñàíû Ñåðãååì Åñåíèíûì. Ïîÿâèëàñü âåðñèÿ, ÷òî ýòè ïðåäñìåðòíûå ñëîâà ñî÷èíèë çà ïîýòà ßêîâ Áëþìêèí. Îäíàêî ýêñïåðòèçà ïðèøëà ê âûâîäó: «Ðóêîïèñíûé òåêñò ñòèõîòâîðåíèÿ âûïîëíåí ñàìèì Åñåíèíûì Ñåðãååì Àëåêñàíäðîâè÷åì».
Ýòîò âûâîä âïîëíå ñîãëàñóåòñÿ ñ ïîâåäåíèåì òðîöêèñòîâ, ïåðåäàâøèõ ëèñòîê ñ ïðåäñìåðòíûìè ñòðîêàìè â Ïóøêèíñêèé Äîì â ðàçãðîìíîå äëÿ íèõ âðåìÿ. Âðÿä ëè îíè ñòàëè áû ðèñêîâàòü, áóäü ýòî ïðîùàíèå ôàëüøèâûì, ê òîìó æå ïîýòû Ýðëèõ è ßêîâ Áëþìêèí òåêñò ìîãëè ïðèäóìàòü áîëåå ïîäõîäÿùèé äëÿ òàêîãî ïå÷àëüíîãî ñëó÷àÿ. Ïîñëåäíåå îáðàùåíèå ê äðóçüÿì ìîãëî çâó÷àòü òàê: «Äî ñâèäàíüÿ, äîðîãèå, äî ñâèäàíüÿ. Ìèëûå, âû ó ìåíÿ â ãðóäè
».
Èç âîñïîìèíàíèé íåêîòîðûõ ëåíèíãðàäñêèõ ïîýòîâ è ëèòåðàòîðîâ ÿâñòâóåò, ÷òî ïîçäíåå Ýðëèõ ñòàë îòâåðãàòü ôàêò ïîñâÿùåíèÿ åìó ïðåäñìåðòíîãî ñòèõîòâîðåíèÿ, õîòÿ â ñáîðíèêå ïàìÿòè Åñåíèíà, âûøåäøåì â 1926 ãîäó, óòâåðæäàë, ðàññêàçûâàÿ î ÷åòûð¸õ ïîñëåäíèõ äíÿõ ïîýòà: «Ñåðãåé íàãèáàåòñÿ ê ñòîëó, âûðûâàåò èç áëîêíîòà ëèñòîê, ïîêàçûâàåò èçäàëè: ñòèõè. Çàòåì ãîâîðèò, ñêëàäûâàÿ ëèñòîê â÷åòâåðî è êëàäÿ ìíå â êàðìàí ïèäæàêà: «Ýòî òåáå. ß åù¸ òåáå íå ïèñàë âåäü?».  ïèñüìåííûõ ýêñïðîìòàõ Åñåíèí îáðàùàëñÿ ê Ýðëèõó, íàçûâàÿ åãî ïî èìåíè: «Ìèëûé Âîâà, çäîðîâî
».
Êîìó íà ñàìîì äåëå ïðåäíàçíà÷àëàñü çàïèñêà, çíàëè íàâåðíÿêà è Ýðëèõ, è îäèí èç îñíîâíûõ ñâèäåòåëåé, æóðíàëèñò Ãåîðãèé Óñòèíîâ, è, âîçìîæíî, Ëåâ Äàâèäîâè÷ Òðîöêèé, îòìåòèâøèé â ñâîåé ñòàòüå, ïîñâÿù¸ííîé ïîýòó «Êðåñòüÿíñêîé Ðóñè»: «Îí óø¸ë, êðîâüþ ïîïðîùàâøèñü ñ íåîáîçíà÷åííûì äðóãîì », «Êîìó ïèñàë Åñåíèí êðîâüþ â ñâîé ïîñëåäíèé ÷àñ? Ìîæåò áûòü, îí ïåðåêëèêíóëñÿ ñ òåì äðóãîì, êîòîðûé åùå íå ðîäèëñÿ, ñ ÷åëîâåêîì ãðÿäóùåé ýïîõè ».
Äîëãîå âðåìÿ íèêòî íå ïîäâåðãàë ñîìíåíèþ óòâåðæäåíèå Âîëüôà Ýðëèõà (Âîâî÷êè), ÷òî ýòî ñòèõîòâîðåíèå Ñåðãåé Åñåíèí íàïèñàë íåçàäîëãî äî ñâîåé ñìåðòè. Êàæäàÿ ñòðî÷êà ñòðàííîãî ïðîùàëüíîãî ïîñëàíèÿ ïîýòà, íàïèñàííîãî êðîâüþ, ñòàëà òùàòåëüíî àíàëèçèðîâàòüñÿ ïîñëå òîãî, êàê â äåâÿíîñòûõ ãîäàõ äâàäöàòîãî ñòîëåòèÿ âîçíèêëà è ðàçâèëàñü âåðñèÿ èíñöåíèðîâêè ñàìîóáèéñòâà Ñåðãåÿ Åñåíèíà. Ïîÿâèëîñü äàæå ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî ïîýò ìîã îáðàùàòüñÿ ê äðóãó-æåíùèíå.
 1930 ãîäó ëèñòîê ñ ïðîùàíèåì Åñåíèíà ïåðåäàë â Ïóøêèíñêèé Äîì íå «ìèëûé Âîâà», à Ãåîðãèé Åôèìîâè÷ Ãîðáà÷åâ, àêòèâíûé ÷ëåí òðîöêèñòñêî-çèíîâüåâñêîé îïïîçèöèè è îäèí èç îðãàíèçàòîðîâ «Ëèòôðîíòà», ïðîïîâåäàâøåãî âçãëÿäû Ëüâà Òðîöêîãî íà ñîâåòñêóþ ëèòåðàòóðó. Ïî÷åìó ïðåäñìåðòíîå ñòèõîòâîðåíèå îêàçàëîñü ó íåãî, îí îáúÿñíèë ïðîñòî: «Îò Ýðëèõà».  1932 ãîäó Ãåîðãèÿ Ãîðáà÷¸âà èñêëþ÷èëè èç ïàðòèè è â ãîäû Áîëüøîãî òåððîðà ðåïðåññèðîâàëè.
Âîëüôó Ýðëèõó óäàëîñü ïðîæèòü íà äâåíàäöàòü ëåò äîëüøå Ñåðãåÿ Åñåíèíà: âåçäåñóùèå îðãàíû àðåñòîâàëè åãî â Åðåâàíå, îòêóäà îí, âîçìîæíî, ñîáèðàëñÿ ïåðåáðàòüñÿ çà ãðàíèöó. «Ìèëîãî Âîâó» ðàññòðåëÿëè êàê øïèîíà â íîÿáðå 1937 ãîäà è ïðåäàëè çàáâåíèþ ëàêîíè÷íîå òâîð÷åñêîå íàñëåäèå ïîýòà, ñðîäíèâøåãîñÿ ñ ðåâîëþöèåé. Òðèäöàòü ïÿòü ëåò íàçàä ðàââèí ãîðîäà Ñèìáèðñêà ñäåëàë çàïèñü 7 èþíÿ 1902 ãîäà î òîì, ÷òî «ó ïðîâèçîðà Èîñèôà Ëàçàðåâè÷à Ýðëèõ îò çàêîííîé æåíû åãî Àííû Ìîèñååâíû ðîäèëñÿ ñûí, êîòîðîìó ïî îáðÿäó Ìîèñååâà çàêîíà äàíî èìÿ Âîëüô».  ðîäíîì ãîðîäå îí îêîí÷èë ãèìíàçèþ è ïîñòóïèë ñíà÷àëà íà ìåäèöèíñêèé ôàêóëüòåò Êàçàíñêîãî óíèâåðñèòåòà, à çàòåì ïåðåø¸ë íà èñòîðèêî-ôèëîëîãè÷åñêèé.
 òðóäíîå ãîëîäíîå âðåìÿ 1921 ãîäà Ýðëèõ ïåðåâ¸ëñÿ (èëè åìó ïîìîãëè ïåðåâåñòèñü âëèÿòåëüíûå äðóçüÿ) â Ëåíèíãðàä è ñäðóæèëñÿ ñ ïîýòàìè-èìàæèíèñòàìè, êóëüòèâèðîâàâøèìè «÷èñòûé» îáðàç, â ÷üþ ëèòåðàòóðíóþ ãðóïïó âõîäèë äî 1924 ãîäà è Ñåðãåé Åñåíèí. Íà÷èíàþùèé ïîýò ó÷àñòâîâàë â ëèòåðàòóðíûõ äèñêóññèÿõ, ãäå îáñóæäàëàñü ïàðòèéíàÿ ïîëèòèêà â èñêóññòâå, îïðåäåëÿâøàÿñÿ Ëüâîì Òðîöêèì. Åñåíèíà íà ýòèõ ñáîðàõ âñïîìèíàëè êàê ïîïóò÷èêà ñ ðåïóòàöèåé ñïèâøåãîñÿ ñêàíäàëèñòà, íå ñðîäíèâøåãîñÿ ñ ðåâîëþöèåé.  íîÿáðå 1923 ãîäà «ìóæèêîâñòâóþùèõ ðèôìîïëåòîâ» âî ãëàâå ñ íèì ñóðîâî ïðîðàáàòûâàëè íà îáùåñòâåííîì òîâàðèùåñêîì ñóäå.
Íà ïîýòà áûëî çàâåäåíî áîëüøå äåñÿòêà óãîëîâíûõ äåë, ñâÿçàííûõ ñ ïüÿíûìè äðàêàìè, è íåñêîëüêî ðàç åìó ïðèõîäèëîñü ñèäåòü â òþðüìå íà Ëóáÿíêå: «ñêàíäàëèñò èç Ðÿçàíè» ïóáëè÷íî ðóãàë ðóêîâîäñòâî ïàðòèè è öåíçóðó. Ïîñëåäíåå äåëî îòëè÷àëîñü ïîëèòè÷åñêèì ïîäòåêñòîì: åãî îáâèíèëè â àíòèñåìèòèçìå è ãîòîâèëè ñóäåáíûé ïðîöåññ. Åñåíèí íå ïîëàäèë ñ äâóìÿ ïîïóò÷èêàìè â ïîåçäå Áàêó-Ìîñêâà, êîãäà âîçâðàùàëñÿ â íà÷àëå îñåíè 1925 ãîäà ñ Ñîôüåé Òîëñòîé äîìîé.
 ñåíòÿáðå â ñóä Êðàñíîïðåñíåíñêîãî ðàéîíà ãîðîäà Ìîñêâû ÷åðåç ïîñðåäñòâî ïðîêóðîðà ïî ëèíèè Íàðêîìàòà èíîñòðàííûõ äåë îáðàòèëèñü âðà÷ Þðèé Ëåâèò è äèïêóðüåð Àëüôðåä Ðîãà, òðåáóÿ íàêàçàòü ñâîåãî îáèä÷èêà. Ïî ñîâåòó äðóçåé è ñåñòðû ïîýò óñòðîèëñÿ â íîÿáðå â ÷àñòíóþ ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêóþ êëèíèêó è òàê îáúÿñíèë â ïèñüìå ñâî¸ ðåøåíèå: «Âñå ýòî íóæíî ìíå, ìîæåò áûòü, òîëüêî äëÿ òîãî, ÷òîá èçáàâèòüñÿ êîé îò êàêèõ ñêàíäàëîâ. Èçáàâëþñü è, âåðîÿòíî, ìàõíó çà ãðàíèöó». Çà ãðàíèöó ìàõíóòü íå óñïåë, íàïèñàë ñòðàííîå ïðîùàëüíîå ïîñëàíèå…
Ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà
24 äåêàáðÿ 1925 ãîäà òðèäöàòèëåòíèé Ñåðãåé Åñåíèí ïðèåõàë â Ëåíèíãðàä. Ñîáèðàëñÿ ïðîáûòü äîëãî, íî ïðîæèë çäåñü ëèøü íåñêîëüêî äíåé, ïîñëåäíèõ…
 òå äíè îí âñòðå÷àëñÿ ñ Í.À. Êëþåâûì, Ã.Ô. Óñòèíîâûì, Èâàíîì Ïðèáëóäíûì, Â.È. Ýðëèõîì, È.È. Ñàäîôüåâûì[1]è äðóãèìè ëèòåðàòîðàìè-ñîâðåìåííèêàìè.
Óòðîì 28 äåêàáðÿ ïîýòà íàøëè ì¸ðòâûì â íîìåðå “ïÿòü” ãîñòèíèöû «Àíãëåòåð» .
Ïîñëåäíåå åãî ñòèõîòâîðåíèå «Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ
» ïî ñâèäåòåëüñòâó Âîëüôà Ýðëèõà, áûëî ïåðåäàíî åìó íàêàíóíå.
Åñåíèí æàëîâàëñÿ, ÷òî â íîìåðå íåò ÷åðíèë, è îí âûíóæäåí áûë ïèñàòü ñâîåé êðîâüþ:
Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ.
Ìèëûé ìîé, òû ó ìåíÿ â ãðóäè.
Ïðåäíàçíà÷åííîå ðàññòàâàíüå
Îáåùàåò âñòðå÷ó âïåðåäè.
Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, áåç ðóêè, áåç ñëîâà,
Íå ãðóñòè è íå ïå÷àëü áðîâåé,
 ýòîé æèçíè óìèðàòü íå íîâî,
Íî è æèòü, êîíå÷íî, íå íîâåé.
31 äåêàáðÿ Ñåðãåé Àëåêñàíäðîâè÷ Åñåíèí áûë ïîõîðîíåí â Ìîñêâå íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå
Ñòèõè ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà
Ñòèõè íà ñìåðòü Åñåíèíà, íàïèñàííûå åãî ñîâðåìåííèêàìè
***
Íèêîëàé Êëþåâ
èç “ÏËÀ×À Î ÅÑÅÍÈÍÅ”
* *
Ìû ñâîå îòáàÿëè äî ñðîêà
Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé.
Íàì â îòëåò íà ðîäèíå äàëåêîé
Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé
Ïîìÿíè, ÷¸ðòóøêî, Åñåíèíà
Êóòüåé èç óãëåé äà èç îìûëîê áàííûõ!
À â ìîåé êâàøíå ïüÿíî âñïåíåíà
Îïàðà äëÿ ñâàäåá äà èãðèù áàãðÿíûõ.
À ó ìåíÿ èçáà íîâàÿ
Ïîëàòè ñ ïîäçîðîì, áîæíèöà íåóãàñèìàÿ,
Íàìåë èç ïîäëàâî÷üÿ ÿðîãî ñëîâà ÿ
Òåáå, ìîé ñîâåíîê, ïòàõà ìîÿ ëþáèìàÿ!
Ïðèøåë òû èç Ðÿçàíè ïëàòî÷êîì áóõàðñêèì,
Íåñòèðàíûì, íåïîëîñêàíûì, íåìûëåíûì,
Çâàë ìîþ ïàçóõó óëóñîì òàòàðñêèì,
Çóáû òàáóíàìè, à áîðîäó ôèëèíîì!
Ëåïèë ÿ òâîþ äóøåíüêó, êàê ãíåçäî êàñàòêà,
Ñëþíîé êðåïèë ìûñëè, ñëîâà ñëåçèíêàìè,
Äà ïîãàñëà çàðíàÿ ñâå÷åíüêà, ìîÿ ëåñíàÿ ëàìïàäêà,
Óøåë òû îò ìåíÿ ðàçáîéíûìè òðîïèíêàìè!
Êðó÷èíóøêà áûëà äåäó ëåñíîìó,
Òðåïàëèñü ïî óðî÷èùàì áåðåñòÿíûå ñåäèíû,
Ïëàêàë äûìîì îâèííèê, à ïðÿñëà ñîëîìó
Ïóñêàëè ïî âåòðó, êàê ïóõ ëåáåäèíûé.
* *
Äëÿ òîãî ëè, çîëîòîé ìîé áðàòåö,
Ìû çàáûëè ñòàðûå ïîâåðüÿ,
×òî â ïëåíó ó æàá è êàðàêàòèö
Ñåðäöå-ëåáåäü ðàñòåðÿåò ïåðüÿ,
×òî òåáå èç ÷åðíîé êîíîïåëè
Íî÷ü áåçãëàçàÿ ñîâü¸ò âåð¸âêó,
Ìíå æå áåëîìîðñêèå ìåòåëè
Âûòêóò ñàâàí ãîðüêóþ îáíîâêó.
Ìû ñâî¸ îòáàÿëè äî ñðîêà
Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé.
Íàì â îòë¸ò íà ðîäèíå äàë¸êîé
Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé.
[1926]
***
Â. Êíÿçåâ
 ìàëåíüêîé ìåðòâåöêîé ó îêíà
Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå;
Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà
Òîëüêî êðîâü ÷åðíååò íà ðóáàõå.
Âêðóã, íà ëàâêàõ, â ïîëóòåìíîòå,
Ïðîñòûíÿìè ñâåæèìè áåëåÿ,
Äåâÿòíàäöàòü íåïîäâèæíûõ òåë
Ëåäÿíûõ òîâàðèùåé Ñåðãåÿ.
ß ïðèñåë íà ÷åé-òî ãðóáûé ãðîá
È ãëÿæó òóìàííûìè ãëàçàìè.
Ïîäàâëÿÿ ñëåçû è îçíîá,
Çàñòûâàÿ è äàâÿñü ñëåçàìè.
Çà îêíîì ïóñòûííûé áåëûé äâîð;
Äàëüøå ãîðîä â ïîëóìðàêå ñèíåì
ß äà òðóïû áîëüøå íèêîãî
Íà ïî÷åòíîì êàðàóëå ñòûíåì
Âîò Ñìèðíîâ (äîëæíî áûòü ëîìîâîé),
Êàìåííî-îãðîìíûé è òÿæåëûé,
Ãîëîâà ñ áåññìåðòíîé ãîëîâîé,
Êî÷åíååò íà ñêàìåéêå ãîëîé.
Âîí Áåëÿåâ
êðîâüþ çàëèò âåñü
Ìàëü÷èê, ñìåðòü íàøåäøèé ïîä òðàìâàåì.
Âîí åùå
Íî âñåõ íå ïåðå÷åñòü;
Âñå ìû òðóï áåñöåííûé îõðàíÿåì
Ãîðîä ñïèò. Íî ñïÿò ëè òå, êîãî
Ýòà âåñòü ïî ñåðäöó ïîëîñíóëà,
×òî íå ñòàëî áîëåå åãî,
×òî ñâèðåëü ðåìíåì ïåðåõëåñòíóëî
Íåò, íå ñïÿò
Ïóñêàé òåìíû äîìà,
Ïóñòü çàêðûòû íà çàäâèæêè äâåðè,
Òàì, çà íèìè ìå÷óòñÿ âïîòüìàõ
Ðàíåííûå óæàñîì ïîòåðè
Òàì íå çíàþò, ãäå áåñöåííûé òðóï,
Òåëî íåíàãëÿäíîå, ðîäíîå;
È íåñ÷åòíîñòü âîñïàëåííûõ ãóá
Õðèïëî øåï÷åò èìÿ äîðîãîå
 ëåäÿíîé ìåðòâåöêîé ó îêíà
Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå;
Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà;
Êðîâü, è ëèñò, ïðèêîëîòûé ê ðóáàõå.
[1926]
***
Â. Ìàÿêîâñêèé
ÑÅÐÃÅÞ ÅÑÅÍÈÍÓ
Âû óøëè,
êàê ãîâîðèòñÿ,
â ìèð èíîé.
Ïóñòîòà…
Ëåòèòå,
â çâåçäû âðåçûâàÿñü.
Íè òåáå àâàíñà,
íè ïèâíîé.
Òðåçâîñòü.
Íåò, Åñåíèí,
ýòî
íå íàñìåøêà.
 ãîðëå
ãîðå êîìîì
íå ñìåøîê.
Âèæó
âçðåçàííîé ðóêîé ïîìåøêàâ,
ñîáñòâåííûõ
êîñòåé
êà÷àåòå ìåøîê.
Ïðåêðàòèòå!
Áðîñüòå!
Âû â ñâîåì óìå ëè?
Äàòü,
÷òîá ùåêè
çàëèâàë
ñìåðòåëüíûé ìåë?!
Âû æ
òàêîå
çàãèáàòü óìåëè,
÷òî äðóãîé
íà ñâåòå
íå óìåë.
Ïî÷åìó?
Çà÷åì?
Íåäîóìåíüå ñìÿëî.
Êðèòèêè áîðìî÷óò:
Ýòîìó âèíà
òî…
äà ñ¸…
à ãëàâíîå,
÷òî ñìû÷êè ìàëî,
â ðåçóëüòàòå
ìíîãî ïèâà è âèíà.
Äåñêàòü,
çàìåíèòü áû âàì
áîãåìó
êëàññîì,
êëàññ âëèÿë íà âàñ,
è áûëî á íå äî äðàê.
Íó, à êëàññ-òî
æàæäó
çàëèâàåò êâàñîì?
Êëàññ îí òîæå
âûïèòü íå äóðàê.
Äåñêàòü,
ê âàì ïðèñòàâèòü áû
êîãî èç íàïîñò_î_â
ñòàëè á
ñîäåðæàíèåì
ïðåìíîãî îäàð¸ííåé.
Âû áû
â äåíü
ïèñàëè
ñòðîê ïî ñò_î_,
óòîìèòåëüíî
è äëèííî,
êàê Äîðîíèí.
À ïî-ìîåìó,
îñóùåñòâèñü
òàêàÿ áðåäü,
íà ñåáÿ áû
ðàíüøå íàëîæèëè ðóêè.
Ëó÷øå óæ
îò âîäêè óìåðåòü,
÷åì îò ñêóêè!
Íå îòêðîþò
íàì
ïðè÷èí ïîòåðè
íè ïåòëÿ,
íè íîæèê ïåðî÷èííûé.
Ìîæåò,
îêàæèñü
÷åðíèëà â “Àíãëåòåðå”,
âåíû
ðåçàòü
íå áûëî á ïðè÷èíû.
Ïîäðàæàòåëè îáðàäîâàëèñü:
áèñ!
Íàä ñîáîþ
÷óòü íå âçâîä
ðàñïðàâó ó÷èíèë.
Ïî÷åìó æå
óâåëè÷èâàòü
÷èñëî ñàìîóáèéñòâ?
Ëó÷øå
óâåëè÷ü
èçãîòîâëåíèå ÷åðíèë!
Íàâñåãäà
òåïåðü
ÿçûê
â çóáàõ çàòâîðèòñÿ.
Òÿæåëî
è íåóìåñòíî
ðàçâîäèòü ìèñòåðèè.
Ó íàðîäà,
ó ÿçûêîòâîðöà,
óìåð
çâîíêèé
çàáóëäûãà ïîäìàñòåðüå.
È íåñóò
ñòèõîâ çàóïîêîéíûé ëîì,
ñ ïðîøëûõ
ñ ïîõîðîí
íå ïåðåäåëàâøè ïî÷òè
 õîëì
òóïûå ðèôìû
çàãîíÿòü êîëîì
ðàçâå òàê
ïîýòà
íàäî áû ïî÷òèòü?
Âàì
è ïàìÿòíèê åùå íå ñëèò,
ãäå îí,
áðîíçû çâîí
èëè ãðàíèòà ãðàíü?
à ê ðåøåòêàì ïàìÿòè
óæå
ïîíàíåñëè
ïîñâÿùåíèé
è âîñïîìèíàíèé äðÿíü.
Âàøå èìÿ
â ïëàòî÷êè ðàññîïëåíî,
âàøå ñëîâî
ñëþíÿâèò Ñîáèíîâ
è âûâîäèò
ïîä áåðåçêîé äîõëîé
“Íè ñëîâà,
î äðó-óã ìîé,
íè âçäî-î-î-î-õà”.
Ýõ,
ïîãîâîðèòü áû èíà÷å
ñ ýòèì ñàìûì
ñ Ëåîíèäîì Ëîýíãðèíû÷åì!
Âñòàòü áû çäåñü
ãðåìÿùèì ñêàíäàëèñòîì:
Íå ïîçâîëþ
ìÿìëèòü ñòèõ
è ìÿòü!
Îãëóøèòü áû
èõ
òðåõïàëûì ñâèñòîì
â áàáóøêó
è â áîãà äóøó ìàòü!
×òîáû ðàçíåñëàñü
áåçäàðíåéøàÿ ï_î_ãàíü,
ðàçäóâàÿ
òåìü
ïèäæà÷íûõ ïàðóñîâ,
×òîáû
âðàññûïíóþ
ðàçáåæàëñÿ Êîãàí,
âñòðå÷åííûõ
óâå÷à
ïèêàìè óñîâ.
Äðÿíü
ïîêà ÷òî
ìàëî ïîðåäåëà.
Äåëà ìíîãî
òîëüêî ïîñïåâàòü.
Íàäî
æèçíü
ñíà÷àëà ïåðåäåëàòü,
ïåðåäåëàâ
ìîæíî âîñïåâàòü.
Ýòî âðåìÿ
òðóäíîâàòî äëÿ ïåðà,
íî ñêàæèòå
âû,
êàëåêè è êàëåêøè,
ãäå,
êîãäà,
êàêîé âåëèêèé âûáèðàë
ïóòü,
÷òîáû ïðîòîïòàííåé
è ëåãøå?
Ñëîâî
ïîëêîâîäåö
÷åëîâå÷üåé ñèëû.
Ìàðø!
×òîá âðåìÿ
ñçàäè
ÿäðàìè ðâàëîñü.
Ê ñòàðûì äíÿì
÷òîá âåòðîì
îòíîñèëî
òîëüêî
ïóòàíèöó âîëîñ.
Äëÿ âåñåëèÿ
ïëàíåòà íàøà
ìàëî îáîðóäîâàíà.
Íàäî
âûðâàòü
ðàäîñòü
ó ãðÿäóùèõ äíåé.
 ýòîé æèçíè
ïîìåðåòü
íå òðóäíî.
Ñäåëàòü æèçíü
çíà÷èòåëüíî òðóäíåé.
[1926]
***
Àëåêñàíäð Àôèíîãåíîâ
“Äà, ìû âñå ïîìíèì è áóäåì ïîìíèòü Åñåíèíà, èìåííî, êàê öâåòîê, íåïîâòîðèìûé íå òîëüêî â òâîð÷åñòâå, íî è, ãëàâíûì îáðàçîì, â ñâîåé ðàçäâîåííîñòè, êîòîðàÿ ïðèâåëà åãî ê ïå÷àëüíîìó êîíöó è êîòîðîé íå áóäåò ìåñòà â óñëîâèÿõ àêòèâíîãî òâîð÷åñòâà íîâîé, ñîöèàëèñòè÷åñêîé äåéñòâèòåëüíîñòè”.
/”Æèçíåííûé ïóòü Ñåðãåÿ Åñåíèíà”, 1926 ã./
<> <> <>
Èîñèô Óòêèí
ÑËÎÂÎ ÅÑÅÍÈÍÓ
Êðàñèâûì, ñèíåãëàçûì
Íå ïðîñòî óìèðàòü.
. .
Îí ïåë, ëþáèë ïðîêàçû,
Ñòèõè, ñåëî è ìàòü.. .
Íàì âñåì äàíà îò÷èçíà
È ïðàâî æèòü è ïåòü,
È, êðîìå ïðàâà æèçíè,
È ïðàâî óìåðåòü.
Íî îòäàííûå ñèëîé
Íàãàíó è ïåòëå,
Õðàíèì ìû âåðíîñòü ìèëîé,
Îñòàâëåííîé çåìëå.
ß âèäåë, êàê â àòàêàõ
Ãëîòàëè ïîä êîíåö
Áåññòðàøíûå âîÿêè
Òðàãè÷åñêèé ñâèíåö.
Îíè ëè íå ðóáèëè
Áåçäàðíóþ ñóäüáó?
Îíè ëè íå ëþáèëè
È çåìëþ,
È áîðüáó?
Êîãäà áðîñàþò æåíùèí,
Ëóêàâûõ, íî ðîäíûõ,
Òî ëþáÿò èõ íå ìåíüøå,
È óõîäÿ îò íèõ.
Åñòü óæàñ áåçäîðîæüÿ,
È â íåì êîíåö êîíþ!
È ÿ òåáÿ, Ñåðåæà,
Íè êàïëè íå âèíþ.
Áóíòóþùèé è øàëûé,
Òû âûêèïåë äî äíà.
Êîìó íóæíû áîêàëû,
Áîêàëû áåç âèíà?. .
Êèïèò, öâåòåò îò÷èçíà,
Íî òû íå ìîæåøü ïåòü!
À êðîìå ïðàâà æèçíè,
Åñòü ïðàâî óìåðåòü.
***
Âèêòîð Áîêîâ
ÏÀÌßÒÈ ÅÑÅÍÈÍÀ
Íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå îñåíü è îõðà,
Íåáî ñåðûé ñâèíåö ïîïîëàì ñ ñèíåâîé.
Òàì ëîïàòû ñòó÷àò, íî çåìëÿ íå îãëîõëà
Ñëûøèò, ìàòóøêà, ìóçûêó æèçíè æèâîé.
À æèâûå èäóò íà ìîãèëó Åñåíèíà,
Îòäàâàÿ åìó è âîñòîðã è ïå÷àëü.
Îí Íàäåæäà. Îí Ðóñü. Îí å¸ Âîçíåñåíèå.
Ïîòîìó è áåññìåðòüå åìó ïî ïëå÷àì.
Êòî îí?
Áîã èëü áåçáîæíèê?
Ðàçáîéíèê èëü àíãåë?
×åì îí òðîãàåò ñåðäöå
 íàø àòîìíûé âåê?
×òî âñå ëåñòíèöû ñëàâû,
Ðàíæèðû è ðàíãè
Ïåðåä çâàíüåì ïðîñòûì:
Îí äóøà-÷åëîâåê!
Âñ¸ â í¸ì áûëî
È áóéñòâî, è òèøü, è ñìèðåíüå.
Òîëüêî Âîëãà îöåíèò òàêóþ ãóëüáó!
Íå ïîýòîìó ëü êàæäîå ñòèõîòâîðåíüå,
Êàê òåëîê, ïðèçíàâàëîñü:
ß òðàâû ëþáëþ!
È ñíåãà, è çàêàòû, è ðîùè, è íèâû
Òèõî, íåæíî ïðîñèëè: Îò íàñ ãîâîðè!
Íå ïîýòîìó ëü òàê îõðàíÿë îí ðåâíèâî
Ñëîâî ðóññêîå íàøå, ñâåòèâøåå ñâåòîì çàðè.
Ñëàâà ãåíèþ ÷àñ íåçàêàòíûé ïðîáèëà,
Îí äîñòîèí å¸, ïîëåâîé ñîëîâåé.
Äîðîãà áåñêîíå÷íî íàì ýòà ìîãèëà,
ß ñòîþ íà êîëåíÿõ è ïëà÷ó íàä íåé!
____________
Êëþåâ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ [10 (22) îêòÿáðÿ 1884 ìåæäó 21 è 23 îêòÿáðÿ 1937] ðóññêèé ïîýò, ïðåäñòàâèòåëü òàê íàçûâàåìîãî íîâîêðåñòüÿíñêîãî íàïðàâëåíèÿ â ðóññêîé ïîýçèè XX âåêà.
Óñòèíîâ Ãåîðãèé Ôåîôàíîâè÷ (1888 1932) ïèñàòåëü è æóðíàëèñò, ñ êîòîðûì Åñåíèí ïîçíàêîìèëñÿ â êîíöå 1918 ã.
Èâàí Ïðèáëóäíûé (íàñòîÿùåå èìÿ Îâ÷àðåíêî ßêîâ Ïåòðîâè÷), [1 (14) äåêàáðÿ 1905 13 àâãóñòà 1937] ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.
Ýðëèõ Âîëüô Èîñèôîâè÷ [7 èþíÿ 1902 24 íîÿáðÿ 1937] ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.
Ñàäîôüåâ Èëüÿ Èâàíîâè÷ (12 èþëÿ 1889 17 èþëÿ 1965) ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò, ïåðåâîä÷èê.
Отзывы к стихотворению: 12
Максим Агафонов
27.06.2017 в 12:16
Он написал его кровью на манжете перед смертью
Ответить
Аноним
05.01.2020 в 02:09
Ммм, ну и почему же чушь? Черонило кончилось в отеле вообще-то!
Ответить
Евгений
27.06.2017 в 12:17
Замечательное стихотворение ! Спасибо большое за сайт, очень удобный в пользовании.
Ответить
Аномалия
22.04.2018 в 07:46
Очень красивый,торжественный стих. Готовлю презентацию о Есенине и решила вставить этот стих.А в последствии и выучить!))
Ответить
Саша Белый
20.10.2019 в 11:54
Неплохо для начинающего поэта.
Публикация комментария:
21.04.1907
Ответить
Очень хороший стих
Ответить
Меня только одно интересует — почему этот стих везде пихают в раздел «стихи о любви»? Как бы, здесь нет ничего про любовные взаимоотношения или каких-либо переживаний на этот счет.
Ответить
то есть ты хочешь скачать, что человек не может любить своих друзей, свою семью?
Ответить
«Милый мой, ты у меня в груди»
Думаю, здесь совершенно наглядно показана привязанность, любовь.
Ответить
Марина
07.05.2020 в 21:16
Этот стих был передан Есениным В.Эрлиху в гостинице Англетер. Считается предсмертной запиской Есенина. Экспертизой установлено, что он написан Есениным кровью.
Ответить
Францишка
02.07.2020 в 02:32
Очень трудно поймать ритм, поэтому впечатление несколько подпортилось. Но история стихотворения воистину завораживает!
Ответить