Не грусти и не печаль бровей в этой жизни

Не грусти и не печаль бровей в этой жизни thumbnail

* * *

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

‹1925›

Примечания

В «Красной газете» и «Вечерней Москве» стихотворение опубликовано с ошибкой в ст. 5: вместо «До свиданья, друг мой, без руки, без слова» — «До свиданья, друг мой, без руки и слова». С этой ошибкой стихотворение печаталось во всех изданиях (кроме сб. «Избранное». М., 1946, сост. С. А. Толстая-Есенина) вплоть до Собр. соч. В 5-ти т. (М., 1966—1968), где в последнем томе (с. 374) дана следующая поправка: «В т. 3 на стр. 228 первую строку второй строфы следует читать: «До свиданья, друг мой, без руки, без слова».

Вместе с тем еще в 1926 году в журн. «Красная нива» (№ 4, 24 янв., с. ‹8›) было помещено факсимиле автографа с пояснением: «Мы воспроизводим здесь снимок этого последнего стихотворения Есенина. Стихотворение написано на клочке бумаги, вероятно, первом, попавшемся под руку».

Печатается по недатированному автографу (ИРЛИ). Автограф написан кровью.

В конце 80-х годов этот факт, а также авторство Есенина подверглись в ряде публикаций сомнению. В связи с этим комиссия Есенинского комитета Союза писателей организовала экспертизу автографа экспертно-криминалистическими и судебными экспертами. Выводы:

1. «Рукописный текст стихотворения ‹…› выполнен самим Есениным Сергеем Александровичем».

2. «Этот текст исполнен Есениным Сергеем Александровичем под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние С. Есенина (волнение, алкогольное опьянение и др.) и использование им пишущего прибора и красителя, обладающих плохими расписывающими свойствами» (Заключение от 15 апреля 1992 г., № 374/010).

(Вывод почерковедческой экспертизы, произведенной в конце 1920-х годов: «Предсмертное письмо Есенина (стихи) характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находился в момент писания» — Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. 2-е испр. и доп. изд. М., 1930, с. 87).

3. «Микроспектральным методом, проведенным в лаборатории, установлено, что стихотворение написано кровью» (Заключение от 15 июня 1992 г., № 2028).

Датируется по свидетельствам Е. А. Устиновой и В. И. Эрлиха.

Утром 24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер» («Интернационал»), где уже проживали знакомые поэта — супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы. Сюда в гости к Есенину приходили Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие литераторы.

Е. Устинова вспоминала: «27-го я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет.

Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут.

Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.

Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.

Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.

Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил:

— Потом прочтешь, не надо!» (Устинова Е. Четыре дня Сергея Александровича Есенина. — Сб. «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания». Под ред. И. В. Евдокимова. М.; Л., 1926, с. 236).

Сам В. И. Эрлих, описывая события утра 27 декабря, так рассказывал о передаче ему листка из блокнота: «Сергей нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Затем говорит, складывая листок вчетверо и кладя мне в карман пиджака: «Это тебе. Я еще тебе не писал ведь? Правда… И ты мне тоже не писал!» Устинова хочет прочитать. Я тоже. Тяну руку в карман.

— Нет, ты подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь» (Эрлих Вольф. Четыре дня. — Сб. «Памяти Есенина». М., 1926, с. 95).

Стихотворение было прочитано В. И. Эрлихом только 28 декабря.

Источник

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — За горами, за желтыми долами
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Я целую синими губами

Отзывы к стихотворению: 12

  1. Максим Агафонов

    27.06.2017 в 12:16

    Он написал его кровью на манжете перед смертью

    Ответить

      1. Аноним

        05.01.2020 в 02:09

        Ммм, ну и почему же чушь? Черонило кончилось в отеле вообще-то!

        Ответить

  2. Евгений

    27.06.2017 в 12:17

    Замечательное стихотворение ! Спасибо большое за сайт, очень удобный в пользовании.

    Ответить

  3. Аномалия

    22.04.2018 в 07:46

    Очень красивый,торжественный стих. Готовлю презентацию о Есенине и решила вставить этот стих.А в последствии и выучить!))

    Ответить

  4. Саша Белый

    20.10.2019 в 11:54

    Неплохо для начинающего поэта.
    Публикация комментария:
    21.04.1907

    Ответить

  5. Очень хороший стих

    Ответить

  6. Меня только одно интересует — почему этот стих везде пихают в раздел «стихи о любви»? Как бы, здесь нет ничего про любовные взаимоотношения или каких-либо переживаний на этот счет.

    Ответить

    1. то есть ты хочешь скачать, что человек не может любить своих друзей, свою семью?

      Ответить

    2. «Милый мой, ты у меня в груди»
      Думаю, здесь совершенно наглядно показана привязанность, любовь.

      Ответить

  7. Марина

    07.05.2020 в 21:16

    Этот стих был передан Есениным В.Эрлиху в гостинице Англетер. Считается предсмертной запиской Есенина. Экспертизой установлено, что он написан Есениным кровью.

    Ответить

  8. Францишка

    02.07.2020 в 02:32

    Очень трудно поймать ритм, поэтому впечатление несколько подпортилось. Но история стихотворения воистину завораживает!

    Ответить

Читать стих поэта Сергей Есенин — До свиданья, друг мой, до свиданья на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

В этой статье мы не будем пробегаться по биографии поэта и говорить о его взлётах и падениях – мы перейдём к самой сути. Утром 24 декабря 1925 года Сергей Есенин приезжает в Ленинград. Многие вспоминают, что в этот период Есенин очень много говорил о своих дальнейших планах и очень мечтал увидеть прижизненного собрание сочинений, которое мало какой поэт видел.

Сергей Есенин в 1925 году

В Ленинграде поэт планировал начать новую жизнь, поэтому есть версия, что из Москвы он уехал надолго и не рассчитывал возвращаться (может быть даже и “махнуть за границу” как он сам же сообщал друзьям, когда лежал а клинике). Самое главное, что нужно было Есенину в этот период – это восстановить свои силы и отдохнуть от суеты. Трещал по швам его брак с внучкой Льва Толстого Софьей, а в Москве в это время проходит XIV съезд КПСС, где большевики делят власть, а Троцкий стремительно теряет своё влияние.

И в это время многим совсем не до Есенина.

Сергей Есенин любил быть в центре внимания и эпатировать публику, но в конце 1925 года он вряд ли мог всерьёз кого-то заинтересовать своими новыми скандалами, да и последний скандал в поезде с Альфредом Рога давал о себе знать. Тот, видимо, испытывал личную неприязнь к поэту и всеми силами пытался наказать его по всей строгости. Есенин это понимал. И хотя он имел на руках подписку о невыезде – в Ленинград всё равно поехал. С большой долей вероятности об этой поездке сразу же узнали в ЧК, ведь Есенин был под наблюдением властей уже не первый год. Наблюдать за поэтом было кому от друга-чекиста Вольфа Эрлиха до сторонних сотрудников ЧК проживающих в гостинице Англетер.

Но почему Есенин остановился именно в Англетере?

Гостиница Англетер в 20-е годы XX в.

Читайте также:  Как брови по золотому сечению

Некоторые знакомые предлагали ему комнату или даже поселиться временно у них, но поэт выбрал именно злополучную гостиницу Англетер, которая в это время являлась чуть ли не главным штабом ленинградского ЧК.

Дальше всё шло по стандартной схеме. Пили и гуляли. К Есенину приходило множество гостей, например, были у него Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие. По свидетельству Устиновой уже утром 27 декабря у Есенина на руке были 2 глубоких пореза, значит стихотворение «До свидания, мой друг, до свидания» Есенин написал примерно 26 декабря в ночь. А это за 2 дня до гибели, значит это вряд ли могла быть его прощальная записка.

Номер в котором жил поэт

По версии Вольфа Эрлиха Есенин посвятил это стихотворение ему, так как поэт якобы сам об этом сказал, когда передавал ему рукопись, написанную кровью. Удивлять Есенин любил и умел – он был склонен к подобным поступкам.

Но вот хотел ли он уйти из жизни добровольно?

Если попойка в Англетере началась ещё 25 или 24 числа, значит к 27 декабря поэт мог находится в подавленном состоянии (кто пил, тот знает, как тяжко бывает на третий день гулянки). Опять же по опросу жильцов из номера постоянно слышались крики. Видимо “литераторы”, приходившие к Есенину, о чём-то с ним спорили. У Есенина был грубый и громкий голос, поэтому его ругань хорошо слышалась на этаже.

Но вернёмся к стихотворению.

Уже в 1926 году Вольф Эрлих уже говорил, что стихотворные скорее всего посвящено не ему, Есенин просто подарил ему рукопись, так как в это время он оказался рядом. В 80-х годах XX века стало ходить мнение, что адресатом стихотворения могла быть женщина – возможно Галина Бениславская, с которой Есенин был в соре на момент своего пребывания в Ленинграде.

Вольф Эрлих

То, что это есенинский текст тоже ни у кого не вызвало сомнения. В конце XX века был собран есенинский комитет, который занимался и этим вопросом. Была произведена экспертиза, которая показала, что текст написан именно рукой Сергея Есенина. Но в 1925 году стихотворение произвело эффект бомбы, особенно хорошо он смотрелся на фоне трагического события 28 декабря 1925 года.

Автограф стихотворения написанный кровью

Что случилось с Есениным в эту ночь никто не знает точно. Сколько бы версий его ухода не выдвигали до правды достучаться невозможно. Также существует множество фактов как в пользу убийства поэта, так и в пользу самоубийства, причём ко второй (официальной) версии склоняются многие есениноведы.

В 2019 году у писателя Захара Прилепина в серии ЖЗЛ вышла книга о Сергее Есенине, где автор довольно скрупулёзно и досконально анализирует весь творческий путь и жизнь поэта. Вот что писатель говорит об уходе поэта:

Напомню, что ни один из современников Есенина, ни одна из его жен, никто из его ближайших друзей никогда не сомневался в самоубийстве Есенина. Ни его мать, ни его дети – никто. Первым из публичных людей вслух усомнился… писатель Василий Белов шестьдесят с лишним лет спустя.

На данный момент эта самая подробная биография Есенина

Мне важно доказать правду, а не то, что он покончил с собой. Мне кажется, когда мы обманываем себя в этом случае, истово желая, чтоб Есенина не хоронили, образно говоря, “за оградой”, как самоубийцу, – мы не идем к Богу, а бежим от него. Нельзя бежать от правды. Потому что мы бежим от поэзии Есенина, от его души, от его трагедии. Мы закрываем глаза, мы обдуриваем самих себя. Зачем? Я вообще не понимаю, как можно читать Есенина и не слышать, как ужасно он кричал от боли. И как стоически, смиренно он подошел к своему финалу. Но ведь поэзию, как и музыку, зачастую не объяснишь. Поэтому я просто взял и разобрал все эти бесконечные “версии” его убийства, показывая их полную абсурдность просто с точки зрения здравого смысла.

Дело в том, что даже после довольно логических доказательств в пользу официальной версии будут те, кто будет считать иначе. Кто-то просто хочет верить, что до поэта дотянулись грязные руки ЧК или его случайно убили в пьяной драке какие-то непонятные гости. По крайне мере если не появятся более веские доказательства в пользу убийства поэта никто официальную версию отменять не будет.

Но и выводы Захара Прилепина принимать за истину в последней инстанции тоже не стоит.

Сам Есенин говорил так:

Поэт должен думать о смерти, чтобы острее чувствовать жизнь.

До свиданья, друг мой, до свиданья…

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

А что думаете вы?

Лайк и подписка – лучшая награда для канала!

Источник

Ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà

24 äåêàáðÿ 1925 ãîäà òðèäöàòèëåòíèé Ñåðãåé Åñåíèí ïðèåõàë â Ëåíèíãðàä. Ñîáèðàëñÿ ïðîáûòü äîëãî, íî ïðîæèë çäåñü ëèøü íåñêîëüêî äíåé, ïîñëåäíèõ…
 òå äíè îí âñòðå÷àëñÿ ñ Í.À. Êëþåâûì, Ã.Ô. Óñòèíîâûì, Èâàíîì Ïðèáëóäíûì, Â.È. Ýðëèõîì, È.È. Ñàäîôüåâûì[1]è äðóãèìè ëèòåðàòîðàìè-ñîâðåìåííèêàìè.
Óòðîì 28 äåêàáðÿ ïîýòà íàøëè ì¸ðòâûì â íîìåðå “ïÿòü” ãîñòèíèöû «Àíãëåòåð» .
Ïîñëåäíåå åãî ñòèõîòâîðåíèå — «Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ…» — ïî ñâèäåòåëüñòâó Âîëüôà Ýðëèõà, áûëî ïåðåäàíî åìó íàêàíóíå.
Åñåíèí æàëîâàëñÿ, ÷òî â íîìåðå íåò ÷åðíèë, è îí âûíóæäåí áûë ïèñàòü ñâîåé êðîâüþ:

     Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ.
     Ìèëûé ìîé, òû ó ìåíÿ â ãðóäè.
     Ïðåäíàçíà÷åííîå ðàññòàâàíüå
     Îáåùàåò âñòðå÷ó âïåðåäè.

     Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, áåç ðóêè, áåç ñëîâà,
     Íå ãðóñòè è íå ïå÷àëü áðîâåé, —
     Â ýòîé æèçíè óìèðàòü íå íîâî,
     Íî è æèòü, êîíå÷íî, íå íîâåé.

31 äåêàáðÿ Ñåðãåé Àëåêñàíäðîâè÷ Åñåíèí áûë ïîõîðîíåí â Ìîñêâå íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå…

• Ñòèõè ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà

Ñòèõè íà ñìåðòü Åñåíèíà, íàïèñàííûå åãî ñîâðåìåííèêàìè

***

• Íèêîëàé Êëþåâ

èç “ÏËÀ×À Î ÅÑÅÍÈÍÅ”

* — *
Ìû ñâîå îòáàÿëè äî ñðîêà —
Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé.
Íàì â îòëåò íà ðîäèíå äàëåêîé
Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé
Ïîìÿíè, ÷¸ðòóøêî, Åñåíèíà
Êóòüåé èç óãëåé äà èç îìûëîê áàííûõ!
À â ìîåé êâàøíå ïüÿíî âñïåíåíà
Îïàðà äëÿ ñâàäåá äà èãðèù áàãðÿíûõ.

À ó ìåíÿ èçáà íîâàÿ —
Ïîëàòè ñ ïîäçîðîì, áîæíèöà íåóãàñèìàÿ,
Íàìåë èç ïîäëàâî÷üÿ ÿðîãî ñëîâà ÿ
Òåáå, ìîé ñîâåíîê, ïòàõà ìîÿ ëþáèìàÿ!

Ïðèøåë òû èç Ðÿçàíè ïëàòî÷êîì áóõàðñêèì,
Íåñòèðàíûì, íåïîëîñêàíûì, íåìûëåíûì,
Çâàë ìîþ ïàçóõó óëóñîì òàòàðñêèì,
Çóáû òàáóíàìè, à áîðîäó ôèëèíîì!

Ëåïèë ÿ òâîþ äóøåíüêó, êàê ãíåçäî êàñàòêà,
Ñëþíîé êðåïèë ìûñëè, ñëîâà ñëåçèíêàìè,
Äà ïîãàñëà çàðíàÿ ñâå÷åíüêà, ìîÿ ëåñíàÿ ëàìïàäêà,
Óøåë òû îò ìåíÿ ðàçáîéíûìè òðîïèíêàìè!

Êðó÷èíóøêà áûëà äåäó ëåñíîìó,
Òðåïàëèñü ïî óðî÷èùàì áåðåñòÿíûå ñåäèíû,
Ïëàêàë äûìîì îâèííèê, à ïðÿñëà ñîëîìó
Ïóñêàëè ïî âåòðó, êàê ïóõ ëåáåäèíûé.

* — *

Äëÿ òîãî ëè, çîëîòîé ìîé áðàòåö,
Ìû çàáûëè ñòàðûå ïîâåðüÿ, –
×òî â ïëåíó ó æàá è êàðàêàòèö
Ñåðäöå-ëåáåäü ðàñòåðÿåò ïåðüÿ,

×òî òåáå èç ÷åðíîé êîíîïåëè
Íî÷ü áåçãëàçàÿ ñîâü¸ò âåð¸âêó,
Ìíå æå áåëîìîðñêèå ìåòåëè
Âûòêóò ñàâàí – ãîðüêóþ îáíîâêó.

Ìû ñâî¸ îòáàÿëè äî ñðîêà –
Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé.
Íàì â îòë¸ò íà ðîäèíå äàë¸êîé
Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé.
[1926]

Читайте также:  Красный цвет волос цвет бровей

***

• Â. Êíÿçåâ

 ìàëåíüêîé ìåðòâåöêîé ó îêíà
Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå;
Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà —
Òîëüêî êðîâü ÷åðíååò íà ðóáàõå.

Âêðóã, íà ëàâêàõ, â ïîëóòåìíîòå,
Ïðîñòûíÿìè ñâåæèìè áåëåÿ, —
Äåâÿòíàäöàòü íåïîäâèæíûõ òåë —
Ëåäÿíûõ òîâàðèùåé Ñåðãåÿ.

ß ïðèñåë íà ÷åé-òî ãðóáûé ãðîá
È ãëÿæó òóìàííûìè ãëàçàìè.
Ïîäàâëÿÿ ñëåçû è îçíîá,
Çàñòûâàÿ è äàâÿñü ñëåçàìè.

Çà îêíîì – ïóñòûííûé áåëûé äâîð;
Äàëüøå — ãîðîä â ïîëóìðàêå ñèíåì …
ß äà òðóïû — áîëüøå íèêîãî —
Íà ïî÷åòíîì êàðàóëå ñòûíåì …

Âîò Ñìèðíîâ (äîëæíî áûòü ëîìîâîé), —
Êàìåííî-îãðîìíûé è òÿæåëûé, —
Ãîëîâà ñ áåññìåðòíîé ãîëîâîé, —
Êî÷åíååò íà ñêàìåéêå ãîëîé.

Âîí Áåëÿåâ … êðîâüþ çàëèò âåñü …
Ìàëü÷èê, ñìåðòü íàøåäøèé ïîä òðàìâàåì.
Âîí åùå … Íî âñåõ íå ïåðå÷åñòü;
Âñå ìû òðóï áåñöåííûé îõðàíÿåì …

Ãîðîä ñïèò. Íî ñïÿò ëè òå, êîãî
Ýòà âåñòü ïî ñåðäöó ïîëîñíóëà, —
×òî íå ñòàëî áîëåå åãî,
×òî ñâèðåëü ðåìíåì ïåðåõëåñòíóëî …

Íåò, íå ñïÿò … Ïóñêàé òåìíû äîìà,
Ïóñòü çàêðûòû íà çàäâèæêè äâåðè, —
Òàì, çà íèìè — ìå÷óòñÿ âïîòüìàõ
Ðàíåííûå óæàñîì ïîòåðè …

Òàì íå çíàþò, ãäå áåñöåííûé òðóï,
Òåëî íåíàãëÿäíîå, ðîäíîå;
È íåñ÷åòíîñòü âîñïàëåííûõ ãóá
Õðèïëî øåï÷åò èìÿ äîðîãîå …

 ëåäÿíîé ìåðòâåöêîé ó îêíà
Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå;
Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà;
Êðîâü, è ëèñò, ïðèêîëîòûé ê ðóáàõå.
[1926]

***

• Â. Ìàÿêîâñêèé

ÑÅÐÃÅÞ ÅÑÅÍÈÍÓ

                Âû óøëè,
                êàê ãîâîðèòñÿ,
                â ìèð èíîé.
                Ïóñòîòà…
                Ëåòèòå,
                â çâåçäû âðåçûâàÿñü.
                Íè òåáå àâàíñà,
                íè ïèâíîé.
                Òðåçâîñòü.
Íåò, Åñåíèí,
                ýòî
                íå íàñìåøêà.
                Â ãîðëå
                ãîðå êîìîì —
                íå ñìåøîê.
                Âèæó —
                âçðåçàííîé ðóêîé ïîìåøêàâ,
                ñîáñòâåííûõ
                êîñòåé
                êà÷àåòå ìåøîê.
                — Ïðåêðàòèòå!
                Áðîñüòå!
                Âû â ñâîåì óìå ëè?
                Äàòü,
                ÷òîá ùåêè
                çàëèâàë
                ñìåðòåëüíûé ìåë?!
                Âû æ
                òàêîå
                çàãèáàòü óìåëè,
                ÷òî äðóãîé
                íà ñâåòå
                íå óìåë.
                Ïî÷åìó?
                Çà÷åì?
                Íåäîóìåíüå ñìÿëî.
                Êðèòèêè áîðìî÷óò:
                — Ýòîìó âèíà
                òî…
                äà ñ¸…
                à ãëàâíîå,
                ÷òî ñìû÷êè ìàëî,
                â ðåçóëüòàòå
                ìíîãî ïèâà è âèíà. —
                Äåñêàòü,
                çàìåíèòü áû âàì
                áîãåìó
                êëàññîì,
                êëàññ âëèÿë íà âàñ,
                è áûëî á íå äî äðàê.
                Íó, à êëàññ-òî
                æàæäó
                çàëèâàåò êâàñîì?
                Êëàññ — îí òîæå
                âûïèòü íå äóðàê.
                Äåñêàòü,
                ê âàì ïðèñòàâèòü áû
                êîãî èç íàïîñò_î_⠗
                ñòàëè á
                ñîäåðæàíèåì
                ïðåìíîãî îäàð¸ííåé.
                Âû áû
                â äåíü
                ïèñàëè
                ñòðîê ïî ñò_î_,
                óòîìèòåëüíî
                è äëèííî,
                êàê Äîðîíèí.
                À ïî-ìîåìó,
                îñóùåñòâèñü
                òàêàÿ áðåäü,
                íà ñåáÿ áû
                ðàíüøå íàëîæèëè ðóêè.
                Ëó÷øå óæ
                îò âîäêè óìåðåòü,
                ÷åì îò ñêóêè!
                Íå îòêðîþò
                íàì
                ïðè÷èí ïîòåðè
                íè ïåòëÿ,
                íè íîæèê ïåðî÷èííûé.
                Ìîæåò,
                îêàæèñü
                ÷åðíèëà â “Àíãëåòåðå”,
                âåíû
                ðåçàòü
                íå áûëî á ïðè÷èíû.
                Ïîäðàæàòåëè îáðàäîâàëèñü:
                áèñ!
                Íàä ñîáîþ
                ÷óòü íå âçâîä
                ðàñïðàâó ó÷èíèë.
                Ïî÷åìó æå
                óâåëè÷èâàòü
                ÷èñëî ñàìîóáèéñòâ?
                Ëó÷øå
                óâåëè÷ü
                èçãîòîâëåíèå ÷åðíèë!
                Íàâñåãäà
                òåïåðü
                ÿçûê
                â çóáàõ çàòâîðèòñÿ.
                Òÿæåëî
                è íåóìåñòíî
                ðàçâîäèòü ìèñòåðèè.
                Ó íàðîäà,
                ó ÿçûêîòâîðöà,
                óìåð
                çâîíêèé
                çàáóëäûãà ïîäìàñòåðüå.
                È íåñóò
                ñòèõîâ çàóïîêîéíûé ëîì,
                ñ ïðîøëûõ
                ñ ïîõîðîí
                íå ïåðåäåëàâøè ïî÷òè
                Â õîëì
                òóïûå ðèôìû
                çàãîíÿòü êîëîì —
                ðàçâå òàê
                ïîýòà
                íàäî áû ïî÷òèòü?
                Âàì
                è ïàìÿòíèê åùå íå ñëèò, —
                ãäå îí,
                áðîíçû çâîí
                èëè ãðàíèòà ãðàíü? —
                à ê ðåøåòêàì ïàìÿòè
                óæå
                ïîíàíåñëè
                ïîñâÿùåíèé
                è âîñïîìèíàíèé äðÿíü.
                Âàøå èìÿ
                â ïëàòî÷êè ðàññîïëåíî,
                âàøå ñëîâî
                ñëþíÿâèò Ñîáèíîâ
                è âûâîäèò
                ïîä áåðåçêîé äîõëîé —
                “Íè ñëîâà,
                î äðó-óã ìîé,
                íè âçäî-î-î-î-õà”.
                Ýõ,
                ïîãîâîðèòü áû èíà÷å
                ñ ýòèì ñàìûì
                ñ Ëåîíèäîì Ëîýíãðèíû÷åì!
                Âñòàòü áû çäåñü
                ãðåìÿùèì ñêàíäàëèñòîì:
                Íå ïîçâîëþ
                ìÿìëèòü ñòèõ
                è ìÿòü!
                Îãëóøèòü áû
                èõ
                òðåõïàëûì ñâèñòîì
                â áàáóøêó
                è â áîãà äóøó ìàòü!
                ×òîáû ðàçíåñëàñü
                áåçäàðíåéøàÿ ï_î_ãàíü,
                ðàçäóâàÿ
                òåìü
                ïèäæà÷íûõ ïàðóñîâ,
                ×òîáû
                âðàññûïíóþ
                ðàçáåæàëñÿ Êîãàí,
                âñòðå÷åííûõ
                óâå÷à
                ïèêàìè óñîâ.
                Äðÿíü
                ïîêà ÷òî
                ìàëî ïîðåäåëà.
                Äåëà ìíîãî —
                òîëüêî ïîñïåâàòü.
                Íàäî
                æèçíü
                ñíà÷àëà ïåðåäåëàòü,
                ïåðåäåëà⠗
                ìîæíî âîñïåâàòü.
                Ýòî âðåìÿ —
                òðóäíîâàòî äëÿ ïåðà,
                íî ñêàæèòå
                âû,
                êàëåêè è êàëåêøè,
                ãäå,
                êîãäà,
                êàêîé âåëèêèé âûáèðàë
                ïóòü,
                ÷òîáû ïðîòîïòàííåé
                è ëåãøå?
                Ñëîâî —
                ïîëêîâîäåö
                ÷åëîâå÷üåé ñèëû.
                Ìàðø!
                ×òîá âðåìÿ
                ñçàäè
                ÿäðàìè ðâàëîñü.
                Ê ñòàðûì äíÿì
                ÷òîá âåòðîì
                îòíîñèëî
                òîëüêî
                ïóòàíèöó âîëîñ.
                Äëÿ âåñåëèÿ
                ïëàíåòà íàøà
                ìàëî îáîðóäîâàíà.
                Íàäî
                âûðâàòü
                ðàäîñòü
                ó ãðÿäóùèõ äíåé.
                Â ýòîé æèçíè
                ïîìåðåòü
                íå òðóäíî.
                Ñäåëàòü æèçíü
                çíà÷èòåëüíî òðóäíåé.
                [1926]

Читайте также:  Ломается карандаш fatal для бровей при заточке

***

• Àëåêñàíäð Àôèíîãåíîâ
 
“Äà, ìû âñå ïîìíèì è áóäåì ïîìíèòü Åñåíèíà, èìåííî, êàê öâåòîê, íåïîâòîðèìûé íå òîëüêî â òâîð÷åñòâå, íî è, ãëàâíûì îáðàçîì,  â ñâîåé ðàçäâîåííîñòè, êîòîðàÿ ïðèâåëà åãî  ê ïå÷àëüíîìó êîíöó è êîòîðîé íå áóäåò ìåñòà â óñëîâèÿõ àêòèâíîãî  òâîð÷åñòâà íîâîé, ñîöèàëèñòè÷åñêîé äåéñòâèòåëüíîñòè”.
/”Æèçíåííûé ïóòü Ñåðãåÿ Åñåíèíà”, 1926 ã./

• <>  <> <>

• Èîñèô Óòêèí

ÑËÎÂÎ ÅÑÅÍÈÍÓ

Êðàñèâûì, ñèíåãëàçûì
Íå ïðîñòî óìèðàòü.
. .
Îí ïåë, ëþáèë ïðîêàçû,
Ñòèõè, ñåëî è ìàòü.. .

Íàì âñåì äàíà îò÷èçíà
È ïðàâî æèòü è ïåòü,
È, êðîìå ïðàâà æèçíè, —
È ïðàâî óìåðåòü.

Íî îòäàííûå ñèëîé
Íàãàíó è ïåòëå, —
Õðàíèì ìû âåðíîñòü ìèëîé,
Îñòàâëåííîé çåìëå.

ß âèäåë, êàê â àòàêàõ
Ãëîòàëè ïîä êîíåö
Áåññòðàøíûå âîÿêè
Òðàãè÷åñêèé ñâèíåö.

Îíè ëè íå ðóáèëè
Áåçäàðíóþ ñóäüáó?
Îíè ëè íå ëþáèëè
È çåìëþ,
È áîðüáó?

Êîãäà áðîñàþò æåíùèí,
Ëóêàâûõ, íî ðîäíûõ,
Òî ëþáÿò èõ íå ìåíüøå,
È óõîäÿ îò íèõ.

Åñòü óæàñ áåçäîðîæüÿ,
È â íåì — êîíåö êîíþ!
È ÿ òåáÿ, Ñåðåæà,
Íè êàïëè íå âèíþ.

Áóíòóþùèé è øàëûé,
Òû âûêèïåë äî äíà.
Êîìó íóæíû áîêàëû,
Áîêàëû áåç âèíà?. .

Êèïèò, öâåòåò îò÷èçíà,
Íî òû íå ìîæåøü ïåòü!
À êðîìå ïðàâà æèçíè,
Åñòü ïðàâî óìåðåòü.

***

• Âèêòîð Áîêîâ

ÏÀÌßÒÈ ÅÑÅÍÈÍÀ

Íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå îñåíü è îõðà,
Íåáî — ñåðûé ñâèíåö ïîïîëàì ñ ñèíåâîé.
Òàì ëîïàòû ñòó÷àò, íî çåìëÿ íå îãëîõëà —
Ñëûøèò, ìàòóøêà, ìóçûêó æèçíè æèâîé.

À æèâûå èäóò íà ìîãèëó Åñåíèíà,
Îòäàâàÿ åìó è âîñòîðã è ïå÷àëü.
Îí — Íàäåæäà. Îí — Ðóñü. Îí — å¸ Âîçíåñåíèå.
Ïîòîìó è áåññìåðòüå åìó ïî ïëå÷àì.

Êòî îí?
Áîã èëü áåçáîæíèê?
Ðàçáîéíèê èëü àíãåë?
×åì îí òðîãàåò ñåðäöå
 íàø àòîìíûé âåê?
×òî âñå ëåñòíèöû ñëàâû,
Ðàíæèðû è ðàíãè
Ïåðåä çâàíüåì ïðîñòûì:
Îí — äóøà-÷åëîâåê!

Âñ¸ â í¸ì áûëî —
È áóéñòâî, è òèøü, è ñìèðåíüå.
Òîëüêî Âîëãà îöåíèò òàêóþ ãóëüáó!
Íå ïîýòîìó ëü êàæäîå ñòèõîòâîðåíüå,
Êàê òåëîê, ïðèçíàâàëîñü:
— ß òðàâû ëþáëþ!

È ñíåãà, è çàêàòû, è ðîùè, è íèâû
Òèõî, íåæíî ïðîñèëè: — Îò íàñ ãîâîðè! —
Íå ïîýòîìó ëü òàê îõðàíÿë îí ðåâíèâî
Ñëîâî ðóññêîå íàøå, ñâåòèâøåå ñâåòîì çàðè.

Ñëàâà ãåíèþ ÷àñ íåçàêàòíûé ïðîáèëà,
Îí äîñòîèí å¸, ïîëåâîé ñîëîâåé.
Äîðîãà áåñêîíå÷íî íàì ýòà ìîãèëà,
ß ñòîþ íà êîëåíÿõ è ïëà÷ó íàä íåé!

____________ 

Êëþåâ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ [10 (22) îêòÿáðÿ 1884 – ìåæäó 21 è 23 îêòÿáðÿ 1937] — ðóññêèé ïîýò, ïðåäñòàâèòåëü òàê íàçûâàåìîãî íîâîêðåñòüÿíñêîãî íàïðàâëåíèÿ â ðóññêîé ïîýçèè XX âåêà.

Óñòèíîâ Ãåîðãèé Ôåîôàíîâè÷ (1888 – 1932) — ïèñàòåëü è æóðíàëèñò, ñ êîòîðûì Åñåíèí ïîçíàêîìèëñÿ â êîíöå 1918 ã.

Èâàí Ïðèáëóäíûé (íàñòîÿùåå èìÿ Îâ÷àðåíêî ßêîâ Ïåòðîâè÷), [1 (14) äåêàáðÿ 1905 – 13 àâãóñòà 1937] — ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.

Ýðëèõ Âîëüô Èîñèôîâè÷ [7 èþíÿ 1902 – 24 íîÿáðÿ 1937] — ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.

Ñàäîôüåâ Èëüÿ Èâàíîâè÷ (12 èþëÿ 1889 – 17 èþëÿ 1965) — ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò, ïåðåâîä÷èê.

Источник