Не грусти мой друг не печаль бровей

Не грусти мой друг не печаль бровей thumbnail

* * *

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

‹1925›

Примечания

В «Красной газете» и «Вечерней Москве» стихотворение опубликовано с ошибкой в ст. 5: вместо «До свиданья, друг мой, без руки, без слова» — «До свиданья, друг мой, без руки и слова». С этой ошибкой стихотворение печаталось во всех изданиях (кроме сб. «Избранное». М., 1946, сост. С. А. Толстая-Есенина) вплоть до Собр. соч. В 5-ти т. (М., 1966—1968), где в последнем томе (с. 374) дана следующая поправка: «В т. 3 на стр. 228 первую строку второй строфы следует читать: «До свиданья, друг мой, без руки, без слова».

Вместе с тем еще в 1926 году в журн. «Красная нива» (№ 4, 24 янв., с. ‹8›) было помещено факсимиле автографа с пояснением: «Мы воспроизводим здесь снимок этого последнего стихотворения Есенина. Стихотворение написано на клочке бумаги, вероятно, первом, попавшемся под руку».

Печатается по недатированному автографу (ИРЛИ). Автограф написан кровью.

В конце 80-х годов этот факт, а также авторство Есенина подверглись в ряде публикаций сомнению. В связи с этим комиссия Есенинского комитета Союза писателей организовала экспертизу автографа экспертно-криминалистическими и судебными экспертами. Выводы:

1. «Рукописный текст стихотворения ‹…› выполнен самим Есениным Сергеем Александровичем».

2. «Этот текст исполнен Есениным Сергеем Александровичем под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние С. Есенина (волнение, алкогольное опьянение и др.) и использование им пишущего прибора и красителя, обладающих плохими расписывающими свойствами» (Заключение от 15 апреля 1992 г., № 374/010).

(Вывод почерковедческой экспертизы, произведенной в конце 1920-х годов: «Предсмертное письмо Есенина (стихи) характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находился в момент писания» — Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. 2-е испр. и доп. изд. М., 1930, с. 87).

3. «Микроспектральным методом, проведенным в лаборатории, установлено, что стихотворение написано кровью» (Заключение от 15 июня 1992 г., № 2028).

Датируется по свидетельствам Е. А. Устиновой и В. И. Эрлиха.

Утром 24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер» («Интернационал»), где уже проживали знакомые поэта — супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы. Сюда в гости к Есенину приходили Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие литераторы.

Е. Устинова вспоминала: «27-го я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет.

Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут.

Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.

Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.

Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.

Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил:

— Потом прочтешь, не надо!» (Устинова Е. Четыре дня Сергея Александровича Есенина. — Сб. «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания». Под ред. И. В. Евдокимова. М.; Л., 1926, с. 236).

Сам В. И. Эрлих, описывая события утра 27 декабря, так рассказывал о передаче ему листка из блокнота: «Сергей нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Затем говорит, складывая листок вчетверо и кладя мне в карман пиджака: «Это тебе. Я еще тебе не писал ведь? Правда… И ты мне тоже не писал!» Устинова хочет прочитать. Я тоже. Тяну руку в карман.

— Нет, ты подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь» (Эрлих Вольф. Четыре дня. — Сб. «Памяти Есенина». М., 1926, с. 95).

Стихотворение было прочитано В. И. Эрлихом только 28 декабря.

Источник

В этой статье мы не будем пробегаться по биографии поэта и говорить о его взлётах и падениях – мы перейдём к самой сути. Утром 24 декабря 1925 года Сергей Есенин приезжает в Ленинград. Многие вспоминают, что в этот период Есенин очень много говорил о своих дальнейших планах и очень мечтал увидеть прижизненного собрание сочинений, которое мало какой поэт видел.

Сергей Есенин в 1925 году

В Ленинграде поэт планировал начать новую жизнь, поэтому есть версия, что из Москвы он уехал надолго и не рассчитывал возвращаться (может быть даже и “махнуть за границу” как он сам же сообщал друзьям, когда лежал а клинике). Самое главное, что нужно было Есенину в этот период – это восстановить свои силы и отдохнуть от суеты. Трещал по швам его брак с внучкой Льва Толстого Софьей, а в Москве в это время проходит XIV съезд КПСС, где большевики делят власть, а Троцкий стремительно теряет своё влияние.

И в это время многим совсем не до Есенина.

Сергей Есенин любил быть в центре внимания и эпатировать публику, но в конце 1925 года он вряд ли мог всерьёз кого-то заинтересовать своими новыми скандалами, да и последний скандал в поезде с Альфредом Рога давал о себе знать. Тот, видимо, испытывал личную неприязнь к поэту и всеми силами пытался наказать его по всей строгости. Есенин это понимал. И хотя он имел на руках подписку о невыезде – в Ленинград всё равно поехал. С большой долей вероятности об этой поездке сразу же узнали в ЧК, ведь Есенин был под наблюдением властей уже не первый год. Наблюдать за поэтом было кому от друга-чекиста Вольфа Эрлиха до сторонних сотрудников ЧК проживающих в гостинице Англетер.

Но почему Есенин остановился именно в Англетере?

Гостиница Англетер в 20-е годы XX в.

Некоторые знакомые предлагали ему комнату или даже поселиться временно у них, но поэт выбрал именно злополучную гостиницу Англетер, которая в это время являлась чуть ли не главным штабом ленинградского ЧК.

Дальше всё шло по стандартной схеме. Пили и гуляли. К Есенину приходило множество гостей, например, были у него Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие. По свидетельству Устиновой уже утром 27 декабря у Есенина на руке были 2 глубоких пореза, значит стихотворение «До свидания, мой друг, до свидания» Есенин написал примерно 26 декабря в ночь. А это за 2 дня до гибели, значит это вряд ли могла быть его прощальная записка.

Номер в котором жил поэт

По версии Вольфа Эрлиха Есенин посвятил это стихотворение ему, так как поэт якобы сам об этом сказал, когда передавал ему рукопись, написанную кровью. Удивлять Есенин любил и умел – он был склонен к подобным поступкам.

Но вот хотел ли он уйти из жизни добровольно?

Если попойка в Англетере началась ещё 25 или 24 числа, значит к 27 декабря поэт мог находится в подавленном состоянии (кто пил, тот знает, как тяжко бывает на третий день гулянки). Опять же по опросу жильцов из номера постоянно слышались крики. Видимо “литераторы”, приходившие к Есенину, о чём-то с ним спорили. У Есенина был грубый и громкий голос, поэтому его ругань хорошо слышалась на этаже.

Но вернёмся к стихотворению.

Уже в 1926 году Вольф Эрлих уже говорил, что стихотворные скорее всего посвящено не ему, Есенин просто подарил ему рукопись, так как в это время он оказался рядом. В 80-х годах XX века стало ходить мнение, что адресатом стихотворения могла быть женщина – возможно Галина Бениславская, с которой Есенин был в соре на момент своего пребывания в Ленинграде.

Вольф Эрлих

То, что это есенинский текст тоже ни у кого не вызвало сомнения. В конце XX века был собран есенинский комитет, который занимался и этим вопросом. Была произведена экспертиза, которая показала, что текст написан именно рукой Сергея Есенина. Но в 1925 году стихотворение произвело эффект бомбы, особенно хорошо он смотрелся на фоне трагического события 28 декабря 1925 года.

Автограф стихотворения написанный кровью

Что случилось с Есениным в эту ночь никто не знает точно. Сколько бы версий его ухода не выдвигали до правды достучаться невозможно. Также существует множество фактов как в пользу убийства поэта, так и в пользу самоубийства, причём ко второй (официальной) версии склоняются многие есениноведы.

Читайте также:  Перекись водорода чтобы осветлить брови

В 2019 году у писателя Захара Прилепина в серии ЖЗЛ вышла книга о Сергее Есенине, где автор довольно скрупулёзно и досконально анализирует весь творческий путь и жизнь поэта. Вот что писатель говорит об уходе поэта:

Напомню, что ни один из современников Есенина, ни одна из его жен, никто из его ближайших друзей никогда не сомневался в самоубийстве Есенина. Ни его мать, ни его дети – никто. Первым из публичных людей вслух усомнился… писатель Василий Белов шестьдесят с лишним лет спустя.

На данный момент эта самая подробная биография Есенина

Мне важно доказать правду, а не то, что он покончил с собой. Мне кажется, когда мы обманываем себя в этом случае, истово желая, чтоб Есенина не хоронили, образно говоря, “за оградой”, как самоубийцу, – мы не идем к Богу, а бежим от него. Нельзя бежать от правды. Потому что мы бежим от поэзии Есенина, от его души, от его трагедии. Мы закрываем глаза, мы обдуриваем самих себя. Зачем? Я вообще не понимаю, как можно читать Есенина и не слышать, как ужасно он кричал от боли. И как стоически, смиренно он подошел к своему финалу. Но ведь поэзию, как и музыку, зачастую не объяснишь. Поэтому я просто взял и разобрал все эти бесконечные “версии” его убийства, показывая их полную абсурдность просто с точки зрения здравого смысла.

Дело в том, что даже после довольно логических доказательств в пользу официальной версии будут те, кто будет считать иначе. Кто-то просто хочет верить, что до поэта дотянулись грязные руки ЧК или его случайно убили в пьяной драке какие-то непонятные гости. По крайне мере если не появятся более веские доказательства в пользу убийства поэта никто официальную версию отменять не будет.

Но и выводы Захара Прилепина принимать за истину в последней инстанции тоже не стоит.

Сам Есенин говорил так:

Поэт должен думать о смерти, чтобы острее чувствовать жизнь.

До свиданья, друг мой, до свиданья…

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

А что думаете вы?

Лайк и подписка – лучшая награда для канала!

Источник

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

  • Следующий стих → Сергей Есенин — За горами, за желтыми долами
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Я целую синими губами

Отзывы к стихотворению: 12

  1. Максим Агафонов

    27.06.2017 в 12:16

    Он написал его кровью на манжете перед смертью

    Ответить

      1. Аноним

        05.01.2020 в 02:09

        Ммм, ну и почему же чушь? Черонило кончилось в отеле вообще-то!

        Ответить

  2. Евгений

    27.06.2017 в 12:17

    Замечательное стихотворение ! Спасибо большое за сайт, очень удобный в пользовании.

    Ответить

  3. Аномалия

    22.04.2018 в 07:46

    Очень красивый,торжественный стих. Готовлю презентацию о Есенине и решила вставить этот стих.А в последствии и выучить!))

    Ответить

  4. Саша Белый

    20.10.2019 в 11:54

    Неплохо для начинающего поэта.
    Публикация комментария:
    21.04.1907

    Ответить

  5. Очень хороший стих

    Ответить

  6. Меня только одно интересует — почему этот стих везде пихают в раздел «стихи о любви»? Как бы, здесь нет ничего про любовные взаимоотношения или каких-либо переживаний на этот счет.

    Ответить

    1. то есть ты хочешь скачать, что человек не может любить своих друзей, свою семью?

      Ответить

    2. «Милый мой, ты у меня в груди»
      Думаю, здесь совершенно наглядно показана привязанность, любовь.

      Ответить

  7. Марина

    07.05.2020 в 21:16

    Этот стих был передан Есениным В.Эрлиху в гостинице Англетер. Считается предсмертной запиской Есенина. Экспертизой установлено, что он написан Есениным кровью.

    Ответить

  8. Францишка

    02.07.2020 в 02:32

    Очень трудно поймать ритм, поэтому впечатление несколько подпортилось. Но история стихотворения воистину завораживает!

    Ответить

Читать стих поэта Сергей Есенин — До свиданья, друг мой, до свиданья на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Сергей Есенин, новое:

В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчётлив стук подкованных копыт,
Трава поблёкшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит.

С…

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

На…

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,…

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся —…

За горами, за жёлтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

У нас есть свобода и молодость. А свобода плюс молодость вроде бы и называется любовью.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Сергей Есенин, самые читаемые стихотворения:

  1. Пой же, пой. На проклятой гитаре
    Пальцы пляшут твои в полукруг.
    Захлебнуться бы в этом угаре,
    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на её…

  2. Ты меня не любишь, не жалеешь,
    Разве я немного не красив?
    Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
    Мне на плечи руки опустив.

    Молодая, с…

  3. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
    Перстень счастья ищущий во мгле,
    Эту жизнь живу я словно кстати,
    Заодно с другими на земле.

    И с тобой…

  4. Я усталым таким ещё не был.
    В эту серую морозь и слизь
    Мне приснилось рязанское небо
    И моя непутёвая жизнь.

    Много женщин меня любило,
    Да и сам…

  5. Ну, целуй меня, целуй,
    Хоть до крови, хоть до боли.
    Не в ладу с холодной волей
    Кипяток сердечных струй.

    Опрокинутая кружка
    Средь весёлых не…

  6. Какая ночь! Я не могу.
    Не спится мне. Такая лунность.
    Ещё как будто берегу
    В душе утраченную юность.

    Подруга охладевших лет,
    Не называй игру…

  7. Заметался пожар голубой,
    Позабылись родимые дали.
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.

    Был я весь — как…

  8. Да! Теперь решено. Без возврата
    Я покинул родные поля.
    Уж не будут листвою крылатой
    Надо мною звенеть тополя.

    Низкий дом без меня ссутулится,…

  9. В этом мире я только прохожий,
    Ты махни мне весёлой рукой,
    У осеннего месяца тоже
    Свет ласкающий, тихий такой.

    В первый раз я от месяца греюсь…

  10. Я слушал её и невольно
    Оглядывал стройный лик.
    Хотелось сказать:
    «Довольно!
    Найдёмте другой язык!»

    Но почему-то, не знаю,
    Смущённо сказал…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Обложка книги Патрика Модиано "Маленькое чудо"

При чтении романа Патрика Модиана “Маленькое чудо” (La Petite Bijou) тебя ни на секунду не покидает ощущение оторванности мира книги, оторванности не…

Источник

Ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà

24 äåêàáðÿ 1925 ãîäà òðèäöàòèëåòíèé Ñåðãåé Åñåíèí ïðèåõàë â Ëåíèíãðàä. Ñîáèðàëñÿ ïðîáûòü äîëãî, íî ïðîæèë çäåñü ëèøü íåñêîëüêî äíåé, ïîñëåäíèõ…
 òå äíè îí âñòðå÷àëñÿ ñ Í.À. Êëþåâûì, Ã.Ô. Óñòèíîâûì, Èâàíîì Ïðèáëóäíûì, Â.È. Ýðëèõîì, È.È. Ñàäîôüåâûì[1]è äðóãèìè ëèòåðàòîðàìè-ñîâðåìåííèêàìè.
Óòðîì 28 äåêàáðÿ ïîýòà íàøëè ì¸ðòâûì â íîìåðå “ïÿòü” ãîñòèíèöû «Àíãëåòåð» .
Ïîñëåäíåå åãî ñòèõîòâîðåíèå — «Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ…» — ïî ñâèäåòåëüñòâó Âîëüôà Ýðëèõà, áûëî ïåðåäàíî åìó íàêàíóíå.
Åñåíèí æàëîâàëñÿ, ÷òî â íîìåðå íåò ÷åðíèë, è îí âûíóæäåí áûë ïèñàòü ñâîåé êðîâüþ:

     Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ.
     Ìèëûé ìîé, òû ó ìåíÿ â ãðóäè.
     Ïðåäíàçíà÷åííîå ðàññòàâàíüå
     Îáåùàåò âñòðå÷ó âïåðåäè.

     Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, áåç ðóêè, áåç ñëîâà,
     Íå ãðóñòè è íå ïå÷àëü áðîâåé, —
     Â ýòîé æèçíè óìèðàòü íå íîâî,
     Íî è æèòü, êîíå÷íî, íå íîâåé.

Читайте также:  Болит голова между бровями что выпить

31 äåêàáðÿ Ñåðãåé Àëåêñàíäðîâè÷ Åñåíèí áûë ïîõîðîíåí â Ìîñêâå íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå…

• Ñòèõè ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà

Ñòèõè íà ñìåðòü Åñåíèíà, íàïèñàííûå åãî ñîâðåìåííèêàìè

***

• Íèêîëàé Êëþåâ

èç “ÏËÀ×À Î ÅÑÅÍÈÍÅ”

* — *
Ìû ñâîå îòáàÿëè äî ñðîêà —
Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé.
Íàì â îòëåò íà ðîäèíå äàëåêîé
Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé
Ïîìÿíè, ÷¸ðòóøêî, Åñåíèíà
Êóòüåé èç óãëåé äà èç îìûëîê áàííûõ!
À â ìîåé êâàøíå ïüÿíî âñïåíåíà
Îïàðà äëÿ ñâàäåá äà èãðèù áàãðÿíûõ.

À ó ìåíÿ èçáà íîâàÿ —
Ïîëàòè ñ ïîäçîðîì, áîæíèöà íåóãàñèìàÿ,
Íàìåë èç ïîäëàâî÷üÿ ÿðîãî ñëîâà ÿ
Òåáå, ìîé ñîâåíîê, ïòàõà ìîÿ ëþáèìàÿ!

Ïðèøåë òû èç Ðÿçàíè ïëàòî÷êîì áóõàðñêèì,
Íåñòèðàíûì, íåïîëîñêàíûì, íåìûëåíûì,
Çâàë ìîþ ïàçóõó óëóñîì òàòàðñêèì,
Çóáû òàáóíàìè, à áîðîäó ôèëèíîì!

Ëåïèë ÿ òâîþ äóøåíüêó, êàê ãíåçäî êàñàòêà,
Ñëþíîé êðåïèë ìûñëè, ñëîâà ñëåçèíêàìè,
Äà ïîãàñëà çàðíàÿ ñâå÷åíüêà, ìîÿ ëåñíàÿ ëàìïàäêà,
Óøåë òû îò ìåíÿ ðàçáîéíûìè òðîïèíêàìè!

Êðó÷èíóøêà áûëà äåäó ëåñíîìó,
Òðåïàëèñü ïî óðî÷èùàì áåðåñòÿíûå ñåäèíû,
Ïëàêàë äûìîì îâèííèê, à ïðÿñëà ñîëîìó
Ïóñêàëè ïî âåòðó, êàê ïóõ ëåáåäèíûé.

* — *

Äëÿ òîãî ëè, çîëîòîé ìîé áðàòåö,
Ìû çàáûëè ñòàðûå ïîâåðüÿ, –
×òî â ïëåíó ó æàá è êàðàêàòèö
Ñåðäöå-ëåáåäü ðàñòåðÿåò ïåðüÿ,

×òî òåáå èç ÷åðíîé êîíîïåëè
Íî÷ü áåçãëàçàÿ ñîâü¸ò âåð¸âêó,
Ìíå æå áåëîìîðñêèå ìåòåëè
Âûòêóò ñàâàí – ãîðüêóþ îáíîâêó.

Ìû ñâî¸ îòáàÿëè äî ñðîêà –
Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé.
Íàì â îòë¸ò íà ðîäèíå äàë¸êîé
Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé.
[1926]

***

• Â. Êíÿçåâ

 ìàëåíüêîé ìåðòâåöêîé ó îêíà
Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå;
Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà —
Òîëüêî êðîâü ÷åðíååò íà ðóáàõå.

Âêðóã, íà ëàâêàõ, â ïîëóòåìíîòå,
Ïðîñòûíÿìè ñâåæèìè áåëåÿ, —
Äåâÿòíàäöàòü íåïîäâèæíûõ òåë —
Ëåäÿíûõ òîâàðèùåé Ñåðãåÿ.

ß ïðèñåë íà ÷åé-òî ãðóáûé ãðîá
È ãëÿæó òóìàííûìè ãëàçàìè.
Ïîäàâëÿÿ ñëåçû è îçíîá,
Çàñòûâàÿ è äàâÿñü ñëåçàìè.

Çà îêíîì – ïóñòûííûé áåëûé äâîð;
Äàëüøå — ãîðîä â ïîëóìðàêå ñèíåì …
ß äà òðóïû — áîëüøå íèêîãî —
Íà ïî÷åòíîì êàðàóëå ñòûíåì …

Âîò Ñìèðíîâ (äîëæíî áûòü ëîìîâîé), —
Êàìåííî-îãðîìíûé è òÿæåëûé, —
Ãîëîâà ñ áåññìåðòíîé ãîëîâîé, —
Êî÷åíååò íà ñêàìåéêå ãîëîé.

Âîí Áåëÿåâ … êðîâüþ çàëèò âåñü …
Ìàëü÷èê, ñìåðòü íàøåäøèé ïîä òðàìâàåì.
Âîí åùå … Íî âñåõ íå ïåðå÷åñòü;
Âñå ìû òðóï áåñöåííûé îõðàíÿåì …

Ãîðîä ñïèò. Íî ñïÿò ëè òå, êîãî
Ýòà âåñòü ïî ñåðäöó ïîëîñíóëà, —
×òî íå ñòàëî áîëåå åãî,
×òî ñâèðåëü ðåìíåì ïåðåõëåñòíóëî …

Íåò, íå ñïÿò … Ïóñêàé òåìíû äîìà,
Ïóñòü çàêðûòû íà çàäâèæêè äâåðè, —
Òàì, çà íèìè — ìå÷óòñÿ âïîòüìàõ
Ðàíåííûå óæàñîì ïîòåðè …

Òàì íå çíàþò, ãäå áåñöåííûé òðóï,
Òåëî íåíàãëÿäíîå, ðîäíîå;
È íåñ÷åòíîñòü âîñïàëåííûõ ãóá
Õðèïëî øåï÷åò èìÿ äîðîãîå …

 ëåäÿíîé ìåðòâåöêîé ó îêíà
Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå;
Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà;
Êðîâü, è ëèñò, ïðèêîëîòûé ê ðóáàõå.
[1926]

***

• Â. Ìàÿêîâñêèé

ÑÅÐÃÅÞ ÅÑÅÍÈÍÓ

                Âû óøëè,
                êàê ãîâîðèòñÿ,
                â ìèð èíîé.
                Ïóñòîòà…
                Ëåòèòå,
                â çâåçäû âðåçûâàÿñü.
                Íè òåáå àâàíñà,
                íè ïèâíîé.
                Òðåçâîñòü.
Íåò, Åñåíèí,
                ýòî
                íå íàñìåøêà.
                Â ãîðëå
                ãîðå êîìîì —
                íå ñìåøîê.
                Âèæó —
                âçðåçàííîé ðóêîé ïîìåøêàâ,
                ñîáñòâåííûõ
                êîñòåé
                êà÷àåòå ìåøîê.
                — Ïðåêðàòèòå!
                Áðîñüòå!
                Âû â ñâîåì óìå ëè?
                Äàòü,
                ÷òîá ùåêè
                çàëèâàë
                ñìåðòåëüíûé ìåë?!
                Âû æ
                òàêîå
                çàãèáàòü óìåëè,
                ÷òî äðóãîé
                íà ñâåòå
                íå óìåë.
                Ïî÷åìó?
                Çà÷åì?
                Íåäîóìåíüå ñìÿëî.
                Êðèòèêè áîðìî÷óò:
                — Ýòîìó âèíà
                òî…
                äà ñ¸…
                à ãëàâíîå,
                ÷òî ñìû÷êè ìàëî,
                â ðåçóëüòàòå
                ìíîãî ïèâà è âèíà. —
                Äåñêàòü,
                çàìåíèòü áû âàì
                áîãåìó
                êëàññîì,
                êëàññ âëèÿë íà âàñ,
                è áûëî á íå äî äðàê.
                Íó, à êëàññ-òî
                æàæäó
                çàëèâàåò êâàñîì?
                Êëàññ — îí òîæå
                âûïèòü íå äóðàê.
                Äåñêàòü,
                ê âàì ïðèñòàâèòü áû
                êîãî èç íàïîñò_î_⠗
                ñòàëè á
                ñîäåðæàíèåì
                ïðåìíîãî îäàð¸ííåé.
                Âû áû
                â äåíü
                ïèñàëè
                ñòðîê ïî ñò_î_,
                óòîìèòåëüíî
                è äëèííî,
                êàê Äîðîíèí.
                À ïî-ìîåìó,
                îñóùåñòâèñü
                òàêàÿ áðåäü,
                íà ñåáÿ áû
                ðàíüøå íàëîæèëè ðóêè.
                Ëó÷øå óæ
                îò âîäêè óìåðåòü,
                ÷åì îò ñêóêè!
                Íå îòêðîþò
                íàì
                ïðè÷èí ïîòåðè
                íè ïåòëÿ,
                íè íîæèê ïåðî÷èííûé.
                Ìîæåò,
                îêàæèñü
                ÷åðíèëà â “Àíãëåòåðå”,
                âåíû
                ðåçàòü
                íå áûëî á ïðè÷èíû.
                Ïîäðàæàòåëè îáðàäîâàëèñü:
                áèñ!
                Íàä ñîáîþ
                ÷óòü íå âçâîä
                ðàñïðàâó ó÷èíèë.
                Ïî÷åìó æå
                óâåëè÷èâàòü
                ÷èñëî ñàìîóáèéñòâ?
                Ëó÷øå
                óâåëè÷ü
                èçãîòîâëåíèå ÷åðíèë!
                Íàâñåãäà
                òåïåðü
                ÿçûê
                â çóáàõ çàòâîðèòñÿ.
                Òÿæåëî
                è íåóìåñòíî
                ðàçâîäèòü ìèñòåðèè.
                Ó íàðîäà,
                ó ÿçûêîòâîðöà,
                óìåð
                çâîíêèé
                çàáóëäûãà ïîäìàñòåðüå.
                È íåñóò
                ñòèõîâ çàóïîêîéíûé ëîì,
                ñ ïðîøëûõ
                ñ ïîõîðîí
                íå ïåðåäåëàâøè ïî÷òè
                Â õîëì
                òóïûå ðèôìû
                çàãîíÿòü êîëîì —
                ðàçâå òàê
                ïîýòà
                íàäî áû ïî÷òèòü?
                Âàì
                è ïàìÿòíèê åùå íå ñëèò, —
                ãäå îí,
                áðîíçû çâîí
                èëè ãðàíèòà ãðàíü? —
                à ê ðåøåòêàì ïàìÿòè
                óæå
                ïîíàíåñëè
                ïîñâÿùåíèé
                è âîñïîìèíàíèé äðÿíü.
                Âàøå èìÿ
                â ïëàòî÷êè ðàññîïëåíî,
                âàøå ñëîâî
                ñëþíÿâèò Ñîáèíîâ
                è âûâîäèò
                ïîä áåðåçêîé äîõëîé —
                “Íè ñëîâà,
                î äðó-óã ìîé,
                íè âçäî-î-î-î-õà”.
                Ýõ,
                ïîãîâîðèòü áû èíà÷å
                ñ ýòèì ñàìûì
                ñ Ëåîíèäîì Ëîýíãðèíû÷åì!
                Âñòàòü áû çäåñü
                ãðåìÿùèì ñêàíäàëèñòîì:
                Íå ïîçâîëþ
                ìÿìëèòü ñòèõ
                è ìÿòü!
                Îãëóøèòü áû
                èõ
                òðåõïàëûì ñâèñòîì
                â áàáóøêó
                è â áîãà äóøó ìàòü!
                ×òîáû ðàçíåñëàñü
                áåçäàðíåéøàÿ ï_î_ãàíü,
                ðàçäóâàÿ
                òåìü
                ïèäæà÷íûõ ïàðóñîâ,
                ×òîáû
                âðàññûïíóþ
                ðàçáåæàëñÿ Êîãàí,
                âñòðå÷åííûõ
                óâå÷à
                ïèêàìè óñîâ.
                Äðÿíü
                ïîêà ÷òî
                ìàëî ïîðåäåëà.
                Äåëà ìíîãî —
                òîëüêî ïîñïåâàòü.
                Íàäî
                æèçíü
                ñíà÷àëà ïåðåäåëàòü,
                ïåðåäåëà⠗
                ìîæíî âîñïåâàòü.
                Ýòî âðåìÿ —
                òðóäíîâàòî äëÿ ïåðà,
                íî ñêàæèòå
                âû,
                êàëåêè è êàëåêøè,
                ãäå,
                êîãäà,
                êàêîé âåëèêèé âûáèðàë
                ïóòü,
                ÷òîáû ïðîòîïòàííåé
                è ëåãøå?
                Ñëîâî —
                ïîëêîâîäåö
                ÷åëîâå÷üåé ñèëû.
                Ìàðø!
                ×òîá âðåìÿ
                ñçàäè
                ÿäðàìè ðâàëîñü.
                Ê ñòàðûì äíÿì
                ÷òîá âåòðîì
                îòíîñèëî
                òîëüêî
                ïóòàíèöó âîëîñ.
                Äëÿ âåñåëèÿ
                ïëàíåòà íàøà
                ìàëî îáîðóäîâàíà.
                Íàäî
                âûðâàòü
                ðàäîñòü
                ó ãðÿäóùèõ äíåé.
                Â ýòîé æèçíè
                ïîìåðåòü
                íå òðóäíî.
                Ñäåëàòü æèçíü
                çíà÷èòåëüíî òðóäíåé.
                [1926]

Читайте также:  Водостойкая помада для бровей anastasia beverly hills

***

• Àëåêñàíäð Àôèíîãåíîâ
 
“Äà, ìû âñå ïîìíèì è áóäåì ïîìíèòü Åñåíèíà, èìåííî, êàê öâåòîê, íåïîâòîðèìûé íå òîëüêî â òâîð÷åñòâå, íî è, ãëàâíûì îáðàçîì,  â ñâîåé ðàçäâîåííîñòè, êîòîðàÿ ïðèâåëà åãî  ê ïå÷àëüíîìó êîíöó è êîòîðîé íå áóäåò ìåñòà â óñëîâèÿõ àêòèâíîãî  òâîð÷åñòâà íîâîé, ñîöèàëèñòè÷åñêîé äåéñòâèòåëüíîñòè”.
/”Æèçíåííûé ïóòü Ñåðãåÿ Åñåíèíà”, 1926 ã./

• <>  <> <>

• Èîñèô Óòêèí

ÑËÎÂÎ ÅÑÅÍÈÍÓ

Êðàñèâûì, ñèíåãëàçûì
Íå ïðîñòî óìèðàòü.
. .
Îí ïåë, ëþáèë ïðîêàçû,
Ñòèõè, ñåëî è ìàòü.. .

Íàì âñåì äàíà îò÷èçíà
È ïðàâî æèòü è ïåòü,
È, êðîìå ïðàâà æèçíè, —
È ïðàâî óìåðåòü.

Íî îòäàííûå ñèëîé
Íàãàíó è ïåòëå, —
Õðàíèì ìû âåðíîñòü ìèëîé,
Îñòàâëåííîé çåìëå.

ß âèäåë, êàê â àòàêàõ
Ãëîòàëè ïîä êîíåö
Áåññòðàøíûå âîÿêè
Òðàãè÷åñêèé ñâèíåö.

Îíè ëè íå ðóáèëè
Áåçäàðíóþ ñóäüáó?
Îíè ëè íå ëþáèëè
È çåìëþ,
È áîðüáó?

Êîãäà áðîñàþò æåíùèí,
Ëóêàâûõ, íî ðîäíûõ,
Òî ëþáÿò èõ íå ìåíüøå,
È óõîäÿ îò íèõ.

Åñòü óæàñ áåçäîðîæüÿ,
È â íåì — êîíåö êîíþ!
È ÿ òåáÿ, Ñåðåæà,
Íè êàïëè íå âèíþ.

Áóíòóþùèé è øàëûé,
Òû âûêèïåë äî äíà.
Êîìó íóæíû áîêàëû,
Áîêàëû áåç âèíà?. .

Êèïèò, öâåòåò îò÷èçíà,
Íî òû íå ìîæåøü ïåòü!
À êðîìå ïðàâà æèçíè,
Åñòü ïðàâî óìåðåòü.

***

• Âèêòîð Áîêîâ

ÏÀÌßÒÈ ÅÑÅÍÈÍÀ

Íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå îñåíü è îõðà,
Íåáî — ñåðûé ñâèíåö ïîïîëàì ñ ñèíåâîé.
Òàì ëîïàòû ñòó÷àò, íî çåìëÿ íå îãëîõëà —
Ñëûøèò, ìàòóøêà, ìóçûêó æèçíè æèâîé.

À æèâûå èäóò íà ìîãèëó Åñåíèíà,
Îòäàâàÿ åìó è âîñòîðã è ïå÷àëü.
Îí — Íàäåæäà. Îí — Ðóñü. Îí — å¸ Âîçíåñåíèå.
Ïîòîìó è áåññìåðòüå åìó ïî ïëå÷àì.

Êòî îí?
Áîã èëü áåçáîæíèê?
Ðàçáîéíèê èëü àíãåë?
×åì îí òðîãàåò ñåðäöå
 íàø àòîìíûé âåê?
×òî âñå ëåñòíèöû ñëàâû,
Ðàíæèðû è ðàíãè
Ïåðåä çâàíüåì ïðîñòûì:
Îí — äóøà-÷åëîâåê!

Âñ¸ â í¸ì áûëî —
È áóéñòâî, è òèøü, è ñìèðåíüå.
Òîëüêî Âîëãà îöåíèò òàêóþ ãóëüáó!
Íå ïîýòîìó ëü êàæäîå ñòèõîòâîðåíüå,
Êàê òåëîê, ïðèçíàâàëîñü:
— ß òðàâû ëþáëþ!

È ñíåãà, è çàêàòû, è ðîùè, è íèâû
Òèõî, íåæíî ïðîñèëè: — Îò íàñ ãîâîðè! —
Íå ïîýòîìó ëü òàê îõðàíÿë îí ðåâíèâî
Ñëîâî ðóññêîå íàøå, ñâåòèâøåå ñâåòîì çàðè.

Ñëàâà ãåíèþ ÷àñ íåçàêàòíûé ïðîáèëà,
Îí äîñòîèí å¸, ïîëåâîé ñîëîâåé.
Äîðîãà áåñêîíå÷íî íàì ýòà ìîãèëà,
ß ñòîþ íà êîëåíÿõ è ïëà÷ó íàä íåé!

____________ 

Êëþåâ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ [10 (22) îêòÿáðÿ 1884 – ìåæäó 21 è 23 îêòÿáðÿ 1937] — ðóññêèé ïîýò, ïðåäñòàâèòåëü òàê íàçûâàåìîãî íîâîêðåñòüÿíñêîãî íàïðàâëåíèÿ â ðóññêîé ïîýçèè XX âåêà.

Óñòèíîâ Ãåîðãèé Ôåîôàíîâè÷ (1888 – 1932) — ïèñàòåëü è æóðíàëèñò, ñ êîòîðûì Åñåíèí ïîçíàêîìèëñÿ â êîíöå 1918 ã.

Èâàí Ïðèáëóäíûé (íàñòîÿùåå èìÿ Îâ÷àðåíêî ßêîâ Ïåòðîâè÷), [1 (14) äåêàáðÿ 1905 – 13 àâãóñòà 1937] — ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.

Ýðëèõ Âîëüô Èîñèôîâè÷ [7 èþíÿ 1902 – 24 íîÿáðÿ 1937] — ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.

Ñàäîôüåâ Èëüÿ Èâàíîâè÷ (12 èþëÿ 1889 – 17 èþëÿ 1965) — ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò, ïåðåâîä÷èê.

Источник