Почему на картине мона лиза нет бровей

Почему на картине мона лиза нет бровей thumbnail

анатолий розет

Высший разум

(108703)

12 лет назад

Есть несколько теорий о причине отсутствия у Моны Лизы бровей и ресниц. Некоторые ученые считают, это было модно у благородных дам того времени. Другие же полагают, что Леонардо просто-напросто не дописал картину, поскольку у него немало незаконченных работ. Есть версия, что брови и ресницы были смыты во время одной из первых реставраций картины и не восстановлены до сих пор. Один из самых странных вариантов – Мона Лиза страдала алопецией (выпадением волос) и даже нарисована в парике. Кстати, Джорджио Вазари, (1511-1574), написавший биографию Леонардо и описавший его картины, дает подробное описание ныне отсутствующих на картине бровей, хотя, считается, что сам картину не видел. Так что загадка их нынешнего отсутствия на портрете пока не разгадана.

дИНамовец По духу

Высший разум

(143758)

12 лет назад

Долгие годы искусствоведы выдвигали бесчисленное множество теорий о том, почему у Моны Лизы нет бровей. Однако парижский инженер Паскаль Кот утверждает, что, потратив 3000 часов на изучение цифровых сканограмм загадочного портрета XVI века, принадлежащего кисти Леонардо да Винчи, нашел ответ на этот вопрос.

Использовав камеру с высоким разрешением, он обнаружил тонкие мазки кисти в районе бровей и ресниц, которыми Леонардо изначально снабдил жену флорентийского купца.

По прошествии веков, однако, легкие линии либо потускнели, либо были стерты в процессе небрежной реставрации, заявил Кот на выставке работ Леонардо в Сан-Франциско.

“Если посмотреть на левый глаз Моны Лизы с близкого расстояния, то четко видно, что трещинки вокруг него легко сглажены, – указал он. – Такое может быть потому, что в один прекрасный день куратор или реставратор “зачистил” глаз и, сделав это, уничтожил ресницы и бровь”.

Паскаль Кот привлек экспертов из Лувра для изучения его 240-мегапиксельных сканограмм картины.

Ольга Послухаева

Ученик

(108)

1 год назад

В свое время мучилась с ресницами. Пробовала и ламинирование, и мacки, и дopoгие туши использовала, проходила косметические процедуры. В итоге, они истощились и появился негативный эффект. Реснички стали тонкие и некрасивые, а если бы продолжила в том же тeмпе, то вообще бы могла их лишиться.

Подруга рекомендовала купить Карепрост. Cpeдство для yвеличeния ресниц. Я купила, но он не помог. Толку вобще ноль. Прoбoвaла с 4x сайтов и везде были подделки. Стала звонить подружке, отругала её. После этого с ней две недели не общались. После этого увиделись у меня, она мне сказала, что есть мошенники и сейчас кучу peплик и пoдделoк под это средство и надо делать заказ только с одного сайта, где пpoизвoдство идет с подтверждением контроля качества Соединеных Штатов Америки. Это oчень важно!

Спустя пару недель появится видимый результат, но самый максимальный эффект появится через 2-3 мecяца. У меня теперь ресницы объемнее стали, длиннее и очень вырaзитeльныe. А самое важное, естественные и не надо ничeгo подкрашивать и использовать процедуры, типа ламинирования! Очень приятно, что повысилось внимание от мужского пола. Я даже сама не ожидала, что такая маленькая деталь, как красивые естественные реснички способны настолько сильно влиять на мужское внимание.

Покупаю отсюда Полтора мecяца использовала 1-2 рaзa в сутки. И после того, как эффект уже будет мaкcимальный, то для прoфилaктики теперь использую раз в 3 -4 дня для укрепления эффeктa. Пoпрoбуйтe! Счастья вам и здоровья для ваших ресниц!

Источник

На чтение 7 мин.

     Отсутствие бровей у дамы, изображенной на картине “Джоконда”, впервые отметил в 1817 г.  французский писатель  Анри Стендаль.  А “Джоконда” датируется предположительно периодом 1503-1515 гг.

     Версий, почему бровей нет (или же не видно) сейчас существует много, вот некоторые из них.

     1 -я версия:

    Леонардо да Винчи на многих портретах и картинах специально едва прорисовывал брови, чтобы акцентировать внимание именно на глазах, выделить их, подчеркнуть, придать взгляду загадочность и значительность (что ему всегда удавалось!)… Так что это вроде как обычный его прием…

     2-я версия: просто тогда это было модно!

   “Мода на высоко выбритый лоб с бритыми бровями действительно  была Изабелла Баварскаяраспространена среди женщин в XV веке в аристократических кругах Италии, Франции и Нидерландов. Введение этого обычая, как принято считать, связывают с именем Изабеллы Баварской (1395 год).

     Красивыми считались бледный цвет лица, стройная «лебединая (змеиная) шея» и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы надо лбом и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось длиннее, брили затылки. Высокий выпуклый лоб был модным, и для его создания волосы надо лбом и затылком (для создания эффекта длинной шеи) иногда подбривали на два, а то и четыре пальца, а брови выщипывали. Также упоминаются случаи выщипывания ресниц, как верхних, так и нижних. ” –  Википедия  

     Рассмотрим  несколько женских портреты, написанные знаменитыми художниками средневековья из разных стран,  на предмет наличия бровей.

Рогир ван дер Вейден Портрет леди 1460 г.       Нидерланды:  У дамы, послужившей моделью для “Портрета леди”, написанном Рогиром Ван дер Вейденом в 1460 г., брови либы выбриты, либо выщипаны.

Агнесса Соррель

     Франция: Изображенная Жаном Фуке в 1450 году знаменитая куртизанка Агнесса Сорель, дама де Боте, фаворитка Франции Карла VII, также  брила брови. Она считалась одной из самых красивых женщин этой эпохи! Агнессе приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь. Её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование простого люда и некоторых придворных, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: “У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете”.

Портрет герцогинь Сибиллы, Эмилии и Сидонии Саксонских, Кранах Старший, Лукас, Около 1535, 62 x 89 см, Дерево, масло, Возрождение

     Германия:  А вот портрет  трех практически безбровых герцогинь Сибиллы, Эмилии и Сидонии Саксонских, написанный немецким живописцем той эпохи Кранахом Лукасом Старшим около 1535 г. 

Кранах Лукас Старший

      Портрет его же кисти “Мезальянс”- 1532 г.

Рембрандт, Харменс ван Рейн Портрет Саскии с цветком 1641 г. Нидерланды, Голландия

     Нидерланды: Знаменитый “Портрет Саскии с цветком” Рембрандта, написанный в 1641 г.   

Елизавета I     Англия: Действительно, такая мода имела место, и ей следовали весьма  высокопоставленные персоны – например,  портрет  английской королевы Елизаветы I (1558-1603 г.г., кстати, это она ввела моду на рыжий цвет волос)  говорит о том, что и она тоже брила брови. 

Читайте также:  Форма бровей при широком лбе

     Т.е., такая мода продержалась почти три   века?

     Говорят, новое – это хорошо забытое старое…  Вот и сейчас как будто бы мода  на бритые брови возвращается… “Лоб Джоконды” время от времени просят сделать и некоторые современные модницы. Женщины удаляют волосы на затылке, чтобы зрительно увеличить шею и носить высокие прически. Долой сросшиеся брови: говорят, это признак дурного характера…

     Недавно на показах элитных брендов Balenciaga и Prada сезона осень-зима 2009 стилисты  сбрили брови своим известным высокооплачиваемым  моделям…

Тренд

Брови ДжокондыБрови Джоконды

     Неизвестно, выйдет ли эта мода на улицы, – как воспримут это современные люди – ведь бритые брови пока, так же как и в средние века, предлагаются  элите…

    Но ведь жена торговца шелками  по своему общественному положению не могла считаться аристократкой! Да и до бритья ли бровей ей было, если (по некоторым версиям) ее одеяние является траурным? Впрочем, по некоторым сведениям, ее мужу в 1510 году  удалось сделать во Флоренции выдающуюся политическую карьеру и в течение последующих семи лет он определял судьбы своего родного города. Мона Лиза была его второй или третьей супругой. И либо она  была большой поклонницей  высокой моды того времени, тем более, что жила во Флоренции – одном из самых крупных культурных центров того времени, и подражала высокопоставленным модным особам, либо…

     3-я версия: Это не она!

… либо все-таки моделью послужила другая дама, – действительно аристократка, брить брови для которой было действительно показателем ее высокого происхождения, общественного положения и чуть ли не обязанностью!

      4-я версия: тайный замысел Леонардо!  

     Отсутствие бровей – это  знак, который должен привлечь внимание зрителя к отгадке  шифра Леонардо! Эту интересную, и очень красивую  версию Вы можете посмотреть на ролике The mystery of the Divine Gioconda Smile – Тайна Джоконды  в разделе ВИДЕО. Оказывается, если правильно рассматривать картину, на ней возникает эфемерный образ прекрасного ангела!

      5-я версия: болезнь

      В среде знати того времени были часты уродства,  бесчисленные детские болезни, особенно рахит. Никогда не было столько калек, горбунов и карликов, как тогда, когда появился идеал средневековой красоты – маленькая, хрупкая фигурка с чуть вздутым животом, подчеркнутым фасоном платья, одутловатое бледное лицо с большим выпуклым лбом, без бровей и ресниц – их лишались из-за болезней. Даме, изображенной на картине “Джоконда”, современные врачи ставят множество диагнозов – и один из них – алопеция (отсутствие волос)

      6-я версия: брови все-таки были!

     Французский инженер Паскаль  Котт изобрел специальную ультрасовременную цифровую фотокамеру с разрешением 240 мегапикселов, так называемую Multi-spectral Imaging Camera, которая при помощи патентованной технологии работы в инфракрасном диапазоне при интенсивном освещении способна как бы пронзать верхние слои краски и лака, нанесенные неловкими реставраторами за все прошедшие столетия. С помощью этой своей камеры Котт сумел выяснить, как изначально выглядела Мона Лиза, как были наложены краски самим да Винчи, – отделив все последующие чужеродные слои.
До и после     После двух лет тщательного анализа Котту открылось настоящее синее небо, розовый цвет лица девушки, гораздо более яркие горы и зеленые деревья. Котт считает, что брови и ресницы были случайно стерты во время реставрационных работ или краска просто выцвела за почти пятьсот лет. Доказательством является фото с разрешением 150 тысяч точек на дюйм, на котором лицо Моны Лизы увеличено в 24 раза. На нем различим единственный мазок кисти одного волоска над левой бровью, который подтверждает, что брови когда-то все-таки были. Если внимательно посмотреть на место рядом с глазом Джоконды, то можно заметить, что трещинки вокруг него постепенно сходят на нет – это следы неумелой реставрации.Мона Лиза

ВВЕРХ В МЕНЮ

В РАЗДЕЛ ДЖОКОНДА

Post Views:
3 319

Источник

«Мона Лиза» – это первое, на что бегут смотреть туристы, оказавшись в парижском Лувре. Веками картина манит искусствоведов, коллекционеров, историков и просто любопытных.

В чем загадка «Моны Лизы»?

Вовсе не художественная ценность картины Леонардо Да Винчи вызывает такой интерес. Вокруг Джоконды огромное количество вопросов и загадок. Кто изображен на полотне? Улыбается ли девушка? Скрыт ли в картине какой-то шифр? За много лет искусствоведы так и не нашли ответов на эти вопросы.

bild.de

Кто изображен на картине?

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (полное название полотна) был написан Леонардо да Винчи в промежутке между 1503 и 1505 годами. Согласно официальной версии, на картине изображена супруга флорентийского торговца Франческо Джоконда, который и заказал портрет любимой. Впрочем, он его так и не получил: Леонардо не передал заказчику портрет, и не получил за него деньги. Согласно мнению современных исследователей, картина вообще не была написана во Флоренции. К тому же, по данным современников, в период, когда должна была быть создана «Мона Лиза», Леонардо был занят другим своим шедевром («Битвой при Ангиари»), причем занят настолько, что отказывал в заказах самым знатным особам. При этом, никто из друзей да Винчи при жизни не видел героиню изображения вживую, что породило множество теорий о личности прототипа «Джоконды».

Так, есть версия, что «Мона Лиза» является автопортретом самого автора, в котором он изобразил свое утонченное женское начало. Хотя на первый взгляд она кажется абсурдной, нельзя не отметить сходства Леонардо и женщины на картине. Даже современное компьютерное исследование показало, что основные черты лица художника и его творения совпадают.

nbcnews.com

Аналогичное предположение, выдвинутое основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом, гласит, что на картине нарисована мать итальянского живописца.

Еще одна версия гласит, что на полотне изображен Салаи, ученик и, по совместительству, возлюбленный Леонардо да Винчи, о гомосексуальной ориентации которого было известно еще при жизни художника. Учитывая сложную гамму чувств, которую испытывал да Винчи к своему подопечному, неудивительно, что ему пришла в голову странная мысль изобразить юношу в женском одеянии.

Третья теория предполагает, что прототипом для создания «Джоконды» стала герцогиня Констанца д’Авалос (1460-1541). Ей дали прозвище «Весёлая», а по-итальянски это означает «la gioconda», то есть «Джоконда». В период написания картины дама была вдовой. Что интересно, Констанца д’Авалос была воспета в поэме Энео Ирпино, который в своем произведении также упомянул портрет руки Леонардо. Историки предполагают, что картину художнику заказал тогдашний любовник вдовы Джулиано Медичи, который, удачно женившись, открестился как от порочной связи, так и от портрета, не забрав его у да Винчи.

Читайте также:  Тауп цвет тени для бровей

Улыбка Моны Лизы

Улыбка Моны Лизы – это уже крылатое выражение, обозначающее обманчивое и загадочное выражение лица, некую тайну. Действительно, каждый турист, оказавшись в заветном зале центрального парижского художественного музея, подолгу рассматривает картину, пытаясь понять: так улыбается ли женщина? Мы можем ответить вам на этот вопрос. Нет, Джоконда не улыбается. Даже рентгеновские снимки, сделанные учеными для изучения всех слоев краски полотна, показали, что женщина, изображенная Леонардо, вполне серьезна. Тем не менее, картина «обманывает» периферийное зрение человека – если смотреть на нее под углом, кажется, что плотно сжатые губы Моны Лизы искривила улыбка. Не столь веселая, сколько таинственная.

discovermagazine.com

Брови Джоконды

Человека, не знакомого с историей моды и культуры 16-го века, может удивить тот факт, что у изображенной на картине женщины полностью отсутствуют брови. На самом деле это вовсе не странно. Наоборот, в начале 16 века отсутствие бровей и волос на верхней части лба (так называемый «кватроченто») свидетельствовали о том, что женщина следит за модой и относится к высшему слою населения. Потому вплоть до 2013 года ученые были уверены и не удивлялись тому, что у женщины на портрете полностью сбриты брови. А вот в 2013-ом французский инженер Паскаль Котэ, проведя ряд исследований, определил, что брови у нее все-таки были – высокоточное сканирование показало следы кисти на месте, где должны быть волоски. Почему они исчезли? Некоторые считают, что от времени. Другие уверены: дело в чересчур трепетном отношении слуг королевского дворца, где десятилетиями висела картины. Желая сохранить ее красоту, они чистили и мыли «Джоконду», вот и счистили ее брови. Некоторые исследовали склонны считать, что все дело в неудачной реконструкции полотна, произведенной пару столетий назад.

scientificamerican.com

Немного мистики

Большое внимание портрету Леонардо да Винчи в своей книге «Код да Винчи» известный писатель Дэн Браун. Браун, большой поклонник мистики, причислил автора к числу иллюминатов, а его картину сделал носителем кода. Конечно, иллюминатом Леонардо не был. Но вот шифр в картине и правда есть. Его даже можно заметить без всякой аппаратуры, вглядевшись в глаза Моны Лизы. В одном глазу мелким шрифтом написано «LV», что скорее всего обозначает инициалы авторы. В другом глазу буквы тоже есть, только они расплылись от времени, и сложно понять, то ли это S, то ли B или вовсе CE. Символы можно увидеть и на арке моста, который находится за спиной у модели — комбинация L2 или 72. При детальном исследовании картины искусствоведы также обнаружили цифры на задней части полотна – 149. Значение этих шифров ученые пока не рассекретили.

Много PR

Сегодня «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» занимает главное место в ключевом художественном музее мира. И даже человек, очень далекий от искусства, знает о загадке личности Джоконды, о тайнах ее улыбки и о странностях, происходивших с ее бровями. Безусловно, Леонардо далеко отошел от своих тогдашних конкурентов в искусстве живописи, и детальность, мастерская игра теней в его полотне поражает. Но главное, что привлекает внимание к портрету – это, все же, атмосфера тайны, которая лишь усилилась после двух интересных случаев.

Первый произошел в 1911 году. Полотно, доселе не имеющее особой популярности среди посетителей Лувра, было украдено. Как выяснилось позже, одним из сотрудников музея. Винченцо Пруджиа мечтал вернуть картину в родную Италию. Но спустя год Пруджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке «Джоконды» и был пойман. Картина вернулась уже на почетное место в галерее, а самого Винченцо на 2 года посадили в тюрьму (весьма мягкое наказание, власти отнеслись с уважением к патриотичному итальянцу).

После истории с похищением на картину Леонардо обратила пристальное внимание пресса. Стали всплывать удивительные истории о том, как Джоконда пленит и пугает людей. Один из посетителей Лувра пытался облить картину серной кислотой, другой кинул в нее камнем. Одна женщина, долго смотревшая на картину, пыталась облить ее краской. Трое поклонников шедевра итальянского живописца покончили с собой. Часть историй, которые все возникают и возникают вокруг Джоконды – безусловные мистификации, по мнению некоторых исследователей, созданных самим руководством Лувра для привлечения интереса к музею. Есть даже мнение, что сам директор и организовал кражу полотна.

scientificamerican.com

Увы, администрация Лувра после похищения портрета была уволена (из-за недостаточного внимания к вопросам охраны лучших шедевров мировой живописи). Но если кража и последующий скандал действительно были придуманы директором и его командой, то этот PR-ход был просто гениальным. Ведь плохой рекламы, как известно, не бывает. А с 1911 года «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» можно смело назвать одной из самых известных картин всех времен.

Наш материал показался вам интерсным? Тогда, уверены, вам понравится и другая статья, посвященную искусству, на сей раз современной скульптуре. Посмотрите на самые красивые и необычные произведения мастеров 21 века!

Источник

Совершенство или собрание пороков? Загадка Моны Лизы

Если бы картину не украли…

Ах, как жаль, что история не приемлет условно-сослагательное наклонение – «что было бы, если бы…» Допусти она эту вольность, очень хотелось бы провести один любопытный эксперимент.

Взять и «отмотать» на сто с небольшим лет назад «ленту» жизни и сделать так, чтобы в 1911 году вовремя схватить за руку Винченцо Перуджиа – никому не ведомого художника-любителя – чтобы он не сумел украсть из Лувра картину «Мона Лиза», написанную Леонардо да Винчи.

Знаете ли вы о том, что Микеланджело трудился, превозмогая боль? Чем страдал Мастер? Узнать здесь

Да, позже пропажу нашли и вернули на место. Но хотелось бы узнать: привлекала бы к себе эта работа столь пристальное внимание миллионов людей, восторгались бы они только лишь гениальным творением великого Мастера – или всё же полотно стало столь широко известным исключительно за счёт «криминальной» биографии? Ведь люди так падки на сенсации, а если таковых нет – придумывают их себе сами.

Читайте также:  Тупая боль над правой бровью

Однако, коль уж с историей не поиграешь в такие игры, давайте попытаемся сами разобраться в феномене популярности Джоконды с её загадочной полуулыбкой.

Кто изображён на холсте?

Хорошо хоть, что нет сомнений в том, кто написал «Мону Лизу». Разумеется, знаменитый Леонардо. Но зато как же досталось от многочисленных исследователей самой изображённой на полотне даме!

БОЛЬШИНСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ УВЕРЕНЫ:
НА КАРТИНЕ ИЗОБРАЖЕНА СУПРУГА (ТРЕТЬЯ ПО
СЧЁТУ) НЕКОЕГО ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ ДЖОКОНДО –
ФЛОРЕНТИЙСКОГО ТОРГОВЦА МАНУФАКТУРОЙ

Такое ощущение, что многие из них включились в негласное соревнование: кто больше сделает предположений о том, чем болела Джоконда. Впрочем, об этом чуть ниже. Пока же несколько слов об истории создания картины «Мона Лиза».

Время написания – начало XVI века. Полное название – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски: «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo». В русском варианте в слове «Монна» (от сокращённого итальянского ma donna – госпожа) почему-то неведомо куда исчезла одна «н», и получилось – «Мона».

Большинство исследователей уверены: на картине изображена супруга (третья по счёту) некоего Франческо дель Джокондо – флорентийского торговца мануфактурой. Её полное имя – Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини. Родилась 15 июня 1479 года, стала матерью пятерых детей, шестой был приёмным.

Если вам, читатель, так будет спокойнее, считайте, что на знаменитой картине именно Мона Лиза Джоконда. Но, вообще-то, на всякий случай, имейте в виду, что, по разным предположениям, сделанным в разное же время, это могут быть как шесть совершенно других женщин, так и изображение некоего юноши, а также портрет матери да Винчи (версия З. Фрейда) и даже автопортрет самого Леонардо.

Читайте материал по теме: Спасти человечество или разбогатеть? О чём мечтал Зигмунд Фрейд?

Впрочем, я бы всё же остановился на версии о том, что знаменитая улыбка Джоконды принадлежит именно Лизе Герардини. В 2005 году специалисты Гейдельбергского университета нашли старинный фолиант, он принадлежал одному лично знакомому с автором портрета флорентийскому чиновнику, и тот на полях указал как раз это женское имя – чиновник засвидетельствовал, что да Винчи работал над её портретом.

ПО РАЗНЫМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ, МОНА
ЛИЗА – ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕКОЕГО ЮНОШИ,
А ТАКЖЕ ПОРТРЕТ МАТЕРИ ДА ВИНЧИ (ВЕРСИЯ
З. ФРЕЙДА) И ДАЖЕ АВТОПОРТРЕТ САМОГО ЛЕОНАРДО 

Повод для заказа картины был таким: торговец выстроил для своей семьи новый дом, и, к тому же, у супругов родился второй сын, Андреа.

«Хороши также грудь и улыбка»

Не подумайте, читатель, «ничего такого», я, к счастью, не эксперт по старинным портретам: в подзаголовке всего лишь цитата – это пел Андрей Миронов в нашем старом чудесном фильме «Обыкновенное чудо».

Так вот, об улыбке Моны Лизы. Вот тут-то многочисленные знатоки человеческой психологии и физиологии дали себе такую волю, что начинаешь понимать: пределов человеческой фантазии просто нет.

Так, один американский специалист по лечению зубов и, по совместительству, искусствовед (бывает, оказывается, и такое) уверен: бедная Джоконда, судя по её скупой улыбке, утратила немало зубов и, позируя, просто стеснялась улыбнуться пошире, «по-американски».

Читайте материал по теме: Улыбайтесь! Как перестать бояться стоматолога?

Вносят свой вклад и офтальмологи: глядя на картину, они признают у «бедной Лизы» и косоглазие, и катаракту, и, заодно, гетерохромию радужки – якобы, разглядели, что глаза у неё разного цвета.

А ещё, оказывается, эта странная улыбка свидетельствует о наличии у её владелицы… олигофрении, алкоголизма, глухоты и, самое невинное – астмы. О как! Спасибо «экспертам», теперь хоть буду знать, как улыбаются астматики.

Ну, что ж, наше почти детективное расследование подходит к концу, осталось только выяснить, почему у Моны Лизы нет бровей.

Один вариант: мода тогда такая была – выщипывали их. Для красоты. Правда, и здесь найдутся критики – у Джоконды же ещё и ресниц не видно! Значит, делают они вывод, однозначно, болезнь – скажем, алопеция (выпадение волос).

Читайте больше наших статей каждый день в официальной группе компании ВКонтакте

Другое мнение: художник использовал новую технологию, накладывая краски слой за слоем, и просто не закончил портрет, не успел дорисовать брови и ресницы.

Есть и ещё версия: картина не раз подвергалась реставрации, вот как-то случайно и смыли брови.

Всё это было бы смешно…

Знаете, уважаемые читатели, в конечном итоге, я предлагаю вам самим решить, в чём же заключается секрет Моны Лизы. Напоследок лишь поделюсь собственным мнением на этот счёт – разумеется, ни в коем случае не претендуя на истину.

Человек, укравший «Джоконду» из Лувра, получил за это по суду один год и 15 дней тюрьмы. А споры о картине длятся уже не одно столетие. И, кажется, с каждым годом, новых версий всё больше.

Нет, я понимаю: в этом многолетнем обсуждении участвуют уважаемые люди, иногда с мировыми именами. Всё бы ничего, но… До историков доходят какие-то разрозненные, порой откровенно противоречивые факты. У врачей нет ни анамнеза многочисленных «заболеваний» Джоконды, ни серьёзных научных фактов – лишь предположения.

Согласитесь, читатель, всё это напоминает горячий спор о том, «есть ли жизнь на Марсе». То есть говорить-то можно что угодно, а докопаться через века до истины, похоже, уже никто не сможет.

На мой взгляд, те, кто пытаются в очередной раз доказать, что таки нашли разгадку «Моны Лизы», не столько хотят поставить точки над «i» в затянувшейся полемике, сколько на этой модной волне о себе-любимых заявить.

Мне кажется, ситуация выглядит куда проще. До нас дошла гениальная работа Мастера. Порадуемся этому. Смотрим. Любуемся. Наслаждаемся.

Вот и всё.

Текст: Игорь Чичинов

Также вам могут быть интересны:

Катастрофа Альфреда Хичкока

«Если мне не позволят писать, я умру…» Как мольберт и кисть спасли Кустодиева

«Золотые монеты» – не главная загадка «Данаи» Рембрандта?

Источник