Стиль в макияже ар деко
Стиль ар-деко, ставший главной визитной карточкой начала нового тысячелетия и главным «скандалом» для всех консерваторов
Как известно, человеческая история циклична. После «темных» периодов всегда наступает эпоха возрождения. Так произошло и в 20-х годах ХХ века: после Первой мировой войны человечеству, соскучившемуся по простым (и не очень) радостям, оставалось только наверстывать упущенное. Так родился стиль ар-деко, ставший главной визитной карточкой начала нового тысячелетия и главным «скандалом» для всех консерваторов.
Архитектура, живопись, театр, литература, мода – этот стиль внес изменения во все существующие области культуры нового мира. Каноны женского образа не стали исключением. На смену пышногрудым роковым соблазнительницам пришли озорные и яркие «флэпперы» («хлопушки»), как называли юных чаровниц, с ума сходящих по танцам, шампанскому и автомобилям. Женщина перестает быть чопорной хранительницей очага и требует абсолютного равноправия: теперь дамы не стесняются курить в общественных местах, не знают меру в алкогольных напитках, носят откровенные наряды, работают не меньше мужчин и водят машины. Женщины могут все – и это естественным образом отражается на их внешнем виде.
С легкой руки знаменитых актрис Мэри Пикфорд, Бебе Дэниелс и Клары Боу женщины меняют претенциозно длинные локоны на короткие стрижки «a la garconne». Челки тоже в моде: прямые и косые, они неизбежно закрывают половину лица, придавая своей обладательнице вид загадочный и неимоверно таинственный.
В это же время входит в моду стрижка «боб»: короткие волосы, чуть прикрывающие мочки ушей, девушки завивают горячими щипцами, создавая ту самую «голливудскую волну», актуальную до сих пор.
Именно в это время входит в моду яркая помада. Если раньше девушки предпочитали наносить на губы лишь косметический вазелин, подчеркивающий естественную пигментацию, то в эпоху ар-деко красные губы-сердечки стали неотъемлемой частью имиджа любой модницы. Особым шиком считалось выделять изгиб верхней губы, придавая ему остроконечную форму. В сочетании с драматичными темными тенями, неизменными спутниками женского образа 20-х, такие губы придавали лицу несколько страдающее и томящееся выражение.
Важный нюанс – брови. Тонкие, как нитка, и неимоверно длинные, они тоже вносили долю театральности в образ юной леди. Кстати, юными должны быть все: в 20-е годы рождается тот самый «культ молодости» (поклонниками которого мы являемся до сих пор), и даже зрелые и умудренные опытом дамы стремились как можно дольше сохранять подвижное очарование. В этом нелегком деле им очень способствовала мода на запредельную худобу: узкие бедра, маленькая грудь, острые плечи и колени – таким было представление об идеальной женской фигуре в это время.
Богини декаданса должны были иметь матовую кожу и драматичный взгляд из под полуопущенных век. Наверное, именно ревущие двадцатые стали эпохой расцвета косметической индустрии. Max Factor выпускает специальные тональные средства, отличающиеся от театрального грима, закупоривающего поры и вызывающего серьезную аллергию, появляется первая помада в стике, удобные пудреницы с зеркалом и, конечно же, легендарная тушь Maybelline, ставшая первым средством для ресниц для ежедневного использования. Женщины пользовались темной жирной подводкой для глаз, растушевывая ее по верхнему веку, а затем наносили тени. Особенной популярностью пользовались бирюзовые и зеленые оттенки.
Масла в огонь женской сексуальной раскрепощенности подлила Коко Шанель, в 1921 году выпустившая свой знаменитый Chanel №5. Этот абстрактный составной аромат, разлитый в подчеркнуто лаконичные флаконы, моментально стал самым вожделенным парфюмерным творением своего времени. Впрочем, его успеху не уступало восточное сандаловое звучание Shalimar от Guerlain.
Аромат Shalimar от Guerlain
Всему этому великолепию было суждено закончиться в 1929 году. Биржевой крах привел к Великой депрессии, и миллионы людей лишились средств к существованию. Сложившаяся экономическая ситуация заставила женщин забыть о беззаботном образе «хлопушки», стремящейся к развлечениям и пропагандирующей модные наряды. Однако те перемены, произошедшие в индустрии красоты, остались в копилке смелых и эмансипированных особ – не зря отголоски стиля ар-деко с завидной регулярностью мы можем встретить не только в кино, но и коллекциях современных дизайнеров и в бьюти-индустрии.
Фото: архив пресс-служб, @kinopoisk
Когда я написала о моде 20-х годов первый раз, моя публикация о вечерней моде того периода была в большой степени подготовлена. Однако все сложилось так, что смогла я к ней вернуться только сейчас. Но лучше поздно, чем никогда.
Мода и стиль 20-х годов ХХ века оставили большой след не только в истории моды, но и вообще в человеческой истории. К этому периоду постоянно возвращаются художники, кинематографисты, модельеры… ну и многие из нас тоже очень активно интересуются.
Мода того периода формируется в условиях экономического роста послевоенных лет, стремительного развития промышленности, формирования новых взглядов и культурных ценностей. Так же начиная с 20-х годов, на моду и стиль непосредственное влияние стали оказывать звезды кино и танцовщицы джаза. Так, под влиянием американской актрисы Луизы Брукс, образом десятилетия стала стрижка паж.
Стильные 20-е годы предоставили женщинам до сих пор не виданную свободу и самостоятельность – женщины стали путешествовать в одиночку, осваивать мужские специальности, водить авто, гулять, пить и курить наравне с мужчинами. Все это отразилось не только на манере поведения, но и на внешнем облике и стиле женщины 20-х годов.
В это десятилетие были популярны банты на бедрах и неровный подол, драпировки и длинные шарфы, бисерная вышивка сверху донизу, бахрома, прямые юбки, часто имевшие плиссированные складки, пояс подчеркивал бедра.
Основной силуэт тех лет – труба, с бретельками или без рукавов, с низким декольте спереди и сзади. Декольте на спине зачастую достигало талии.
Стильные аксессуары 20-х годов – это пудреницы, портсигары, длинные бусы и цепочки, шелковые шарфы, пояса и банты, подчеркивающие бедра.
Самым стильным и почти обязательным украшением 20-х годов стала длинная, до двух метров, нить жемчуга.
Среди головных уборов популярностью пользовались шляпки-«колокольчики», закрывающие всю голову и уши, так же часто носили косынки и маленькие чалмы на голове. Модные головные уборы отделывались декоративными строчками, атласными лентами, цветами, расшивались стразами. Шляпки украшались перьями, брошами и шляпными булавками.
В этом десятилетии в обувной моде произошел настоящий бум – началось массовое производство на фабриках. Впервые в истории модницы получили возможность подбирать модели туфель к тому или иному платью.
Самой модной моделью обуви 20-х годов стали танцевальные туфли на устойчивом каблуке для украшения, которых использовали алмазы, пряжки, ремни и перепонки. Появились модные и удобные резиновые ботики. Они не были самостоятельной обувью, а, как и галоши, надевались на хорошую обувь, чтобы защитить ее от воды и грязи. Широкий каблук у них был не сплошной, а с углублением по центру. Нарядная туфелька входила туда каблучком.
В это десятилетие мода и стиль развиваются в нескольких направлениях.
Стиль «золотых двадцатых» – это мода женщин-подростков с выразительными глазами и яркими темно-красными губами, смуглой кожей, в платьях с открытой спиной, на которой красовалась длинная нить жемчуга.
В это же время появляется стиль Ар Деко. На формирование этого стиля оказали влияние сценические костюмы «Русских сезонов» Дягилева, а также восточные и персидские традиции в одежде. Русская вышивка стала пользоваться огромной популярностью. Стиль Ар Деко предполагал смешение множества направлений моды, роскошную отделку. Одежда украшалась кружевом, вышивкой, бахромой. В моде также была отделка мехом.
Одной из главных черт ар-деко стало увлечение Китаем, Японией, Персией и Египтом. Египтомания захлестнула Европу в 1922 году, когда была найдена гробница Тутанхамона. У древнеегипетского искусства и стиля ар-деко есть много общего, например плоскостность и декоративность, которые заключены уже в самом рисунке. Появившиеся тогда ювелирные украшения с египетскими мотивами в общем приближении можно разделить на два вида. В первом подлинные частицы древних египетских украшений инкорпорируются в новые изделия. Такие драгоценности характерны, прежде всего, для дома Cartier (как известно, Луи Картье был страстным коллекционером древностей). Второй вид—представляет собой типичные сотуары и подвески ар-деко, но с традиционной египетской символикой и характерен, скорее, для фирмы Van Cleef & Arpels.
Раскопки гробницы Тутанхамона в 1922 году привели к всплеску популярности египетских мотивов во всех отраслях европейской жизни – в том числе и в моде. Ориентальные тенденциии, популярные с 1910-х сплелись с вновь набирающими тенденциями древне-египетских мотивов, что нашло отражение в этом вечернем платье сезона весна-лето 1923 года.
Designer: Jeanne Adele Bernard
Brand: Jenny
Другим центром влияния на ювелирное искусство стал Китай, именно оттуда пришёл интерес к главному драгоценному камню Поднебесной империи — жадеиту, всплеск любви к которому мы вновь переживаем сегодня. Много китайских мотивов в эпоху ар-деко используют в своих украшениях Boucheron и Cartier, сочетая жадеит и кораллы. Увлечение Персией дало ювелирам совершенно экзотические сочетания бирюзы, лазурита и оникса. Влияние Японии выразилось в маленьких вечерних сумочках с кистями, прототипом которых были традиционные японские мужские кошельки. Многие ювелирные дома вслед за Фаберже вплотную подходят к созданию аксессуаров и подарков: портсигаров, мундштуков, необычных футляров для помад и пудрениц.
Эклектичный стиль «ар деко», который смешивал геометрические формы кубизма и абстракционизма с африканской экзотикой, стилизованные формы в духе «ар нуво» с искусством Древнего Египта, египетские мотивы были особенно популярны в этом стиле, самые дорогие традиционные материалы с инновационными.
Стиль ар-деко предполагал обязательную вычурность и яркость, которая проявляла себя не только в масштабах изделий и произведений искусства, но и в их исполнении, в материалах, которые были использованы при изготовлении. Таким образом, одежда в стиле ар-деко предполагает роскошный вид.
Первые модели одежды ар-деко сочетали в себе большое количество стилей и мотивов: восточных, элементов старины, русский конструктивизм, абстракционизм, кубизм, модерн. Яркие и необычные для того времени цветовые сочетания, этника, геометрические узоры делали одежду ар-деко помпезной и претенциозной.
И последний, не менее экзотичный для западного человека стиль — русский — также стал одним из символов моды 1920-х гг. появление стиля было обусловлено эмиграцией из большевистской России. В Париже, Берлине, Лондоне и других центрах эмиграции были открыты русские дома моды. Эмигранты шили и вышивали платья и белье, делали бижутерию и сумки, расписывали шелковые шарфы и шали. Русский стиль — это платья-рубашки с вышивкой, напоминающей узоры крестьянских полотенец и драгоценные украшения византийских одежд, пальто с меховой отделкой и один из самых модных на то время головной убор – русский кокошник.
Ар Деко – это последний большой стиль в Европейской моде. Он получил своё название в 1925 году и в переводе означает «декоративное искусство». Развиваясь под влиянием археологических раскопок, открывших цивилизации Америки и Древнего Египта, Ар Деко просуществовал немногим более пятнадцати лет и стал символом финансового благополучия, процветания и изысканности.
Designer: Lucien Lelong
Brand: Lucien Lelong
Это танцевальное платье для популярнейшего в то время чарльстона, созданное из деликатнейшего шифона, расшитое стразами и бисером. Бахрома придавала дополнительный эффект движения и ритмичности. Бум танцевальных платьев с большим количеством блесток и полос, которые выглядели прекрасно благодаря движениям тела в танце символизирует 1920-е годы – эпоху, которую стали называть “Ревущие двадцатые” или “Век джаза”.
Женское платье из хлопковой сетчатой основы, всё расшитое вручную серебром и бисером, 1925 год.
На платье очень много украшения из серебра, поэтому и вес этого маленького платья поражает – около 2 кг!
Женское платье на хлопковой основе, всё расшитое вручную стеклярусом и бисером, с подкладкой из хлопкового атласа, 1926 год. Платье также довольно тяжёлое.
Женское платье из шёлка и крепа, украшенное бисером, 1925 год.
Женское платье из бархата, украшенное вышивкой из золотого и серебряного бисера, бусинками и искусственными бриллиантами, 1925 год.
Женское платье из хлопковой сетчатой основы, всё расшитое вручную бисером, бусинками, 1926 год. Стиль – Art Deco
Женское платье из хлопковой сетчатой основы, всё расшитое вручную бисером, 1926 год.
Женское платье из шифона, украшенное вышивкой из бисера, 1926 год.
Женское платье из шифона, украшенное вышивкой из коралловых и блестящих бусинок, 1925 год.
Женское платье из шёлка, украшенное вышивкой из бисера, 1926 год.
Женское платье на хлопковой основе, всё расшитое вручную бисером, 1927 год.
Женская короткая туника на хлопковой основе, вся расшитая вручную блёстками и бисером, 1927 год.
Изумительное женское зимнее пальто из бархатного шёлка с меховым воротником, 1926-1927 года.
Материал собран совершенно фантастическим способом в “перо”.
Вечернее платье из шелка с вышивкой бархатом и шелком «Lucy Perret». Париж. Ок. 1920-х гг.
Вечернее платье из шелка с тюлевым чехлом, вышитый черными пайетками. Пояс выполнен из манильской шали. США. Около 1919 г.
Ансамбль, состоящий из туники и платья, вышитый пайетками и бисером. Середина 20-х гг.
русский стиль
Нарядное платье из шелка с тюлевым чехлом, вышитое шелком с мотивом двуглавых орлов. Работа неизвестного русского дома моды. Париж. Середина 20-х гг.
русский стиль
Вечернее платье вышитое бисером, стеклярусом, жемчугом и стразами. Работа русской кустарной мастерицы. Белград. Сер. 1920-х г.г.
Туника из шелка. Атрибутируется как работа русского дома моды «Анели». Константинополь. Ок. 1923 г.
Ансамбль из шелка, состоящий из туники и юбки. Юбка вышита гладью в псевдо-русском стиле. Русский дом моды в эмиграции «YTEB».Париж. Середина 20-х гг.
Вечернее платье из муслина вышитое бисером, стеклярусом, стразами и пайетками. Работа русской кустарной мастерицы. Париж. Ок. 1925 г.
Оперное манто из шерсти с меховым воротником. Дом моды «Jeanne Castel ». Париж. 1920-е гг. Вечернее платье из серого муслина вышитое бисером, стеклярусом. Работа русского дома «KITMIR». Париж. Ок. 1927 г.
Платье в русском стиле из велюра отделанное по низу подола мехом. «Grabowsky».Париж. 1925.
Вечернее платье из муслина вышитое бисером, стразами. Работа русского дома «YTEB». Париж. 1927 г.
Когда я написала первую публикацию про моду 20-х годов, в обсуждениях мне был высказан упрек, что какие могут быть золотые 20-е в нашей стране после революции, войн, голода, разрухи и т.д. Конечно, золотые 20-е не применимы к нашей стране в целом, но… задумалась я тогда, вспомнила про НЭП и немного, но нашла в интернете фото. Не буду к этому возвращаться, это есть в предыдущей публикации. Однако с тех пор стала обращать на это внимание.
Несколько неожиданно, но платья на этой фотографии – российские вечерние платья 20-х годов. Находятся или в частной коллекции А.Васильева или принадлежат Музею Москвы. Фотографии сделаны мной на выставке “Мода в зеркале истории”, организованной Александром Васильевым и проходившей прошлым летом в Москве.
Вечерние головные уборы
Женская шляпка для девушки-flapper, выполненная из золотых нитей, украшенных вышивкой, бисером, бусинками, 1920-е года.Эта шляпка также выполнена в большом размере для девушки с длинными волосами, которые можно было спрятать внутрь этого головного убора.
Женская шляпка “Flapper Gold Lame and Sequin Cloche”, сотканная из золотой проволоки и шёлковых нитей разного цвета, основа – бархат, 1920- года. Производство CAMILLE ROGER, Франция.
Женская шляпка “Multicolored Deco Sequin/Beaded Evening Cloche”, полностью выполненная из блёсток и стекляруса по сетчатой основе, 1920-е года. Производство BEDELL, Paris, New York.
Золотые и серебряные парики конца 1920-х — начала 1930-х гг. Информации о них сохранилось мало. Известно только, что сделаны они, действительно, с применением нитей, включающих в себя драгоценные металлы, и что дамы носили такие парики на балы и вечеринки.
Обувь.
Итак туфли. Как известно – это один из важнейших элементов в создании женского образа. Вечерние туфли в основном все дизайнерские и делались они вручную. Особенно каблуки поражают 🙂 Перемычки на туфельках делались для того, чтобы дамы могли в них танцевать появившийся тогда джаз.
Украшения и акссесуары
Излюбленными украшениями 20-x годов были длинные нити из жемчуга и горного хрусталя, броши и заколки, широкие браслеты, крупные серьги в геометрическом стиле, стиле модерн и арт-деко. В вечерней моде очень распространены диадемы.
Использованные источники информации: различные интернет-сайты
Этот стиль 20-х годов можно легко вспомнить по старым фильмам. У него есть четкие правила и допустимые границы. Стиль арт-деко в одежде ярок и узнаваем. Я расскажу о его истории, и о том, как использовать данный стиль в современной жизни.
История стиля арт-деко в одежде
Он родился в Европе, в 20-е годы XX века. Люди потихоньку приходили в себя, после пережитой войны. Полным ходом шла индустриализация. Одежду начали шить на фабриках. Но та одежда, которую шили массово, была скучной и нравилась далеко не всем женщинам. Модницы хотели выглядеть уникально, как в старые добрые времена.
Именно это желание, выглядеть оригинально и модно, породило новый стиль. Но об этом чуть позже.
Нужно отметить, что в то время мир захлестнула эмансипация. Во время войны, женщинам пришлось взять на себя многие мужские обязанности. Они стали осваивать мужские профессии и делали это весьма достойно. Это привело к борьбе за равноправие.
Женская одежда перестала подчеркивать фигуру. Талия скрывалась. Красивыми считались худенькие девушки, больше похожие на юношей. Узкие бедра, отсутствие талии, грудь небольшого размера. В моду вошли короткие прически.
Женщины стали управлять автомобилями и дельтапланами, начали играть в мужские азартные игры, без стеснения курили в общественных местах. Хорошим подарком для женщины был портсигар или мундштук.
Не смотря на всю эту борьбу, женщины оставались женщинами. Со свойственным им желанием выделяться, удивлять, привлекать. Вот мы и подобрались к появлению стиля арт-деко.
Если внимательно изучить развитие модных веяний в Европе, то практически все они брали начало на различных выставках. Стиль арт-деко в одежде не исключение, он появился благодаря выставке современного декоративно прикладного искусства. Под влиянием различных культур и их достижений произошло невероятное смешение стилей от африканских до восточных. Все они переплелись и получился стиль, о котором мы говорим.
Особенности стиля арт-деко в одежде
Можно сказать, что детали из стилей разных стран и культур стали декорировать обычные наряды, превращая их в нечто совершенно невиданное. Повседневную одежду этот стиль затронул весьма относительно.
У обычной одежды появились лишь принты, скромные банты и немного драпировки. Крой остался прежним.
Торжественную одежду и наряды для выхода данный стиль изменил серьезно. Женщины, наскучавшиеся за годы войны по шику и блеску, стали декорировать свои платья пайетками, бисером, кружевами, бахромой, вышивкой, перьями и прочими деталями.
Единственное, что осталось от прежней моды – прямой крой платья и ни намека на женственные формы.
Орнаменты, вышивка, детали кроя пришли в этот стиль из разных стран.
Например, это было сшито на манер кимоно.
Длина юбки могла быть любой, от колена до пола. Короткие юбки в данном стиле начали кроить современные дизайнеры, создавая свои наряды по мотивам тех костюмов. Открытой могла быть спина и линия декольте.
Чаще всего платья были без рукавов.
Большинство платьев