В снежной шапке до бровей

В снежной шапке до бровей thumbnail

СЫН

(Отрывки из поэмы)

Памяти младшего лейтенанта
Владимира Павловича Антокольского,
павшего смертью храбрых 6 июня 1942 года

— Вова! Я не опоздал? Ты слышишь?
Мы сегодня рядом встанем в строй.
Почему ты писем нам не пишешь,
Ни отцу, ни матери с сестрой?

Вова! Ты рукой не в силах двинуть,
Слез не в силах с личика смахнуть,
Голову не в силах запрокинуть,
Глубже всеми легкими вздохнуть.

Почему в глазах твоих навеки
Только синий, синий, синий цвет?
Или сквозь обугленные веки
Не пробьется никакой рассвет?

Видишь — вот сквозь вьющуюся зелень
Светлый дом в прохладе и в тени,
Вот мосты над кручами расселин.
Ты мечтал их строить. Вот они.

Чувствуешь ли ты, что в это утро
Будешь рядом с ней, плечо к плечу,
С самой лучшей, с самой златокудрой,
С той, кого назвать я не хочу?

Слышишь, слышишь, слышишь канонаду?
Это наши к западу пошли.
Значит, наступленье. Значит, надо
Подыматься, встать с сырой земли.

И тогда из дали неоглядной,
Из далекой дали фронтовой,
Отвечает сын мой ненаглядный
С мертвою горящей головой:

— Не зови меня, отец, не трогай,
Не зови меня — о, не зови!
Мы идем нехоженой дорогой,
Мы летим в пожарах и в крови.

Мы летим и бьем крылами в тучи,
Боевые павшие друзья.
Так сплотился наш отряд летучий,
Что назад вернуться нам нельзя.

Я не знаю, будет ли свиданье.
Знаю только, что не кончен бой.
Оба мы — песчинки в мирозданье.
Больше мы не встретимся с тобой.

2

…Но разве это, разве тут начало?
Начала нет, как, впрочем, нет конца.
Жизнь о далеком будущем молчала,
Не огорчала попусту отца.
Она была прекрасна и огромна
Все те года, пока мой мальчик рос,—
Жизнь облаков, аэродромов, комнат,
Оркестров, зимних вьюг и летних гроз.

И мальчик рос. Ему ерошил кудри
Весенний ветер, зимний — щеки жег.
И он летел на лыжах в снежной пудре
И плавал в море — бедный мой дружок.
Он музыку любил, ее широкий
Скрипичный вихорь, боевую медь.
Бывало, он садится за уроки,
А радио над ним должно греметь,
Чтоб в комнату набились до отказа
Литавры и фаготы вперебой,
Баян из Тулы, и зурна с Кавказа,
И позывные станции любой.

Он ждал труда, как воздуха и корма:
Чертить, мять в пальцах, красить что-нибудь…
Колонки логарифмов, буквы формул
Пошли за ним из школы в дальний путь,
Макеты сцен, не игранных в театре,
Модели шхун, не плывших никуда…
Его мечты хватило б жизни на три
И на три века,— так он ждал труда.
И он любил следить, как вырастали
Дома на мирных улицах Москвы,
Как великаны из стекла и стали
Купались в мирных бликах синевы.

Он столько шин стоптал велосипедом
По всем Садовым, за Москвой-рекой
И столько пленки перепортил ФЭДом,
Снимая всех и всё, что под рукой.
И столько раз, ложась и встав с постели,
Уверен был: «Нет, я не одинок…»
Что он любил еще? Бродить без цели
С товарищами в выходной денек,
Вплоть до зимы без шапки. Неприлично?
Зато удобно, даже горячо.
Он в сутолоке праздничной, столичной
Как дома был. Что он любил еще? .

3

…Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья.
Чащобы в снежных шапках до бровей.
Холодный дым кочевья. Запах горя.
Всё неоглядней горе, всё мертвей.
Всё путаней нехоженые тропы,
Всё сумрачней дорога, всё мертвей…
Передний край. Восточный фронт Европы
Вот место встречи наших сыновей.

Мы на поле с тобой остались чистом,—
Как ни вывертывайся, как ни плачь!
Мой сын был комсомольцем.
Твой — фашистом.
Мой мальчик — человек.
А твой — палач.
Во всех боях, в столбах огня сплошного,
В рыданьях человечества всего,
Сто раз погибнув и родившись снова,
Мой сын зовет к ответу твоего.

8

…Он вышел из окопа. Запах поля
Дохнул в лицо предвестьем доброты.
В то же мгновенье разрывная пуля,
Пробив губу, разорвалась во рту.

Он видел всё до точки, не обидел
Сухих травинок, согнутых огнем,
И солнышко в последний раз увидел,
И пожалел, и позабыл о нем.
И вспомнил он, и вспомнил он, и вспомнил
Всё, что забыл, с начала до конца.
И понял он, как будет нелегко мне,
И пожалел, и позабыл отца.
Он жил еще. Минуту. Полминуты,
О милости несбыточной моля.
И рухнул, в три погибели согнутый.
И расступилась мать сыра земля.
И он прильнул к земле усталым телом
И жадно, отучаясь понимать,
Шепнул земле — но не губами — целым
Существованьем кончившимся:
«Мать».

10

Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.

Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный
От света и воздуха. В муке последней,
Никем не рассказанный. Не воскрешенный.
На веки веков восемнадцатилетний.

О, как далеки между нами дороги,
Идущие через столетья и через
Прибрежные те травяные отроги,
Где сломанный череп пылится, ощерясь.

Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолеты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают.

Мне снится, что ты еще малый ребенок,
И счастлив, и ножками топчешь босыми
Ту землю, где столько лежит погребенных.

На этом кончается повесть о сыне.
1943

В 1946 году Павел Антокольский получил за эту поэму Сталинскую премию. Их со Сталиным объединяло общее горе – оба они не дождались с фронта своих сыновей…

Источник

В снежной шапке до бровей

Êàê æèçíü ÷åðíà, îáóãëåíà. Êàê ãóñòî
Çàëÿïàíû ðàçãóëîì îáëàêà.
Êàê âçäîðîæàëè ïèâî è êàïóñòà,
Òàáàê è ñîëü. Íå õâàòèò è ìåëêà,
×òîá íàäïèñàòü ðàñòóùèõ öåí êîëîíêè.
Ìåæ òåì óáèéöû íàøèõ ñûíîâåé
Ñïÿò ñëàäêî, çàïåë¸íàòû â ïåë¸íêè,
Ñïÿò è íå çíàþò ó÷àñòè ñâîåé.

È òû, íàø äàâíèé íåäðóã, êåì áû íè áûë,
Ñ òÿæ¸ëûì, áðèòûì, êàìåííûì ëèöîì,
Íà æåíùèí æàäåí, ïàäîê íà ñâåðõïðèáûëü, –
Òû â òîì ãîäó ñòàë, êàê è ÿ, îòöîì.
Äà. Òâîé íàñëåäíèê áóäåò ÷èñòîé êðîâè,
Ðóìÿí, ãîëóáîãëàç è áåëîáðûñ.
Âîòàí ïî ñèëå, Çèãôðèä ïî çäîðîâüþ, –
Îòäàé ïðèêàç – îí ðåëüñó áû ðàçãðûç.
Áåçæàëîñòíî, îòêðûòî è òîëêîâî
Åãî ñ ðîæäåíüÿ ââåðãíóëè âî òüìó.
– Òàêîãî ñûíà æä¸øü òû? – Äà, òàêîãî.
-Åìó òû îòäàë ñåðäöå? – Äà, åìó.

Âîò îí â ñíåãó, òâîé îòïðûñê, îòðàáîòàí,
Êàê ðâàíûé òàíê. Ïîïðîáóé îòîðâè
Åãî îò ñíåãà. Çàêðè÷è: «Ôåðáîòåí!» –
È âïåéñÿ â ðîò â çàï¸êøåéñÿ êðîâè.
Õîòåë ëè òû äëÿ ñûíà ðàííåé ñìåðòè?
Õîòåë èëü íåò, îòâåòîì íå ïîìî÷ü.
Íå ÿ ïðèí¸ñ ïëîõóþ âåñòü â êîíâåðòå,
Íå ÿ âèíîé, ÷òî òû íå ñïèøü âñþ íî÷ü.
×òî òàì ñòó÷èò â âèñêàõ òâîèõ ñêëåðîçíûõ?
×üÿ òåíü â îêîííûé ëîìèòñÿ êâàäðàò?
Îíà ïðèøëà èç ìãëû íî÷åé ìîðîçíûõ.
Òåíü ýòà – ÿ. Íó êàê, íå ñëèøêîì ðàä?
Òâîé ÷àñ ïðèø¸ë.
Âñòàâàé, ñòàðèê.
Ïîðà íàì.
Ïðîéä¸ì ïî ñòðàíàì, ãäå ãóëÿë òâîé ñûí.
Íàì áóäåò æèçíü åãî – êèíîýêðàíîì,
À ñìåðòü – ëó÷îì ïðîæåêòîðà êîñûì.

Читайте также:  Формы бровей для татуажа по типу лица

Íàä íàìè íåáî, êàê ðàçäðàííûé ñâèòîê,
Âñ¸ â ïèñüìåíàõ ìèëüîíîëåòíèõ çâ¸çä.
Ïîä íàìè âñïûøêè ëàþùèõ çåíèòîê.
Äûì ðàçîð¸ííûõ ÷åëîâå÷üèõ ãí¸çä.

Ñíåãà. Ñíåãà. Çàâàëû ñíåãà. Âçãîðüÿ.
×àùîáû â ñíåæíûõ øàïêàõ äî áðîâåé.
Õîëîäíûé äûì êî÷åâüÿ. Çàïàõ ãîðÿ.
Âñ¸ íåîãëÿäíåé ãîðå, âñ¸ ìåðòâåé.

Ïî äåðåâíÿì, íà ïóñòîøàõ ãîðþ÷èõ
Òâîðÿòñÿ íî÷üþ ñòðàøíûå äåëà.
Ðàñêà÷èâàþòñÿ, ñêðèïÿ íà êðþ÷üÿõ,
Ïîâåøåííûõ èññîõøèå òåëà.
Ðàññòðåëÿíû è äîãîëà ðàçäåòû,
 îáíèìêó ñ æèçíüþ áðîøåíû âî ðâû,
Ãëÿäÿò ðåáÿòà, æåíùèíû è äåäû
Ñòåêëÿííûì îòðàæåíüåì ñèíåâû.
Êòî èõ óáèë? Êòî âûêëåâàë ãëàçà èì?
Êòî, îøàëåâ îò ñòðàøíîé íàãîòû,
 êðåñòüÿíñêîì ñêàðáå øàðèë, êàê õîçÿèí?
Êòî? – Òâîé íàñëåäíèê.
Ñòàëî áûòü, è òû…
Òû, âîñïèòàòåëü, ñäåëàë ýòó ñâîëî÷ü,
È, ïðàùóðó ïåùåðíîìó ïîä ñòàòü,
Òû èç ðåá¸íêà âûòðàâèë, êàê ù¸ëî÷ü,
Âñ¸, ÷åì õîòåë è ÷åì îí ìîã áû ñòàòü.
Òû âûçâàë â í¸ì äî âîçìóæàíüÿ ïîõîòü,
Òû äî ðîæäåíüÿ çëîáó â í¸ì ðàçæ¸ã.
Âèäàòü, òàêàÿ âûäàëàñü ýïîõà, –
È âîò òðóáèë êàçàðìåííûé ðîæîê,
È âîò ïå÷àòàë øàãîì îí ãóñèíûì
Ïî âûðóáëåííûì ðîùàì è ñàäàì,
À òû õâàëèëñÿ áåçãîëîâûì ñûíîì,
Òû ëþáîâàëñÿ Êàèíîì, Àäàì.
Òû îòíÿë ó íåãî ìèðû Ýéíøòåéíà
È ïåñíè Ãåéíå âûðâàë â äåíü âåñíû.
Àðåñòîâàë åãî íî÷íûå òàéíû
È îáûñêàë ìàëü÷èøåñêèå ñíû.
Åù¸ ìîé ñûí íå ìîã ïðî÷åñòü, íå çíàë èõ,
Ðóññî è Ìàðêñà, åëå ê íèì ïðèíèê, –
À òâîé íà ïëîùàäÿõ, â ñïîðòèâíûõ çàëàõ
Êîñòðû ñëîæèë èç òåõ áåññìåðòíûõ êíèã.
Òîò äåíü, êîãäà ìîé ìàëü÷èê êîí÷èë øêîëó,
Áûë ñâåòåë è ïî-þíîøåñêè ñâåæ,
Òîãäà òâîé ñûí, îõðèïøèé, ïîëóãîëûé,
ظë ñ àâòîìàòîì ÷åðåç íàø ðóáåæ.

Òó, ïðåä êîòîðîé ñûí ìîé ñ îáîæàíüåì
Íå ñìåë äûøàòü, òàê îí áåð¸ã å¸,
Òâîé îòïðûñê ñ ãèêîì, ñ æåðåáÿ÷üèì ðæàíüåì
Âçÿë è øâûðíóë íà çåìëþ, êàê òðÿïü¸.
…Ñíåãà. Ñíåãà. Çàâàëû ñíåãà. Âçãîðüÿ.
×àùîáû â ñíåæíûõ øàïêàõ äî áðîâåé.
Õîëîäíûé äûì êî÷åâüÿ. Çàïàõ ãîðÿ.
Âñ¸ íåîãëÿäíåé ãîðå, âñ¸ ìåðòâåé.
Âñ¸ ïóòàíåé íåõîæåíûå òðîïû,
Âñ¸ ñóìðà÷íåé äîðîãà, âñ¸ ìåðòâåé…
Ïåðåäíèé êðàé. Âîñòî÷íûé ôðîíò Åâðîïû –
Âîò ìåñòî âñòðå÷è íàøèõ ñûíîâåé.

Ìû íà ïîëå ñ òîáîé îñòàëèñü ÷èñòîì, –
Êàê íè âûâ¸ðòûâàéñÿ, êàê íè ïëà÷ü!
Ìîé ñûí áûë êîìñîìîëüöåì.
Òâîé – ôàøèñòîì.
Ìîé ìàëü÷èê – ÷åëîâåê.
À òâîé – ïàëà÷.

Âî âñåõ áîÿõ, â ñòîëáàõ îãíÿ ñïëîøíîãî,
 ðûäàíüÿõ ÷åëîâå÷åñòâà âñåãî,
Ñòî ðàç ïîãèáíóâ è ðîäèâøèñü ñíîâà,
Ìîé ñûí çîâ¸ò ê îòâåòó òâîåãî.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 30.07.2014. Ïóøêèí âñåãäà ïðàâ
  • 17.07.2014. Êàèí îñòàíåòñÿ æèòü. Âñå ïîâòîðÿåòñÿ
  • 15.07.2014. Çàÿâëåíèå íà óäàëåíèå. Ñòóêà÷è çà÷èùàþòñÿ
  • 10.07.2014. Êîå ÷òî î íàøåì ïðåçèäåíòå
  • 04.07.2014. Ï. Àíòîêîëüñêèé Ñûí Îòðûâîê èç ïîýìû

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему “Назывные предложения”

Урок русского языка в 11 классе Учитель: Ефимова Анна Петровна г. Ишимбай

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Урок русского языка в 11 классе Учитель: Ефимова Анна Петровна г. Ишимбай

Описание слайда:

Урок русского языка в 11 классе Учитель: Ефимова Анна Петровна г. Ишимбай

2 слайд

 Добрый день!

Описание слайда:

Добрый день!

3 слайд

Проверим Домашнюю работу

Описание слайда:

Проверим Домашнюю работу

4 слайд

Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.А

Описание слайда:

Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (П.Антакольский)

5 слайд

В снежной шапке до бровей

6 слайд

В снежной шапке до бровей

7 слайд

В снежной шапке до бровей

8 слайд

В снежной шапке до бровей

9 слайд

В снежной шапке до бровей

10 слайд

В снежной шапке до бровей

11 слайд

 Удачи!

12 слайд

 Тема урока: Назывные предложения

Описание слайда:

Тема урока: Назывные предложения

13 слайд

Назывные предложения- это односоставные с главным членом в форме подлежащего.

Описание слайда:

Назывные предложения- это односоставные с главным членом в форме подлежащего. Значение их определяется тем, что они сообщают: о наличии, существовании предмета; о событии, состоянии. Поле. Ров. На небе солнце. А в саду, за рвом, избушка. (К. Прутков) Осень. Скучно. Ветер воет. (К. Прутков) Вот моя деревня. Вот мой дом родной… (И.Суриков)

14 слайд

Функция назывных предложений в тексте – называть событие или положение, котор

Описание слайда:

Функция назывных предложений в тексте – называть событие или положение, которое фиксируется взглядом. Они часто встречаются в художественных текстах, особенно в поэзии. С помощью назывных предложений дается описание обстановки или делается указание на начало описания. Важно впечатление непосредственного восприятия картины: Ровная, как ладонь, местность. Ряд деревень… (Н. Гарин – Михайловский).

15 слайд

Лингвистический эксперимент. Морозит. Мороз. Сильный мороз сковал реку. - Что

Описание слайда:

Лингвистический эксперимент. Морозит. Мороз. Сильный мороз сковал реку. – Что объединяет эти предложения? – В чем различие между ними? – Попробуйте, не меняя смысла предложений, провести подобный эксперимент со словами: дождь, жара, холод.

16 слайд

Развитие учебно-языковых умений. Упражнение 354.

Описание слайда:

Развитие учебно-языковых умений. Упражнение 354.

17 слайд

Домашнее задание 1) Стр. 268-269 2) Упр. 362 (задание 1,2), выучить наизусть

Описание слайда:

Домашнее задание 1) Стр. 268-269 2) Упр. 362 (задание 1,2), выучить наизусть

18 слайд

 Итоги урока

Описание слайда:

Итоги урока

19 слайд

 Спасибо!

Описание слайда:

Спасибо!

20 слайд

Проверочная работа. Выписать номера назывных предложений. Черный ворон, белый

Описание слайда:

Проверочная работа. Выписать номера назывных предложений. Черный ворон, белый снег. Наша русская картина. И горит в снегу рябина, ярче прочих дальних вех. Черный ельник, белый дым. Наша русская тревога. И звенит, звенит дорога над безмолвием седым. Черный ворон, белый снег. Белый сон на снежной трассе. Рождество. Работать – грех. Но стихи – работа разве? (А. Жигулин) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)

21 слайд

Ключи для самопроверки: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 12, 13, 14, 15.

Описание слайда:

Ключи для самопроверки: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 12, 13, 14, 15.

Выберите книгу со скидкой:

В снежной шапке до бровей

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

В снежной шапке до бровей

Курс повышения квалификации

В снежной шапке до бровей

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

В снежной шапке до бровей

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-419649

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

       1.
Ñ êíèæêîþ ïîä ìûøêîé
Âûéäó íà êðûëüöî.
Ê îáëàêàì ëåòÿùèì
Ïîäûìó ëèöî. 
Ñÿäó,
Íà êîëåíè
Êíèãó ïîëîæó.
 ÿñíûé äåíü îñåííèé
Òèõî ïîãëÿæó. 
   
      2.
Ïî ðàñêðûòîé êíèãå,
 øàïêå äî áðîâåé,
Øåâåëÿ áðîâÿìè,
Õîäèò ìóðàâåé. 
Îí ñòóïàåò òâ¸ðäî
Íîæêîé ãîëóáîé,
Ñàì ñîáîé íå áîëüøå
Áóêîâêè ëþáîé. 
Áóäòî áû â îñèííè÷êå,
Ó ñåäîé ðåêè,
Ïîñòîÿë òèõîíå÷êî
Íà êîíöå ñòðîêè, 
È ïîø¸ë ïî ñòðî÷êå,
Íà ñíåãó ñêîëüçÿ,
Áóäòî ê âîäîêà÷êå,
Ê ñòàðîé áóêâå ß. 
Ñòðî÷êè, ñëîâíî ïðîñåêè,
Âûòÿíóëèñü â ðÿä.
Áóäòî ëåñ îñåííèé,
Áóêîâêè ñêâîçÿò. 
Áóäòî áû ïðîí¸ññÿ
Íî÷üþ ñíåãîâåé,
È ñëåäû ÷èòàåò
Óòðîì ìóðàâåé. 
Âîò çà ïîâîðîòîì
 êðóãëîé áóêâå Î
Óâèäàë ïîêðûòîå
Ñíåãîì îçåðöî. 
Áóêâà Ï ïîïàëàñü
Íà ïóòè åìó,
Ñëîâíî äâåðü áåç äîìà
Èëü äûðà â äîìó. 
Äâåðü èëè âîðîòà
 îïóñòåâøèé ñàä…
Çàïÿòûìè ëèñòüÿ
Ïî âåòðó ëåòÿò. 
È æóêîì óæàñíûì,
Óìåðøèì óæå,
Ïîâñòðå÷àëàñü òóò æå
 ëóæå áóêâà Æ. 
Êîå-êàê äîáðàâøèñü
Ê ñòàðîé áóêâå ß,
Ìóðàâåé
Ïîäóìàë
Âûøåë íà ïîëÿ. 
È, âäîõíóâ ãëóáîêî
Âåñü ïðîñòîð çåìíîé,
Ïîñòó÷àë î íîæêó
Íîæêîé ãîëóáîé. 

Читайте также:  Приснились брови длинные как волосы

     3.
Ñèíåå êðûëå÷êî,
Ãîëóáîé çàáîð;
Çà çàáîðîì ïîëå,
À çà ïîëåì áîð. 
 ïîëå
×åðåç ðå÷êó
Õðóïêèå ìîñòû;
Íàáðàíû êóðñèâîì
Ãîëûå êóñòû. 
Âîò óø¸ë êóäà-òî
 øàïêå äî áðîâåé,
Øåâåëÿ áðîâÿìè,
Ìóäðûé ìóðàâåé. 
È ñêâîçíûå òî÷êè,
Âûòÿíóâøèñü â ðÿä,
Ñëîâíî îäèíî÷êè,
Ïî ïîëþ ñïåøàò… 

    4.
Ïîòåìíåëî íåáî.
Ñóìåðêè è òèøü…
Îäåðåâåíåëûé
Íà êðûëüöå ñèäèøü. 
È ê õîëîäíûì çâ¸çäàì
Íå ïîäíÿòü ëèöà,
Áóäòî ñòàë ñòóïåíüêîé
Ñàìîãî êðûëüöà. 
È êóäà íè âçãëÿíåøü,
Íè îáðîíèøü âçãëÿä
Ƹëòûå öûïëÿòà
Èç îêîí ãëÿäÿò. 
Îòñâåòîì èç îêîí
Çîëîòååò ñðóá.
Ìëå÷íûé Ïóòü íà íåáå
Ñëîâíî äûì èç òðóá. 
È ñ êðûëüöà óõîäèøü,
Ñëîâíî ìóðàâåé,
Íàòÿíóâ ðóêîþ
Øàïêó äî áðîâåé.

Ñåðãåé Êîçëîâ.

   Õîðîøî, ÷òî åñòü íà ñâåòå òàêèå äåòñêèå êíèæêè, êîòîðûå ìîæíî ïî÷èòàòü âçðîñëûì, íå ñàíàòîðèé äàæå, à íàñòîÿùàÿ ëå÷åáíèöà äëÿ äóøè.

   Ñåðãåé Ãðèãîðüåâè÷ Êîçëîâ – ýòî àâòî𠓨æèêà â òóìàíå” è äðóãèõ ñêàçîê ïðî ¨æèêà ñ Ìåäâåæîíêîì, è êíèæêè ïðî ëüâ¸íêà è ÷åðåïàõó. Äàæå åñëè êòî è íå ÷èòàë ýòè êíèæêè, òî ìóëüòû-òî óæ òî÷íî ñìîòðåë.

   ß ÷èòàëà äåòÿì åãî è ñòèõè, è ñêàçêè, è âñåãäà ðàíüøå ìíå êàçàëîñü, ÷òî äî “ëó÷øåãî ìóëüòôèëüìà âñåõ âðåì¸í è íàðîäîâ” îíè íå äîòÿãèâàþò, è ÷òî  Þðèé Íîðøòåéí ñ Ôðàí÷åñêîé ßðáóñîâîé íå òîëüêî âûòÿíóëè èç ñêàçêè âñþ å¸ êîñìè÷åñêóþ ëèðèêó, íî è ñâîåé ïîäáàâèëè.

   Íî ýòî ñòèõîòâîðåíèå ìåíÿ ïðîñòî ñðàçèëî. Òàêîé êðàñèâîé ðàçâ¸ðíóòîé ìåòàôîðû, íà öåëûé ñòèõ, ÿ è íå ïðèïîìíþ. Ìèð êàê êíèãà – ýòî ñðåäíåâåêîâàÿ ìåòàôîðà. “Ãîëóáèíàÿ êíèãà”.

   Ñ êàêîé èìåííî êíèãîé âûõîäèò íà îñåííåå êðûëüöî àâòîð – íåèçâåñòíî è íåâàæíî, ïîñêîëüêó íåîæèäàííûé ÷èòàòåëü, ìóðàâåé, ÷èòàåò â íåé íå ñëîâà, à áóêâû è ñòðî÷êè, è áóêâû ïîõîæè íà îñåííèé ñêâîçíîé ëåñ, íà îç¸ðà è ñòàðûå âîäîêà÷êè, íà äâåðè â ñòàðûé ñàä è æóêîâ, çàïÿòûå – íà ëåòÿùèå ïî âåòðó îñåííèå ëèñòüÿ, à ãîëûå êóñòû -íà êóðñèâ…

   Òî åñòü íàîáîðîò, êóðñèâ íà ãîëûå êóñòû. Èëè íåò?  òîì-òî è äåëî, ÷òî íå ðàçîáðàòü, ãäå êîí÷àåòñÿ îäíà êíèãà è íà÷èíàåòñÿ äðóãàÿ, è êàêóþ èç íèõ ÷èòàåò ìóðàâåé, à êàêóþ – àâòîð, “íàòÿíóâ ïîãëóáæå øàïêó äî áðîâåé”.

   È êóäà óõîäèò îäèí, à êóäà äðóãîé… Îäèí, êàæåòñÿ, â ïîëÿ, “âäîõíóâ ïîãëóáæå âåñü ïðîñòîð çåìíîé”, à äðóãîé – â äîì ñ òîãî êðûëüöà, ÷àñòüþ êîòîðîãî, “îäåðåâåíåëûé”, îí, òîëüêî ÷òî áûë, è ñ êîòîðîãî “Ìëå÷íûé ïóòü íà íåáå ñëîâíî äûì èç òðóá”.

    Âñ¸ ýòî òî æå ñàìîå, ÷òî è â “¨æèêå â òóìàíå” è ÷òî òàê ïðî÷óâñòîâàëè è – ãëàâíîå – íàðèñîâàëè è ÿâèëè íàì àâòîðû ìóëüòôèëüìà. ×òî ëåã÷å âûðàçèòü èìåííî òàê: ñòèõàìè, ðèñóíêàìè, ìóçûêîé, – ÷åì ïðîçîé.

   È ÷òî ðåàëüíî ëå÷èò äóøó, çàãîâàðèâàÿ å¸ ñêàçêàìè î òîì, ÷òî êîñìîñ – Äîì, è äàæå ñàìûé ìàëûé ìóðàâüèøêà â ýòîì äîìå – íà âèäó, è ó íåãî ñâîé ïóòü è ñóäüáà.

   À â ìî¸ì ñëó÷àå åù¸ è íàçâàíèå óìåñòíî.

   Â ÿñíûé äåíü îñåííèé, 4 íîÿáðÿ, â âîñêðåñåíèå, ðåøèëà ÿ ïîåõàòü ê áàáóøêàì íà êëàäáèùå. Ïîòîìó ÷òî íàêàíóíå, â Äèìèòðîâñêóþ ñóááîòó, ðàáîòàëà è íå áûëà íè ó íèõ, íè â öåðêâè.

   Åñëè íà çèìó ëèñòüÿ íå ñãðåñòè, âåñíîé ïîòîì òÿæåëî óáèðàòü èõ, íî ÿ è ãðàáëåé íå âçÿëà, òîëüêî âîäó è õðèçàíòåìû. ظë áû äîæäü – îñòàëàñü áû äîìà, à òóò òàêîå ñîëíûøêî, ïîñëåäíåå, ñúåçæó, äóìàþ, õîòü ïîäûøó è ïîãðåþñü.

   Êëàäáèùå çà ãîðîäîì, åõàòü ÷åðåç ïîëå, òàì, êñòàòè è âîäîêà÷êà ó ðåêè åñòü, òî÷íåé, âîäîçàáîðíàÿ ñòàíöèÿ. È âîò íà ýòîì ïîëå Òèøêà ìîé ïðèîòñòàë, è âäðóã ÿ ñëûøó, ÷òî îí êðè÷èò íå÷åëîâå÷åñêèì ãîëîñîì.

   Îò ðàñòåðÿííîñòè ÿ áðîñèëà íà äîðîãå âåëèê è ïîáåæàëà ê íåìó íîãàìè, âèæó, íà íåãî íàïàëà ñâîðà è ãðûçóò, âèæó íà îáî÷èíå êàìíè, íî è êàìíè íå ïîíàäîáèëèñü, ÿ â ñâîþ î÷åðåäü òàê çàîðàëà, ÷òî îíè âðàññûïíóþ.

   À Òèøêà êîå-êàê ïðèïîäíÿëñÿ è êîâûëÿåò, íî åëå-åëå, îñìîòðåòü ñåáÿ íå äà¸ò, êóñíóë, âåñü â çåìëå è êëî÷üÿõ øåðñòè, êðîâè âðîäå íåìíîãî, íî ãäå òàì ÷òî – òîëêîì íå ðàçîáðàòü.

   Âûçâîíèëà ÿ òàêñè, ïðèåõàë ïàðåíü íà ìèêðîàâòîáóñå, ó ìåíÿ æå åù¸ âåëèê, ñúåçäèëè â áëèæàéøóþ êëèíèêó – óæå çàêðûòà, êîå-êàê ïîäíÿëèñü â êâàðòèðó – ïðèòðîíóòüñÿ è íåñòè íå äàë, ñàì çàêîâûëÿë.

   Âûçâîíèëà âåòåðèíàðà, çàïèõíóëà åìó ïîñîâåòîâàííîå åé îáåçáîëèâàþùåå, íî áîëüøå íè÷åãî ñäåëàòü íå ñìîãëà, íå äàë, çàáèëñÿ ïîä äèâàí. Íî íî÷üþ ïðèø¸ë, çàïðûãíóë íà êðîâàòü, îò ïðûæêà ðàíà îòêðûëàñü, ñòîëüêî êðîâèùè íàòåêëî, íî ÿ óæå íå òðîãàëà åãî, òîëüêî ïîäñòåëèëà ïåë¸íêó.

    À íàóòðî ñíåñëà âíèç íà ñîëíûøêî è òðàâêó, íî îí íå âñòà¸ò, ïðèøëîñü âçÿòü íà ðóêè è íåñòè â êëèíèêó, êàðòà áàíêîâñêàÿ áûëà â êàðìàíå, à òåëåôîí äîìà îñòàëñÿ, õîðîøî, íà ïîëäîðîãå ïîïðîñèëà êóðÿùåãî ó ìàøèíû å¸ õîçÿèíà äîâåçòè íàñ, îáðûâàëèñü óæå ðóêè. Äîâ¸ç è äåíåã íå âçÿë, äà ó ìåíÿ è íå áûëî íàëè÷êè.

   Â êëèíèêå î÷åðåäü, äîñèäåëèñü. Îí ê òîìó âðåìåíè óæå íåìíîãî óñïîêîèëñÿ, êîå-êàê îñìîòðåëè åãî, ñïèíà öåëàÿ, ãóñòàÿ øåðñòü ñïàñëà, à ãäå íà áðþõå ìåíüøå øåðñòè – òàì ïîãðûçëè, íî è òàì íå òàê âñ¸ ñòðàøíî îêàçàëîñü, êîãäà âûáðèëè øåðñòü, ñèíåå âñ¸, íî ðâàíûõ ðàí íåìíîãî.

   Òóò áû ìíå è óñïîêîèòüñÿ, íî íåò, íå ïîëó÷èëîñü, è äàëåå ìîåìó Òèøêå ñäåëàëè óçè, âñòàâèëè êàòåòåð â ìî÷åâîé ïóçûðü (ñêàçàëà, ÷òî ñóòêè óæå ïî÷òè ëåæèò è íå îïðàâëÿëñÿ), ñäåëàëè àíàëèç ìî÷è è, íàâåðíîå, åù¸ ÷åãî-íèáóäü íàì íàêðóòèëè áû, íî òóò óæå ìíå ñàìîé ñòàëî íåõîðîøî, è ÿ ñêàçàëà, ÷òî äîñòàòî÷íî, ñäåëàéòå âûïèñêó è ìû ïîéä¸ì.

  – Êàêóþ-òàêóþ âûïèñêó?
   
  – Îáû÷íóþ, ñ ðåçóëüòàòàìè îñìîòðà, óçè, àíàëèçîâ è ñ íàçíà÷åíèÿìè, ÷òîáû ÿ ìîãëà â äðóãîì ìåñòå èõ ïðåäúÿâèòü, åñëè ÷òî.

   Ñäåëàëè âûïèñêó, âûäàëè 8 óæå çàïðàâëåííûõ ëåêàðñòâàìè øïðèöåâ, çàïëàòèëà ÿ ïî ñ÷¸òó, âûçâàëà òàêñè, îòâåçëà åãî äîìîé, çàíåñëà, à ïîòîì åù¸ íà âåëèêå ñúåçäèëà â àïòåêó çà ïåðåêèñüþ è õëîðãåêñèäèíîì, ó íèõ íå áûëî, òîëüêî êàêîé-òî çåë¸íîé ïøèêàëêîé ïîáðûçãàëè îíè åìó ðàíû.

Читайте также:  Кому какой идет цвет бровей

   È òóò ïîíÿëà, ÷òî ýòî ñëèøêîì, â÷åðà îäíà ñâîðà, ñåãîäíÿ äðóãàÿ. Ñîäðàëè ñ ìåíÿ ñòîëüêî, ñêîëüêî ÿ íà ñåáÿ ñ ðåá¸íêîì òîëüêî â êðàéíèõ ñëó÷àÿõ òðà÷ó íà ëå÷åíèå.  Ó ìåíÿ ðÿäîì ñ äîìîì åñòü ãîðîäñêàÿ âåòåðèíàðêà, íî îíè òàì åæåäíåâíî óñûïëÿþò îòëîâëåííûõ áðîäÿæåê, ÿ òàì ëèøíèé ðàç è ìèìî-òî ñòàðàþñü íå õîäèòü.

   Åñòü ïîäåøåâëå ÷àñòíàÿ êëèíèêà – äàëåêî îò íàñ, à ýòà ðÿäîì, ïîòîìó òóäà è ïîøëà, äà è âîîáùå ÿ, êàê è Òèøêà, íàóòðî íå îïðàâèëàñü åù¸ îò øîêà, õîòü è âûïèëà íà íî÷ü âìåñòå ñ íèì ïèëþëþ óñïîêîèòåëüíóþ.

   Õîðîøî, ÷òî ó ìåíÿ ðÿäîì ñ äîìîì ïàðèêìàõåðñêàÿ è ìàãàçèí, òàê ÷òî ñíà÷àëà ÿ â ïàðèêìàõåðñêóþ â òîò âå÷åð ñõîäèëà – íå ïîìîãëî, à ïîòîì êóïèëà áóòûëêó êàãîðà, íàâåëà ñåáå “òåïëîòû”, âûïèëà, è òîëüêî òîãäà ìåíÿ îòïóñòèëî, à òî îò ïèëþëü ìàëî áûëî òîëêó…

    Òèøêó íåäåëþ åù¸ ïðèøëîñü íîñèòü íà ðóêàõ ïî ëåñòíèöå. Ïîòîì ñèíÿêè ïðîøëè, ðàíû çàæèëè, îñòàëàñü òîëüêî ãðûæà â òîì ìåñòå, ãäå ïîðâàëè åìó áðþøèíó.

   Ñâîçèëà ÿ åãî â äàëüíþþ êëèíèêó, âðà÷ íàäî ìíîé ïîñìåÿëñÿ, íî ñêàçàë, ÷òî íå ÿ ïåðâàÿ, íå ÿ ïîñëåäíÿÿ, íå îäíó ìåíÿ ðàçâåëè åãî êîíêóðåíòû, à ãðûæó íàäî óøèâàòü.

   Íàêàíóíå îïåðàöèè íå êîðìèòü, à ïîòîì íà ìåñòî øâà ïðèëåïèò îí êàêóþ-òî øòóêó, è íóæíî áóäåò ñëåäèòü, ÷òîáû íå ñëèçàë è íå ïðûãàë, ÷òîáû íå ðàçîø¸ëñÿ øîâ.

    ß âðîäå êàê ñîãëàñèëàñü, çàïèñàëàñü íà îïåðàöèþ, à äîìà êàê ïðåäñòàâèëà, ÷òî ñíîâà íîñèòü ìíå åãî ïî ëåñòíèöå, äà è êàê ñëåäèòü, êîãäà ÿ íà ðàáîòå, à ðåá¸íîê â øêîëå, õîðîøî, âñÿ ýòà èñòîðèÿ íà êàíèêóëàõ ñëó÷èëàñü…

   È îòêàçàëàñü. Äîïèëà êàãîð. Íî óñïîêîèëàñü òîëüêî êîãäà âîò ýòîò ñòèøîê ïðî÷èòàëà. Ïîåõàòü “â ÿñíûé äåíü îñåííèé” ïî÷òè íà çàêàòå óæå íà êëàäáèùå, êîãäà òàì ðÿäîì öûãàíñêèå äîìà è âå÷íî ãîëîäíûå öûãàíñêèå ñîáàêè, êàðàóëÿùèå, êòî òàì ÷òî íà ìîãèëêàõ îñòàâèò, íà âåëèêå ñ Òèøêîé – ýòî íàäî áûëî äîäóìàòüñÿ…

   Ðàíüøå êàê-òî íàñ ïðîíîñèëî, à òóò íå ïðîíåñëî, âèäíî, ÿ ðàçîãíàëàñü, âîò îí è ïðèîòñòàë, åñëè áû áëèæå áûë – è îíè ïîáîÿëèñü áû, è ÿ áûñòðåé áû äîáåæàëà.

   Ñêîëüêî ðàç ìåíÿ ñîáàêè êóñàëè – ÿ âñ¸ ðàâíî èõ íå áîþñü, è îíè ýòî ÷óâñòâóþò, êîãäà ìû ñ Òèøêîé ðÿäîì – íàøà ñòàÿ çà ñåáÿ ïîñòîèò! Îäíàæäû ïåøêîì øëè, íà íåãî áðîñèëàñü îâ÷àðêà, à ó ìåíÿ áûë ïàêåò ñ ïðîäóêòàìè, è ÿ òàê ýòèì ïàêåòîì åé çàåõàëà, ÷òî ïàêåò ïîðâàëñÿ, ïðîäóêòû ðàññûïàëèñü, è å¸ õîçÿèí äîëãî ïîòîì èõ ñîáèðàë è èçâèíÿëñÿ, à òî è â óñ íå ïîäóë ñíà÷àëà.

   Â äðóãîé ðàç øëè âäâî¸ì èç öåðêâè ñ Âåðáíîé âñåíîùíîé âäîëü ðåêè, õîòåëà ëåäîõîä ïîñìîòðåòü, ñìåðêàëîñü óæå. Âûñêî÷èëè äâà çäîðîâûõ ïñà, è íà Òèøêó, à ÿ íå ðàñòåðÿëàñü è âåðáîé èõ ïî íîñó, îíè ïîíÿëè, ÷òî îí íå îäèí, è òóò æå ðåòèðîâàëèñü.

   Õóæå, êîãäà íàîáîðîò. Îäíî âðåìÿ ó ìåíÿ ñîáðàëîñü ñåìåðî ñîáàê, â ïåðâûé ãîä êàê âçÿëà ñ óëèöû Òèøêó, à ó íåãî áûëà ñâîÿ ñòàÿ, åù¸ òðîå ïñèí, ïðè÷¸ì îäíà îùåíèëàñü ÿêîáû îò íåãî. Ìàìàøó ñî ùåíêàìè ïðèøëîñü òîæå âçÿòü â äîì, èòîãî Òèøêà, Ðîçà, òðîå ùåíÿò â äîìå, è äâîå âî äâîðå íàñ ïîäæèäàþò, êîãäà âûéäåì ãóëÿòü è ïîêîðìèì èõ.

   Âåëè îíè ñåáÿ óæàñíî, âñåé ñòàåé ãîíÿëè êîøåê, âåëîñèïåäèñòîâ è ïîçäíèõ ïðîõîæèõ, åëå ÿ èõ ïðèñòðîèëà, äà è òî íå âñåõ, ùåíÿò îò Ðîçû è âòîðîãî êîáåëüêà óäàëîñü ïðèñòðîèòü, êîå-êàê è ñàìó Ðîçó, à Æþëÿ ê âåñíå îùåíèëàñü è ïðîïàëà, ñêîðåé âñåãî íå ïðîñòî ñîøëà ñî äâîðà, à ïîãèáëà.

   Òèøêó ÿ òîãäà æå îõîëîñòèëà, ïîòîì ïåðèîäè÷åñêè ïðèáèâàëèñü ê íàì è ïðèñòðàèâàëà ÿ ñîáàê, à òóò – òàêàÿ èñòîðèÿ. Õîðîøî, îí ó ìåíÿ ïðèâèòîé, è, ðåòèðîâàâøèñü ñ òîãî ïîëÿ, ÿ íè÷åãî íå ñòàëà äåëàòü, òóò âåäü íå â ñîáàêàõ, à â ëþäÿõ äåëî, à íà öûãàí ïîäè ïîèùè óïðàâó, îäíî âðåìÿ è ñíîñèëè òàì ó íèõ ñàìîñòðîè, íå î÷åíü-òî ïîìîãëî.

   Êîðìèòü ñâîèõ ñîáàê îíè âñ¸ ðàâíî íå ñòàíóò, ðàâíî êàê è ïðîìûøëÿòü òåì, ÷åì ïðîìûøëÿþò, ïðîñòî â äðóãîé ðàç óæ íå çàáóäó ãðàáëè, áóäåò ÷åì îòáèâàòüñÿ. Ìîæíî, êîíå÷íî, è êîðìà âçÿòü, ÿ òàê ñîñåäñêîãî ïñà óñìèðÿëà, êîðìèëà, ÷òîáû íå âûë ñ ãîëîäóõè è íå êóñàëñÿ, õîçÿèí íàðêîìàíèë è íå êîðìèë åãî, ïðèõîäèëîñü ìíå, íî çàêîí÷èëîñü âñ¸ ðàâíî òåì, ÷òî ÿ íàêàòàëà çàÿâëåíèå, åãî îøòðàôîâàëè, à ïîòîì è ïîñàäèëè – íî îñàäîê îñòàëñÿ…

   Õîðîøî ïðîòåñòàíòàì, ó íèõ âñ¸ ðàñïèñàíî, ñìîòðåëà êàê-òî ëåêöèþ áîññàì, êàê âåñòè ñåáÿ ñ ïîä÷èí¸ííûìè, ïðîïîâåäíèê ñêàçàë, ÷òî ïî Áèáëèè âñå ëþäè äåëÿòñÿ íà ìóäðûõ, ãëóïûõ è çëûõ,  è ïîäõîä ê íèì ðàçíûé.

   Ìóäðîãî ó÷èøü – îí òåáå áëàãîäàðåí, ãëóïîãî íå íàó÷èòü, òîëüêî çàñòàâèòü ìîæíî, íó à çëîãî è íå çàñòàâèøü ñâîèìè ñèëàìè, íóæíà ñèëà íà ñèëó.

   Íó à ÿ áû äîáàâèëà îò ñåáÿ, ÷òî ëþäè áûâàþò íå òîëüêî ìóäðûå, ãëóïûå è çëûå, íî åù¸ æàààäíûå-ïðåæàäíûå. È æèòü ñðåäè òàêèõ ëþäåé íå ñèëüíî õî÷åòñÿ, õî÷åòñÿ ïðåâðàòèòüñÿ â ìààëåíüêîãî ìóðàâüÿ, ÷òîáû çàáðàòüñÿ â äðóãóþ êíèæêó, íå òó, ÷òî çà îêíîì, à âîò òàêóþ, êàê â ñòèõàõ, è òàê è îñòàòüñÿ òàì íàâñåãäà.

   Ñ äðóãîé ñòîðîíû, åñëè åñòü òàêèå ñòèõè è êíèæêè – íå òàê âñ¸ ïëîõî, åñòü íàäåæäà, ÷òî ¸æèê â òóìàíå â êîíöå êîíöîâ äîáåð¸òñÿ äî çàâåòíîãî êðûëüöà, ÷òîáû ñ÷èòàòü ñî ñâîèì äðóãîì ìåäâåæîíêîì çâ¸çäû íàä òðóáîé…

   Áûë ó ìåíÿ ïðèÿòåëü – äåòñêèé âðà÷-ïñèõèàòð – òàê îí óæå ëåò äâàäöàòü íàçàä ñîâåòîâàë ìíå íå ïèëþëè ïèòü ïðè ñèëüíîì ñòðåññå, à ñåñòü ïîðèñîâàòü èëè ñêàçêè ïî÷èòàòü, ìóçûêó ïîñëóøàòü… Òîëüêî ÷òîáû ñïîêîéíî, íå òîðîïÿñü, êàê â äåòñòâå, êîãäà âñÿ æèçíü âïåðåäè è íåêóäà ñïåøèòü.

   Íàçûâàâåòñÿ òîìàòèñ-òåðàïèÿ, òàì òàê è ëå÷àò: ðåá¸íîê ñëóøàåò Ìîöàðòà ñ Âèâàëüäè è ðèñóåò. Íî, çàðàçà, ïîñêîëüêó âñ¸ áîëüøå ïðîáëåìíûõ äåòåé ñ “çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ”, òî ýòè òîìàòèñ-öåíòðû ñåé÷àñ – âðîäå òîé êëèíèêè, êóäà ìû ñ Òèøêîé ïîïàëè, äåðóò äåíüãè ñ ðîäèòåëåé, ïîëüçóÿñü èõ íåóñòîé÷èâûì ïñèõè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì.

   Äà ÿ è ñàìà èç òåõ “âðà÷åé”, êîìó áû ñíà÷àëà ñàìèì èçöåëèòüñÿ, “âðà÷ó, èçöåëèñÿ ñàì”, òàê ÷òî íå ñòîëüêî ñîâåòóþ ÷òî-òî äðóãèì – ñêîðåé ñåáå íàïîìèíàþ, ÷òî õîðîøèå ñòèõè – õîðîøåå ëåêàðñòâî…

Источник