За указом указ кому в бровь кому в глаз

Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, –
Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

Мандельштам и Сталин

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.

-Еще один, – Агранов отбросил тощую газетенку и радостно потер руки. Зампред ОГПУ снова на коне! Дела “о заговоре врагов народа” работают на ура!Гумилев, Клюев, теперь вот Мандельштам…поэтов, ругающих Сталина стало, как собак нерезаных. Но только этот, Осип, высказался уж прямо в лоб, только дурак, прочтя эту эпиграмму, не поймет про кого она.

-Хорошо бы не дошла до Главного раньше меня, – Агранов засобирался и сразу прихватил с собой нужную бумажку: “производство ареста-обыска гражданина Мандельштама”. До ссылки Осипа оставались считанные часы…

Из дела по аресту в НКВД

Поклонник символизма

Всю свою юность сын Варшавского купца Эмиля Мандельштама, Осип посвятил образованию, сначала в Тенишевском училище, потом в Париже, Гейдельберге, Петербурге на курсах лекций. Осип решил изучать романскую филологию. Первые стихотворные опыты Мандельштам были начаты уже в 1906 году, а в 1910 появились его первые стихотворения.

Из омута злого и вязкого
Я вырос, тростинкой шурша,
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.

И никну, никем не замеченный,
В холодный и топкий приют,
Приветственным шелестом встреченный
Короткиx осенниx минут.

Я счастлив жестокой обидою,
И в жизни поxожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблен.

В это же время Осип становится поклонником символизма, знакомится с Вячеславом Ивановым и отправляет ему свои пробы пера. Чем отличались опыты молодого поэта? Это интересное сочетание суровости Тютчева, его строгих форм с ребячеством Верлена”.

Возвышенность тем граничила с детской непосредственностью: хрупкость окружающего мира и самого человека, неразгаданная тайна вечности. В литературу вошел новый “маленький поэт”, который обладал большим сердцем.

“Мороженно!” Солнце. Воздушный бисквит.
Прозрачный стакан с ледяною водою.
И в мир шоколада с румяной зарею,
В молочные Альпы, мечтанье летит.

Но, ложечкой звякнув, умильно глядеть –
И в тесной беседке, средь пыльных акаций,
Принять благосклонно от булочных граций
В затейливой чашечке хрупкую снедь…

Подруга шарманки, появится вдруг
Бродячего ледника пестрая крышка –
И с жадным вниманием смотрит мальчишка
В чудесного холода полный сундук.

И боги не ведают – что он возьмет:
Алмазные сливки иль вафлю с начинкой?
Но быстро исчезнет под тонкой лучинкой,
Сверкая на солнце, божественный лед.

Никогда не думая о смерти, Осип сам себе не признавался в том, что каждый должен когда-то уйти. “Не то что не верю, – говорил Осип Ирине Одоевцевой, – Просто я не уверен в том, что умру. Я сомневаюсь в своей смерти. Не могу себе представить. Фантазии не хватит”.

Суть творчества

Смысл жизни в простых и полных конкретных образах – так мыслил Осип. Символизм, плавно переходит в акмеизм – Мандельштам знакомится с Гумилевым и Ахматовой, а также с программой акмеистов, из которой берет для своего творчества веские постулаты:

1.Конкретность. Мандельштам не ищет непонятных рифм и ритма, он пишет о “посюстороннем”, о том, что должно происходит “сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия”.

2.Преодоление хрупкости. Человек, по мнению Осипа, очень тонкая и хрупкая субстанция, которая должна преодолеть все свои страхи и возродившись стать смелым и сильным, таким, которого не сможет ничто сломить.

3.Формирование своего собственного мироздания. В это Мандельштам повторяет многих поэтов любого века – Осип верил, что каждый человек обладает способностью к созданию своего собственного мира внутри нашей Вселенной, в котором ” из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам…”.

Поэт-зодчий

Свою первую книгу Мандельштам называет “Камень”. Все общество в целом и человеческие отношения, как видит поэт, должны складываться именно так, “зодчески”. Каждый должен положить по маленькому кирпичику, чтобы построить общее крепкое полотно.

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

Торжественность и задор, юность и вечность, все сплеталось в единый клубок – Петербургская богема восторгалась новым, свежим и довольно уже известным поэтом Осипом Мандельштамом. “Петербургские строфы”, “Бах”, “Я не увижу знаменитой “Федры” стихотворения Осипа стали узнаваемы в различных литературных кружках.

“Черный воронок” по приказу Главного не заставил себя должно ждать. В мае 1934 года Осип Мандельштам был арестован.

После начала Первой мировой войны Осип не знал в какой лагерь ему отойти: сначала он ратовал за ее необходимость, а потом резко развенчал свое мнение своем стихотворении “Зверинец”, понимая все горе и потери.

Отверженное слово «мир»
В начале оскорбленной эры;
Светильник в глубине пещеры
И воздух горных стран — эфир;
Эфир, которым не сумели,
Не захотели мы дышать.
Козлиным голосом опять,
Поют косматые свирели.

Позже во всем его творчестве можно увидеть резко отрицательное отношение к любому насилию. Например, Октябрьскую революцию 197 года Мандельштам назвал “катастрофой для страны”.

Читайте также:  Сколько волос бровь у человека

Среди гражданских бурь и яростных личин,

Тончайшим гневом пламенея,

Ты шел бестрепетно, свободный гражданин,

Куда вела тебя Психея.

И если для других восторженный народ

Bенки свивает золотые –

Благословить тебя в глубокий ад сойдет

Стопою легкою Россия.

Путешествие с “милым другом”

В 1920 году Мандельштам уезжает из Петербурга и начинает свои путешествие. Голод и разруха гонят поэта на юг, на Кавказ, в Крым, на Украину. В это же время он не один, а путешествует со своей женой Надеждой Хазиной.

Как вспоминает Ирина Одоевцева в своей книге “На берегах Невы” это была странная, но безумно интересная пара: “Дверь открывается. Но в комнату входит не жена Мандельштам, а молодой человек в коричневом костюме. Коротко постриженный. С папироской в зубах”. Робкий, застенчивый Осип и резкая, смелая Надежда, сегодня ее вид никого бы не шокировал, но тогда, в начале XX века, Надя Мандельштам приковывала к себе “разные” взгляды.

Женитьба изменяет творчество Мандельштама. Смысл стихов становится менее конкретным, более расплывчатым и часто ускользает от слушателей и читателей. “Живое слово теперь, – по мнению поэта, не обозначает предметы, как в символизме, а свободно выбирает, как бы для жилья, …милое тело”.

Бывало, голубой в стаканах пунш горит,
С широким шумом самовара
Подруга рейнская тихонько говорит,
Вольнолюбивая гитара.

Еще волнуются живые голоса
О сладкой вольности гражданства,
Но жертвы не хотят слепые небеса,
Вернее труд и постоянство.

Все перепуталось, и некому сказать,
Что, постепенно холодея,
Все перепуталось, и сладко повторять:
Россия, Лета, Лорелея.

Звуки, семантические эмоции, а в центре творчества “смерть”, “черное солнце” любви, “святые острова Эллады” – тот мир, где все было просто и понятно. К этому начинает тяготеть Мандельштам.

Бурная современность перестает привлекать поэта, старый век, где ценилась честь, ум, совесть и были хоть какие-то нормы морали тянет Осипа за собой. Он не понимает того, что происходит вокруг: страна разваливается, человек человеку становится волком…Мандельштам перестает совсем браться за перо.

В 1928 году выходит его итоговый сборник стихотворений, а также повесть “Египетская марка”, главной темой которой становится человек на распутье эпох.

Мандельштам и Сталин

“…чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается”. Опасаясь за жену, Осип “кивает” в сторону революции, выступает за ее необходимость, но в глубине души совершенно не принимает новую власть.

И вот в 1930 году Мандельштам бунтует. Его сборник “Четвертая проза” резко обличает существует режим, а эпиграмма против Сталина – это вообще смертный приговор.

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

“Черный воронок” по приказу Главного не заставил себя должно ждать. В мае 1934 года Осип Мандельшатм был арестован.

Ссылка “в забвение”

Медицинское освидетельствование.

Попытка самоубийства.

Медицинское освидетельсвование.

Воронеж.

Посылки от жены, подачки от друзей. Нищета, голод и одиночество. Расстрела не последовало. С Осипом явно играли в кошки-мышки. О нем как будто “забыли” навсегда. Поэт рвался назад, писал какие-то эпиграммы, “признавался”, что оступился, ушел с истинного пути.

Главный снова отдал приказ – “приблизить” до Подмосковья. Мандельштам около года жил там, боясь каждого шороха и звука. Под окнами постоянно проезжали черные машины, люди в одинаковых пальто вечно сновали взад-вперед, поглядывая на парадное. Как “в страшном сне”, боясь дышать и выходить на улицу Мандельштам ждал. Он чувствовал, что за ним придут еще раз.

Снова в мае, в 1938 году, ему снова выдали ордер на арест ” за контрреволюционную деятельность” и сослали на Колыму.

Спустя много лет…

О том, что ее муж умер, по официальной версии от паралича сердца, Надежда Хазина узнала спустя несколько лет. Только в июне 1940 года брат Осипа, Александр получил данное свидетельство о смерти и принес его Надежде. Обстоятельства гибели опять-таки покрыты мраком веков. По одной версии, Мандельштам не вышел на работу, сильно похудел и был во состоянии анорексии, именно поэтому и произошел паралич сердца.

А по другой версии, Осип совсем сошел с ума, был вечно полуголодным, боялся “питаться” в лагерной столовой, чувствуя, что его еду травят. Из-за этого он лазил по помойкам, ел объедки и заразился сыпным тифом.

Кому там, на нарах, в лагере, был нужен человек со сломанной душой и судьбой? Можно ли было его вылечить? Сегодня, да. А тогда Осипа Мандельштама похоронили как простого лагерника, в общей могиле, голышом и с биркой на ноге. Только в конце 1990 года искусствовед Валерий Марков обнаружил место его погребения.

Сохранить? Погубить? Несколько лет власть “пробовала” поэта на зуб. А если жизнь несправедлива, что может сделать поэт? Только писать. “Что ни казнь у него – то малина” – кто еще тогда осмелился сказать такое про Сталина, только Осип Мандельштам, “маленький” человек и большой поэт.

Читайте также:  Безопасно ли делать татуаж бровей

Источник

Îñèï Ìàíäåëüøòàì, òàëàíòëèâûé ïîýò, â 1933 ãîäó íàïèñàë ãëóïîå, ñëàáîå, ïðîâàëüíîå  ñòèõîòâîðåíèå ïðî «êðåìëåâñêîãî ãîðöà». È âåñüìà îñêîðáèòåëüíîå äëÿ òîãî, î êîì â ñòèõîòâîðåíèè øëà ðå÷ü.

×åì áûëî âûçâàíî ñòèõîòâîðåíèå, ìîæíî òîëüêî äîãàäûâàòüñÿ. Âîçìîæíî, ëè÷íûì îæåñòî÷åíèåì, âíóòðåííèì ñîöçàêàçîì,  æåëàíèåì áëåñíóòü êðàñíûì ñëîâöîì, êîòîðîå è îòöà íå ùàäèò, ïîêðàñîâàòüñÿ: ýêèé ÿ – îò÷àÿííûé! À ìîæåò, âñå ýòè ìîòèâû ñîøëèñü â îäíîé òî÷êå, îáðóøèëèñü ïîòíûì âàëîì âäîõíîâåíèÿ è ïîðîäèëè ýòî ñòðàííîå ñòèõîòâîðåíèå. Íî ÷åãî â íåì òî÷íî íå áûëî – òàê ýòî êðàñíîãî ñëîâöà. Áûëà ÷åðíàÿ ãðÿçíàÿ ìóòíàÿ æèæà íåâíÿòíûõ ñëîâ.

Óæå ïåðâàÿ ñòðîêà áûëà èñïîëíåíà áîëåçíåííîé ïðåòåíçèè íà ñîáñòâåííóþ èñêëþ÷èòåëüíîñòü: «Ìû æèâåì, ïîä ñîáîþ íå ÷óÿ ñòðàíû». Âäóìàéòåñü: àâòîðó õîòåëîñü ÷óÿòü ñòðàíó ïîä ñîáîé. Íå íàä ñîáîé, íå âîêðóã ñåáÿ, íå â ñåáå, íå ðÿäîì ñ ñîáîé, à èìåííî ïîä ñîáîé…

À äàëüøå îá ýòîì òåêñòå ñóäèòå ñàìè. Âîò îí.
 
***
Ìû æèâåì, ïîä ñîáîþ íå ÷óÿ ñòðàíû,
Íàøè ðå÷è çà äåñÿòü øàãîâ íå ñëûøíû,
À ãäå õâàòèò íà ïîëðàçãîâîðöà,
Òàì ïðèïîìíÿò êðåìë¸âñêîãî ãîðöà.
Åãî òîëñòûå ïàëüöû, êàê ÷åðâè, æèðíû,
À ñëîâà, êàê ïóäîâûå ãèðè, âåðíû,
Òàðàêàíüè ñìåþòñÿ óñèùà,
È ñèÿþò åãî ãîëåíèùà.
 
À âîêðóã íåãî ñáðîä òîíêîøåèõ âîæäåé,
Îí èãðàåò óñëóãàìè ïîëóëþäåé.
Êòî ñâèñòèò, êòî ìÿó÷èò, êòî õíû÷åò,
Îí îäèí ëèøü áàáà÷èò è òû÷åò,
Êàê ïîäêîâó, êóåò çà óêàçîì óêàç:
 
Êîìó â ïàõ, êîìó â ëîá, êîìó â áðîâü, êîìó â ãëàç.
×òî íè êàçíü ó íåãî – òî ìàëèíà
È øèðîêàÿ ãðóäü îñåòèíà.
 
Êðåìëåâñêèé ãîðåö, Ñòàëèí, ñàì áóäó÷è òàëàíòëèâûì ïîýòîì è ÷åëîâåêîì íàäåëåííûì âåñüìà òîíêèì ýñòåòè÷åñêèì ÷óòüåì, ïðî÷èòàë íå òîëüêî ýòî, íî è äðóãèå ñòèõè Ìàíäåëüøòàìà, êîòîðûé óæå áûë àðåñòîâàí.

Ñòàëèí âìåøàëñÿ. Äàë óêàçàíèå ñîõðàíèòü Ìàíäåëüøòàìà. Ñîâñåì îñâîáîäèòü åãî îò îòâåòñòâåííîñòè, âèäèìî, íå ìîã äàæå îí. Ïîòîìó ÷òî ñëèøêîì ìíîãî ëþäåé çíàëè îá ýòîì ñòèõîòâîðåíèè Ìàíäåëüøòàìà è î åãî ïîñòîÿííûõ ðåçêèõ âûñêàçûâàíèÿõ íå òîëüêî î Ñòàëèíå, íî è ãîñóäàðñòâå. Ëîáîâîå ïðîòèâîñòîÿíèå â òå âðåìåíà íå ïðîùàëîñü íèêîìó.

Äî àðåñòà Ìàíäåëüøòàì ÷èòàë ýòî ñòèõîòâîðåíèå âñåì ïîäðÿä. È î÷åíü ìíîãèå îò÷åòëèâî âèäåëè ñëàáîñòü òåêñòà.

Êàê ïèñàëà æåíà àâòîðà Íàäåæäà Ìàíäåëüøòàì, Èëüÿ Ýðåíáóðã íå ïðèçíàâàë ñòèõîâ î Ñòàëèíå, íàçûâàÿ èõ “ñòèøêàìè”, ñëó÷àéíûìè â òâîð÷åñòâå Î. Ìàíäåëüøòàìà.

Åùå ðåç÷å âûðàçèëñÿ Áîðèñ Ïàñòåðíàê. Âûñëóøàâ ñòèõîòâîðåíèå èç óñò àâòîðà, îí ïðîñòî îòêàçàëñÿ îáñóæäàòü åãî äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè: “Òî, ÷òî âû ìíå ïðî÷ëè, íå èìååò íèêàêîãî îòíîøåíèÿ ê ëèòåðàòóðå, ïîýçèè. Ýòî íå ëèòåðàòóðíûé ôàêò, íî àêò ñàìîóáèéñòâà, êîòîðîãî ÿ íå îäîáðÿþ è â     êîòîðîì  íå õî÷ó ïðèíèìàòü ó÷àñòèÿ. Âû ìíå íè÷åãî íå ÷èòàëè, ÿ íè÷åãî íå ñëûøàë, è ïðîøó âàñ íå ÷èòàòü èõ íèêîìó äðóãîìó”.

Íî Ìàíäåëüøòàì íå âíÿë ñîâåòó Ïàñòåðíàêà. Õîòÿ íàâåðíÿêà ïðåêðàñíî ïîíèìàë, ÷òî, ñî÷èíÿÿ, à, òåì áîëåå, ÷èòàÿ ýòî ñòèõîòâîðåíèå âñëóõ, õîòÿ áû è ñàìûì íàäåæíûì ñëóøàòåëÿì èç ÷èñëà ñâîèõ çíàêîìûõ, îí ñîâåðøàåò àêò ñàìîóáèéñòâà.

È âñå æå Ñòàëèí ñìÿã÷èë ó÷àñòü Ìàíäåëüøòàìà. Áîëåå òîãî, ýòî ñòèõîòâîðåíèå âûçâàëî èíòåðåñ âîæäÿ ê ïîýòó. Ñòàëèí, æåëàÿ ñîïîñòàâèòü ñâîå âïîëíå ïðîôåññèîíàëüíîå ìíåíèå î íåì ñ ìíåíèåì äðóãîãî ïðîôåññèîíàëà, ïîçâîíèë Ïàñòåðíàêó. Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî âåðñèé ýòîãî èñòîðè÷åñêîãî ðàçãîâîðà. Ãîâîðÿò, ÷òî áëèæå âñåõ ê èñòèíå çàïèñü Àííû Àõìàòîâîé. Âîò ýòà çàïèñü:

«Ñòàëèí ñîîáùèë, ÷òî îòäàíî ðàñïîðÿæåíèå, ÷òî ñ Ìàíäåëüøòàìîì âñ¸ áóäåò â ïîðÿäêå. Îí ñïðîñèë Ïàñòåðíàêà, ïî÷åìó òîò íå õëîïîòàë. «Åñëè á ìîé äðóã ïîïàë â áåäó, ÿ áû ëåç íà ñòåíó, ÷òîáû åãî ñïàñòè». Ïàñòåðíàê îòâåòèë, ÷òî åñëè áû îí íå õëîïîòàë, òî Ñòàëèí áû íå óçíàë îá ýòîì äåëå. «Ïî÷åìó âû íå îáðàòèëèñü êî ìíå èëè â ïèñàòåëüñêèå îðãàíèçàöèè?».

«Ïèñàòåëüñêèå îðãàíèçàöèè íå çàíèìàþòñÿ ýòèì ñ 1927 ãîäà». – «Íî âåäü îí âàø äðóã?» Ïàñòåðíàê çàìÿëñÿ, è Ñòàëèí ïîñëå íåäîëãîé ïàóçû ïðîäîëæèë âîïðîñ: «Íî âåäü îí æå ìàñòåð, ìàñòåð?» Ïàñòåðíàê îòâåòèë: «Ýòî íå èìååò çíà÷åíèÿ…». Ïàñòåðíàê äóìàë, ÷òî Ñòàëèí åãî ïðîâåðÿåò, çíàåò ëè îí ïðî ñòèõè, è ýòèì îí îáúÿñíèë ñâîè øàòêèå îòâåòû. «Ïî÷åìó ìû âñ¸ ãîâîðèì î Ìàíäåëüøòàìå è Ìàíäåëüøòàìå, ÿ òàê äàâíî õîòåë ñ âàìè ïîãîâîðèòü». – «Î ÷¸ì?» – «Î æèçíè è ñìåðòè». Ñòàëèí ïîâåñèë òðóáêó». Êîíåö öèòàòû.

Ñòàëèí ïîâåñèë òðóáêó. À Ïàñòåðíàê, ïîõîæå, íå î÷åíü ïîíÿë, ÷òî Ñòàëèí êàê ðàç è ãîâîðèë ñ íèì î æèçíè è ñìåðòè. Î æèçíè Ìàíäåëüøòàìà, æåëàÿ îòäàëèòü åãî îò ñìåðòè, îò ñìåðòåëüíîãî âûáîðà. Íî è âñåñèëüíûé âîæäü áûë íå âëàñòåí íàä ñóäüáîé ïîýòà.

À ñóäüáà ðàñïîðÿäèëàñü òàê. Ñ 1934-ãî ïî 1937 ãîä Ìàíäåëüøòàì ñ æåíîé Íàäåæäîé, êîòîðîé ðàçðåøèëè ñîïðîâîæäàòü ïîýòà (÷åãî íå ðàçðåøàëîñü íè äî, íè ïîñëå íèêîìó, åñëè íå ñ÷èòàòü æåí äåêàáðèñòîâ), ïðîâåëè â ññûëêå, â ×åðäûíè è â Âîðîíåæå.  1937 ãîäó âåðíóëèñü â Ìîñêâó.  1938-ì – íîâûé äîíîñ. Àðåñò. Ñóä. 27 äåêàáðÿ 1938 ãîäà Îñèï Ìàíäåëüøòàì ñêîí÷àëñÿ â áîëüíèöå äëÿ çàêëþ÷åííûõ.

Ìåíÿ óäèâëÿþò è óìèëÿþò ïîïûòêè ëþäåé, áîëüíûõ ëèáåðàëèçìîì ãîëîâíîãî ìîçãà, âàëèòü âèíó íà Ñòàëèíà çà âñå, ÷òî ñëó÷èëîñü ñ òåì èëè èíûì ïåðñîíàæåì ýïîõè ñòðîèòåëüñòâà ÑÑÑÐ. Ñïàñèáî ñêàçàëè áû Ñòàëèíó çà òî, ÷òî, íåñìîòðÿ íà ñâîþ ãèãàíòñêóþ çàíÿòîñòü ñòðîèòåëüñòâîì âåëèêîãî ãîñóäàðñòâà, íàõîäèë âðåìÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû çàíèìàòüñÿ ïðîáëåìàìè «ïóáëè÷íûõ áîðöîâ ñ ñàìèìè ñîáîé». È ðåàëüíî ïîìîãàë òàêèì «áîðöàì».

È åùå ðàç ñêàçàëè áû Ñòàëèíó ñïàñèáî çà òî, ÷òî äî ñèõ ïîð íå ìîãóò ïðîæðàòü åãî íàñëåäèå.   

Читайте также:  Что делать если болит левая бровь

Íî áîëüíûå ëèáåðàëèçìîì íà ñïàñèáî íå ñïîñîáíû ïî âïîëíå îáúåêòèâíîé ïðè÷èíå. Èõ áîëåçíü âûðàæàåòñÿ â ïîëíîé óòðàòå óìåíèÿ âèäåòü î÷åâèäíîå: êàê â ñîâðåìåííîñòè, òàê è â ïðîøëîì. Ëþäÿì ñ ñèìïòîìàìè ýòîé áîëåçíè,  äàæå èíòåðíåò, â êîòîðîì åñòü âñå, – íå â ïîìîùü.

Ïîìíèòå, ãîñïîäà áîëüíûå, ãëàâíîå: ìîçãàì, ïîðàæåííûì ëèáåðàëèçìîì, ðàíî èëè ïîçäíî íàñòóïàåò ÷óáàéñ. Ïîëíûé ÷óáàéñ.

Источник

В 1934 г. на І съезде писателей был создан Союз писателей, а вскоре появились такие же союзы у художников, композиторов, артистов… Все члены таких союзов получали льготы: у них были особые условия оплаты труда, санатории, дачи, поездки по стране, они не только получали квартиры вне очереди, но им увеличили нормы на жилую площадь, которая в городах была строго лимитирована. Власти словно подавали знак людям творческим: мы вас ценим, но не выходите за рамки!

Объединив людей творческих, Сталин словно заключил с ними своеобразный союз: мы вас ценим, поощряем, вы уважаемы и высокооплачиваемы, вы «инженеры человеческих душ», как высказался Сталин на встрече с писателями в особняке Горького, но и вы соответствуйте нашим ожиданиям!

Многие писатели, прежде всего «красный граф» Алексей Толстой, поняли смысл действий власти и активно откликнулись. Юрий Тынянов называл Сталина «величайшим из гениев, перестраивавших мир», а К. Чуковский записал в дневнике: «Колхоз — это единственное спасение России, единственное разрешение крестьянского вопроса в стране! Через десять лет вся тысячелетняя крестьянская Русь будет совершенно иной, переродится магически…»

Но отдельные творческие личности не приняли доброжелательного диалога с властью, то есть со Сталиным. Конечно, это Осип Мандельштам, который принимал современное положение России как трагедию народа. Вернувшись из Крыма в 1033 году, он, потрясённый картинами голода, пишет:

Природа своего не узнает лица,

И тени страшные Укрáины, Кубани…

Страшные тени – это не только умирающие от голода люди, но и члены ЦК Молотов и Каганович, присланные выбивать хлеб из деревни, а по сути из голодающих мужиков.

Вскоре появятся строчки, которые станут поводом для ареста:

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца –

Там помянут кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, дарит за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина.

Первые строчки – мироощущение людей, выросших среди поэзии и музыки, в среде русской классической культуры – и вдруг приходит Он – кремлёвский горец, по сути, дикарь, которому эта культура не нужна – тараканьи усы и солдатские сапоги – вот что характеризует вождя, как его понимает Мандельштам! Такова же его свита – полулюди-полузвери, напоминающие скопище чудовищ из сна Татьяны в «Евгении Онегине», «кто свистит, кто мяучит, кто хнычет», и правит ими палач: «что ни казнь у него – то малина» – это же сборище каторжан, уголовников!

Сталинское общество

Борис Пастернак, которому Мандельштам при встрече продекламировал это стихотворение, сказал: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал и прошу вас не читать их никому другому».

Думаю, это не трусость, это понимание, что просто из озорства, из этакого вызова, фронды взрослые люди так не поступают. Мандельштам в этом эпизоде ведёт себя подобно мальчишке Пушкину, который, получая от графа Воронцова место службы, деньги, переспав с его женой, вдруг ошарашивает совершенно незаслуженной характеристикой:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежа,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Но это «кровавый тиран» Николай І распорядится в качестве наказания отправить Пушкина в родительское имение – это такая ссылка.

Неужели Мандельштам не сознаёт, что страна давно изменилась? Зачем он дразнил Сталина? Испытывал судьбу? Доказывал себе (и другим), что не боится? Он носится по городу, в каждой компании читая эти стихи (которые переписывает ему жена, Надежда, верно сопровождавшая его по жизни со всеми её горестями) и наблюдает реакцию поражённых людей, иногда совершенно малознакомых!

О. Мандельштам накануне ареста

Нужно ли удивляться, что вскоре секретарь правления союза писателей

В. Ставский пишет наркому внутренних дел Н. Ежову о том, что «Мандельштам является автором похабных клеветнических стихов и антисоветской агитации», часто приезжает в Москву, хотя находится в ссылке, а друзья-поэты «делают из него страдальца», при этом Ставский скромно просит помочь решить этот.

Справка из тюрьмы

В 1938 году вопрос был решён окончательно: Мандельштам арестован, дал признательные показания в контрреволюционной деятельности и получил приговор:

«МАНДЕЛЬШТАМ Осипа Эмильевича за к.-р. деятельность заключить в ИТЛ сроком на ПЯТЬ лет, сч[итая] срок с 30/IV–38 г. Дело сдать в архив».

На обороте — помета: «Объявлено 8/8–38 г.», и далее — рукой поэта: «Постановление ОСО читал. О.Э. Мандельштам».

8 сентября 1938 года его этапировали в лагерь, из которого он не вернулся.

Источник