Почему у клоунов такой макияж

Почему у клоунов такой макияж thumbnail

Гримвцирковомпредставлении.

Урок№6;)

Гримклоуна.

Цирк это праздник, восхищение, радость, чудеса. Здесь демонстрируются великие возможности человеческой природы как физические, так и волевые. Цирк (от лат. circus – буквально круг) в современном понимании – вид искусства, включающий акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т. п., а также здание с ареной (манежем) в центре и амфитеатром для зрителей, в котором происходят цирковые представления.
Цирковое представление состоит из отдельных номеров, в которых используется все – начиная от веселого остроумного фарса до патетики, разнообразное по жанру. Цирковое искусство – это искусство коллектива, успех его зависит от суммы компонентов: мастерства актеров, световых эффектов, музыкального оформления, ярких удобных карнавальных костюмов и грима, яркого и необычного реквизита, сложных страховочных конструкций. Представление складывается из номеров, идущих с нарастающим успехом, в стремительном темпе. Герой в цирке всегда положительный. Цирковое искусство многогранно: оно способно сделать счастливым человека разного возраста, от мала до велика по социальному статусу, понятно для любого народа без переводчика.
Большое место в цирковой программе отводится клоунаде. Клоуны выступают группами, дуэтом, поодиночке. Клоун на латинском языке означает «деревенщина», «грубиян». Он исполняет пародии, эксцентрические сценки, полные гротеска и сатиры, используя при этом комические и буффонные приемы. Клоун выступает на арене в постоянной маске (гриме) и костюме (рис. 45). Он обобщает внешний облик и внутренние черты характера, типичные для достоверного персонажа. Форма и приемы сценического воплощения клоунской маски определяются характерными внешними данными исполнителя. Клоуны не только разыгрывают веселые интермедии между собой, участниками номеров, но и могут обращаться к зрителям, привлекая их к игре, трюкам при помощи реплик, мимики, жестов, пантомим.
Предшественниками клоунов в странах Западной Европы были мимы, в эпоху Возрождения — персонажи итальянской комедии дель арте, в России — шуты, скоморохи, участники веселых народных представлений.
Одним из любимых клоунов был Белый, который всегда в зарубежном цирке являлся партнером Рыжего. До конца XIX века Белый клоун выступал один, выполняя основную комедийную часть представления. Он заполнял паузы в конных номерах, выступая комическим наездником, акробатом, дрессировщиком, пародистом. У артиста были подчеркнуто комический костюм и грим. Короткие до колен панталоны, сшитые вместе с курткой, наподобие комбинезона, из белого блестящего материала. Костюм ук-рашался аппликациями в виде ярких полос, бабочек, звезд, рыб. Лицо набелено, подрисованы сильно глаза, брови, нос и рот. В руках у клоуна — палочка с подушечкой на конце, которая называлась «батон». Клоун применял ее для оплеух, которыми награждал то и дело своих партнеров. На формирование образа Белого клоуна оказали влияние маски итальянской комедии дель арте, особенно ее персонаж Педролино и герой ярмарочного театра Пьеро.
Сначала Белый клоун изображал крестьянина-мукомола, поэтому клоун делал себе густо набеленное лицо мукой, традиционным атрибутом его являлся «батон». Со временем маска Белого клоуна заметно изменилась. Его костюм начиная с XX века приобрел вычурную пышность. Он делался из более дорогого блестящего материала, появились крахмальное жабо и манжеты. На голове — изящный белый колпачок, на ногах — лакированные или золотые туфли с бантами или помпонами. Вместо комического парика — элегантная прическа. Только грим лица мало в чем изменился. Лицо осталось набеленной маской с яркими красными губами и черными линиями бровей. Манера его игры стала более сдержанной. Заносчивые насмешки были заменены поучениями. Среди белых клоунов дореволюционного русского цирка выделялся талантливый артист С. Альперов. Советские артисты, исполняющие амплуа Белого клоуна, мастерски сочетают лучшие традиции старинной клоунады с современной сатирической тематикой, критикой пережитков. Значительных успехов и любви зрителей достигли артисты Д. Альперов, Г. Бондаренко, Д. Демаш, А. Межинский, К. Роланд, С. Ротмистров.
Ярким представителем клоунады является Рыжий клоун (рис. 47), который с 80-х годов XIX века начал выступать в дуэте с Белым клоуном, разыгрывая смешные сценки, основанные на столкновении разных контрастных характеров. Недотепа Рыжий и заносчивый насмешник Белый вызывали смех зрительного зала. Рыжий клоун — немецкий глупый Август — появился в немецком цирке в 70-х годах XIX века, заполняя веселыми трюками промежутки между отдельными номерами программы, изображая незадачливого неловкого служителя манежа, униформиста. Костюм Августа — карикатурная одежда униформиста или подобие фрака В характере клоуна сочетаются хитрость плута с детской наивностью. Предполагают, что маска Рыжего возникла из нескольких вариантов: первым Рыжим был американский наездник Том Беллинг (1873 год, цирк Ренца, Берлин), другие считали француза Дж. Гийона, англичане — Уиддикомба и Чедвика. Каждый артист вносил в исполнение роли Рыжего свои индивидуальные особенности: походка, обороты речи, манера смеха, плача, интонаций и восклицаний. Сначала у Рыжего клоуна был грим «босяцкий». Сине-черный тон на щеках (имитируя небритость), белые мешки под глазами, беззубый рот, парик с причудливо облысевшей головой. Преобладающий грим был гротесковый, эксцентрический. С течением времени изменился внешний облик Рыжего. Он имел мешковатый костюм, гигантских размеров ботинки, бант на шее. Грим лица представлял картофелеобразную налепку на нос, нарисованные брови домиком и яркий, преувеличенных размеров рот.
Грим Белого клоуна — традиционная маска. Работа по гриму начинается с подбора иллюстративного материала, создания эскиза грима. В основу работы берется схема «печальное лицо». Подготовив лицо к гриму, составляют общий тон № 1 + белая краска, так как лицо по цвету кожи должно быть белым, сохраняя традиции прошлого, когда мельник — прототип Белого клоуна был обсыпан мукой. Перед наложением общего тона надо основательно замазать естественную форму бровей при помощи специальной прозрачной мастики — ангруаза, обладающей вяжущими свойствами. Для замазывания бровей можно использовать жидкий гуммоз в смешении с общим тоном. Если брови не очень густые и жесткие, то их можно замаскировать мылом, общим тоном, смешанным с пудрой. Если брови густые и жесткие, можно использовать гримировальный клей. Кисточкой клей наносят на брови, затем промокают мокрой ватой, образуется белый налет, который покрывают общим тоном, накладывая его на лицо равномерно от центра к краям. Подглазную впадину затемняют, можно применять синюю краску в соединении с черной или серую краску (белая + черная). Тень у внутреннего угла глаза делается более интенсивной. Верхнее и нижнее веко покрывается белой краской, линию ресниц проводят hello_html_m13093ced.jpghello_html_m3f08089f.jpg

Читайте также:  Основа под макияж для смешанной кожи

черной краской , можно наклеить искусственные черные ресницы. Брови рисуют выше естественной формы темной краской (черная + коричневая), по форме бровей печального лица. Можно вырезать форму бровей из черного или синего бархата и наклеить после завершения грима, запудривания. Форму носа делают более прямой, тонкой. Для этого затемняют стенки носа темной краской, можно использовать коричневую, серую краски. Спинку носа высветляют. Форму губ рисуют темной краской (баканом). Внутреннюю часть губ окрашивают светло-красной краской (кармином). Стушевывают грани цветов внутрь. Можно использовать парик из темных гладких волос или надеть мягкую шапочку или берет в дополнение к гриму. Этот грим смотрится более эффектно с традиционным костюмом (рис. 46).

hello_html_572486d9.jpghello_html_260fb67.jpg
Грим Рыжего клоуна отличается от грима Белого своей яркостью. В основу работы по гриму берется схема «веселое лицо». После подготовки лица замазывают естественную форму бровей. Если брови не особенно густые, то можно использовать их форму. Составляют и накладывают общий тон № 2 + № 3. Румяна можно сделать по схеме «лубок». Глаза подкрашивают темной краской (коричневая + черная), чтобы придать округлую форму. Линия верхнего и нижнего века в середине подкрашивается сильнее. Брови рисуют в виде полукругов, можно наклеить крепе в виде небольших торчаших кустиков. Кончик носа можно окрасить ярко-красной краской или надеть на него половинку шарика, который крепится к лицу при помощи тесемок. Налепку на нос можно сделать из поролона, из ваты .
На нижней части лица от носа, захватывая часть щеки и подбородка, темной краской рисуют ромб, который покрывают внутри более светлой краской, чем все лицо. Губы рисуют преувеличенной формы темно-красной краской. Контур растушевывают внутрь. Внутреннюю часть губ окрашивают более светлой краской. На губах ставят блики. Форму губ можно сделать и по-другому. Провести линию, значительно увеличив разрез губ, закончив ее маленькими шариками. Дополнением грима является характерный парик с рыжими торчащими в разные стороны волосами. Можно использовать небольшой головной убор, колпачок, шляпку, кепку, шапочку с помпоном.
Грим других клоунов в отличие от традиционной маски Белого и Рыжего может быть различен. При его исполнении фантазируйте сколько угодно, но помните об одном — грим должен быть основан на контрасте цветовой гаммы и выполняться чисто, четко, без мазни. Рисунок деталей лица можно делать произвольно, используя живописный и скульптурно-объемный прием. Не следует перегружать лицо мелкими деталями, лишними штрихами. Краски могут быть использованы различные, но при этом нужно выбрать определенную гамму, например, коричнево-красную или серо-синюю. В работе над гримом следует придерживаться определенного колорита в цвете лица и парика.
Коверный клоун также выступал в цирковых представлениях, заполняя паузы между номерами программы. Коверный клоун появился в начале 70-х годов XIX века. Он выступал обычно в качестве партнера и, подыгрывая главным исполнителям, исполнял трюки разных жанров. Коверный копировал маски популярных иностранных комиков (Пат и Паташон, Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд). Костюм коверного представлял карикатурное изображение костюмов определенных персонажей, которым он подражал. Грим делался при помощи красок, налепок, парика с сюрпризами.
В цирковом представлении часто принимают участие клоуны-мимы (рис. 48), главными выразительными средствами их являются движение, жест, мимика в сочетании с трюковыми действиями. К ним могут быть отнесены клоуны-прыгуны, акробаты, каскадеры.
В выступлениях клоунов разговорного жанра основным являются речь, слово. К ним относятся клоуны-куплетисты, пародисты, эксцентрики, сатирики, музыкальные клоуны, исполняющие свои номера на различных музыкальных инструментах.
В цирке клоуны в содружестве с цирковыми режиссерами, драматургами, художниками создавали образы с элементами эксцентрики, используя в репертуаре темы, близкие зрителю. Большое значение в развитии клоунады имело искусство А. и В. Дуровых. Дуровы наравне с клоунадой разработали методы гуманной дрессировки животных. Основоположниками советской коверной клоунады являлись артисты Румянцев, Берман, Вяткин, Мусин, Сергеев, Антонов и Бартенев, которые принадлежали к старшему поколению. Представителями среднего и младшего поколения явились артисты Ю. Никулин, М. Шуйдин, О. Попов, Л. Енгибаров (рис. 49), Куклачев, Май, Маковский, Ротман, Марчевский, Николаев, Родин, Векшин, Васильев и многие другие. Имена клоунов получили мировую известность. Для цирка становится характерным образ клоуна, не только вызывающего смех зрителей, но и обладающего высоким профессиональным мастерством в области разных жанров циркового искусства: акробатики, жонглирования, эквилибристики, дрессировке.
Специфика циркового представления требует особого подхода и отношения к гриму, парику, которые должны быть дополнением праздничного зрелища. Гримы должны быть легкими и вместе с тем яркими и образными. Поэтому гримы современной клоунады разнообразны. Они характерны творческими поисками новых форм. Используют классические маски Белого и Рыжего клоунов, наряду с ними в ходу реалистический, гротесковый грим, который помогает перевоплощению.
Для циркового грима используют гримировальные краски, а также косметические средства: пудры, карандаши, помады, румяна. Созданная актером маска-грим лица и парик остаются без изменений продолжительное время, так как зрители привыкают к внешнему облику актера.
Цирковой грим требует четкости и чистоты исполнения. Детали лица делаются преувеличенных размеров, при этом подчеркивается контрастность цветов. Очень часто клоуны в гриме используют налепки на нос из поролона, папье-маше, пластических деталей (резиновые детали, изготовленные на киностудии «Мосфильм»).
Дополнением грима являются парики, которые несут в себе определенные неожиданности и сюрпризы. Парики не только придают персонажам цирка внешнюю характерность, но и становятся дополнением комических эффектов. Они должны быть сделаны с фантазией, с учетом специфики представления. Иногда в париках спрятаны специальные приспособления, которые помогают более ярко передать искусство клоунады, вызвать смех зрителей, например, ручьи слез, появление шишек на лбу, голове, встающие дыбом волосы. Парики изготовляются из синтетических материалов, а также из всевозможных тканей, стеблей растений, листьев, мочала, соломы, бумаги, картона, стружки, кожи.
Дополнением к гриму и костюму клоунов являются и некоторые детали: головные уборы, жабо, обувь. Например, солнечный клоун Олег Попов никогда не расставался с клетчатой кепкой преувеличенных размеров или Михаил Румянцев (Карандаш) всегда был в остроконечной черной шляпе, напоминающей головной убор знаменитого комика Чарли Чаплина.hello_html_m78f267eb.jpghello_html_248d70dc.jpg

Читайте также:  Вечерний макияж для брюнеток с зелеными глазами поэтапное

И.С.Сыромятникова
«Искусство грима»

Леонид Лейкин. Олег Попов.

hello_html_6818b9fb.jpghello_html_m48bfd8a6.jpg

Вячеслав Полунин.

hello_html_m732deb4b.jpg

Грим клоуна, образец для творческого арсенала и основы.

hello_html_m69fb86c5.jpg

hello_html_m858d7bb.jpg

Ссылка на видео:

Задание практическое.

Выбрать типаж клоуна.

Подобрать аксессуары и детали костюма (парик. платок, бабочка, галстук, носки, нос, кепка, шляпа и т.д.).
Создать свой грим к образу и аксессуарам.

Сделать фотографию или рисунок.

Вставить в рамочку на добрую память.

Успеха и вдохновения!!!

Источник

Такие нынче клоуны пошли

Считается, что большинство детей ходят в цирк из-за возможности увидеть выступление клоуна. Так было раньше. В наше время все больше детей стали бояться этого персонажа. Почему образ клоуна претерпел такую деформацию? Откуда растут ноги этой фобии, и есть ли причины вернуть наше расположение этому персонажу.

Читайте также: У экспертов есть стратегия календарного планирования, которая сделает занятого человека счастливее

Кто такой клоун на самом деле?

Слово «клоун» на разных языках имеет свое значение, так, в английском языке – это «мужик, деревенщина», в итальянском – «мешок соломы», в скандинавских языках – «клинн» или «клинс», то есть «неуклюжий», а если заглянуть в латынь, то просто «крестьянин». Видимо, некая неловкость и неуклюжесть, проявляющаяся у обычного народа в присутствии высоких господ, здорово веселила последних. Оттуда ноги и растут.

Синонимов у клоуна множество: артист, паяц, коверный, скоморох, шут, буффон, эксцентрик, гаер, фигляр, комик. А значение – одно: паясничать, строить из себя невесть что, вести себя шутовски. Сейчас есть цирковые, театральные, эстрадные разновидности этого персонажа. Они работают в паре или поодиночке. Часто клоун может изображать трагический образ, например, всем известный «Пьеро», разыгрывать печальные сцены. Но разве это должно пугать? Разве паясничание может вызывать фобию? Наблюдается явный психологический диссонанс между образом и значением образа.

Пьеро Вертинского

Как было на Руси?

На Руси скоморохи издревле почитались всеми слоями населения, будь то князь или дитя, богач или бедняк. Группы потешников переезжали с места на место, пересказывая были, исполняя древние языческие песни. Это были балагуры, певцы, фокусники – люди, способные в форме шутки поднять болезненные вопросы жизни. Многие из них обладали знаниями знахарей. Яркие, пестрые одежды с колокольчиками и бубенцами, уникальные музыкальные инструменты, ярко раскрашенные лица с небольшим преувеличением в чертах облика придавали носителям этой профессии добродушности, открытого веселья.

Раскрашивание лиц было необходимостью, чтоб лучше передать характер персонажей, подчеркнуть их эмоции по сюжету, а также, чтоб всем было видно, даже если не слышно, ведь представления собирали, обычно, всю общину города, поселка. Скоморошьи песни и прибаутки были близки народу, их слушали, к ним прислушивались. Это ставило под угрозу главенство церкви в душах людей. Чем больше укреплялась церковь, тем активнее преследовалось скоморошье движение. Уникальные музыкальные инструменты привселюдно сжигались, яркость образов порицалось, а само действо приравнивалось к бесовщине. Карательные операции и гонения привели к полному исчезновению скоморошничества, как явления. Постепенно появились разные ответвления, типа бардов, передвижных цирков, театральных групп.

Как было в Европе?

В европейской культуре клоун появился в граничное время между Средневековьем и Новым временем, и чаще носил имя «шут», поскольку эту должность при дворе занимал человек из высшего сословия, а никак не простолюдин или крестьянин. Шуту позволялось то, что другим зась, а именно говорить монарху правду обо всем, даже самом неудобоваримом.

О державе думает

Для развлечения простолюдинов были циркачи, театральные труппы и барды. Последних очень почитали, они являлись носителями древних сказаний и знаний. Для некоторых из них это была первая ступень, чтоб в дальнейшем иметь возможность стать друидом. В конце 16-го века В. Шекспир стал одним из популяризаторов шутовства, как явления, в театральных постановках и пьесах. А в 17-м веке клоунада распространилась по всей Европе. Шутовство здесь избежало участи русского движения, очевидно потому, что не было единым, всеохватывающим информационным направлением, но было узкоспециализированным, и потому не столь влиятельным на умы народа.

Читайте также:  Как сделать спонж для макияжа дома

Читайте также: Почему мы выбираем не такого партнера, которого хотели изначально

Клоунада в США

Клоун в США очень быстрыми темпами занял место не веселящего персонажа, а запугивающего. Очевидно, менталитет, где сила является главенствующей прерогативой, внес свои коррективы. Черты лица не просто слегка преувеличили, их сильно изменили, порой утрируя до безобразия, превращая в пугало. Образ стал преувеличенно гротескным. Яркие, красочные цвета скоморохов смешали с резко черными и интенсивно белыми, создав образ не живого, доброго паяца, а страшного недозомби. Непропорциональные части тела многих клоунских персонажей только усилили эффект.

В кинематографии и в американской литературе персонажу выделили роль кровожадного и жестокого. В противовес скоморохам на Руси и шутам в Европе, американские клоуны играют не на гуслях и гудках, не звенят бубенцами, они зачастую носят оружие, маскируя его в театральной мишуре. Их эмоции скрыты за гротескными, словно прилепленными намертво масками, а это пугает, вызывая бессознательный глубинный ужас. Поп-индустрия только выиграла от этого, спровоцировав целую «эпидемию» жутких клоунов. Это стало официальной точкой рождения такой фобии, как коулфобия – боязнь клоунов.

Разбойники в клоунских нарядах

Впрочем, если уж и говорить о негативных образах, то не единой Америкой пополнялась база фобий. Впервые о таком явлении написал Эдгар По в 1849 году в своем рассказе «Прыг-Скок», основанном на сюжете из жизни Карла шестого.

“Хороший клоун – мертвый клоун”

Затем были «Паяцы» Леонкавалли, «Дети райка» в театральной мимической сценке Батиста. Стивен Кинг в своем «Оно» превзошел всех в нагнетании ужаса. Киношники почуяли момент истины, и вот уже страшный и ужасный образ стал обычным в американских фильмах. А там, где есть наводка киношников, мошенники в сторонке не стоят. Образ клоуна примеряли на себя все подразделения бандитского мира – от хулиганов до убийц. Несерьезность художественных сюжетов заменила серьезность реальных поступков.

Причины, симптомы и последствия коулфобии

Дети очень восприимчивы к преувеличениям, особенно, в гипервариантах. Ведь недаром в детских сказках, если персонаж хороший, то и красивый, и добрый на все сто процентов, то же наблюдается, если он – «плохой», только со знаком «минус». Клоун, призванный веселить, в понимании детей должен быть «добрым» априори, но современный внешний вид, непропорциональные части одежды, подразумевающие таковые и в частях тела, вызывают диссонанс, расхождения в том, что ребенок видит и что должно быть, сбивает с толку, а ведь все, что не понятно, природно вызывает страх. К этому добавляется зачастую преувеличенно-развязное поведение персонажа, антисоциальное, такое, о котором родители говорят, что это – плохо. А здесь приводят в цирк и утверждают, что клоун – это смешно, приглашают на детские праздники. Непонимание происходящего, двусмысленность в поведенческих установках, загоняют неокрепшее сознание ребенка в угол. И первая защитная реакция – страх.

Тоже ведь клоуны, но приятные

Человек способен пронести свой страх до седых волос. И не важно, что твое сознание уже может дифференцировать предметы, поведение, эмоции. То, что заложено в детстве, как и то, что написано пером, не просто извлечь из человеческой психики. Фобии могут сопровождаться накатыванием волн паники, сильным потоотделением, одышкой, аритмией, жаром, тошнотой. А эти симптомы могут потянуть за собой развитие настоящих, основанных на физиологических процессах, заболеваний. Поэтому не стоит легкомысленно относится к своему состоянию, если вы уж подхватили такую психотравму. Пусть вам будет все равно, что в современной психиатрии фобии не приравниваются к полноценным заболеваниям, – просто позаботьтесь о себе. На всякий случай. А то, к примеру, в США этой разновидностью фобии страдают столько взрослых людей – 12% от общего количества населения.

Стоит помнить, коулфобия лечится в любом возрасте. Одним из возможных вариантов лечения – личное знакомство с клоуном. Ваше подсознание должно принять тот факт, что пугающий вас персонаж на поверку оказывается простым человеком в балахоне и измазанный красками.

Читайте также: Невербальные сигналы: когда знание психологии хорошо, а когда – не очень

Клоуны в больницах

Несмотря на то, что паническое состояние при виде клоунов присутствует в жизни многих, веселый образ этого персонажа успешно помогает с реабилитацией больных детей. Здесь нет размалеванных лиц, лишь немного приемлемого макияжа и яркий нос, вызывающий радость у детей, так как ассоциируется с Дедом Морозом и простые, сказочные костюмы.

Лечиться непросто даже взрослым, и детские психологи не всегда могут добиться, чтоб ребенок пошел на контакт. Малышу и так плохо, а процедуры не повышают доверия к врачам. Поведение, близкое к детскому, веселые игры вытаскивают ребенка из собственной раковины страха, запуская механизм самообновления детского организма.

Что было – помним, что есть – видим, что будет – узнаем – расхожая фраза. Применяя ее к образу клоуна, хотелось бы вернуть ему веселую, развлекательную миссию. Вернуть, утвердить и узаконить. И если время невозможно повернуть вспять, то приемы и знания забавных балагуров, умных шутов и скоморохов возродить и освоить возможно, чтоб очистить, отмыть образ весельчаков и правдолюбов, а нам – искоренить один из бессмысленных психологических страхов. Так мы сможем с уверенностью поставить запятую на ее законном месте: любить, нельзя бояться.

Понравился пост – поделитесь им в соцсетях!

Источник